ЛЕПКА рельефная «Садовые цветы» 

 

 

 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЛЕПКА рельефная «Садовые цветы»



Задачи. Совершенствовать технику рельефной лепки при созда­нии композиции «Садовые цветы». Учить детей грамотно отбирать содержание лепки в соответствии с поставленной задачей и своим замыслом. Показать новые приемы лепки (получение двух- и трех­цветного образа); развивать композиционные умения и способ­ность к восприятию и воплощению образа по мотивам народного декоративно-прикладного искусства (жостовской росписи).

Предварительная работа. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, беседа о традиционном промысле села Жостово. Экскурсия в музей народного творчества или краеведче­ский музей (с воспитателем, искусствоведом или с родителями — в выходные дни). Организация в детском саду мини-музея или «музея в чемодане» («в сундучке»), экспонатами которого могут быть пред­меты старины и народного декоративно-прикладного искусства, принесенные родителями для временной экспозиции. Знакомство с жостовской росписью на металлических подносах. Изготовление аппликаций из природного материала по мотивам жостовской ро­списи.

Рассматривание репродукций и художественных открыток с изо­бражением натюрмортов (например, «Фрукты» И. Хрупкого, «Пер­сики» П. Кончаловского, «Фрукты» Ф. Снейдерса, «Синие сливы» И. Машкова).

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, основа для пластилиновых картин — из картона (круги, квадраты).

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям, как они рисовали «Осенние букеты из Жостова» и составляли аппликацию «Осенние чудо-букеты» из красивых листьев и лепестков цветов. Затем педагог сообщает, что необычные осенние картины можно не только нарисовать, но и слепить. Показывает технику рельефной лепки и поясняет, что такой способ напоминает технику рисования масляными красками: «Отщипываю кусочек пластилина желтого цвета, прижимаю к бумаге и слегка размазываю пальцем, будто это осенний листок сорвался с ветки и кружится в воздухе или лепесток осеннего цветка, медленно падающий на землю. Потом отщипываю кусочек пластилина оранжевого (красного, розового, бордового) Цвета, прикрепляю на некотором расстоянии от желтого и тоже слегка размазываю...»

Затем педагог показывает детям жостовский поднос и спрашива­ет, удастся ли изобразить такие красивые цветы на пластилиновой

223


картине и каким образом можно передать сложные цвета и оттенки (например, не желтый, а желто-оранжевый с красными прожилка­ми). Дети высказывают свои догадки. Воспитатель уточняет и опи­сывает варианты:

— можно смешать в одном комочке пластилина 2-3 цвета и ле­
пить из него лепестки цветка;

— можно слепить лепестки одного цвета, а потом поверх нало­
жить лепестки меньшего размера и другого цвета.

Информация для педагога. «Пластилиновая» живопись по праву может рассматриваться как уникальная техника в лепке. Дети с восторгом открывают и самостоятельно создают новые цвета и оттенки в таком локальном по цвету материале, как пластилин. Это обогащает и разнообразит его палитру, сближает лепку с рисо­ванием красками. Условно можно выделить два способа: неполное и полное смешивание разных по цвету кусков пластилина в одном комке.

При неполном смешивании разных цветов получается окраска «под мрамор». Очень эффектно выглядят «мраморные» поделки: камеш­ки, вазы, кашпо, скульптуры. Для получения такой окраски нужно взять 2—3 куска пластилина и смешивать их до образования при­чудливых разводов и пятен. Сначала дети делают это стихийно, по вдохновению — что получится. Со временем приходит понимание того, что мраморную окраску можно моделировать и создавать по замыслу. Но нужно посоветовать не брать много исходных цветов. Сначала лучше ограничиться 2-3, затем можно поэкспериментиро­вать с 3—5 цветам. При этом нужно поддерживать стремление детей к созданию гармоничных, радующих глаз цветосочетаний. При пол­ ном смешивании разных цветов получаются новые цвета или оттенки (розовый, голубой, бежевый и др.).

224


После занятия. Детские работы используются для оформления группы или зала к празднику «Ярмарка».


РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ «Мои шутки и смех веселят всех»

Задачи. Обогащать словарь детей образными словами и вы­ражениями. Уточнить значение обобщающего наименования «одежда». Уточнять и закреплять произношение звуков ч, щ. Учить проводить звуковой и слоговой анализ слова. Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей. Воспитывать интерес к письмен­ной речи. Побуждать произвольно строить предложения разной грамматической структуры, объединять предложения в короткий текст.

Материалы, инструменты, оборудование. Игрушка Петрушка, ку­зовок; карточки с загадками; картинки с отгадками: черепаха (2), щетка (2), плащ, грибы, лисички; доска, мел, наборное полотно; игрушки и предметы: шляпы, береты, платки, накидки, палка-лошадка, дудочки, ободки и маски зверей: коза, курица, заяц (по усмотрению воспитателя).

Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадку:

Наряд мой пестрый, Колпак мой острый, Мои шутки и смех Веселят всех.

(Петрушка)1

Появляется Петрушка. Приветствует детей, предлагает поиграть с ним. Далее все занятие ведется от лица Петрушки. На столе раскла­дываются карточки с загадками, а в кузовке Петрушки — картинки-отгадки. Того, кто будет отгадывать загадку, выбирают с помощью считалки: «ча-ча-ча, щу-щу-щу, я отгадку отыщу!»

Выбранный считалкой ребенок берет наугад карточку с загад­кой. Петрушка зачитывает загадку. Ребенок ищет картинку-отгадку в кузовке и выставляет ее на панно. Если ребенок не справляется с заданием, дети ему помогают. Отгадавший ребенок (или тот, кто ему помог) выбирает следующего игрока. В процессе отгадывания загадок Петрушка ведет с детьми диалог: задает наводящие вопросы, подсказывает, удивляется, хвалит.

Используются следующие загадки:

По песку ползет без страха Костяная... (черепаха)2. Людям часто я нужна,

Автор — А. Аркадьева. 2 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2005. С. 18.

225


 

15*

Я похожа на ежа. Колкие щетинки Уберут пылинки. (Щетка)

Как зонт от дождя укрывает,

От ветра холодного нас защищает.

(Плащ)

Медленно ползет, Домик на себе везет, Панцирь будто щит Из кусочков состоит. (Черепаха)

С пастой я зубной дружна. Рано утром вас встречаю, Перед сном вас поджидаю, Зубы чистить помогаю. (Зубная щетка)

Солнца яркие лучи Разукрасили грибы, И стоят в траве сестрички, Это — рыжие... (лисички)1.

Затем Петрушка задает детям каверзные вопросы:

— Какой звук слышится в словах «Черепаха», «лисиЧки»? В сло­
вах «Щщщетка», «плащщщ»?

— Где находится звук ч в слове «черепаха»? «Лисички»? В начале,
в середине или в конце слова?

— Где находится звук щ в слове «щетка»? «Плащ»?

— Сколько слогов в слове «черепаха»? В слове «лисички»? (Педа­
гог предлагает проверить себя хлопками: сколько хлопков — столь­
ко слогов.)

— Как можно назвать одним словом эти предметы: рубаха, плащ,
пальто? (Одежда.)

— Какую одежду вы знаете?

— Какие головные уборы вы знаете?

— Какую обувь?

Петрушка вразбивку подходит к отдельным детям, выслушивает ответы, исправляет ошибки.

После этого Петрушка предлагает детям встать в круг и разучить скороговорку: «Ткет ткач ткани на платье Тани»2. Дети идут по кру­гу, произносят скороговорку в медленном темпе, негромко; затем — в умеренном темпе, шепотом; помогают себе, сжимая и разжимая кулаки. Повторяется 3-4 раза, после чего дети садятся на места.

Затем педагог говорит, что Петрушка прослышал, что дети умеют читать и писать, и хочет это проверить. Петрушка пишет на доске

' Автор загадок — А. Аркадьева.

2 Тридцать три Егорки. Русские народные скороговорки / Сост. Науменко Г. М. — М: Детская литература, 1983. С. 3.

226


слово ЦИРК и просит детей прочитать его. Затем Петрушка просит детей написать на доске слова: ШАР, ЖИРАФ. Спрашивает у детей, кто может написать слово ШАРФ? В случае затруднения воспита­тель помогает, подсказывает.

