Рисование с элементами аппликации «пестрые попугаи» (коллективное панно) 

 



Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рисование с элементами аппликации «пестрые попугаи» (коллективное панно)



Задачи. Вызвать интерес к созданию коллективного панно из силуэтов разноцветных попугаев. Показать технику рисования вос­ковыми мелками, вырезывания по нарисованному контуру и рас­крашивания гуашевыми красками. Учить передавать графическими средствами строение птицы и ее движения (попугай с раскрытым клювом, приподнятыми крыльями, летящий, сидящий, нахохлив­шийся, кричащий, задиристый и т. д.). Развивать чувство цвета и композиции. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изобразительной деятельности.

Предварительная работа. Рассматривание попугаев в уголке при­роды и детских научно-популярных энциклопедиях.

569


Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого цвета формата A3 и А4, восковые мелки, гуашевые краски, кисти, банки с водой, салфетки.

Содержание занятия. Педагог проводит краткую беседу с целью уточнения представления детей о внешнем виде и образе жизни по­пугаев. Дети могут вспомнить и рассказать (педагог уточняет и рас­ширяет представления) о том, что попугаи — это птицы, поэтому у них есть крылья и клюв, а поверхность тела покрыта перьями; клюв у попугаев большой, крючковатый; оперение разноцветное, яркое, на голове бывает хохолок; попугаи отличаются задиристым нравом; они громко кричат, шумят, иногда даже ссорятся друг с другом; некоторых попугаев можно научить повторять слова или подражать каким-то звукам — мяуканью кошек, гудению автомобиля).

Затем воспитатель показывает детям изображение амазонско­го попугая. Сообщает, что амазонский попугай называется так по месту своего обитания (Амазонка в Южной Америке). Есть разные амазоны — желтолобый, желтокрылый, синелобый. Оперение этих попугаев зеленое, лоб и верхняя часть головы желтая, плечи красные, концы крыльев красно-лиловые, клюв темно-серый с оранжевым оттенком по бокам... Большую часть дня попугаи проводят в кронах деревьев, где зеленое оперение делает их почти незаметными. Кор­мятся плодами деревьев, орехами, почками и цветами.

Педагог предлагает детям составить коллективное панно «Пестрые попугаи». Показывает основу для композиции — силуэт дерева с крупными зелеными листьями и два-три силуэта попугаев, сидящих на ветках в разных позах. Сообщает, что изображать попугаев дети будут новым способом — сначала нарисуют восковыми мелками, потом вырежут по нарисованному контуру и раскрасят гуашевыми красками. Спрашивает, как дети понимают слово «пестрый» (раз­ноцветный).

Показывает технику рисования восковыми мелками. Поясняет, что восковой контур не позволит краске перетекать с одной дета­ли на другую, поэтому можно нарисовать много-много перышек и раскрасить их разными цветами. Эти цвета не будут смешиваться, поэтому попугай получится пестрым — разноцветным и ярким. Еще раз уточняет последовательность работы:

— рисование птицы восковыми мелками с проработкой мелких
деталей;

— раскрашивание разными цветами, чтобы получился пестрый
(многоцветный) попугай;

вырезывание готового изображения по нарисованному кон­
туру.

Дети берут листы бумаги, восковые мелки и начинают рисовать попугаев. Педагог показывает силуэты разных попугаев: эти попугаи поссорились, поэтому шумят и кричат друг на друга; один только-

570


только прилетел, еще крылья не успел сложить; другой сам развол­новался от шума и стал кричать, широко отрывая клюв, а третий перевернулся и висит на ветке вниз головой.

Дети рисуют попугаев восковыми мелками, раскрашивают силуэ­ты. Педагог напоминает, чтобы дети не боялись изображать много-много перьев на туловище и крыльях, и раскрашивать их разными цветами, но рационально — сначала одним цветом — самым светлым, например, желтым (несколько перышек на туловище, одно-два на голове, по несколько на крыльях и хвосте); затем другим цветом, например, оранжевым и т. д.

