АППЛИКАЦИЯ с элементами бумажной пластики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

АППЛИКАЦИЯ с элементами бумажной пластики



«Маски»

Задачи. Вызвать у детей интерес к изготовлению театральных масок по мерке «на себя». Показать возможности техники симме­тричной аппликации с элементами прорезного декора. Предложить оформить маски разными декоративными элементами из цветной

409


бумаги и новогодней мишуры для создания образов природных яв­лений (Ветер, Дождь, Град, Метель, Снег, Туча и др.). Развивать гла­зомер, способности к планированию работы — обдумывать замысел, создавать эскиз, готовить форму по заданному размеру, примеряя на себя, подбирать детали, компоновать, дополнять по ходу воплощения замысла. Воспитывать эстетический вкус.

Предварительная работа. Рассматривание разных масок или их изображений. Посещение детского театра вместе с родителями. Зна­комство с условной меркой.

Материалы, инструменты, оборудование. Плотная и тонкая цветная бумага (гладкая и бархатная), мишура, серпантин, дождик, блёстки, конфетти, фантики, ножницы, простые карандаши, мел или мелки, клей, клеевые кисточки, тесьма или узкие ленточки для завязок, дырокол, степлер, салфетки бумажные и матерчатые. Театральные маски для показа детям.

Содержание занятия. Педагог показывает детям 3—4 карнавальные маски, и проводит небольшую беседу о маскарадах, карнавалах и театральных представлениях, в которых используются разные ма­ски.

— Во время новогодних карнавалов люди наряжаются в яркие оригинальные костюмы, надевают маски, чтобы создать веселое на­строение. Это праздники ярких красок, смеха, радости. К празднику готовятся заранее, шьют необыкновенно красивые карнавальные костюмы и готовят всевозможные маски.

Затем педагог предлагает детям самим смастерить маски для театрального представления. Показывает общую форму маски и по­ясняет технику изготовления:

— Берем широкую полосу бумаги, прикладываем к лицу — на уровне глаз и проверяем длину. Нужно, чтобы полоска бумаги за­крывала верхнюю часть лица от уха до уха. Лишнее отрезаем нож­ницами. Середина маски попадает на нос. Складываем заготовку пополам. Сгиб — это нос. Прикладываем половинку заготовки к лицу и примеряем, где находится глаз. Мелом делаем отметку. Скла­дываем заготовку еще раз пополам — только теперь по ширине — и вырезаем отверстие для глаз — круглое, овальное или похожее на рыбку. Раскрываем, прикладываем к лицу и смотрим через выре­занные отверстия. Если нужно, изменяем размер и форму отверстий для глаз. Хорошая получилась маска, но пока еще безымянная. Она не рассказывает о герое или персонаже, который за ней спрятался. Посмотрите: сейчас я приклею снежинки и кусочки ваты. Получился снег. Если приложу к маске блестящий дождик, на кого или на что это будет похоже? Да, это может быть Дождик. А если прикреплю серпантин? Выйдет Ветер или Вьюга.

410


Вы убедились, что такую маску-форму можно превратить в кого угодно — в животное, человека, явление природы и даже самое фантастическое существо. Для этого нужно задумать образ, пред­ставить самые его характерные признаки — уши, волосы, бороду, рога и т. д. — и смастерить их из обычной цветной бумаги или подручного бытового материала: серпантина, мишуры, фантиков, фольги, упаковочной бумаги, ленточек, связок бус и т. д. Эти выра­зительные детали нужно разместить на маске и прикрепить удобным для данного материала способом: приклеить, привязать, прикрутить, нанизать. Не забудьте, что у нас есть степлер и дырокол. С помощью этих канцелярских приборов (приспособлений) тоже можно соеди­нить детали. Подумайте, как вы будете надевать маски на голову. Для крепления маски можно сделать бумажный ободок по размеру головы (помогайте друг другу определить нужный размер). Еще проще надевать маску с помощью ленточек или шнурков, которые можно завязывать на бантик.

Выберите героя и смастерите «говорящую» красивую маску. На любую маску можно приклеить длинные бумажные ресницы, локо­ны, щеки.

После занятия. Завершение оформления масок. После использо­вания их для разыгрывания спектакля можно организовать выстав­ку масок, разместив их группами и подписав знакомыми словами: ДОЖДИК, СНЕГ, СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, ТУЧА; названиями животных и т. д.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ «Часы с кукушкой»

Задачи. Вовлекать детей в диалог, учить рассуждать, задавать вопросы, самостоятельно строить короткий текст — повествова­ние, высказываться на темы из личного опыта. Стимулировать словотворчество и словообразование. Уточнять представления о словесном составе предложения. Воспитывать интерес к пись­менной речи.