Педагог говорит, что Петрушка хочет потешить, рассмешить де­тей. Читает перевертыши:

Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор, На булановой телеге, На скрипучей лошади. Сапоги на нем с карманом, А жилетка с каблуком, Подпоясался дубиной, Опирался кушаком1.

Петрушка обращает внимание детей на разложенные на столе элементы костюмов для ряжения: шляпы, береты, платки, накидки, палку-лошадку, дудочки, ободки, «звериные» маски и т. п. Петрушка предлагает детям отобрать нужные им предметы и сочинить свои небылицы. Вызывает желающих детей по одному. Возможен вариант совместного сочинения двух-трех детей. Игра переходит в свобод­ную деятельность детей.

КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги «Карусель, карусель»

Задачи. Продолжать знакомить детей со способом закручивания круга в конус. Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления общей поделки. Активизи­ровать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятель­но анализировать готовые поделки с точки зрения выделения обще­го способа их создания.

Материалы, инструменты, оборудование. Воспитатель заготавли­вает круг диаметром примерно 30-35 см — для крыши карусели, прямоугольник — для опорной ножки карусели; также понадобится картонный круг-основа, толстые нитки. Для каждого ребенка готовит по несколько кругов различного диаметра (от 3 до 5-9 см), обрезки бумаги разного цвета и размера для изготовления необходимых до­полнительных деталей, краски, клей, фломастеры и др. материалы.

Педагог заранее изготавливает несколько поделок этим спосо­бом.

Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. Т. 3. — М: Русская книга, 1993 *-• 697.

227


Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, любят ли они кататься на карусели? Где можно увидеть карусели? Говорит, что ни одно народное гуляние, тем более ярмарка, не обходилось без этого развлечения.

Предлагает детям смастерить свою игрушечную карусель и раз­местить на ней бумажные игрушки, сделанные из конусов.

Воспитатель вспоминает с детьми способ закручивания круга в конус (читает отрывок из стихотворения Г. Д. Егорова):

Красный круг так расхрабрился, Взял и пополам сложился, Половинки приподнял, В конус закрутил и встал.

Показывает разные поделки, изготовленные на основе «низкого» конуса и дополнительных плоскостных деталей (см. рисунок); об­суждает с детьми, какие детали можно изменить или добавить, что­бы получить другую поделку. Предлагает детям смастерить поделку по образцу или придумать свою, а затем разместить на карусели.

Обращает внимание детей на то, что крыша карусели — это тоже конус, только большой. Приглашает 1-2 желающих детей для изго­товления карусели. Дети склеивают большой круг в конус, прикре­пляют к нему изготовленную из бумажной трубочки ножку и основу из картонного круга, по краю крыши делают дыроколом дырочки, нарезают нитки определенной длины для крепления тех игрушек, что изготовят дети. Воспитатель оказывает помощь как им, так и другим детям, изготавливающим поделки.

Готовые детские работы рассматриваются и обсуждаются. Затем дети вешают свои поделки за ниточки на карусель. Рядом с подел­ками детей расставляются небольшие карточки с соответствующими знакомыми детям и новыми словами, например: ЛИСА, ЛЯГУШКА, МЫШКА, ЧЕРЕПАХА, ЦАРЕВНА. Новые слова предварительно прочитываются: воспитатель ведет пальцем внизу слова слева на­право и «читает» его вместе с детьми. Знакомые слова дети читают и размещают сами. Общая поделка остается в группе на несколько дней. Если в группе много детей, лучше сделать 2-3 карусели, что­бы игрушки разместились более свободно.

228


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«По щучьему веленью»

(русская народная сказка)

Задачи. Познакомить детей с понятием «докучные сказки» (их смысл и ситуации использования). Учить внимательно слушать русскую народную сказку, запоминать события, участвовать в коллективном пересказе. Учить с помощью картинок-символов обозначать каждый значимый эпизод сказки и кратко воспроиз­водить его, используя повторяющиеся сказочные образные вы­ражения.

Предварительная работа. Первая часть сказки читается детям накануне до того момента, как Емеля поехал к царю: «Ну ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду».

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает детей, любят ли они сказки, хотят ли, чтобы она рассказала им сказку? После утвер­дительного ответа рассказывает докучную сказку «Про белого быч­ка». Важно, чтобы дети участвовали в заданном докучной сказкой диалоге.

