РИСОВАНИЕ с элементами аппликации «Цирковые животные» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РИСОВАНИЕ с элементами аппликации «Цирковые животные»



Задачи. Создать у детей интерес к рисованию цирковых живот­ных по представлению: выбирать карточку с названием и рисовать конкретное животное по своему выбору (слона, мишку, кошку,

' Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2002. С. 49. 2 Самые веселые: Сб. стихотворений. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. С 160.

93


свинку, козу, жирафа). Учить передавать характерные особенности внешнего вида животных (форма тела, пропорции, детали, окраска, цирковые атрибуты); отображать изменения внешнего вида (формы и пропорций) в связи с передачей несложных движений (бежит, стоит на задних лапах, прыгает, танцует); самостоятельно выбирать средства художественно-образной выразительности, сочетая рисова­ние с элементами аппликации.

Предварительная работа. Знакомство с внешним видом цирковых животных на открытках, в календарях, альбомах и пр.). Подготовка основы для композиции (выбор листа бумаги по размеру, тониро­вание).

Материалы, инструменты, оборудование. У детей: листы бумаги разного цвета и размера как основа для композиции, краски гуаше-вые, цветные карандаши, гелиевые ручки или краски, кисти разного размера, конфетти, фантики, серпантин, фольга на бумажной основе, баночки с водой (стаканчики-непроливайки), салфетки бумажные и матерчатые. У воспитателя: 2—3 фигурки животных (например, тигр, мишка, кошка, свинка) в цирковых «костюмах» с яркими воротника­ми, жабо, поясами, головными уборами (из жатой бумаги, фольги, ло­скутков ткани); картинки с изображением животных — для уточнения представлений; карточки с названиями животных (СЛОН, МИШКА, КОШКА, СВИНКА, ТИГР) и большая табличка со словом ЦИРК.

Содержание занятия. Воспитатель читает отрывок из стихотворе­ния В. Шипуновой «Цирк»:

Станцуют лошадь с обезьянкой, Слон соберет цветы в панамку, Прокатит лев козу на санках — Пять раз по кругу, с ветерком Чудесным этим вечерком...

Воспитатель выставляет на стол или поворотный диск трех-четырех игрушечных животных в цирковых костюмах, изготовлен­ных заранее. Уточняет представление детей о внешнем виде разных животных, предлагает придумать цирковые номера, тут же с помо­щью игрушечных животных демонстрирует некоторые оригинальные движения или позы, например:

— кошка катается на хоботе слона, как на качелях;

— жираф крутит обруч (хулахуп) на своей шее;

— свинка танцует на мячике или летит на воздушном шарике;

— мишка делает гимнастические упражнения на «цирковой тум­
бе» из детских кубиков и т. д.

Вызвав у детей интерес, воспитатель предлагает им нарисовать разных животных, выступающих на арене цирка. Сообщает усло-

94


вие: нужно выбрать карточку с названием животного, прочитать и рисовать именно это животное. Выкладывает карточки и предлагает детям сделать выбор. Дети читают слова на карточках, выбирают животное (карточку) и лист бумаги, подходящий по размеру и фор­мату.

Педагог напоминает, чтобы дети не забыли передать особенности внешнего вида животных, придумали цирковые номера с участием своих животных и «нарядили» их в костюмы: нарисовали красками или наклеили детали костюмов, использовав в качестве материала фольгу, фантики, серпантин, конфетти. Дети самостоятельно изо­бражают цирковое оборудование, необходимое для выступления (тумба, мяч, обруч, лесенка, качели и пр.).

Если кто-то из детей быстро справится с заданием, можно пред­ложить ему нарисовать еще одного циркового артиста. В конце занятия дети придумывают своим циркачам оригинальные имена (клички), например: «Жираф Жора», «Слон Сеня» и т. д., и по же­ланию самостоятельно пишут их под своими рисунками.

Воспитатель оформляет выставку из работ детей, размещая под рисунками карточки со знакомыми детям словами: СЛОН, ТИГР, МИШКА, КОШКА, СВИНКА, МЫШКА.

После занятия. На занятии по аппликации по теме «Куда уехал цирк?» дети будут изображать разные машины для перевозки цир­ковых животных. В композицию будут включены рисунки цирковых животных, которые можно будет вырезать по нарисованному конту­ру или использовать вместе с фоном. В свободное время дети могут дополнить композицию по своему желанию и поиграть в «Цирковое представление».

