АППЛИКАЦИЯ коллективная «Картины для кафе» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АППЛИКАЦИЯ коллективная «Картины для кафе»



Задачи. Совершенствовать аппликативную технику. Показать за­висимость способа аппликации от особенностей образа. Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить элементы на­тюрморта в соответствии с величиной корзинки, размещать силуэ­ты в корзинке, частично накладывая их друг на друга и размещая выше-ниже). Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельно-

132


му созданию натюрмортов — красочных, красивых, ярких. Подвести к пониманию того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм и художественных техник. Развивать чувство цвета при подборе колорита коллективной композиции. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве.

Предварительная работа. Воспитатель предлагает понаблюдать, как она сама вырезает силуэты из бумаги, сложенной вдвое (использует выразительную по цвету бумагу из старых журналов, буклетов) — по нарисованному контуру и на глаз (по воображаемой линии).

Создание витрин магазина «Овощи—фрукты» на занятии по леп­ке. Экспериментирование с пластической формой.

Рассматривание репродукций и художественных открыток с изобра­жением натюрмортов («Фрукты» И. Хрупкого, «Персики» П. Кончалов-ского, «Фрукты» Ф. Снейдерса, «Синие сливы» И. Машкова и др.).

Материалы, инструменты, оборудование. Две основы для коллек­тивных композиций с надписями ОВОЩИ и ФРУКТЫ; квадратики и прямоугольники, вырезанные воспитателем из цветной бумаги (красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, персикового, фио­летового цвета), наборы цветной бумаги для выбора фона; фактурная бумага для поиска новых цветосочетаний и оттенков, ножницы, коро­бочки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеенка; кра­ски гуашевые или цветные карандаши для дополнения композиции.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям несколько репродукций и проводит краткую беседу о том, как красота природы воплощается в натюрмортах.

Дети рассматривают красивый натюрморт из свежих фруктов или качественных муляжей, который помещен на столе воспитателя или в центре комнаты, если дети могут расположиться вокруг. Воспита­тель предлагает детям не спеша обойти натюрморт и рассмотреть его со всех сторон. Обсуждаются наблюдения и выводы детей о том, что натюрморт с разных сторон выглядит по-разному (если посмотреть с одной стороны, на переднем плане банан, а если посмотреть с Другой стороны, на переднем плане яблоко и т. д.).

Воспитатель напоминает детям о том, что они уже создавали на­тюрморты на занятии по лепке, когда оформляли витрины магазина «Овощи—фрукты», и предлагает подготовить еще две красивые кар­тины с овощами и фруктами, только выполнить их по-другому — в технике аппликации.

— Сегодня на занятии мы будем вырезать из цветной бумаги овощи и фрукты и составлять из них красивые натюрморты для оформления кафе. Давайте поговорим о том, какие плоды и как мы сможем вырезать.

133


Педагог создает проблемную ситуацию: поочередно показывает разные овощи и фрукты (реальные плоды или качественные муля­жи) и спрашивает, какими приемами в аппликации можно передать особенности строения и поверхности этих плодов:

— показывает банан и спрашивает, как его можно вырезать
(проще всего из желтого прямоугольника); затем усложняет задачу:
интересуется, как можно показать в аппликации, что банан уже очи­
стили или даже откусили (техника обрывной аппликации);

— показывает ананас и предлагает детям подумать о способах изобра­
жения (например, из мятой и рваной бумаги, в виде мозаики и т. д.);

— показывает капусту и лук, спрашивает, что между ними общего
и в какой технике лучше всего передать особенности строения этих
овощей (на силуэт наклеиваются кусочки рваной фактурной бумаги);

— показывает чеснок, спрашивает, как его можно изобразить
(напоминает детям о модульной аппликации или мозаике).

Дети подбирают бумагу — цветную, фактурную — уточняют свои замыслы и приступают к выполнению творческого задания. Воспи­татель помогает наводящими вопросами, эмоционально поддержива­ет, при необходимости подводит ребенка к поиску нового способа или выбору цветовой гаммы.

В конце занятия дети помещают свои плоды на соответствующие картины. Если фрукты и овощи не помещаются, воспитатель совету­ет частично наложить силуэты друг на друга и подвигать в поисках

134


лучшего их размещения. Воспитатель подсказывает, что готовую композицию можно дополнить красивыми листочками, колосками, бабочками, стрекозами, жуками — вырезать их и наклеить или на­рисовать цветными карандашами, фломастерами, красками. Дети любуются своими натюрмортами.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Такой разный урожай»

Задачи. Обогатить представления детей о переработке получаемо­го урожая, познакомить с историей картофеля, жевательной резин­ки. Учить правильно вести себя во время еды.