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображением различных часов (наручных, настенных, напольных, будильников, песочных часов, часов с кукушкой). Карточки со словами: ЧАСЫ, ИДУТ, ИДЁТ, ДЕДУШКА, БАБУШКА, ПАПА, МАМА, И, В, КИНО, ЦИРК; • (точка).

Содержание занятия. Воспитатель загадывает детям загадку:

411


Кто ходит ночь И ходит день, Не зная, Что такое лень?

(Часы)1

Просит детей обосновать свои ответы, наводящими вопросами подводит к отгадке. Затем говорит детям:

— Часы бывают разные. Те часы, которые утром будят нас звон­
ком, называются... (будильник). (Педагог ставит на наборное полотно
картинку.) А у нас в группе висят часы на стене. Они называются...
(настенные). Часы на руке —... (наручные); часы на полу —...
(напольные); часы с песком —... (песочные). (По мере ответов на
вопросы воспитатель выставляет на панно картинки.)

— Часы бывают с маятником. Обычно это настенные или наполь­
ные часы. Наручные часы могут быть механическими — их заводят
каждый день, или электронными — на батарейках.

— Какие часы есть у вас дома? (Высказывания детей из личного
опыта.)

— Где еще можно встретить часы? Зачем нужны часы? Что мог­
ло бы произойти, если бы все часы остановились? (Рассуждения
детей.)

— Если у вас нет часов или они остановились, как еще можно
узнать время? (Высказывания детей.)

Затем педагог говорит: «Приблизительное время можно узнать по солнцу. Когда утро — солнышко еще только встает; в полдень — оно над головой; а вечером солнышко закатывается, заходит».

Далее проводится игра «Угадай мою картинку». Кто-то из детей выходит за дверь. Остальные дети и воспитатель договариваются о том, какие часы загадать. Дети подходят стайкой к воспитателю и до­говариваются шепотом («давайте пошепчемся»). За картинку, которую загадали, кладётся метка. Чтобы отгадать картинку, отгадывающему ребенку надо задавать вопросы: «Эти часы стоят на полу? У них есть стрелки? У них есть маятник?» и т. д. Следующего водящего дети назначают сами. Игра повторяется 3-4 раза.

Затем воспитатель выкладывает на наборном полотне предложение: ЧАСЫ ИДУТ Предлагает желающим прочитать это предложение. Дети «читают» предложение хором, педагог ведет пальцем под буквами, сле­ва направо. Таким же образом дети «читают» предложения: ДЕДУШКА И БАБУШКА ИДУТ В КИНО. ПАПА ИДЁТ В ЦИРК. Воспитатель обращает внимание детей на формы слова ИДЁТ, ИДУТ.

Далее воспитатель говорит детям, что еще бывают настенные часы с кукушкой. Каждый час кукушка выглядывает из окошка и кукует:

1 Красное коромысло через реку повисло. Русские народные загадки под ред. Науменко Г. М. — Ижевск: Удмуртия, 1989. С. 23.

412


ку-ку, ку-ку. Предлагает послушать сказочную историю об этих часах. Читает сказку С. Прокофьевой «Часы с кукушкой».

За горами, за лесами, на высоком холме стоит маленький красивый городок. Живут в нем одни звери.

Посреди площадибашня с часами. Каждый нас из домика над часами выглядывает Кукушка и громко кукует:

— Ку-ку!

И все звери в городе знают, когда им вставать, когда обедать, а когда ложиться спать.

Однажды собрались все звери на площади:

Надоела мне эта Кукушка,проворчал Лев. — Все ку-ку, да
ку-ку! И больше ничего сказать не может.

Обиделась Кукушка и улетела из звериного города в лес.

Хотите, я буду кукушкой?предложила пушистая Кошка. —
Я с этим делом легко справлюсь. К тому же у меня такой нежный
голосок. Мяу-мяу!

Но только вышло солнышко, Кошка свернулась калачиком и крепко уснула.

Не получится из тебя кукушки,сказали все звери.

Хотите, я буду кукушкой? — предложила зеленая Лягушка. — Уж
я-то с этим делом справлюсь. Ква-ква!..

Воспитатель прерывает чтение текста и предлагает детям пофан­тазировать: что случилось дальше. Выслушивает желающих детей, затем дочитывает сказку до конца.

...Сначала у лягушки дело пошло на лад. Но прошло три дня, и часы остановились. Лягушка развела такую сырость, что вся башня позеле­нела и даже мхом заросла.

— Нет уж, теперь я сам буду кукушкой,прошипел Уж и заполз
в домик над часами.

Но у него был такой тихий голос, что его никто не слышал.