95


РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Занятие № 4

Задачи. Продолжать учить детей пользоваться календарем, опре­делять число и день недели. Закреплять знание обозначения чисел от 0 до 10 и их последовательности в числовом ряду, учить опреде­лять «числа-соседи». Учить детей определять состав числа, развивать умение из двух меньших чисел составлять одно большее. Создавать ситуации, развивающие у детей сообразительность. Учить детей считать на слух в пределах пяти. Учить детей различать правую и левую руку; закреплять знание названий пальцев руки; развивать координацию движений, мелкую моторику.

Материалы, инструменты, оборудование. Демонстрационный материал: календарь на сентябрь, магнитная доска (наборное полотно, фланеле-граф); карточки с числами от 0 до 10 или цифры (из кассы цифр) в двух экземплярах; карточка с вопросительным знаком; числовые карточки (с кружками от одного до пяти, в двух экземплярах, и пустая карточка).

Раздаточный материал: числовые карточки (с кружками от одно­го до пяти в двух экземплярах и пустая карточка).

Содержание занятия. В верхней части доски перед детьми заранее выложен ряд из чисел от 0 до 10, который постоянно находится на доске все последующие дни.

Воспитатель выясняет с детьми, какое сегодня число и день не­дели. Просит одного из желающих найти его на календаре и отме­тить рамкой. Предлагает остальным детям определить, сколько дней прошло с предыдущего занятия по математике, дети определяют, что прошло 7 дней, или неделя. Педагог обращает внимание детей на то, что сейчас идет последняя неделя сентября (показывает рукой столбик чисел на календаре). Просит детей определить, сколько полных недель в сентябре и сколько неполных. Например: «В сен­тябре 4 полных недели и еще 2 дня».

Воспитатель показывает детям карточку с вопросительным зна­ком и спрашивает, знают ли они, что это за знак. Он поясняет: «Это знак вопроса. Когда я чего-то не знаю, я спрашиваю».

Дети кладут головы на руки и закрывают глаза. Воспитатель ставит знак вопроса поверх цифры 2. Дети открывают глаза. Воспитатель спрашивает: «У кого соседи один и три?» Дети: «У числа два». Вос­питатель убирает знак вопроса и дети убеждаются в своей правоте.

Воспитатель, используя считалку, выбирает двух детей и пригла­шает их к столу. Вышедшие дети просят остальных закрыть глаза, а сами шепотом договариваются о числе, которое они закроют вопро­сительным знаком. Например, 9. Ставят знак вопроса на цифру 9, предлагают детям открыть глаза и назвать число, у которого соседи

96


восемь и десять. Услышав правильный ответ, убирают знак вопроса. Игра повторяется еще 2-3 раза.

В наборное полотно (на доску) воспитатель ставит цифру 5. На столе лежат числовые карточки. Воспитатель предлагает детям со­ставить число 5 из двух меньших чисел. Выходит двое детей. Один берет со стола любую карточку, например с тремя кружками. Второй вышедший находит карточку с двумя кружками. Сидящие дети на­блюдают, подсказывают. Дети ставят свои карточки под цифрой 5. Остальные дети у себя на столах выкладывают такой же вариант со­става числа 5. Следующие пары детей аналогичным образом выкла­дывают все варианты состава числа 5, сидящие за столами дети по­вторяют. Последней паре достается вариант: пять кружков и пустая карточка. Все дети обсуждают этот вариант, называя его: «пять» и «ноль». Воспитатель предлагает стоящим детям поменяться местами: получается вариант, который дети называют «ноль» и «пять». (Вари­анты состава числа 5: 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1, 5 и 0, 0 и 5.)

Затем организуется счет на слух. У воспитателя в руках молото­чек, рядом стоит отвернувшись один ребенок. Все дети положили головы на руки и закрыли глаза. Воспитатель говорит детям, что будет стучать по столу несколько раз, а вышедший стукнет на один раз меньше. Воспитатель стучит четыре раза. Ребенок поворачивает­ся и стучит три раза. Воспитатель просит детей открыть глаза и ска­зать, правильно ли он постучал. Дети говорят, сколько раз стукнул воспитатель и сколько — ребенок, и правильно ли это.

Воспитатель договаривается с детьми, что следующий вышедший стукнет на один раз больше. Воспитатель стучит четыре раза, ребе­нок должен стукнуть пять раз.

Ситуация повторяется еще дважды. На этом занятии дети счита­ют на слух до пяти.