Рассказчик:А не рассказать ли вам сказку про белого бычка?

Слушатели: — Расскажите.

Рассказчик: — Вы говорите «расскажите», и я говорю «расскажи­те». А не рассказать ли вам сказку про белого бычка?

Слушатели: — Нет.

Рассказчик:Вы говорите «нет», и я говорю «нет». А не расска­ зать ли вам сказку про белого бычка?

Слушатели:Не нужно.

Рассказчик:Вы говорите «не нужно», и я говорю «не нужно». А не рассказать ли вам сказку про белого бычка?..'

И так продолжается до тех пор, пока педагог ни увидит, что дети эмоционально прочувствовали смысл этой ситуации.

После этого воспитатель говорит: «Так и быть, расскажу я вам другую сказку».

Жили-были два павлина, Вот и сказки половина. Жили-были два гуся. Вот и сказка вся2.

Русские народные сказки из сборника А. Н. Афанасьева. — М: Правда, 1982. С 560.

2 Там же. С. 561.

229




Воспитатель спрашивает детей: «Понравилась сказка? Рассказать еще одну?»

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу висело мочало —

Не начать ли сказку сначала...

Жил-был царь...1

Дети выражают свои эмоции или недоумение, а педагог спраши­вает их, знают ли они сами похожие сказки? (Например: «У попа была собака, / Он ее любил...).

Выслушав ответы, поясняет, что такие сказки называются «до­кучными», от слова «докучать», т. е. «приставать», «надоедать». До­кучные сказки — это короткие шутливые произведения, которые рассказывают детям в ответ на настойчивую просьбу рассказать сказку.

Затем педагог спрашивает детей, доводилось ли им слышать от взрослых выражение «Не рассказывай мне сказку про белого бычка»? Подводит детей к пониманию этого выражения (много раз рассказы­вать об одном и том же, что уже все знают; или говорить ни о чем, пытаясь отвлечь внимание собеседника от того, что его действительно интересует). Например, мама спрашивает тебя, не ты ли съел конфе­ту? А ты ей отвечаешь: «А Вася вчера съел целую кучу конфет». Или: «А бабушка пьет чай с конфетами». Напоминает детям похожую по смыслу пословицу: «Переливать из пустого в порожнее».

— Пошутили, посмеялись, — говорит педагог, — а теперь давай­
те послушаем продолжение настоящей сказки, а не докучной. Это
русская народная сказка «По щучьему веленью».

Читает окончание сказки.

После чтения воспитатель предлагает детям восстановить по­следовательность событий, происходивших в сказке, с помощью картинок-символов:

— Какое необычное событие однажды произошло с Емелей? (Он
поймал щуку, которая говорила с ним человеческим голосом.)

— Какой значок или картинку мы можем нарисовать к этому
эпизоду сказки? (Символ обсуждается и выбирается вместе с детьми.
Например, это образ рыбы. Для изображения символов педагогом
заранее приготовлен длинный лист бумаги с десятью квадратами,
а также карандаш или фломастер. Педагог рисует в начале листа
первый символ.)

— Что произошло дальше? (Дети вспоминают и частично пере­
сказывают эпизод, как ведра сами пошли в гору. Обсуждается и
рисуется следующий символ, например ведра с ножками.)

1 Там же. С. 561. 230


Воспитатель просит детей хором проговорить те «волшебные» слова, которые говорил Емеля:

«По щучьему веленью, по моему хотенью... Ступайте, ведра сами домой».

— Какое следующее желание было у Емели? (Вспоминается
эпизод, как топор сам рубил дрова. Рисуется символ этого эпизода,
например, топор.)

Воспитатель просит детей хором проговорить те «волшебные» слова, которые говорил Емеля:

«По щучьему веленью, по моему хотенью...

Поди, топор, наколи дров, а дрова сами в избу ступайте и в печь кладитесь...»

— Каким следующим чудом удивил Емеля своих невесток? (Дети
пересказывают эпизод, как Емеля поехал в санях за дровами и не
запряг лошадь. Рисуется символ этого эпизода, например телега без
лошади. Хором произносятся слова-заклинания Емели.)

