Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
АППЛИКАЦИЯ коллективная «Картины для кафе»
Задачи. Совершенствовать аппликативную технику. Показать зависимость способа аппликации от особенностей образа. Развивать чувство формы и композиционные умения (готовить элементы натюрморта в соответствии с величиной корзинки, размещать силуэты в корзинке, частично накладывая их друг на друга и размещая выше-ниже). Вызвать интерес к рассматриванию и самостоятельно- 132 му созданию натюрмортов — красочных, красивых, ярких. Подвести к пониманию того, что красивый натюрморт хорошо получается при сочетании разных цветов, форм и художественных техник. Развивать чувство цвета при подборе колорита коллективной композиции. Воспитывать эстетическое отношение к природе в окружающем мире и в искусстве. Предварительная работа. Воспитатель предлагает понаблюдать, как она сама вырезает силуэты из бумаги, сложенной вдвое (использует выразительную по цвету бумагу из старых журналов, буклетов) — по нарисованному контуру и на глаз (по воображаемой линии). Создание витрин магазина «Овощи—фрукты» на занятии по лепке. Экспериментирование с пластической формой. Рассматривание репродукций и художественных открыток с изображением натюрмортов («Фрукты» И. Хрупкого, «Персики» П. Кончалов-ского, «Фрукты» Ф. Снейдерса, «Синие сливы» И. Машкова и др.). Материалы, инструменты, оборудование. Две основы для коллективных композиций с надписями ОВОЩИ и ФРУКТЫ; квадратики и прямоугольники, вырезанные воспитателем из цветной бумаги (красного, желтого, оранжевого, синего, зеленого, персикового, фиолетового цвета), наборы цветной бумаги для выбора фона; фактурная бумага для поиска новых цветосочетаний и оттенков, ножницы, коробочки для обрезков, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеенка; краски гуашевые или цветные карандаши для дополнения композиции. Содержание занятия. Воспитатель показывает детям несколько репродукций и проводит краткую беседу о том, как красота природы воплощается в натюрмортах. Дети рассматривают красивый натюрморт из свежих фруктов или качественных муляжей, который помещен на столе воспитателя или в центре комнаты, если дети могут расположиться вокруг. Воспитатель предлагает детям не спеша обойти натюрморт и рассмотреть его со всех сторон. Обсуждаются наблюдения и выводы детей о том, что натюрморт с разных сторон выглядит по-разному (если посмотреть с одной стороны, на переднем плане банан, а если посмотреть с Другой стороны, на переднем плане яблоко и т. д.).
Воспитатель напоминает детям о том, что они уже создавали натюрморты на занятии по лепке, когда оформляли витрины магазина «Овощи—фрукты», и предлагает подготовить еще две красивые картины с овощами и фруктами, только выполнить их по-другому — в технике аппликации. — Сегодня на занятии мы будем вырезать из цветной бумаги овощи и фрукты и составлять из них красивые натюрморты для оформления кафе. Давайте поговорим о том, какие плоды и как мы сможем вырезать. 133 Педагог создает проблемную ситуацию: поочередно показывает разные овощи и фрукты (реальные плоды или качественные муляжи) и спрашивает, какими приемами в аппликации можно передать особенности строения и поверхности этих плодов: — показывает банан и спрашивает, как его можно вырезать — показывает ананас и предлагает детям подумать о способах изобра — показывает капусту и лук, спрашивает, что между ними общего — показывает чеснок, спрашивает, как его можно изобразить Дети подбирают бумагу — цветную, фактурную — уточняют свои замыслы и приступают к выполнению творческого задания. Воспитатель помогает наводящими вопросами, эмоционально поддерживает, при необходимости подводит ребенка к поиску нового способа или выбору цветовой гаммы. В конце занятия дети помещают свои плоды на соответствующие картины. Если фрукты и овощи не помещаются, воспитатель советует частично наложить силуэты друг на друга и подвигать в поисках
134 лучшего их размещения. Воспитатель подсказывает, что готовую композицию можно дополнить красивыми листочками, колосками, бабочками, стрекозами, жуками — вырезать их и наклеить или нарисовать цветными карандашами, фломастерами, красками. Дети любуются своими натюрмортами.
