Познание окружающего мира «китайский новый год» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познание окружающего мира «китайский новый год»



Задачи. Рассказать о происхождении календаря «животных» — символов года, о традициях празднования Нового года в Китае; дать первые элементарные представления об этой стране, о ее культуре.

Предварительная работа. Чтение китайской народной сказки «О том, как по животным счет годам стали вести».

Материалы, инструменты, оборудование. Фигурка животного — символа наступающего года по восточному календарю; карточки со словами: МЫШКА, БЫК, ТИГР, КОШКА, ДРАКОН, ЗМЕЯ, КОНЬ, КОЗА, ОБЕЗЬЯНА, ПЕТУХ, СОБАКА, СВИНКА. Небольшой кусок шелка или какой-либо предмет одежды, сделанный из настоящего шелка (например, шарф); несколько листов бумаги, упаковка от новогоднего фейерверка, фарфоровая чашка, несколько одинако­вых книжек; чашка с заваренным чаем; картинка с изображением медведя-панды; чашка с рисом, китайские палочки для еды; две пары карандашей, набор разных ластиков или мелких деталей конструкто­ра, четыре пластиковые миски или небольшие картонные коробки.

Содержание занятия. Воспитатель показывает детям фигурку жи­вотного — символа наступающего года, спрашивает их, знают ли они, что это такое и почему перед Новым годом люди покупают и дарят друг другу такие фигурки. Рассказывает, что это символ наступающе­го года по восточному календарю. Обсуждает с детьми, как считают года у нас: какой сейчас год по нашему календарю (например, две 448


тысячи восьмой), какой будет следующий (например, две тысячи девятый); объясняет, что у нас принято считать года по их номеру, прибавляя каждый год единицу.

Воспитатель говорит детям, что давным-давно на Востоке при­думали считать года по животным. Рассказывают, будто в старину люди не знали, как по животным счет годам вести. Этому научил людей Нефритовый владыка. Однажды и собрал в свой Небесный дворец всех зверей и птиц... Собралось их великое множество. Вышел к ним Нефритовый владыка и сказал, что отныне счет годам будет вестись по зверям и птицам. А по каким — звери должны были сами выбрать. И назвали они быка, лошадь, козу, собаку, свинью, кота, тигра, дракона, змею, обезьяну, петуха и мышь. Почему их выбрали тогда звери — никто не знает. Почему петуха, а не утку? Тигра, а не льва? И так, выбрали всего двенадцать зверей...

Воспитатель вспоминает с детьми, какие животные есть в восточном календаре, выставляет на наборное полотно карточки с названиями этих животных: МЫШКА, БЫК, ТИГР, КОШКА, ДРАКОН, ЗМЕЯ, КОНЬ, КОЗА, ОБЕЗЬЯНА, ПЕТУХ, СОБАКА, СВИНКА, читает их вместе с детьми. Затем предлагает детям послушать стихотворение А. Усачева «Японский календарь» (можно во время чтения заменять слова «японское», «японский» на «восточное», «восточный»).

Есть японское поверье. Сказка, проще говоря: Собрались однажды звери Выбирать себе царя.

Собрались под Новый год Лошадь, Тигр, Мышь и Кот, Бык, Дракон, Коза, Свинья, Обезьяна и Змея, И Собака, и Петух — Мчались во весь дух.

Стали выть, мяукать, лаять. Спор и крики до зари: Все хотят друг другом править, Все хотят попасть в цари.

Подрались под Новый год Лошадь, Тигр, Мышь и Кот, Бык, Дракон, Коза, Свинья, Обезьяна и Змея, И Собака, и Петух — Шерсть летит и пух!

Но с небес на это строго Посмотрел японский бог И сказал: «Пора, ей-богу, Прекратить переполох!

Будут править каждый год Лошадь, Тигр, Мышь и Кот, Бык, Дракон, Коза, Свинья,

449

29 Заказ 1583


Обезьяна и Змея, И Собака, и Петух — Каждый в свой черед!»