В следующей игре — «Пальчики здороваются» — дети пред­варительно определяют свою левую и правую руки. Воспитатель предлагает детям начать игру с левой руки. Все дети показывают воспитателю левую руку.

Затем дети выполняют упражнение-игру одновременно с вос­питателем.

Кончиком большого пальца воспитатель, а вслед за ней все дети поочередно касаются кончиков указательного, среднего, безымянно­го пальцев и мизинца.

«Здороваясь», большой палец обращается по имени к другим пальцам руки:

— Здравствуй, указательный!

— Привет, средний!

— Здорово, безымянный!

— Как дела, мизинец?

97

Вначале это упражнение-игра выполняется левой рукой — 2-3 раза; затем правой рукой — 2-3 раза.

7 Заказ 1583


АППЛИКАЦИЯ сюжетная с элементами рисования «Куда уехал цирк?»

Задачи. Вызвать у детей интерес к составлению композиции с ис­пользованием аппликации (машина) и рисунка (цирковое животное). Учить создавать выразительный аппликативный образ, подходящий по своей форме к деталям для конкретного «пассажира» — артиста цирка (например, машину с высоким кузовом или открытым люком для жирафа, грузовик с большим прочным кузовом для слона, ми­ниатюрный легковой автомобиль или мотоцикл для кошки; поезд с разными вагончиками, для всех животных). Продолжать учить детей вырезать машины из прямоугольников и квадратов, сложенных по­полам (автобусы, трамваи, легковые машины). Совершенствовать технику вырезания ножницами: по нарисованному контуру и на глаз. Формировать композиционные умения.

Предварительная работа. Рассматривание машин на улице, а также изображений машин в журналах, каталогах, календарях, на фотографиях и пр. Составление коллекции из моделей машинок. Рисование животных — артистов цирка (на занятии по рисованию «Цирковые животные»). Создание основы для коллективной компо­зиции (полотно — часть рулона обоев — с петляющей дорогой).

Материалы, инструменты, оборудование. Прямоугольники и ква­драты цветной бумаги для вырезания машин, фломастеры, цветные и простые карандаши, ножницы, клей, клеевые кисточки, клеенки, салфетки бумажные и матерчатые, силуэты машин для показа детям (автобусы, грузовики, легковые автомобили, поезд, вертолет и пр.). Лекала — половинки симметричных машин (для детей, затрудняю­щихся при создании контурного рисунка).

Игрушечные модели разных машин и картинки с изображением машин для уточнения представлений; рисунки цирковых животных, созданные детьми на занятии по рисованию «Цирковые животные»; карточки с названиями животных (СЛОН, МИШКА, КОШКА, СВИНКА, ТИГР, МЫШКА) и большая табличка со словом ЦИРК.

Содержание занятия. Перед занятием воспитатель просит детей найти и перенести на свои столы рисунки цирковых животных, вы­полненные ими на занятии по рисованию.

В начале занятия воспитатель показывает цирковую афишу или яркое большое письмо, создает игровую ситуацию: «Артисты цирка получили приглашение в другой город (другую страну) и собираются на гастроли. Нужно помочь директору цирка подобрать транспорт для перевозки цирковых животных. Это может быть один поезд, со­стоящий из разных вагончиков: большого — для слона, высокого —

98


для жирафа, маленького — для кошки и т. д. Или же самые разные машины, например машина с высоким кузовом или открытым люком для жирафа, грузовик с большим прочным кузовом для слона, миниа­тюрный легковой автомобиль или мотоцикл для кошки и т. д.».

Затем педагог предлагает детям рассмотреть свои рисунки и подго­товить цирковых артистов к поездке на гастроли: вырезать животных по контуру, чтобы посадить в машину. Или весь рисунок превратить в кузов (вагончик, салон автомобиля), дополнив его другими деталями — кабиной, колесами и пр. Воспитатель напоминает способы вырезания машин из цветных квадратов или прямоугольников, сложенных попо­лам. Подсказывает, что машины могут иметь разную форму, и показы­вает варианты моделей. Воспитатель закрывает бумагой половинки всех машин, чтобы дети могли нарисовать контур на бумаге, сложенной вдвое. Напоминает, что колеса и все остальные детали машины (окна, дверцы, фары) можно дорисовать или вырезать из цветной бумаги.

Дети рассматривают свои рисунки, обдумывают замыслы, выбирают материалы и создают оригинальные композиции из необычных машин, подходящих конкретным животным по форме, размеру, пропорциям.