В конце занятия дети вырезают подсохшие силуэты попугаев и переносят на дерево (композиционную основу). Если кто-то из детей быстро справляется с заданием, педагог просит вырезать листочки для дерева или подготовить попугаев-птенчиков.

После занятия. Завершение оформления коллективной компози­ции «Пестрые попугаи» — размещение и прикрепление на дереве (после полного высыхания).


ФЕВРАЛЬ. 20 НЕДЕЛЯ Планирование работы

Направленность педагогической работы. Занятия этой недели будут способствовать обогащению первоначальных представлений детей о подводном мире: о животных и растениях, его населяющих, о про­фессиях людей, работающих на море. Также дети познакомятся с вулканами как природным явлением, узнают о профессии вулкано­логов. Чтение художественно-познавательных рассказов С. Сахарнбва и И. Акимушкина, будет способствовать формированию у детей представлений о том, как ученые проводят исследования с помощью батискафа. Они смастерят сам аппарат на занятии по конструирова­нию, слепят аквалангистов и водолазов, передавая особенности их внешнего вида, используя технику силуэтной аппликации, создадут картину с необычными рыбками — морскими коньками.

Сказочный подводный мир предстанет детям в процессе дли­тельного чтения сказки X. К. Андерсена «Русалочка». Содержание небольших сказочных легенд о морских обитателях педагог будет использовать для сравнения реального и нереального, а также при обучении детей пересказу в форме инсценировки. Эти представления лягут в основу создания детьми фантазийных образов с элементами реализма.

На занятии по математике педагог познакомит детей с образо­ванием чисел второго десятка, будет развивать у них воображение при выкладывании различных фигур из палочек; подводить их к усвоению структуры задачи.

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

1 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Природа. «Вулканы» 2. Аппликация. «Морские коньки играют в прятки» 3. Физкультура № 20.1. Разучивание техники лазания по гимнастической лестнице с пере­ходом с пролета на пролет, чередуя разноимен­ный и одноименный способы лазания. Закре­пление умения выполнять отбивание мяча с продвижением вперед с последующим броском в вертикальную цель. Развитие силы (общераз-вивающие упражнения с набивными мячами)
Прогулка Наблюдения в природе Катание на санках Подвижная игра «Сделай фигуру» Игры по инициативе детей
После обеда Чтение рассказа И. Акимушкина «Бати­скаф»

'


 

 

 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы
  Вечер Игры по инициативе детей

2 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Художественная литература «Кто живет в бескрайнем океане?» (рассказы С.Сахарнбва) 2. Конструирование из деталей конструктора «Батискаф» 3. Музыка № 20.1 Игра на детских музыкаль­ ных инструментах: Н. А. Римский-Корсаков «Белка» из оперы «Сказка о царе Салтане»; Б. Чайковский, ел. С. Богомазова «Марш оло­вянных солдатиков»; Музыкальное движение: этюд «Богатыри» (Н. А. Римский-Корсаков «Тридцать три богатыря» из оперы «Сказка о царе Салтане»), этюд «Оловянные солдати­ки» (Б. Чайковский, ел. С. Богомазова «Марш оловянных солдатиков»)
Прогулка Наблюдения в природе Подвижная игра «Сбей колпак»; игры с шай­бой и клюшкой Игры по инициативе детей
После обеда Чтение рассказал. Н. Толстого «Прыжок»
Вечер Игры по инициативе детей

3 день

Утро Разные виды детских игр
Занятия 1. Математика № 20 2. Познание окружающего мира. «Человек и море» 3. Лепка. «Аквалангисты и водолазы»
Прогулка Наблюдения в природе Игры по инициативе детей Динамическая прогулка: закрепление умения скользить по ледяным дорожкам (стоя, в при­седе). Совершенствование умения спускаться с горы на санках (по одному — с выполнением дополнительных заданий, вдвоем). Развитие ловкости (бросание снежков в цель)
После обеда Чтение сказки X. К. Андерсена «Русалочка»
Вечер Игры по инициативе детей
4 день Утро Игры по инициативе детей
  Занятия 1. Развитие речи и начала грамоты. «В гостях у морского царя» 2. Рисование. «Русалки в подводном цар­стве» 3. Музыка № 20.2. Слушание музыки: Н. А. Римский-Корсаков, «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Музыкальное движе­ ние: творческое движение «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (образы Белочки, Бо­гатырей, Царевны-Лебеди)