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА «Такой разный урожай» Задачи. Обогатить представления детей о переработке получаемого урожая, познакомить с историей картофеля, жевательной резинки. Учить правильно вести себя во время еды. Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображениями ягод, помидоров, огурцов, лука, яблок, моркови, капусты, свеклы и картошки. Содержание занятия. Воспитатель обсуждает с детьми, в какое время (по месяцам) убирают урожай разных видов растений: когда собирают ягоды (клубнику, малину, смородину и т. п.), убирают хлеб (рожь, пшеницу), огурцы и помидоры, лук, яблоки, морковь, капусту, свеклу, картошку и т. д. Педагог спрашивает детей, как можно сохранить продукты свежими на длительное время; ел ли кто-нибудь из них сухофрукты, консервированные овощи из банок. Делает вместе с детьми вывод, что продукты можно либо засушить, либо законсервировать, либо заморозить. Рассказывает, что сушеные продукты — такие, в которых не осталось воды: она испарилась под действием тепла и воздуха. А для консервирования продукты нужно нагреть до высокой температуры, чтобы в них погибли бактерии и микробы. Так варят варенье, консервируют огурцы и помидоры, чтобы они не портились. Воспитатель вспоминает с детьми, что можно приготовить из разных овощей и фруктов. Например, капусту варят, жарят, квасят, тушат, ее кладут в щи и супы, в пироги, делают из нее голубцы и т. д. Воспитатель рассказывает детям, что раньше щи из капусты были одним из главных и любимых блюд; предлагает детям догадаться, почему раньше говорили: «Где щи, тут и нас иши». Затем обсуждает с детьми, что можно приготовить, например, из^яблок (сварить компот, варенье, джем, сделать сок, пастилу, пюре и начинку для пирогов, яблоки бывают жареные, печеные, моченые и т. п.). Педагог спрашивает у детей, какие блюда можно приготовить из картофеля (отварить, пожарить, сделать пюре, запеканку, оладьи, чипсы и т. д.). 135 Рассказывает детям, что картошка появилась на русском столе сравнительно недавно. Издавна в нашей стране ели капусту и репу, свеклу и редьку, а про картошку очень долго ничего не знали. Привезли новый диковинный овощ из Америки (оттуда же пришли к нам и помидоры, и кукуруза, и сладкий перец). Но сначала картошка (как и помидоры) никому не понравилась. Красивое, конечно, растение, но на вкус — совершенно ужасное, даже ядовитое (так как некоторые люди вместо клубней пытались съесть ядовитые ягоды картошки). Поэтому сначала картофель выращивали только для красоты: на клумбах и в цветочных горшках. А за ужасный вкус даже прозвали картошку «чертовым яблоком». Раньше у картошки было еще одно название — «земляное яблоко». Люди часто дают такие названия: есть и земляная груша — топинамбур, и земляной орех — арахис. Да и слово «картофель» означает просто «земляной клубень». Но когда не понравились людям «земляные яблоки», то стали они их называть «чертовыми». А разве картошка была в чем-то виновата? Ведь ели ее, когда она еще не успевала вырасти и действительно была горькой на вкус.