Я царь зверей! Я сам буду кукушкой! — грозно зарычал Лев. — Уж
я-то шутя справлюсь с этим делом.

Огромный Лев полез в домик над часами. Стены затрещали, крыша покосилась, а стрелки часов отвалились и упали на землю.

Слезай, слезай скорей!закричали звери.
Собрались все звери на площади и загрустили.

— Я не знал, что быть кукушкой так трудно,уныло сказал
Лев. — Давайте найдем кукушку и попросим ее вернуться в наш го­
род.

Звери отправились в лес искать Кукушку.

Прости нас, милая Кукушка,сказали они. — И, пожалуйста,
вернись в свой домик над часами.

Ку-ку! Ку-ку! — весело несется над городом.

413


Кукушка каждый день выглядывает из домика и кукует. И теперь все звери опять знают, когда им вставать, когда обедать, а когда ложиться спать.

Воспитатель обсуждает с детьми, какая концовка сказки понра­вилась им больше всего — автора или придуманная кем-то из детей, и почему.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Какие бывают часы»

Задачи. Познакомить детей с разными видами часов, с узнавани­ем времени по часам. Обогащать представления детей о профессиях взрослых.

Предварительная работа. Составление «коллекции» разных часов (например, будильники, настенные, наручные часы и т. д.).

Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображения­ми разных часов: солнечных, водяных, с кукушкой, кремлевских ку­рантов. Настоящие песочные, механические и электронные часы.

Содержание занятия. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение и отгадать, о чем в нем говорится. Читает детям сти­хотворение Э. Мошковской «Пешеход»:

Есть пешеход В твоем дому.

Всю ночь,

Всю ночь

Не спать ему,

Дорогой прямо в новый день

Ему шагать

Не лень,

Не лень...

Ты в нем пружинку подкрути — Тебе-то спать, Ему — идти...

Ты спишь,

Ты спишь,

А он не спит,

Он не устал

И не сердит,

Он говорит тебе вот так:

414


Я на — че — ку,

Тик-так,

Тик-так,

Пока я стрелками иду Не под — ве — ду, Не под — ве — ду,

Тебя разбудит Мой звонок,

Ты встретишь утро Точно в срок,

Свой детский сад Ты не проспишь,

Вот так, тик-так, Усни, малыш...

Воспитатель спрашивает, о каком «пешеходе» говорится в этом стихотворении. Вспоминает вместе с детьми, какими бывают часы. Объясняет, когда, где и какими часами пользуются взрослые (бу­дильник, наручные и настенные часы, часы в машине, на улице, в транспорте — в метро, на вокзале и др.). Обсуждает с детьми, зачем нужно знать точное время (не опоздать на поезд, на спектакль в театр, на уроки в школу и т. п.).

Показывает детям изображение кремлевских курантов, рассказы­вает, что это самые главные часы нашей страны, находятся они на Спасской башне Московского Кремля. Они не только показывают, но и «отбивают» время: в два часа часы бьют два раза, в три часа — три, в пять часов — пять раз и т. д.

Педагог объясняет, что современные часы бывают электронными и механическими. Механические часы нужно заводить, а в электрон­ных — менять батарейку.

Затем воспитатель рассказывает детям, что людям всегда хо­телось точно знать сколько времени, и они придумывали самые разные способы измерять время. Что только не использовали в качестве часов: и свечки, и сосуды с водой и песком, и многое-многое другое.

Показывает картинку с изображением свечки с нанесенными делениями и рассказывает, что на часах-свечке были сделаны специальные черточки: свечку зажигали и потом смотрели, до какой черточки она догорела: так узнавали, столько прошло времени.

Затем педагог показывает картинку с изображением водяных часов и объясняет, что в таких часах вода из одной чаши капала по капельке в другую — и вновь люди смотрели на черточки: под­нялась вода до определенного уровня — значит, прошло столько-то времени.

415


 

После этого воспитатель демонстрирует детям песочные часы; спрашивает их, что это такое, видели ли они такие часы раньше, если да, то где. Объясняет, что в песочных часах вместо воды ис­пользуют мелкий-мелкий песок. Но только черточек в этих часах уже не делают. Люди знают, что когда весь песок пересыпался из одной половинки часов в другую — прошла минута, или три минуты, или пять. Для каждого времени сделали свои часы: поменьше — для одной минуты, побольше — для трех или пяти. Такими часами люди пользуются и сейчас. Педагог рассказывает, что их используют тогда, когда нужно делать что-то в течение одной или нескольких минут, например, варить яйца (до состояния всмятку, в мешочек, вкрутую), прогревать нос, дышать отваром лекарственных трав, принимать лечебную ванну и т. д.