И так далее по эпизодам:

— как топор сам рубил дрова, а они сами валились в сани;

— как дубинка колотила народ;

— как Емеля на печи ехал к царю;

— как Емеля пожелал, чтобы царская дочь его полюбила;

— как Емеля с Марьей-царевной выбрались из бочки;

— как поселились они во дворце и стал Емеля красавцем.

По каждому эпизоду рисуется символ-картинка (см. рисунок), проговариваются «волшебные» слова. В результате на листе возни­кает наглядная (предметная) модель, отражающая движение сказоч­ного сюжета.

— Какими словами заканчивается сказка? — спрашивает педагог
детей. («Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец».)

231


После занятия. В последующие дни педагог может в шутку рас­сказать детям еще несколько докучных сказок и поиграть с ними. Например:


Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!

Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту — ноги вязнут. Стал ноги из болота вытаскиватьхвост увяз, хвост вытащитноги увязнут, ноги вытащит — хвост увязнет, хвост вытащитноги увязнут, ноги вытащит — хвост увязнет...

Хороша ли моя сказочка?

Хороша'.

Далее педагог предлагает детям посоревноваться, кто из них смо­жет дольше других рассказывать эту сказку и не сбиться. Каждый игрок рассказывает сказку до тех пор, пока не ошибется. Выигрыва­ет тот, кто ни разу не ошибется и кого остановит сам ведущий.


НОЯБРЬ. 9 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. На этой неделе дети узна­ют об устройстве библиотеки, о том, как делаются книги, вспомнят героев своих любимых произведений. Продолжится работа по озна­комлению дошкольников с волшебными сказками — на этой неделе они познакомятся с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый волк». Свои впечатления дети отразят в рисовании по за­мыслу, а также при создании аппликативного образа «Жар-птицы», что станет основой для изготовления ими собственных книжек с иллюстрациями к сказкам. Также дети познакомятся с книжной графикой И. Билибина, слепят миниатюры по сказке «Царевна-лягушка». Конструируя из бумаги (закручивая круг и полукруг в конус), они будут создавать образы любимых сказочных героев. Тема чтения будет поддержана также на занятиях по развитию речи и начал грамоты. Введенные новые слова позволят продолжить ра­боту по формированию интереса детей к чтению. Тема бережного обращения с книгами будет затронута на занятии по ознакомлению с природой, на котором дети получат представление о разнообразии лесов, о взаимосвязях обитающих в них растений и животных с окружающей средой и друг с другом.

На занятиях по математике дети закрепят представления о со­ставе числа и отношениях между числами внутри числового ряда, будут учиться пересчету в обратном порядке.


 


1 Русские народные сказки из сборника А. Н. Афанасьева. — М.: Правда, 1982. С. 560.


 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

День

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Познание окружающего мира. «Книги и библиотеки» 2. Конструирование из бумаги. «Герои люби­мых книг» 3. Физкультура № 9.1. Разучивание техни­ки выполнения многократного броска мяча о землю и ловли его двумя руками (10—15 раз подряд). Восстановление умения ходить пере­катом с пятки на носок. Развитие гибкости: выполнение общеразвивающих упражнений с «косичками»
Прогулка Наблюдения в природе Подвижная игра «Чье звено скорее постро­ится» Игры по инициативе детей
После обеда Чтение по выбору педагога или желанию де­тей
Вечер Игры по инициативе детей

233


 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

2 день

Утро Игры по инициативе детей Рассматривание мелкой скульптуры из раз­ных материалов (предварительная работа к занятию по лепке)
Занятия 1. Развитие речи и начала грамоты. «Умный Ивашка» 2. Лепка миниатюр. «Лягушонка в короб-чонке» 3. Музыка №9.1. Слушание музыки: «Листопад» (муз. Т. Попатенко, ел. Е. Авдиенко); Музы­ кальное движение: танцевальные упражнения «Легкие шарфы» (В. А. Моцарт «Менуэт»), «Шаг вальса» (Ф. Шуберт «Вальс»), творческое движение «Вальс осенних листьев» (В. Косен-ко «Вальс»)
Прогулка Наблюдения в природе Подвижные игры «Хитрая лиса», «Кто ско­рее до флажка» Игры по инициативе детей
После обеда Чтение 1-й части сказки «Иван Царевич и Серый волк»
Вечер Игры по инициативе детей Работа в книжном уголке — размещение книг по разделам: сказки, стихи, рассказы (см. за­ нятие по развитию речи № 9.1)