Очень долго не могли разобраться, что делать с картофелем, но уж когда разобрались — не стало более важного овоща на русском столе. Дети сравнивают картофелины по цвету, величине, форме и количеству «глазков». Затем дети делятся на две команды и по очереди называют известные им блюда из картофеля, капусты, свеклы, яблок и др. Команду, которая будет начинать первой, выбирают с помощью «Щи-талочки» М. Бородицкой. Выигрывает та команда, которая знает больше названий блюд. Чищу овощи для щей. Сколько нужно овощей? Три картошки, две морковки, Луку полторы головки, Да петрушки корешок. Да капусты кочешок. Потеснись-ка ты, капуста, От тебя в кастрюле густо! Раз-два-три, огонь зажжен — Кочерыжка, выйди вон! Воспитатель вспоминает с детьми, какие бывают соки (фруктовые: яблочный, апельсиновый, виноградный, грейпфрутовый и др.; овощные: томатный, морковный, свекольный, капустный и др.). Рассказывает, что бывают и другие соки, например березовый; его собирают весной: надрезают кору березы, и сок стекает в подвешенный к стволу туесок. Все эти соки люди пьют. Но есть сок, который люди получают, чтобы его есть, или, вернее, жевать: из этого сока делают жевательную резинку. Чтобы получить сок, в коре дерева, которое растет в 136 Центральной Америке, делают глубокие длинные надрезы, а внизу подвешивают емкость, в которую этот сок стекает. Он немного похож на молоко, как «сок» одуванчика. Затвердевший сок этого дерева очень красивый — розового или красноватого цвета. А чтобы из этого затвердевшего сока получилась жвачка, надо его сначала измельчить, потом нагреть и добавить в него разные вкусности. Потом получившуюся массу нужно охладить, посыпать сладкой пудрой и завернуть. Воспитатель вспоминает вместе с детьми, что именно добавляют в жвачку, какая бывает жевательная резинка (мятная, апельсиновая, арбузная, лимонная и т. д.). Педагог рассказывает детям, что приблизительно 50 лет назад люди научились получать этот сок искусственным путем, так что теперь не нужно забирать сок у деревьев. Воспитатель обсуждает с детьми, зачем нужна жевательная резинка (она делает приятным запах изо рта и защищает зубы). Воспитатель читает детям отрывок из шуточного стихотворения А. Усачева «Жевательная история»: Девица Бигелоу Любила страшно жвачку. Засунуть в рот жевачки Она могла хоть тачку: В гостях, в театре, дома... Набьет жевачкой рот — И ходит, как корова, Жует, жует, жует. Знакомые при встрече Ей говорят: — Хэллоу!
— Ням-ням, хрюм-хрюм, — почавкав, — Простите, Бигелоу, — Чав-чав, хрюм-хрюм, ням-ням! Девица принималась Жевать свои ботинки, Журнал «Шитье и кройка», Салфетки, одеяла... Ну, в общем, все, что только Ей на зуб попадало: Линолеум, обои, Хозяйственное мыло, А как-то у соседа Пол-уха откусила. Пришлось надеть девице Намордник, как собачке... Вот до чего доводит Пристрастие к жевачке! * Педагог обсуждает с детьми, когда нужно жевать жевательную резинку, а когда нет; можно ли разговаривать со жвачкой во рту, как ее нужно выбрасывать (завернув в бумажку) и почему. 137 После занятия. Воспитатель предлагает детям организовать в группе игрушечное кафе, придумать блюда, которые будут там подавать, разыграть сценки с участием кукол. ПРИРОДА «Песок и глина» Задачи. Познакомить детей с особенностями песка и глины; сравнить песок и глину, выяснить, чем они отличаются. Предварительная работа. Организация наблюдений на прогулке и в уголке природы. Материалы, инструменты, оборудование. Образцы песка и глины в стаканчиках или неглубоких емкостях (для удобства работы можно пометить образцы, наклеив, например, на стаканчики с песком желтые кружочки, а на стаканчики с глиной — коричневые; кружочки можно также просто положить в емкости; другой вариант — взять разноцветные стаканчики из-под йогурта, сметаны или плоские емкости-упаковки); стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, небольшие веточки — «деревья». Материалы и оборудование размещают на небольшом подносе или клеенке. Песок не должен быть слишком мелким и глинистым. Хорошо подходит крупнозернистый речной (озерный) песок. Глину лучше взять природную, так как имеющаяся в продаже белая глина, используемая для изготовления посуды и поделок, несколько отличается по своим свойствам. Чтобы определить, что для занятий приготовлена именно глина, нужно взять немного, слегка увлажнить ее и попытаться скатать между ладонями продолговатую колбаску. Если получится тонкая колбаска с заостренными кончиками, которая легко сгибается в кольцо, — глина настоящая. Это важно, так как в природе глина и песок часто бывают перемешаны в разных пропорциях, а их смесь не даст желаемых результатов во время опытов. Содержание занятия. Воспитатель вместе с детьми проводит ряд опытов. Опыт 1. Ребенок берет стаканчик с песком и аккуратно насыпает немного песка на лист бумаги. Воспитатель спрашивает, легко ли сыплется песок. (Легко.) Затем он предлагает попробовать высыпать из стаканчика глину, чтобы выяснить, что легче высыпать — песок или глину. (Песок.) Делается вывод: песок — «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Песок, в отличие от глины, рыхлый.