И пошли царить по кругу, Соблюдая календарь, Звери, птицы — все друг другу — Друг, товарищ, брат и царь.

Встали в дружный хоровод Лошадь, Тигр, Мышь и Кот, Бык, Дракон, Коза, Свинья, Обезьяна и Змея, И Собака, и Петух — Встали в общий круг!

Воспитатель обсуждает с детьми, как надо считать года по вос­точному календарю: обращает внимание детей на то, что у года не будет номера, а он будет называться годом Собаки, годом Петуха, годом Дракона и т. д. Педагог говорит детям, что в нашей стране мы по-прежнему считаем года по их номеру (две тысячи первый год, две тысячи второй, две тысячи третий и т. д.), но эта восточная традиция понравилась многим, и людям хочется узнать, каким будет следующий год также и по восточному календарю (годом Собаки, Петуха, Дракона и т. п.).

Затем воспитатель рассказывает детям, что эта традиция — считать года по животным — возникла в стране, которая называется «Китай». Спрашивает детей, слышали ли они что-нибудь о Китае. Выставля­ет и кладет на стол несколько листов бумаги, фарфоровую чашку, упаковку от новогоднего фейерверка, кусок шелка или какой-либо предмет одежды, сделанный из шелка. Рассматривает все эти пред­меты с детьми, называет их, подчеркивая, что это бумага, фарфор, шелк, фейерверк. Спрашивает детей, есть у этих предметов что-либо общее. Рассказывает, что все это впервые научились делать в Китае. Именно в этой стране люди придумали, как можно делать бумагу (а до этого писали только на листьях растений, глине или шкурах животных). Научились делать из белой глины тонкую и красивую фарфоровую посуду. Изобрели порох и фейерверки.

Педагог показывает детям несколько одинаковых книжек и спрашивает, как можно сделать сразу несколько одинаковых книг. Вспоминает вместе с ними то, о чем они узнали раньше (как сами печатали: прикладывали к чистой бумаге буквы, намазанные краской, и получали одинаковые отпечатки). Делает с детьми вывод, что эти книги напечатаны. Рассказывает, что печатание книг тоже изобрели в Китае. Было это уже очень-очень давно. Вообще Китай — очень древняя страна, ей уже больше двух тысяч лет.

Педагог показывает детям чашку с чаем, дает кому-то одному попробовать и сказать, что это такое. Рассказывает, что чай тоже пришел к нам из Китая, в этой стране любят пить чай, там есть не только черный, но и зеленый, красный и даже желтый чай.

450


Педагог показывает детям на глобусе или карте, где находится Китай. Рассказывает, что только там живет необычный медведь — панда; спрашивает, видел ли кто-нибудь этого медведя по телевизору. Показывает его изображение и рассказывает, что этот мишка питается листьями бамбука. Китайцы считают его символом своей страны.

Затем воспитатель выставляет стакан с рисом и просит детей назвать, что находится в стакане; рассказывает, что в Китае очень любят рис и часто едят его. Но едят его не вилкой или ложкой, а специальными палочками для еды (показывает их, если есть такая возможность), которые похожи по форме на обычные карандаши. Нам есть такими палочками сложно, а китайцы справляются с этим очень легко.

Педагог предлагает детям провести соревнование: попробовать перекладывать небольшие предметы из одной миски (коробки) в другую с помощью двух карандашей, как будто это палочки для еды. Дети разбиваются на две команды, перед каждой командой ставятся две миски (коробки), в одной из которых лежат ласти­ки или небольшие легкие детали конструктора. Дети по очереди пробуют переложить их из одной миски в другую (дети держат по одному карандашу в каждой руке, зажимают ими предмет и пере­носят его). Выигрывает та команда, которая за отведенное время (например, три минуты) успеет переложить больше предметов из одной миски в другую.