Дети создают оригинальные образы машин для перевозки арти­стов цирка. Воспитатель помогает, просит показать нарисованный контур, если дети применяют симметричный способ. Уточняет, что линию нужно вести от верхней точки сгиба, иначе машина распадет­ся на две части. Если это происходит, воспитатель советует ребенку склеить машинку из двух частей и попробовать вырезать еще раз.

В конце занятия дети раскладывают на коллективной панораме (рулоне обоев с нарисованной петляющей дорогой) все вырезанные машинки с сидящими в них цирковыми животными, передвигают их в поисках наиболее удачного размещения и только после этого приклеива­ют. Сверху наклеивается карточка со словом ЦИРК, на каждой машине делается надпись (приклеивается готовая табличка) с названием этого животного: КОШКА, СЛОН, МИШКА, ТИГР, МЫШКА, СВИНКА

После занятия. В свободное время педагог может провести с детьми индивидуальную речевую работу, составляя с ними сюжетные рассказы. Дети по своему желанию могут дополнить композицию «Куда уехал цирк?».

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ «Расскажите про покупки»

Задачи. Развивать диалогическую речь детей, умение рассуждать. Воспитывать интерес к письменной речи. Учить произвольно стро­ить предложения разной грамматической структуры (повествователь­ные, вопросительные). Развивать речевое дыхание, артикуляцион­ный аппарат детей.

Материал. Игрушки: мишка, свинка, кошка, слон, мышка, жираф; соответствующие карточки. Модули или строительный материал для организации витрины магазина. Карточка со словом МАГАЗИН.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать по­словицу: «Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен»1. Спрашивает их, как они понимают эту пословицу? (Жадный человек — плохой друг. Не умеет дружить. Ничем не делится с друзьями.) Затем читает еще одну пословицу: «Не богатство — друг, а друг — богатство»2.

Воспитатель спрашивает детей:

— Как вы ее понимаете? (Человека делает богатым дружба.)

— О чем эти пословицы? (О дружбе и богатстве.)

— Как вы считаете, быть богатым хорошо? Почему? (Рассужде­
ния детей.)

— Что может сделать богатый человек для людей?

— Богатый человек может потратить деньги на хорошие дела. На
какие?


Выслушивает высказывания детей.

Затем предлагает детям послушать, какие смешные покупки хо­чет сделать писатель Борис Заходер. Читает стихотворение «Бочонок собачонок» (по желанию детей, стихотворение можно прочитать дважды).

— Дайте мне
Кусок щекотки,
Дайте смеха —
Две щепотки,

Три столовых ложки

Ветра

И грозы —

Четыре метра!

Писку-визгу

Двести граммов,

Плюс пол-литра

Шумов-гамов

Да еще

Глоток веревки

И моточек газировки!

— Дам я все,
Чего хотите,
Если вы

В обмен дадите Тюк мальчишек, Пук девчонок Да бочонок Собачонок!'

Воспитатель спрашивает детей, какие смешные покупки хотели бы сделать они. Выслушивает высказывания детей. Затем педагог говорит детям:

— У нас здесь готовится к открытию новый магазин. (Из моду­
лей формируется пространство витрины.) Посмотрите, как пишется
слово «магазин».

Выставляется карточка МАГАЗИН, воспитатель читает, ведя ру­кой слева направо. Вслед за ним читают дети, хором и индивиду­ально. Педагог продолжает:

— Завезли игрушки. (Раскладывает игрушки на столе, кроме
игрушки жирафа.) Предлагает детям отгадать загадку о том, какая
еще игрушка будет продаваться в магазине:

Узнать его нам просто, Узнать его легко: Высокого он роста И видит далеко.

(Жираф)2


 


1 Ушакова О. Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения: словарик школь­
ника. - СПб.: Литера, 2006. С. 63.

2 1000 загадок, пословиц, поговорок / Автор-сост. Иванкова В. Н. — М.:
Аквариум-Принт, 2006. С. 223.

100


' Все наоборот: Небылицы и нелепицы в стихах / Сост. Кружков Г. М, — М.: Просвещение, 1993. С. 122-123.

2 Степанов В. Азбука в загадках. — М.: Омега, 2005. С. 18.

101


Показывает детям карточку со словом-отгадкой, читает ее вместе с детьми хором.

Затем говорит детям, что надо оформить витрину, расставить игрушки и наименования товара.