 


572


573



 

 

 

 

 

 

День недели Временные отрезки дня Содержание образовательной работы

 

Прогулка Наблюдения в природе Подвижная игра «Кто самый меткий», игры с шайбой и клюшкой Игры по инициативе детей
После обеда Чтение сказки X. К. Андерсена «Русалочка»
Вечер Игры по инициативе детей

5 день

Утро Игры по инициативе детей
Занятия 1. Развитие речи и начала грамоты «Змея и рыба» 2. Свободное занятие 3. Физкультура № 20.2 Разучивание техни­ки прыжков сериями по 20 прыжков (2—3 раза подряд). Совершенствование умения перестраиваться из одной колонны в три с последующим обратным перестроением. Развитие ловкости (выполнение прыжков в сочетании с различным положением и дви­жением рук)
Прогулка Наблюдения в природе Подвижная игра по выбору детей, игры с шайбой и клюшкой Игры по инициативе детей
После обеда Чтение сказки X. К. Андерсена «Русалочка»
Вечер Игры по инициативе детей

Наблюдения в природе. (Материал по дням распределяет сам вос­питатель.)

Наблюдения на прогулках. Воспитатель организует наблюдения за сезонными изменениями на участке, обращает внимание на то, что наступил февраль, который считается последним месяцем зимы. (На юге это действительно так, а в северных районах зима продлится еще не один месяц.)

Воспитатель объясняет, что в феврале во многих регионах еще лежит снег, бывают вьюги, метели, но солнце уже начинает светить по-другому: оно более яркое, с каждым днем поднимается все выше, а небо все чаще бывает ярко-голубым. В некоторые дни бывает от­тепель. В такой день воспитатель предлагает детям найти как можно больше признаков оттепели. Дети ищут сосульки, трогают, рассма­тривают их: на что они похожи, какие они (твердые, прозрачные, начинают таять в руках). Дети ищут первые проталины, наблюдают за таянием снега. Воспитатель рассказывает, что некоторые насе­комые, паучки в оттепель выползают на поверхность и предлагает поискать их в проталинах. (Лучше всего искать у пней, у корней старых деревьев.)

В северных регионах воспитатель обращает внимание на то, что полярный день постепенно сменяет полярную ночь. В южных райо-

574


нах наблюдают за сходом снежного покрова, ищут и рассматривают первые весенние растения. В районах, где уже начинается ледоход на реках и морях, организуются экскурсии для наблюдения за этими явлениями природы.

Наблюдения в уголке природы. Воспитатель продолжает орга­низовывать посадку растений в уголке природы, спрашивает, что именно они хотели бы посадить сегодня: лук, петрушку, укроп, помидоры, огурцы, перец и т. п. Дети под руководством взрос­лого сажают растения, за ростом и развитием которых будут на­блюдать длительное время. Перед посадкой дети рассматривают, в том числе и с помощью лупы, семена разных растений. Если дети занимались по данной методике в старшей группе, воспи­татель спрашивает, семена каких растений они проращивали в прошлом году, что они делали для того, чтобы растения лучше росли. (Поливали, рыхлили почву и т. п.) При посадке воспи­татель еще раз обращает внимание на то, что растениям нужны почва, вода, свет. Начиная с момента посадки и в течение всего периода роста растений, дети (под руководством воспитателя) периодически делают зарисовки, фотографии разных стадий раз­вития растений.

Педагогическая поддержка сюжетных игр детей. Можно предпо­ложить, что тема подводного мира будет особенно привлекательна для мальчиков. Они любят играть в капитанов, моряков, строить корабли, подводные лодки. Но недостаток информации часто обе­дняет содержание игры. Проведенные занятия помогут существенно расширить представления детей о том, что такое море, какие бывают корабли, каково их назначение, что происходит под водой. Обога­тить игры на морские сюжеты можно поиском сокровищ, кладов и связанных с ними приключений. Интересны и «подводные лодки — пограничники», и «подводные лодки — исследователи», изучающие морских обитателей.