3 день

Утро Разные виды детских игр Рассматривание книг с иллюстрациями И. Билибина
Занятия 1. Математика № 9 2. Художественная литература. «Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»» 3. Рисование. «И. Билибин и его книжки»
Прогулка Наблюдения в природе Игры по инициативе детей Динамическая прогулка. Совершенствова­ние техники прыжков на двух ногах различ­ными способами (смещая обе ноги вправо, влево; с поворотом кругом; через несколько линий подряд). Совершенствование навыка перестроения из одного круга в два в движе­нии. Развитие ловкости посредством под­вижной игры («Поменяйся местами», «Не опоздай» и др.)
После обеда Чтение 1-й части русской народной сказки «Марья Моревна»
  Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей

234


 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

Занятия 1. Развитие речи и начала грамоты. «Хоро­шая книга — лучший друг» 2. Аппликация с элементами рисования. «Жар-птица» (оформление книжки-самоделки) 3. Музыка № 9.2. Слушание музыки: Л. Шоста­кович «Вальс-шутка»; Игра на детских музы­ кальных инструментах: Д. Шостакович «Вальс-шутка»; Музыкальное движение: танцевальные упражнения «Легкие шарфы» (В. А. Моцарт «Менуэт»), «Шаг вальса» (Ф. Шуберт «Вальс»), танец «Вальс» (П. Чайковский «Вальс цветов»)
Прогулка Наблюдения в природе Подвижные игры «Сделай фигуру», «Кто бы­стрее до флажка» Игры по инициативе детей
После обеда Чтение 2-й части русской народной сказки «Марья Моревна»
Вечер Игры по инициативе детей
5 день Утро Игры по инициативе детей

 

Занятия 1. Природа. «Широколиственный лес» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 9.2. Разучивание техники лазания по гимнастической стенке разнои­менным способом, переходя с пролета на про­лет. Закрепление умения бросать мяч о землю и ловить его двумя руками (10—15 раз подряд). Развитие силы (упражнения на преодоление веса собственного тела — висы, подтягивания, упоры и т. д.)
Прогулка Наблюдения в природе Подвижные игры по выбору детей Игры по инициативе детей
После обеда Чтение 3-й части русской народной сказки «Марья Моревна»
Вечер Игры по инициативе детей

Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам вос­питатель.)

Наблюдения на прогулках. Воспитатель рассматривает с детьми широколиственные породы деревьев (дуб, клен, липу, ясень), обра­щает внимание на их крону, обсуждает, чем они отличаются от хвой­ных пород (в это время года). Дети ищут под деревьями их плоды, семена, опавшие листья, веточки, собирают их и несут в группу.

Дети сравнивают два дерева — хвойное и лиственное, например клен и ель: чем похожи и чем отличаются эти растения. Например: похожи тем, что у каждого из них есть один большой ствол (это Деревья), есть ветки, кора, плоды, семена. Отличаются по форме кроны. У ели особые листья — хвоинки. У клена бывают цветки, а

235


у ели — нет. На ели растут шишки, а на клене — семена-летучки и т. п. Прилетают ли на эти деревья птицы? Кто ест плоды и семена этих растений? Есть ли насекомые на стволах?

Дети исследуют кустарник шиповник, собирают его плоды; при­носят в группу плоды орешника.

Если в городе, поселке есть памятники природы (старые дубы, липы) или природные парки, воспитатель организует экскурсию для знакомства с широколиственными деревьями.

В регионе, где растут широколиственные леса, воспитатель с детьми сравнивают разные широколиственные породы, выясняют, на каких из них осталось больше листьев. Дети проверяют, опадают ли листья у липы. (Считается, что листопад у этого дерева начина­ется в начале октября.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что на многих дубах еще остались листья, хотя они и сменили зеле­ный цвет на бурый. Дети слушают, как падают желуди, воспитатель предлагает рассмотреть место, куда они упали, и решить, вырастут ли из этих желудей маленькие дубочки. Педагог объясняет, что про­расти смогут только те желуди, которые спрятались среди влажных опавших листьев. Листья не дают им высохнуть, а зимой одеяло из таких листьев и снега спасает желуди от сильного мороза.