Далее воспитатель показывает детям картинку с изображением китайского дракона и рассказывает, что в китайских сказках дракон живет в воде и любит играть с жемчужинами; он покровительствуют водной стихии и защищает дом от пожара, поэтому его изображения есть на крышах всех традиционных китайских домов. Подчеркивает, что этот дракон совсем не огнедышащий, огонь из пасти он не вы­дувает.

В заключение занятия педагог рассказывает детям, что Новый год в Китае празднуют целых две недели; в это время там устраивают множество фейерверков, и несколько дней стоит страшный грохот. Во время праздника организуют специальные танцы с бумажными драконами. Воспитатель предлагает детям самим смастерить такого дракона и попробовать управлять им.

29*

После занятия. На следующем занятии по конструированию дети Делают традиционную китайскую игрушку — бумажного дракона. Во второй половине дня воспитатель читает детям китайскую сказку «Желтый аист», показывает и рассматривает с детьми иллюстрации. Если есть такая возможность, дети могут посмотреть мультфильмы: «Как лягушка стала повелительницей неба», «Братья Лю», «Колокол». Желательно сделать выставку, посвященную Китаю: дети могут при­нести из дому традиционные вещи, сделанные в этой стране (посуду, веера, соевый соус и т. д.).

451


КОНСТРУИРОВАНИЕ из бумаги «Дракон»

Задачи. Закрепить умение изготавливать коробку в форме бруска, опираясь на знакомый способ; включать этот способ в процесс из­готовления коллективной поделки.

Учить детей согласовывать свои действия друг с другом по дви­жениям, по ритму и темпу.

Материалы, инструменты, оборудование. Лист бумаги квадратной формы (со стороной 25-30 см) для образца. На каждый стол: набор бумажных квадратов одного цвета, уменьшающихся по величине (все­го 6-7 штук), длинные полоски бумаги для изготовления трубочек, яркие полоски бумаги для «гривы», «рожек», вырезанные педагогом заранее; обрезки цветной бумаги для дополнительного оформления. На каждого ребенка — ножницы, клей, кисточка.

Содержание занятия. Воспитатель напоминает детям, что на про­шлом занятии по конструированию они узнали, что такое «развертка» и как можно плоский лист бумаги превратить в объемную фигуру — куб. Просит детей вспомнить, что именно они мастерили из куба.

Далее педагог говорит, что сегодня дети узнают, как мастерить коробку в форме бруска (показывает ее). Поясняет и одновремен­но показывает детям способ складывания листа дважды пополам в каждую сторону (см. рисунок).

1.Возьмем лист бумаги. Сложим его пополам, вновь развернем. Затем каждую из половинок еще раз сложим пополам. Наш лист поделился на 4 одинаковых полосы.

2. Повернем лист бумаги, вновь сложим пополам, затем каждую часть — еще раз пополам. Наш лист бумаги поделился сгибами на 16 клеток.

452


 

3. Положим размеченный лист перед собой в длину, найдём верх­
ний ряд из 4-х клеток и отрежем его ножницами. Теперь наш лист
имеет 4 клетки в длину и 3 клетки в высоту.

4. Сделаем надрезы по линиям сгиба с правого и левого края на
величину одного квадрата. Наша выкройка готова. Попробуем ее
сложить в брусок, приподнимая верхний и нижний ряд квадратов,
и накладывая друг на друга боковые части.

Педагог может спросить детей: похож ли этот способ изготовле­ния бруска на тот, которым делали куб? А если похож, то почему коробки получились разные по форме: та была кубическая, а эта — брусковая? (Педагог подводит детей к сравнению коробок по форме основания, донышка.)

Затем воспитатель предлагает детям смастерить из похожих коро­бок дракона — героя китайского новогоднего праздника, о котором они узнали на занятии по познанию окружающего мира. (Выставля­ется схема-рисунок готовой поделки.) Воспитатель предлагает детям по желанию разместиться группами за 3-4 стола. За каждым столом будут мастерить одного дракона, так как на изготовление его длин­ного тела нужно 5-7 коробок разного размера.