138 Опыт 2. С помощью лупы дети внимательно рассматривают, из чего состоит песок. (Из зернышек-песчинок.) Воспитатель спрашивает, как выглядят песчинки. (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные — или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки друг на друга? Если да, то в чем сходство; если нет, то чем отличаются? (Одни дети могут сказать, что песчинки похожи, другие — что нет. Не нужно их поправлять. Важно, чтобы в процессе сравнения дети внимательно рассмотрели песчаные зернышки.) Затем дети таким же образом рассматривают комочек глины. Воспитатель просит их определить, из чего состоит глина, и обращает внимание на то, что в песке каждая песчинка лежит отдельно и не прилипает к своим «соседкам». А глина состоит из очень мелких слипшихся частичек. Чем-то глина похожа на пластилин. Если в детском саду есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок. Воспитатель вместе с детьми делает вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина — из мелких частичек, которые как будто крепко «взялись за руки» и прижались друг к другу. Опыт 3. Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или в нос. Чтобы избежать этого, можно проводить опыты в трехлитровых стеклянных банках с песком. Воспитатель создает в банке сильный поток воздуха — ветер и предлагает понаблюдать за тем, что происходит с песчинками. Они легко двигаются, сдуваются. Затем таким же образом воздействует на комочки глины. Дети обсуждают, что происходит теперь. Могут ли комочки глины двигаться так же быстро и легко, как песчинки? Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются. Подобные опыты можно провести и с влажным песком, и с влажной глиной. В заключение воспитатель делает вывод: сухие песчинки легко сдуваются, «убегают от ветра», а слипшиеся частички глины — нет. Опыт 4. Ребенок берет палочку («деревце») и пробует «посадить» Опыт 5. Ребенок аккуратно наливает в стаканчик с песком немного воды. Воспитатель просит потрогать песок и сказать, каким он стал. (Влажным, мокрым.) Дети размышляют над тем, кУДа исчезла вода. Затем каждый ребенок наливает немного воды в стаканчик с глиной. Во время опыта дети наблюдают, как вода 139 впитывается: быстро или медленно? (Медленно; гораздо медленней, чем в песок.) Воспитатель просит ребят обратить внимание на то, что часть воды осталась на поверхности глины. (Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее.) Затем дети сажают «деревца» во влажную глину и делают вывод, что палочку легче воткнуть в мокрую глину, чем в сухую. Воспитатель напоминает им, что когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Это делают, во-первых, для того, чтобы саженцы получали воду, а во-вторых, во влажную почву легче проникают корешки. Воспитатель вместе с детьми делает вывод: во влажную глину сажать растения легче. Опыт 6. Ребенок берет в одну руку емкость с сухим, а в другую — с мокрым песком и сравнивает, что тяжелее. (Для этого опыта можно использовать и игрушечные весы.) Воспитатель просит всех высказать свои предположения: почему мокрый песок тяжелее, чем сухой. Если дети не могут найти правильный ответ, объясняет: среди сухих песчинок «прячется» легкий воздух, а среди влажных — более тяжелая вода. Воспитатель проводит упражнения для закрепления материала. 1. Перед началом упражнения воспитатель просит детей вспом 2. Дети изображают частички глины. Воспитатель спрашивает, После занятия. Воспитатель во время прогулок обращает внимание детей на ряд явлений, которые можно объяснить, используя результаты проведенных опытов: — Чем песок в песочнице отличается во время дождя и в сухую — Воспитатель предлагает детям пройти сначала по влажному 140
— Воспитатель напоминает, что после дождя дети часто прино — Воспитатель предлагает внимательно исследовать участки, на — Воспитатель насыпает сухой песок в пластиковые бутылки
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.047 с.) |