Воспитатель предлагает детям выбрать директора магазина. Он знает, какие игрушки надо разместить на витрине. А все дети будут оформителями.

«Директор» берет со стола карточку с названием, но не по­казывает ее другим детям. (Карточки лежат текстом вниз.) Дети-оформители задают вопросы, чтобы отгадать игрушку, карточка с названием которой у «директора». Например: «Это животное боль­шое? У него есть хобот?» И т. п.

Дети сличают отгадку-игрушку и карточку. Игрушку выставляют на витрину вместе с карточкой. Тот, кто угадал, становится дирек­тором магазина.

Воспитатель сообщает детям, что директор решил сделать витри­ну по-другому. Он собрал карточки и убрал игрушки. Необходимо снова выяснить, что куда поставить. Воспитатель в роли директора подзывает к себе детей-оформителей по одному и предлагает поста­вить на витрину ту или иную игрушку и этикетку к ней. Карточки лежат текстом вниз на столе.

Далее разучивают скороговорку:

— Расскажите про покупки.

— Про какие про покупки?

— Про покупки, про покупки,
Про покупочки свои'.

Сначала дети читают эту скороговорку всей группой, в умерен­ном темпе, негромко. Затем разбиваются на две команды, встают друг напротив друга и ведут диалог. Повторяют 3-4 раза.

КОНСТРУИРОВАНИЕ из строительного материала «Торговая улица города»

Задачи. Продолжать учить детей создавать постройки по несколь­ким условиям. Закреплять умение работать коллективно, прислуши­ваться к мнению товарищей, высказывать свои предложения.

Материалы, инструменты, оборудование. Наборы строительного материала разных типов: как деревянного, так и пластмассового типа «Него». Карточки-«вывески» со словом МАГАЗИН и сим-

1 Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет / Сост. Гербова В. В. и др. — М.: Оникс, 2005. С. 16.

102


волами разных магазинов (игрушек, мебельный и т. п.). Полоски картона для обозначения улиц, с нанесенными пешеходными пере­ходами («зеброй»). Мелкие игрушки, символизирующие разные виды товара: игрушки, овощи-фрукты, мебель; а также грузовые фургоны, легковые автомобили и пр. Небольшие куколки (чело­вечки).

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям, какую интересную коллективную постройку они делали на прошлом занятии, как хорошо играли, спрашивает, хотели бы они еще раз соорудить большую постройку? Предлагает в этот раз по­строить торговый центр, куда бы куклы могли ходить за по­купками.

Дети распределяются по 2—3 человека и каждая подгруппа тянет жребий, чтобы узнать название магазина, который необходимо по­строить. (Для этого может использоваться коробка или мешочек, в которой лежат таблички-«вывески».) Дети вместе «читают» название: слово «магазин» читается хором, а его назначение дети определяют по символу, нарисованному на табличке (см. рисунок). Педагог напоминает детям, что надо обсудить между собой необходимый материал и подобрать соответствующий «товар» (мелкие игрушки, машинки и пр.) При отсутствии нужного «товара», его можно будет потом нарисовать.

Выбирается место для общей постройки (возможно, на полу или на ковре), раскладываются «улицы» (картонные полоски), дети располагаются по обе стороны «улицы», не мешая соседней группе детей и начинают работать. Педагог по очереди подходит к каждой подгруппе и сообщает 2 условия для данного магазина. Напри­мер: «Ваш овощной магазин должен быть одноэтажным и иметь 2 входа», «Постройте, пожалуйста, двухэтажный мебельный мага­зин с большим въездом для грузовых машин», «Хорошо было бы, чтобы ваш автомагазин имел площадку для выставки автомобилей и ремонтную мастерскую», «Ваш магазин игрушек будут посещать дети, поэтому надо построить рядом с ним огороженную игровую площадку» и пр.

В процессе самостоятельной работы детей педагог помогает им советом и практически. По окончании работы дети поме­щают на постройке свою «вывеску». Все вместе рассматривают получившуюся торговую улицу, «читают» вывески, вспоминают, каким условиям должен соответствовать каждый магазин, как они выполнены. Педагог хвалит всех детей за дружную работу и созданную интересную постройку, предлагает поиграть несколь­ко минут. (Дети могут использовать небольших кукол — чело­вечков, которые отправятся за покупками.) Постройка остается на полу до вечера, чтобы дети смогли поиграть с ней в вечернее время.