Далее воспитатель словесно поясняет детям порядок работы: на каждом столе лежит набор листов бумаги прямоугольной формы разного размера. Каждый ребенок изготовит по одной коробке. Затем внутрь каждой ко­робки, ровно посередине, нужно будет приклеить трубочку, с помощью которой дракон будет управляться. Способ ее изготовления детям хорошо известен "(если неизвестен — педагог дает готовые бумажные трубочки). После этого все коробки выставляются на столе по величине, начиная с самой большой. Из двух коробок разного размера мастерится голова дра­кона, затем оформляется мелкими деталями: глаза из мятой бумаги, зубы из вырезанного зубчиками листа бумаги. Голова соединяется с остальны­ми коробками — частями тела — с помощью общей детали — длинной «гривы». Удобнее не клеить ее сверху на коробки, а наоборот: разложить ее на столе и к ней, как бы вверх ногами, приклеить все коробки на одинаковом расстоянии друг от друга. Теперь осталось каждую коробку оформить небольшой индивидуальной «гривой». Ее каждый вырезает для своей части дракона самостоятельно, из отдельного прямоугольного листа, сложив его пополам и вырезав по сгибу треугольные «зубчики», и приклеивает сверху на коробку. Дракон готов.

Но, изготовить дракона — это полдела. Теперь надо научить его двигаться. Для этого несколько детей должны взять дракона за бумажные палочки и передвигать его в одном направлении, двигая каждой частью вверх-вниз, будто тело дракона изгибается при ходьбе. Это непросто, так как необходимо приладиться к действиям друг Друга, прежде всего — внимательно следить за движениями головы. (Дается время на то, чтобы дети научились слаженно управлять своей поделкой.) Затем под китайскую музыку из балета «Щелкунчик» все Драконы могут исполнить свой «танец» (простые движения).

453


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОСУГ

по сказке-балету «Щелкунчик» (3)

«Вальс снежных хлопьев», «Чай (Китайский танец)», «Трепак (Русский танец)», «Кофе (Арабский танец)»

Педагог говорит детям:

— Ребята, вы помните, что в нашей сказке Щелкунчик превра­
тился в сказочного Принца. Он от всей души поблагодарил Мари за
свое спасение и пригласил ее в волшебное царство сластей. Стены
комнаты исчезли, и Мари с Принцем оказались в зимнем еловом
лесу. Большими хлопьями падал снег, и под звуки прекрасной ме­
лодии они поплыли в золоченой ладье к сияющей звезде, которая
зажглась на вершине елки, указывая им путь. Сейчас мы услышим
эту музыку, она называется «Вальс снежных хлопьев».

(Прослушивание фрагмента «Вальс снежных хлопьев в аудиозаписи.)

— Вы услышали, что снежинки здесь не просто тихо и плавно
падали на землю, а кружились в вихре, как в вальсе. Музыка на­
рисовала картину зимней вьюги, метели. А затем зазвучала мелодия
дивной красоты: светлая, нежная, прозрачная. Ее исполняет детский
хор. И вновь возвращается музыка снежного вихря... Хотите превра­
титься в снежинки и станцевать этот замечательный вальс?

(Дети воплощают настроение музыки в творческом движении.) И вот перед ними Конфеттенбург — столица волшебного царства сластей. (Бург в переводе — город, так что Конфеттенбург — Город конфет). «Ах, что же увидела Мари! Как мне описать вам, дети, кра­ соту и великолепие представшего перед глазами Мари города, который широко раскинулся на усеянной цветами роскошной поляне? Он блистал не только радужными красками стен и башен, но и причудливой формой строений, совсем не похожих на обычные дома.

Вместо крыш их осеняли искусно сплетенные венки, а башни были увиты такими прелестными пестрыми гирляндами, что и представить себе нельзя... Все дома были украшены сахарными галереями ажурной ра­боты. Посередине, как обелиск, возвышался глазированный сладкий пирог, обсыпанный сахаром, а вокруг из четырех искусно сделанных фонтанов били вверх струи лимонада, оршада и других вкусных прохладительных напитков. Бассейн был полон взбитых сливок, которые так и хотелось зачерпнуть ложкой»' — вот в какой удивительный город попала Мари.