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображе­ниями ягод, помидоров, огурцов, лука, яблок, моркови, капусты, свеклы и картошки.

Содержание занятия. Воспитатель обсуждает с детьми, в какое время (по месяцам) убирают урожай разных видов растений: когда собирают ягоды (клубнику, малину, смородину и т. п.), убирают хлеб (рожь, пшеницу), огурцы и помидоры, лук, яблоки, морковь, капу­сту, свеклу, картошку и т. д.

Педагог спрашивает детей, как можно сохранить продукты све­жими на длительное время; ел ли кто-нибудь из них сухофрукты, консервированные овощи из банок. Делает вместе с детьми вы­вод, что продукты можно либо засушить, либо законсервировать, либо заморозить. Рассказывает, что сушеные продукты — такие, в которых не осталось воды: она испарилась под действием тепла и воздуха. А для консервирования продукты нужно нагреть до высо­кой температуры, чтобы в них погибли бактерии и микробы. Так варят варенье, консервируют огурцы и помидоры, чтобы они не портились.

Воспитатель вспоминает с детьми, что можно приготовить из раз­ных овощей и фруктов. Например, капусту варят, жарят, квасят, ту­шат, ее кладут в щи и супы, в пироги, делают из нее голубцы и т. д. Воспитатель рассказывает детям, что раньше щи из капусты были одним из главных и любимых блюд; предлагает детям догадаться, почему раньше говорили: «Где щи, тут и нас иши». Затем обсужда­ет с детьми, что можно приготовить, например, из^яблок (сварить компот, варенье, джем, сделать сок, пастилу, пюре и начинку для пирогов, яблоки бывают жареные, печеные, моченые и т. п.).

Педагог спрашивает у детей, какие блюда можно приготовить из картофеля (отварить, пожарить, сделать пюре, запеканку, оладьи, чипсы и т. д.).

135


Рассказывает детям, что картошка появилась на русском столе сравнительно недавно. Издавна в нашей стране ели капусту и репу, свеклу и редьку, а про картошку очень долго ничего не знали. При­везли новый диковинный овощ из Америки (оттуда же пришли к нам и помидоры, и кукуруза, и сладкий перец). Но сначала картош­ка (как и помидоры) никому не понравилась. Красивое, конечно, растение, но на вкус — совершенно ужасное, даже ядовитое (так как некоторые люди вместо клубней пытались съесть ядовитые ягоды картошки). Поэтому сначала картофель выращивали только для красоты: на клумбах и в цветочных горшках. А за ужасный вкус даже прозвали картошку «чертовым яблоком».

Раньше у картошки было еще одно название — «земляное ябло­ко». Люди часто дают такие названия: есть и земляная груша — то­пинамбур, и земляной орех — арахис. Да и слово «картофель» озна­чает просто «земляной клубень». Но когда не понравились людям «земляные яблоки», то стали они их называть «чертовыми». А разве картошка была в чем-то виновата? Ведь ели ее, когда она еще не успевала вырасти и действительно была горькой на вкус.

Очень долго не могли разобраться, что делать с картофелем, но уж когда разобрались — не стало более важного овоща на русском столе.

Дети сравнивают картофелины по цвету, величине, форме и ко­личеству «глазков».

Затем дети делятся на две команды и по очереди называют из­вестные им блюда из картофеля, капусты, свеклы, яблок и др. Ко­манду, которая будет начинать первой, выбирают с помощью «Щи-талочки» М. Бородицкой. Выигрывает та команда, которая знает больше названий блюд.

Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок. Да капусты кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! Раз-два-три, огонь зажжен — Кочерыжка, выйди вон!

Воспитатель вспоминает с детьми, какие бывают соки (фрукто­вые: яблочный, апельсиновый, виноградный, грейпфрутовый и др.; овощные: томатный, морковный, свекольный, капустный и др.). Рассказывает, что бывают и другие соки, например березовый; его собирают весной: надрезают кору березы, и сок стекает в подвешен­ный к стволу туесок.

Все эти соки люди пьют. Но есть сок, который люди получают, чтобы его есть, или, вернее, жевать: из этого сока делают жеватель­ную резинку. Чтобы получить сок, в коре дерева, которое растет в

136


Центральной Америке, делают глубокие длинные надрезы, а внизу подвешивают емкость, в которую этот сок стекает. Он немного по­хож на молоко, как «сок» одуванчика. Затвердевший сок этого де­рева очень красивый — розового или красноватого цвета. А чтобы из этого затвердевшего сока получилась жвачка, надо его сначала измельчить, потом нагреть и добавить в него разные вкусности. По­том получившуюся массу нужно охладить, посыпать сладкой пудрой и завернуть. Воспитатель вспоминает вместе с детьми, что именно добавляют в жвачку, какая бывает жевательная резинка (мятная, апельсиновая, арбузная, лимонная и т. д.).