103


ПРИРОДА

«Почему нужно убирать мусор»1

Задачи. Воспитывать осознанное бережное отношение к окру­жающей среде, учить понимать зависимость между состоянием окружающей среды и действиями человека, в том числе самого ре­бенка, формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в городе, во время отдыха на природе.

Предварительная работа. Организация наблюдений на прогулке и в группе.

Материалы, инструменты, оборудование. Апельсиновая и яблочная кожура, полиэтиленовый пакет, газета, металлическая банка, сте­клянная и пластиковая бутылки, упаковка от соков, йогурта и т. д.

Содержание занятия. Воспитатель спрашивает, был ли мусор в местах, где дети отдыхали? А куда они и их родители выбрасывали мусор во время отдыха?

Педагог напоминает детям, что весной они закапывали на тер­ритории детского сада разные виды мусора. Как дети думают, что произошло с мусором за это время? Просит детей вспомнить, какой именно мусор они закапывали весной в детском саду. Дети выска­зывают свои предположения о том, что могло с ним произойти за лето. Мусор откапывают. Дети рассматривают разные виды мусора, отмечают, как он изменился (или не изменился), и соотносят ис­следования со своими предположениями. Например, воспитатель вынимает полиэтиленовый пакет и вместе с детьми внимательно его рассматривает. Чтобы результат был нагляднее, можно сравнить пролежавшие в земле предметы со «свежим» мусором.

Практика показывает, что в условиях средней полосы через два-три месяца после закапывания исчезают апельсиновая и яблочная кожура, картофельные очистки. Бумага меняет внешний вид, она мнется, становится влажной, мягкой, рвется, темнеет. Все остальное

' Это занятие связано с деятельностью детей, которую они осуществляли в старшей группе. Весной дети закапывали различный мусор на территории детского сада. Среди мусора были отходы, которые плохо разлагаются: пластиковые пакеты, стеклянные бутылки, металлические банки; а также мусор, который природа со вре­менем способна переработать: картофельные очистки, кожура апельсина, яблок, бу­мага. В отдельную ямку закапывали опавшую листву. Дети обсуждали, откуда берется такой мусор; бывает ли такой мусор в детском саду, дома; что происходит с мусором. Они также высказывали свои предположения о том, что произойдет с каждым видом мусора к осени. Если подобная деятельность не была организована в старшей группе, воспитатель акцентирует внимание на деятельности детей на прогулках и в группе, а на самом занятии закапывает разные виды мусора и оставляет их в земле до весны. Весной на одной из прогулок дети с воспитателем раскапывают мусор и обсуждают, что и почему с ним произошло.

104


(разнообразная упаковка из-под соков, молочных продуктов, по­лиэтиленовые пакеты), как правило, не претерпевает особых изме­нений. Краска на металлической банке может облупиться, но сама банка мало изменится. Воспитатель обращает внимание детей на ямку, в которую закапывали опавшие листья. Что случилось с ними? Они стали другими: от многих остались одни «веточки»-жилки, а сам лист превратился в темную тонкую паутину, как бы висящую на этих «веточках». Куда могла исчезнуть часть листьев? (Их съели дождевые черви.)

В конце занятия можно убрать мусор в мусорный бак, а можно закопать его еще раз, чтобы продолжить исследования следующей весной. (Детям такие исследования очень нравятся).

Воспитатель вместе с детьми обобщает, что произошло с зако­панным мусором. Детям предлагается подумать, что же случилось с пищевыми отходами: кожурой от фруктов, картофельными очистка­ми. Куда они делись? И почему остались бутылки, стекло, пакеты? Воспитатель объясняет, что в природе все связано между собой, все куда-нибудь девается, происходят «превращения». Воспитатель спрашивает, что из того, что было закопано в землю, относится к природе, а что — нет. Получается, что все природные объекты перерабатываются, кем-нибудь съедаются и превращаются в конце концов в почву. А вот бутылки, банки сделаны руками человека, это не природа, а искусственные объекты. Пластмассы в природе нет, поэтому нет и животных, которые могли бы ее съесть, перера­ботать. Правда, возникает вопрос: ведь бумага тоже сделана руками человека, но она все же со временем исчезает. Почему? Педагог напоминает, что она изготовлена из дерева, а деревья — это часть природы, остатки старых деревьев поедают некоторые обитатели леса.