Дети выбирают крупные, неповрежденные желуди, чтобы вы­садить их в группе.

Наблюдения в уголке природы. Дети высаживают желуди и на­чинают наблюдать за тем, как они прорастают. (Эти наблюдения продолжаются в течение всего времени роста дуба: до тех пор, пока его не высаживают на территории детского сада.)

Дети, которые занимались по данной методике в старшей группе, изучая эту тему, вспоминают материалы занятий: «Дерево — дом и столовая для животных» и «Лесной дом».

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Дети очень любят слушать сказки, мастерить или рисовать сюжеты и героев, кото­рые им больше всего запомнились. Но, как показывает практика, в самодеятельной игре детей сказочные сюжеты не так популяр­ны. Почему? В игре ребенок сам себе хозяин, он ощущает чувство внутренней свободы. Сказка же, как и любое другое литературное произведение, имеет определенную структуру, последовательность событий. В ней все, даже отношения персонажей, задано наперед. Детям сложно следовать конкретной сюжетной канве, правилам определенной сказки, отвечать характеристике ее персонажей. Эта «несвобода» и мешает разыгрывать сказочные сюжеты.

Воспитатели на занятиях нередко используют сказки для пере­сказа или разыгрывания отдельных эпизодов. Но это воспринима­ется детьми как обязательность, заданная взрослым, поэтому они активно проявляют желание участвовать. А вот воплощение сю­жета в своей собственной игре бывает очень редко. Осложняется

236


ситуация еще и тем, что в игре по сказке все участники должны контролировать действия друг друга, чтобы вовремя произнести свою фразу, вступить в определенное взаимодействие с партнера­ми. Дети же предпочитают в игре полную импровизацию.

Но все-таки игры-драматизации очень привлекательны и для детей и для педагогов, которые не должны оставаться в тени пе­дагогической работы, но и не должны присутствовать только на уровне воспроизведения текста. Как этого добиться?

Персонажи сказок могут стать «друзьями» в творческой игре ребенка. Педагог может дать ощущение желаемой свободы ребен­ку, предоставив персонажам возможность действовать так, как они захотят. Например, он может предложить детям придумать «свою» сказку, в которой будут действовать любые герои, выбранные деть­ми. Или может подключиться к игре детей (с их согласия), взяв на себя центральную роль (например, мышки из сказки «Теремок»), что позволит выполнять функции режиссера. При сохранении общей сюжетной канвы сказки, дети могут вводить в игру других персона­жей — всех, кого захотят: гномов, Айболита, Буратино и пр. Педагог в роли мышки встречает каждого персонажа и развертывает с ним диалог: не просто спрашивает, кто он и приглашает в теремок, а интересуется, из какой он сказки, что умеет делать, какой у него характер и пр. Тогда ребенок-партнер вынужден будет раскрыть ха­рактеристику своего героя: например, мама-коза пришла в теремок не жить, а посмотреть, кто у нее в соседях и рассказать свою исто­рию про волка и про то, что надо быть осторожным в лесу. Таким образом, характеристики сказочных персонажей обогащают роль, между детьми возникает общение. Мы не лишили образ внутренней свободы, наоборот, он стал более доступен и интересен детям.

Если детям понравится эта игра, они усвоят такой способ соз­дания игрового сюжета, и в дальнейшем участие воспитателя не будет обязательным (исключая ситуации, когда дети сами пригла­шают педагога в игру как интересного партнера).

Наблюдая за действиями детей, взрослому становится понятно, какие персонажи детям нравятся, как надо обогатить игровую сре­ду, какие персонажи, атрибуты, элементы костюмов добавить.

Одновременно поощряется и поддерживается инициатива детей по проживанию в игре событийных и других сюжетов.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Книги и библиотеки»

Задачи. Познакомить детей с устройством библиотеки. Расска­зать, какие виды книг существуют. Познакомить с тем, как делаются книги.

237


Материалы, инструменты, оборудование. Несколько разных книг, на обложке которых есть слова «стихи», «сказки», «рассказы». Пла­кат с буквами русского алфавита. Две половинки и один целый лист писчей бумаги.