Если создание сюжета будет связано с трудностями, то воспита­тель может помочь детям придумать события и роли (изучение китов, поиск подводной лодки, терпящей бедствие и пр.), отобрать, что понадобится для игры, какие подручные средства (рейки, веревки) пригодятся. Педагог не навязывает, а проявляет инициативу, наряду с другими высказывает свое мнение, которое дети могут и не принять. Воспитатель может предложить и неожиданные для детей ситуации, где реальность сочетается с фантастическими событиями. Это еще больше усилит интерес детей.

Помимо самодеятельных игр, дети могут организовать и режис­серскую игру с изготовленным на занятии по конструированию батискафом. Например, создать макет моря (на листе картона или внутри коробки), использовать слепленные фигурки водолазов и разыграть с ними разные эпизоды на морские темы.

575


ПРИРОДА

«Вулканы»

Задачи. Дать детям первые представления о вулканах как о при­родном явлении, о профессии вулканолога.

\Материалы, инструменты, оборудование. Фотографии и другие ил­люстрации вулканов, слайды, видеофильмы по теме; географические карты России, мира; кусочки вулканических пород: обсидиана (вул­канического стекла), туфа, пемзы (обычно ее покупают для очистки кожи), кусочек искусственного камешка керамзита; лупы; емкости с водой; красная краска; бутылка минеральной воды; деревянная или пластиковая основа, пластиковый стаканчик, материал для папье-маше, чайная ложка соды, немного уксуса.

Предварительная работа. Если есть возможность, дети посещают геологический музей, где знакомятся с жизнью вулканов, вулканиче­скими породами, смотрят фрагменты видеофильмов о вулканах.

Содержание занятия. Воспитатель показывает иллюстрации с изо­бражением вулканов, слайды или небольшой фрагмент видеофильма, рассказывает, что в некоторых местах на земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Когда вулканы «спят», то мало чем от­личаются от других гор. Но иногда они просыпаются, и тогда из их вершин вырывается пламя, раскаленные камни. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток— лава (раскаленная жидкость из камней). Это значит, что вулканы извергаются. Такие горы есть и у нас в стране, например на Камчатке (воспитатель показывает ее на карте России). Вулканы, как и все горы, бывают большими и не очень, молодыми и старыми. Воспитатель объясняет, что лава — это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли такая высокая, что камни из твер­дых превращаются в жидкие: как из зерен получается вязкая каша, так из раскаленных камней получается вязкая лава. Когда куски лавы застывают, получаются новые «камни».

Дети по очереди хорошо взбалтывает закрытую бутылку с мине­ральной водой. Когда бутылку открывают, вода вытекает по ее стен­кам и «шипит». Воспитатель объясняет, что вот так же, с пузырьками, из вулкана вытекает лава. Она, в отличие от воды, очень горячая.

Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей ужас, но они жили рядом с вулканами, причем не всегда даже догадываясь об этом. Ведь вулканы могут спать очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулканы могут проснуться, чтобы предупредить людей об опас­ности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые-вулканологи. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан спит,


 


а когда собирается просыпаться. Это нужная, хотя и опасная про­фессия.

Воспитатель рассказывает, что вулканы — это очень красивые горы. В нашей стране на Дальнем Востоке, на Камчатке есть спе­циальный заповедник, куда туристы приезжают посмотреть на вул­каны.

Воспитатель организует экспериментирование1.

1. Дети исследуют пемзу, трогают ее, рассматривают с помощью
лупы, опускают в воду, наблюдают, что происходит. (Пемза плавает,
она легче воды. В ней много дырочек, в которых находится воздух,
поэтому она легкая. В воде воздух выходит из дырочек, и мы видим
пузырьки.) С каким искусственным камнем ее можно сравнить?
(Дети сравнивают пемзу и керамзит.)