В заключение, основываясь на результатах проведенных исследо­ваний, воспитатель обсуждает с детьми, почему мусор нельзя остав­лять в лесу. Детям предлагается ответить на вопросы:

— Если кто-нибудь из отдыхающих выбросит полиэтиленовый
пакет, что с ним случится через год? Через десять лет? Сто лет?
(Пакет так и останется в лесу.)

— Что произойдет в лесу, если его посетители постоянно будут
оставлять пакеты? Бутылки? Банки?

Воспитатель постепенно подводит детей к формулированию определенных правил поведения. Он объясняет, что нужно уносить из лесу весь мусор, который остался после отдыха. Но если такой возможности нет, картофельные очистки, яичную скорлупу и другой природный мусор можно закопать, закрыв ямку дерном с травой, опавшими листьями. Консервную металлическую банку, в крайнем случае, тоже можно закопать, но перед этим ее нужно обжечь на костре: тогда она быстрее проржавеет.

Главный вывод занятия: мусора в природе быть не должно!

105


После занятия. В группе организуется конкурс на лучшую (самую оригинальную) кормушку для птиц, выполненную из упаковочных материалов.

Воспитатель приглашает в детский сад родителей и предлагает познакомиться с результатами исследований детей, обсуждает, как можно использовать бросовый материал. Родители могут сделать сувениры, игрушки из отходов (можно организовать конкурс «От­ходы — в доходы!» — на самую оригинальную поделку). На основе больших пакетов из-под сока, молока можно создавать интересные скульптуры, игрушки.

Если поблизости есть пункт приема макулатуры, можно со­брать с детьми и родителями ненужную бумагу и сдать ее на переработку.

Вместе с родителями дети продолжают собирать коллекцию предметов, на которых есть экологические значки (полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда и другая упаковка, некоторые виды бумаги). Эти значки, в частности, означают: а) что после использо­вания предметы могут быть переработаны и еще раз использованы для производства новых товаров; б) что товары произведены из вторичного сырья, то есть, попросту говоря, отходов. На некото­рых полиэтиленовых пакетах указано, что они сделаны из особого материала и могут быть переработаны. Воспитатель рассказывает родителям и детям, что во многих странах люди при покупке то­варов обращают внимание на экологические значки и выбирают более безопасную для окружающей среды продукцию. Этому учат с детства.

Если в городе есть специальные контейнеры для разного мусора, воспитатель показывает их детям, объясняет, как ими пользоваться, просит родителей вместе с детьми выбросить в такой контейнер бумагу, металлическую и стеклянную банки.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Деньги»

Задачи. Познакомить детей с назначением и использованием денег, вспомнить государственные символы нашей страны (герб). Рассказать о роли банков. Учить быть бережливыми и экономными. Показать, что бывают вещи прочные и непрочные.

Материалы, инструменты, оборудование. Бумажные купюры и металлические монеты (предварительно вымытые). Фольга или не­большие листы бумаги (половина писчего листа) на каждого ребен­ка, карандаши.

106


Содержание занятия. Воспитатель читает отрывок из стихотво­рения А. Усачева «Как найти деньги?», пояснив вначале детям, кто такой академик (звание академика получают самые выдающиеся, самые умные ученые) и что очень увлеченные своей работой акаде­мики иногда бывают очень рассеянными.

Жил на свете академик. Он всегда ходил без денег: Рассует все по местам, А куда — не помнит сам!

Как-то утром академик Не нашел в карманах денег.

— Как же мне купить батон? —
Почесал макушку он.

— Обойдусь, решил, — без пищи...
Но не буду жить в грязище!

И, чтоб время не терять, Стал в квартире убирать.

Только взялся он за веник — Что увидел академик?.. Ба! В прихожей, на полу — Рубль новенький в углу!

(

Позабыв о голодовке, Убирать он стал в кладовке — И в кастрюле киселя Вдруг блеснули два рубля...

Три рубля валялись в ванне, А четыре — на диване. Влез он с тряпкой под кровать — И еще увидел пять.

Шесть монет нашарил вскоре Под комодом в коридоре, В сапоге — еще семь рэ, Восемь — в мусорном ведре!

Пылесося под паласом, Обнаружил девять разом, Наконец, из старых брюк Вытряс он десятку вдруг!

И когда, отбросив веник. Сумму он пересчитал, То подпрыгнул академик:

— Я теперь богатым стал!

Зажил он с тех пор богато. Я же так скажу, ребята: Кто решил богатым стать — Должен в доме подметать.