По случаю победы над злыми мышами и возвращения Принца-Щелкунчика в сказочном городе был устроен замечательный празд­ник. На нем танцевали куклы — верные друзья Мари и Принца. Вначале зазвучала плавная, томная музыка арабского танца «Кофе». Сейчас мы с вами ее услышим.

' Гофман Э. Т. А. Щелкунчик и мышиный король. Перевод И. Татариновой // Литературные сказки зарубежных писателей. — М. Детская литература, 1982. С. 99.

454


(Прослушивание фрагмента «Кофе (Арабский танец)» в аудиозаписи.)

— Что вы можете сказать об этой музыке? (Высказывания детей.)
Потом свой танец исполнили забавные китайчата. Давайте его по­
слушаем.

(Прослушивание фрагмента «Чай (Китайский танец)» в аудио­записи.)

— Каким вы представили себе танец китайчат? (Высказывания де­
тей.) Правильно, ребята, танец очень забавный. Музыка его светлая
и немножко смешная. А сейчас мы услышим русский танец «Трепак».
Послушайте и попытайтесь определить настроение этой музыки.

(Прослушивание фрагмента «Трепак (Русский танец)» в аудиозаписи.)

— Что вы можете сказать об этой музыке? (Высказывания де­
тей.) Верно, она очень яркая, праздничная. А что придает музыке
это веселое, праздничное настроение? (Ответы детей.) Да, звучание
оркестра, украшенное звонкими, прозрачными колокольчиками. Вы
заметили, что звучание музыки постепенно нарастает? Добавляются
все новые и новые инструменты, и танец заканчивается, как блестя­
щий праздничный фейерверк... Вот какие прекрасные танцы кукол
увидела Мари, какую волшебную красивую музыку услышала.

Педагог вспоминает с детьми, кто написал эту музыку (напоми­нает о великом русском композиторе Петре Ильиче Чайковском). Спрашивает детей:

— А хотите узнать, как закончилась сказка?

Подошла к концу волшебная новогодняя ночь. Первый солнеч­ный луч робко проскользнул в комнату и разбудил спящую в кресле Мари. Мари открыла глаза и с удивлением посмотрела вокруг. Ни сказочной страны, ни Принца не было. И только у нее на коленях лежал маленький игрушечный человечек — Щелкунчик и загадочно ей улыбался.

Понравилась вам сказка? (Педагог выслушивает ответы детей.)

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И НАЧАЛА ГРАМОТЫ Игра «Знатоки»

Задачи. Вовлекать детей в игровое взаимодействие, в диалог, в соревнование. Обогащать речь образными словами и выражениями. Учить рассуждать, аргументированно высказываться, объяснять. Уточнить представления детей о многозначности слов, о словесном составе предложения. Анализировать звуковой состав слова. Раз­вивать артикуляционный аппарат детей. Поддерживать интерес к манипулированию с напечатанным словом.

Материалы, инструменты, оборудование. Карточки со словами: СОЛНЦЕ, СНЕГ, ДОЖДИК, ЧАСЫ, ИДЁТ, ИДУТ, ЛЯГУШКА, КОНЬ, ЛИСА, ВОЛК; • (точка — 4 штуки). Коробка для картинок.

455


 


Игрушки: лягушка, конь, лиса, волк.

Картинки: 1-й ряд — лимон, иголка, слива, арбуз, лиса; 2-й ряд — ваза, оса, ложка, кастрюля, волк.

Наборное полотно. Доска, мел. Указка. Две метки (фишки). Фиш­ки для подсчета правильных ответов. Четыре разноцветных карточки с загадками (см. содержание).

Содержание занятия. Педагог объявляет детям, что сейчас будет проводиться игра «Знатоки». Спрашивает у детей, кто это такие. Дети разбиваются на две команды, выбирают капитанов и придумывают названия команд (объединяются в кружок и шепчутся.).