Но все эти часы были не очень удобными: ведь чтобы песочными часами измерять время в течение всего дня, целая песочница песка может понадобиться, да и какой великан сможет такие часы перево­рачивать? И про все эти часы нужно постоянно помнить и за ними смотреть: когда вся вода перетечет, весь песок пересыплется. А от­влечешься не вовремя — и все — часы остановились. Да и с собой такие часы взять сложно — и с чашами с водой, и с горящей свечкой ходить трудно: свечка потухнет — и часы сломались.

Педагог выясняет у детей, как еще можно узнать, который час: можно ли сделать это, наблюдая, где находится солнце утром, днем или вечером. Подводит детей к выводу, что время можно определить по солнцу. Рассказывает, что уже очень-очень давно люди придумали солнечные часы. Они заметили, что солнце не стоит на месте целый день, а перемещается по небу. И тени от предметов меняются: то они становятся длиннее, то короче. Вот и решили люди измерять время с помощью тени: чем выше солнце на небе, тем тень короче, чем ниже солнце — тем длиннее. Педагог рассматривает с детьми изображение солнечных часов. Спрашивает их, можно ли всегда пользоваться такими часами; делает вместе с детьми вывод, что и с этими часами тоже проблем много: спряталось солнце за тучу, дождик пошел — и часы не работают.

Педагог рассказывает детям, что прошло много времени, прежде чем люди придумали современные часы. Зато как сейчас удобно: и ночью такие часы идут, и днем, даже под водой многие из них ра­ботать могут. Нужно только заводить их или батарейку менять, да и то нечасто. Но и про старые часы люди не забывают, по-прежнему ими иногда пользуются.

 

Затем воспитатель знакомит детей с профессией часовщика: рассказывает, что часы могут сломаться, а ремонтируют их люди, которых называют часовщиками. Вспоминает с ними о часовщике Дроссельмейере, персонаже сказки «Щелкунчик», с которой они начали знакомиться на прошлой неделе. Читает стихотворение С. Михалкова «Часы»:

416


Чтобы ходики

Ходили,

А будильники будили,

И всегда любой из нас

Точно знал,

Который час,

По каким часам

Вставать,

По каким часам

В кровать, —

В часовой мастерской

Чинят время день-деньской.

Входит с жалобой старушка:

— Как же мне не горевать!

Из моих часов

Кукушка

Перестала куковать...

Всё понятно старику, Старику часовщику. Из окошечка резного Снова слышится: «Ку-ку!»

Мы в часы мячом попали, Со стола часы упали. Под столом раздался звон, И пружина вышла вон.

Мы сказали:

— Дядя Ваня,

Мы давно знакомы с вами.

Неужели в этот раз

Вы не выручите нас?

Щуря глаз И хмуря брови, Поворчав себе в усы, Часовщик Иван Петрович Осторожно взял часы.

Все понятно старику, Старику часовщику. Мы теперь приходим в класс Раньше всех на целый час.

Воспитатель говорит детям, что быть часовщиком не просто, это сложная работа, и предлагает им послушать шуточное стихотворение о том, что случилось однажды с часовщиком-недоучкой из стихот­ворения В. Орлова «Кавардак»:

Не помню когда, Но когда-то и где-то Однажды случилась История эта. Вернулся в деревню Из дальних краев Единственный мастер По части часов.

417

27 Заказ 1583


418


Учился он в городе

Этому делу,

Но вскоре учиться

Ему надоело,

И он недоучкой

Вернулся домой

Часы починять

В часовой мастерской.

В тот день у старушки В избе на опушке В старинных часах Замолчала кукушка, Сломалась кукушка Без всяких причин. Пришел часовщик И ее починил.

И вот удивлённо Моргает старушка: Верхом на кукушке Кукует избушка. Кукует избушка Без всяких причин. Пришел часовщик И ее починил.

Теперь удивлённо Моргает избушка: Верхом на старушке Кукует кукушка. Кукует кукушка Без всяких причин. Пришел часовщик И ее починил.

Опять удивленно Моргает избушка: Верхом на кукушке Кукует старушка. Кукует старушка Без всяких причин. Пришел часовщик И ее починил.

Теперь удивленно Моргает кукушка: Верхом на старушке Кукует избушка. Кукует избушка Без всяких причин. Пришел часовщик И ее починил.

Кукует опушка, Кукует избушка, Кукует кукушка, Кукует старушка. А рядом сидит Часовщик на суку


И вместе со всеми Кукует: «Ку-ку!»

Сидит и ругает себя То и дело За то, что учиться Ему надоело: Подвинчивал что-то Не там и не так, И вот получился Такой кавардак!

После занятия. Дети лепят на форме придуманные ими модели часов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.074 с.)