Воспитатель спрашивает детей, откуда деньги берутся на самом Деле (не как в этом шуточном стихотворении), для чего они нуж-

107


ны, что дети знают о деньгах. Обобщает ответы и рассказывает, что деньги используются для того, чтобы оценить труд человека; деньги люди получают за выполненную работу; на них можно купить раз­ные вещи, имеющие разную стоимость.

Дети рассматривают отечественные монеты разного достоинства и сравнивают их между собой по цвету, размеру, весу, изображениям. Воспитатель спрашивает, как называются монеты (рубли, копей­ки); как мы можем узнать, что это монеты нашей страны (находят изображение герба России, герба Москвы — всадника с копьем). Рассказывает, что копейка называется так потому, что на первых монетах также было изображение всадника с копьем; от этого слова («копье») и произошло название монеты копейка. А монету рубль раньше отрубали от длинного серебряного прута, и современные рубли сохранили это название.

Дети делают копии монеток при помощи алюминиевой фольги или бумаги, накладывая ее на монетку и заштриховывая черным карандашом. Эти монетки дети затем могут вырезать и использовать в сюжетно-ролевых играх.

Воспитатель показывает бумажные деньги, объясняет, что на них изображено (знаменитые места нашей страны); что написано и по­чему; на бумажных купюрах находит вместе с детьми изображение российского герба.

Рассказывает о Сберегательном и других банках, где люди хранят свои сбережения и оплачивают коммунальные услуги. Рассматривает с детьми несколько копилок, обсуждает, как ими пользуются.

Рассказывает о Центральном банке нашей страны, что в нем хранятся золото и другие драгоценные металлы (серебро, платина), драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры), жемчуг. Рассказывает о происхождении ценностей, о том, почему золото и серебро являются драгоценными металлами (они не портятся ни на воздухе, ни в воде, ни в земле; сколько бы ни прошло лет, они не изменятся, не заржавеют). Говорит о том, что некоторые банки покупают картины и другие произведения искусства, потому что создания человеческого таланта тоже могут быть драгоценными, причем стоимость их с годами увеличивается.

Объясняет, что значит быть бережливым, экономным; почему надо быть экономным. Что значит пословица «Копейка рубль бере­жет». Обсуждает, почему нельзя зря расходовать воду, электричество, бензин, бумагу, даже если на покупку новых вещей есть деньги. Объясняет, какие вещи прочные, а какие непрочные, почему важно пользоваться прочными вещами, как использовать вещи вторично, куда можно отдавать одежду, из которой вырос.

После занятия. На занятии по лепке дети создают свои копилки для монеток.

108


ЛЕПКА

«Копилка с монетками»

Задачи. Инициировать творческое проявление детей при созда­нии поделок на основе готовых (бытовых) форм. Вызвать интерес к экспериментированию с формой. Учить видеть общую форму и находить адекватные изобразительно-выразительные средства для ее преобразования в придуманный образ. Показать возможность создания копилки путем дополнения готовой формы (картонной или пластиковой, с заранее вырезанным отверстием для монет) вы­разительными лепными деталями. Активизировать разные способы (скульптурный, комбинированный) и приемы (вытягивание, при­щипывание, загибание, проработка деталей стекой) лепки. Развивать воображение, чувство формы. Поощрять инициативу, сообразитель­ность.

Предварительная работа. Беседа о деньгах, покупках, магазинах, копилках, сбербанках; рассматривание монет и копилок на предыду­щем занятии по познанию окружающего мира.

Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, мел­кие бусинки и пуговички для глаз, картонные или пластиковые формы (готовая бытовая упаковка и емкости), фольга (золотистая и серебристая), ножницы, клеенка или дощечки для лепки, салфетки матерчатые, подставка для поделок; поворотные диски для демон­страции натуры.

Три-четыре копилки разной формы, карточки с названиями жи­вотных (СЛОН, МИШКА, КОШКА, СВИНКА, ЖИРАФ, МЫШКА) и картинки с изображением животных для уточнения представле­ний.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям, что на предыдущем занятии они делали монетки. Показывает 3-4 копилки и предлагает детям смастерить свои копилки — самодельные, но как настоящие, — пустые внутри, чтобы в них можно было складывать и сберегать монетки. Предлагает детям подумать, каким образом можно создать полые (пустые внутри) предметы. В ходе общего обсуждения дети приходят к решению лепить копилки на основе готовых бытовых форм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.149 с.)