Педагог рассказывает детям, что приблизительно 50 лет назад люди научились получать этот сок искусственным путем, так что теперь не нужно забирать сок у деревьев.

Воспитатель обсуждает с детьми, зачем нужна жевательная резин­ка (она делает приятным запах изо рта и защищает зубы).

Воспитатель читает детям отрывок из шуточного стихотворения А. Усачева «Жевательная история»:

Девица Бигелоу Любила страшно жвачку. Засунуть в рот жевачки Она могла хоть тачку: В гостях, в театре, дома... Набьет жевачкой рот — И ходит, как корова, Жует, жует, жует. Знакомые при встрече Ей говорят: — Хэллоу!

— Ням-ням, хрюм-хрюм, — почавкав,
Ответит Бигелоу.

— Простите, Бигелоу,
Что вы сказали нам?
А Бигелоу снова:

— Чав-чав, хрюм-хрюм, ням-ням!
Когда ж запас кончался
Жевательной резинки,

Девица принималась

Жевать свои ботинки,

Журнал «Шитье и кройка»,

Салфетки, одеяла...

Ну, в общем, все, что только

Ей на зуб попадало:

Линолеум, обои,

Хозяйственное мыло,

А как-то у соседа

Пол-уха откусила.

Пришлось надеть девице

Намордник, как собачке...

Вот до чего доводит

Пристрастие к жевачке!                         *

Педагог обсуждает с детьми, когда нужно жевать жевательную резинку, а когда нет; можно ли разговаривать со жвачкой во рту, как ее нужно выбрасывать (завернув в бумажку) и почему.

137


После занятия. Воспитатель предлагает детям организовать в группе игрушечное кафе, придумать блюда, которые будут там по­давать, разыграть сценки с участием кукол.

ПРИРОДА

«Песок и глина»

Задачи. Познакомить детей с особенностями песка и глины; сравнить песок и глину, выяснить, чем они отличаются.

Предварительная работа. Организация наблюдений на прогулке и в уголке природы.

Материалы, инструменты, оборудование. Образцы песка и глины в стаканчиках или неглубоких емкостях (для удобства работы можно пометить образцы, наклеив, например, на стаканчики с песком жел­тые кружочки, а на стаканчики с глиной — коричневые; кружочки можно также просто положить в емкости; другой вариант — взять разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки); стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, небольшие веточки — «деревья». Материалы и оборудование размещают на небольшом подносе или клеенке.

Песок не должен быть слишком мелким и глинистым. Хорошо подходит крупнозернистый речной (озерный) песок. Глину лучше взять природную, так как имеющаяся в продаже белая глина, ис­пользуемая для изготовления посуды и поделок, несколько отлича­ется по своим свойствам. Чтобы определить, что для занятий при­готовлена именно глина, нужно взять немного, слегка увлажнить ее и попытаться скатать между ладонями продолговатую колбаску. Если получится тонкая колбаска с заостренными кончиками, кото­рая легко сгибается в кольцо, — глина настоящая. Это важно, так как в природе глина и песок часто бывают перемешаны в разных пропорциях, а их смесь не даст желаемых результатов во время опытов.

Содержание занятия. Воспитатель вместе с детьми проводит ряд опытов.

Опыт 1. Ребенок берет стаканчик с песком и аккуратно насыпает немного песка на лист бумаги. Воспитатель спрашивает, легко ли сыплется песок. (Легко.) Затем он предлагает попробовать высыпать из стаканчика глину, чтобы выяснить, что легче высыпать — песок или глину. (Песок.) Делается вывод: песок — «сыпучий». Глина сли­пается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Песок, в отличие от глины, рыхлый.

138


Опыт 2. С помощью лупы дети внимательно рассматривают, из чего состоит песок. (Из зернышек-песчинок.) Воспитатель спра­шивает, как выглядят песчинки. (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные — или белые, желтые, в зависимости от разновид­ности песка). Похожи ли песчинки друг на друга? Если да, то в чем сходство; если нет, то чем отличаются? (Одни дети могут сказать, что песчинки похожи, другие — что нет. Не нужно их поправлять. Важно, чтобы в процессе сравнения дети внимательно рассмотрели песчаные зернышки.)

Затем дети таким же образом рассматривают комочек глины. Воспитатель просит их определить, из чего состоит глина, и обра­щает внимание на то, что в песке каждая песчинка лежит отдель­но и не прилипает к своим «соседкам». А глина состоит из очень мелких слипшихся частичек. Чем-то глина похожа на пластилин. Если в детском саду есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Воспитатель вместе с детьми де­лает вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко «взялись за руки» и прижались друг к другу.