Содержание занятия. Воспитатель проводит занятие в виде экс­курсии в библиотеку детского сада или использует для показа книги из книжного уголка группы.

Педагог обсуждает с детьми, какими бывают книги, какие из них больше всего любят и читают дети, какие книги дети с родителями покупают в магазине. Напоминает, с какими книгами они знакоми­лись в прошлом году; спрашивает, как отличить книжку для самых маленьких детей (она с толстыми страницами из картона, чтобы малыши не могли ее порвать), чем отличаются детские книжки от книжек для взрослых (в детских книжках много картинок) и т. д.

Педагог рассказывает детям, что многие люди очень любят чи­тать и собирают у себя дома много разных книжек. Такое собрание книг называется «библиотека». Небольшая библиотека есть дома почти у каждого. Но есть специальное место, где хранится очень много самых разных книг и куда может прийти любой человек и взять на время любую книгу, которая ему понравится. Такие би­блиотеки есть в каждом городе или поселке, а в больших городах — в каждом районе. В таких библиотеках хранятся тысячи и даже миллионы книг. Для больших библиотек строят специальные зда­ния. В Москве, например, находится главная детская библиотека нашей страны; в этом здании несколько этажей, и на каждом этаже хранятся разные книги.

Воспитатель спрашивает детей, как среди такого большого коли­чества книг найти нужную; подводит детей к мысли о том, что нуж­но хранить вместе похожие книги (т. е. сортировать их): например, в одном месте — книги для самых маленьких, в другом — сказки, в третьем — энциклопедии, в четвертом — альбомы по искусству и т. д. Но все равно, даже если все книги рассортировать по жанрам и возрастам, их окажется очень много и будет трудно отыскать нуж­ную книгу. Воспитатель рассказывает детям, что книги в библиотеке стоят по порядку — по фамилии автора или названию. Спрашивает у детей, знает ли кто-нибудь из них, что такое алфавит; объясняет, что алфавит — это все буквы языка, выстроенные в определенном порядке. В алфавите у каждой буквы есть свое место, например в русском алфавите первая буква — А, вторая — Б, третья — В, чет­вертая — Г и т. д. Объясняет детям, что книги в библиотеке стоят по порядку в соответствии с буквами алфавита. Сначала книги, на­звание которых начинается с буквы А (например, азбука); или кни­ги, которые написаны авторами, фамилии которых начинаются на А (например, Андерсен). Затем — на букву Б (например, известные детские книги, которые написали Барто и Берестов) и т. д.

238


Воспитатель рассказывает, как взять книгу на дом в библиотеке. Нужно заполнить специальную карточку — назвать свою фамилию, имя и адрес, где ты живешь. Педагог может попросить некоторых детей вспомнить и назвать свой адрес, который они учили в сен­тябре. Затем педагог предлагает детям самим сделать свои библио­течные карточки (формуляры): для этого нужно сложить пополам четвертинку писчего листа бумаги и написать на нем свое имя и, если это необходимо, первую букву фамилии. Эти формуляры могут быть использованы в дальнейшем для работы библиотеки в группе.

После этого педагог показывает детям разные книги, обсуждает с детьми, как они сделаны (отдельные листы скреплены скрепками, сшиты нитками и т. п.) Воспитатель спрашивает у детей, из чего сделаны листы книг (из бумаги); рассказывает, что раньше их делали не только из бумаги. Их делали из кожи; из тонкой ткани, которая называется шелк; из больших листьев деревьев; из деревянных па­лочек. Книги из шелка сворачивали в рулон, как мы сейчас свора­чиваем обои. Чтобы прочитать такую книгу, ее приходилось разво­рачивать, точно так же, как разворачивают рулон обоев. Некоторые книги писали на большом листе бумаги, а потом складывали бумагу гармошкой. Педагог показывает детям, как делались такие книги: одну половинку листа скручивает в рулон, а другую складывает гар­мошкой. Спрашивает детей, как можно хранить такие книги? Как они думают, удобно ли такие книги читать. Затем воспитатель берет целый лист бумаги, складывает его 3 раза пополам и получает заго­товку для современной книжки. Воспитатель демонстрирует детям, как сделать из этого «книжку»: скрепляет заготовку степлером (там, где у «книжки» «корешок) и разрезает по сгибу странички.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.13 с.)