Проводится первое соревнование: «Отгадай загадку». На столе у педагога четыре разноцветные карточки с загадками. Назначенные капитанами игроки (по два человека от команды) по очереди выходят к столу, выбирают карточки. Педагог зачитывает текст загадки, дети отгадывают (в отгадывании принимают участие все дети команды). Находят на столе слово-отгадку. Выставляют карточки с отгадками на наборное полотно. Читают их. За каждую правильную отгадку команда получает фишку. Используются следующие загадки:

Красная девица По небу ходит.

(Солнце)'

Меня часто зовут, дожидаются, А приду — от меня укрываются. (Дождь)2

Бело покрывало На земле лежало, Лето пришло — Оно все сошло.

(Снег)3

Весь день усами шевелят И время узнавать велят.

(Часы)"

После каждой загадки воспитатель просит объяснить свой ответ. В случае необходимости дает подсказку, например: что утром и днем идет по небу, а вечером садится за горизонтом, за дорогой? (Солнце.)

При отгадывании загадок игроки команд в случае затруднения помогают друг другу и соперникам, педагог поощряет это.

1 Красное коромысло через реку повисло. Русские народные загадки под ред.
Науменко Г М. - Ижевск: Удмуртия, 1989. С. 5.

2 Там же. С. 12.

3 Там же. С. 5.

4 Там же. С. 44.

456


Во втором задании одной команде нужно придумать предложение со словом «идет», а другой команде — со словом «идут». Выложить придуманные предложения из тех карточек, которые есть на столе педагога. (Выложены все известные детям карточки.)

Третье задание — соревнование «Чья команда лучше прочтет скороговорку»:

Зимой поле белое — Промерзло — заледенелое1.

Скороговорку читают стоя, сначала все вместе с воспитателем, потом самостоятельно — по командам.

Четвертое задание — игра «Отгадай мою игрушку». Воспитатель заранее выставляет на видных местах игрушки: лягушку, коня, волка, лису. В соревновании участвуют капитаны команд. Ведущий (педагог) загадывает игрушку, под этой игрушкой — фишка. Капитан должен задавать вопросы и по вопросам угадать игрушку. Найти на столе карточку с нужным словом, поставить ее на наборное полотно и прочитать. Загадывают слова «лягушка» и «конь» (метки под игрушки кладутся заранее).

Пятое задание — «Четвертый — лишний». В коробке у воспитателя лежат картинки, сложенные в определенном порядке. Назначен­ный игрок достает из коробки картинки по одной (лимон, иголка, слива, арбуз), называет их, выставляет на наборное полотно. Надо определить, какая картинка лишняя и объяснить почему. Ребенок из команды соперника проделывает аналогичную работу с другой группой картинок (ваза, оса, ложка, кастрюля).

Шестое задание — «Прочитай слово». Назначенный ребенок назы­вает первые звуки названий картинок верхней строки и читает слово, составленное из этих звуков. (Лиса.) Находит на столе карточку со словом «лиса» и подкладывает к ней картинку. Далее пишет слово «лиса» на доске мелом. Аналогичную работу выполняет игрок второй команды со словом «волк».

Седьмое задание — «Закончи предложение». Нужно закончить из­вестную пословицу.

Первой команде: Делу время... (потехе час).

Второй команде: Поспешишь... (людей насмешишь).

Задание обеим командам: вспомнить любую пословицу.

Восьмое задание — «Объясните, почему так говорится». Нужно объяснить смысл пословицы.

Первой команде: Друга на деньги не купишь.

Второй команде: Друг за друга держаться — нечего бояться2.

Тридцать три Егорки / Сост. Науменко Г. М. — М.: Детская литература, 1989.

2 Русские пословицы и поговорки / Сост. Аникин В. П. — М.: Художественная литература, 1988. С. 85.

457


 


В конце занятия подсчитываются очки, полученные обеими командами: капитаны раскладывают фишки на полу и считают. Ко­манды обмениваются рукопожатиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.057 с.)