Опыт 3. Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или в нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в трехлитровых стеклянных банках с песком. Воспитатель создает в банке сильный поток воздуха — ветер и предлагает понаблюдать за тем, что проис­ходит с песчинками. Они легко двигаются, сдуваются. Затем таким же образом воздействует на комочки глины. Дети обсуждают, что происходит теперь. Могут ли комочки глины двигаться так же бы­стро и легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с влажным пе­ском, и с влажной глиной. В заключение воспитатель делает вывод: сухие песчинки легко сдуваются, «убегают от ветра», а слипшиеся частички глины — нет.

Опыт 4. Ребенок берет палочку («деревце») и пробует «посадить»
ее сначала в стаканчик с песком, а затем в стаканчик с глиной. Вос­
питатель предлагает детям представить, что они сажают маленькое
деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку
в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчин­
ки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому погрузить ее в
такую почву проще. Воспитатель делает вывод, что воткнуть палочку
в песок легче, потому что он рыхлый.             »

Опыт 5. Ребенок аккуратно наливает в стаканчик с песком немного воды. Воспитатель просит потрогать песок и сказать, каким он стал. (Влажным, мокрым.) Дети размышляют над тем, кУДа исчезла вода. Затем каждый ребенок наливает немного воды в стаканчик с глиной. Во время опыта дети наблюдают, как вода

139


впитывается: быстро или медленно? (Медленно; гораздо медлен­ней, чем в песок.) Воспитатель просит ребят обратить внима­ние на то, что часть воды осталась на поверхности глины. (Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее.) Затем дети сажают «деревца» во влажную глину и делают вывод, что палочку легче воткнуть в мокрую глину, чем в сухую. Воспита­тель напоминает им, что когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Это делают, во-первых, для того, чтобы саженцы получали воду, а во-вторых, во влажную почву легче проникают корешки. Вос­питатель вместе с детьми делает вывод: во влажную глину сажать растения легче.

Опыт 6. Ребенок берет в одну руку емкость с сухим, а в дру­гую — с мокрым песком и сравнивает, что тяжелее. (Для этого опыта можно использовать и игрушечные весы.) Воспитатель просит всех высказать свои предположения: почему мокрый песок тяжелее, чем сухой. Если дети не могут найти правильный ответ, объясняет: среди сухих песчинок «прячется» легкий воздух, а среди влажных — более тяжелая вода.

Воспитатель проводит упражнения для закрепления материала.

1. Перед началом упражнения воспитатель просит детей вспом­
нить, как размещались песчинки в песке? Они прилипали друг
к другу или лежали по отдельности? (По отдельности.) Затем, по
сигналу воспитателя, дети «превращаются» в песчинки. Как нуж­
но при этом встать? Отдельно друг от друга или взяться за руки и
прижаться друг к другу? (Каждый ребенок стоит отдельно, не при­
касаясь к другому.) Воспитатель говорит, что внезапно подул ветер.
Что случится с песчинками? Как они буду передвигаться? (Дети
разбегаются врассыпную.)

2. Дети изображают частички глины. Воспитатель спрашивает,
как они теперь должны стать? (Группами, взявшись за руки, при­
жавшись друг к другу.) Налетел ветер — что происходит с кусочками
глины? Они остаются на месте. Если ветер сильный, комочки глины
медленно перемещаются. (Дети передвигаются группами, но при
этом продолжают держаться за руки.)

После занятия. Воспитатель во время прогулок обращает вни­мание детей на ряд явлений, которые можно объяснить, используя результаты проведенных опытов:

— Чем песок в песочнице отличается во время дождя и в сухую
погоду? Пусть дети попытаются слепить дворцы, домики из сухого
и мокрого песка.

— Воспитатель предлагает детям пройти сначала по влажному
песку, а затем по сырой глине. Где остаются более четкие следы?
Что происходит со следами, когда песок и глина высыхают?

140


 

— Воспитатель напоминает, что после дождя дети часто прино­
сят на обуви грязь. Откуда она берется? Какую грязь легче отмыть?
Почему? После проведения опытов дети мыли руки. Что быстрее
отмывалось — песок или глина?

— Воспитатель предлагает внимательно исследовать участки, на
которых после дождя подолгу стоят лужи. Где чаще появляются
лужи — на песке или на глинистой почве? Дети проверяют свои
предположения на территории детского сада или в ближайшем пар­
ке, сквере.

— Воспитатель насыпает сухой песок в пластиковые бутылки
разного размера, предварительно сделав в крышках дырочки раз­
ного диаметра. На прогулке дети, постепенно высыпая песок на
землю, выполняют различные рисунки. Воспитатель обсуждает
с ними, почему для этой работы был взят именно песок, а не
глина.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.047 с.)