2. По аналогичной схеме дети исследуют туф (опускают его в
емкость с водой, наблюдают, что происходит). Воспитатель объяс­
няет, что туф получился из вулканического пепла. В нашей стране,
особенно в южных районах, из туфа строят дома, заборы.

3. Дети исследуют обсидиан и решают, на что он похож. (На
стекло.) Воспитатель объясняет, что поскольку обсидиан напоминает
стекло, его так и называют: вулканическое стекло. Когда-то из этого
камня делали окна в домах.

4. Дети сравнивают все вулканические камни по цвету, тяжести,
характеру поверхности (гладкие или шершавые). Похожи ли они
между собой? Что у них общего? Воспитатель объясняет, что по
внешнему виду эти камни разные. Общее у них то, что они образо­
вались при извержении вулкана.

Воспитатель вместе с детьми создает модель вулкана. Педагог делает из папье-маше конус вокруг пластикового стаканчика, остав­ляя небольшую его часть сверху открытой (место для извержения вулкана). Когда папье-маше высохнет, вулкан можно раскрасить. Воспитатель берет чайную ложку питьевой соды и насыпает ее в стаканчик. В уксус добавляет красную краску или пищевой краси­тель соответствующего цвета и выливает получившуюся жидкость в кружку. (Дети только наблюдают, все делает воспитатель, так как при создании вулкана используется уксус.) Если все сделано пра­вильно, по склонам вулкана потечет «лава» — красная пена: вулкан извергается.

Педагог рассказывает детям, что вулканы есть не только на суше, но и в море, под водой. Когда такой вулкан потухнет и остынет, на его вершине поселяются кораллы, образуется целый коралловый риф, на котором живут разнообразные морские обитатели, необычные красивые рыбки.

1 Экспериментирование с камнями проводится при наличии необходимого мате­риала. Поскольку кусочки пемзы отыскать несложно, можно ограничиться опытами с этими камешками. Кроме того, дети могут привезти некоторые материалы из поездок с родителями.


 


576


37 Заказ 1583


577


В заключение воспитатель делает выводы: вулканы — это осо­бые горы, которые иногда могут извергаться. После извержения вулканов образуются разные «камешки» (пемза, туф, обсидиан). Они такж называются — вулканические. Вулканы опасны для лю­дей. Е^еть специальные ученые, которые изучают жизнь вулканов, чтобы предупредить людей об опасности. Эти ученые называются вулканологами.

После занятия. Воспитатель выкладывает в открытый доступ книги о вулканах, вулканические камни.

АППЛИКАЦИЯ

«Морские коньки играют в прятки»

Задачи. Совершенствовать технику силуэтной аппликации (рисо­вать морских коньков простым карандашом и вырезывать по нарисо­ванному контуру). Провести аналогию между скульптурным способом лепки и силуэтной аппликацией. Учить детей самостоятельно вы­бирать художественные материалы и средства образной выразитель­ности для раскрытия темы. Активизировать разные приемы создания красивых водных растений (из бумажных полосок, ленточек, тесь­мы) — вырезывание, свивание, скручивание, сминание, обрывание, декорирование). Развивать чувство формы и композиции.

Предварительная работа. Знакомство с внешним видом морского конька; рассматривание изображений в иллюстрированных научно-популярных изданиях для детей.

Материалы, инструменты, оборудование. Цветная и фактурная бумага, серпантин, тесьма, ленты декоративные, полоски ткани, ножницы, простой карандаш, клей, клеевые кисточки, салфетки, клеенки, коробочки для обрезков; незавершенная композиция для коллективной работы.

Содержание занятия. Воспитатель сообщает детям, что сегодня они создадут необыкновенно красивые картины подводного мира — целый лес водорослей, в котором необычные рыбки — морские коньки — играют в прятки. Эти картины послужат фоном (за­дником) для «аквариума», в котором будут размещены водолазы и аквалангисты (и фоном для настоящего аквариума с живыми рыбками).

Воспитатель рассказывает детям, что на зеленом лугу пасутся кони, а в море плавают стайками морские коньки — маленькие, с мизинчик. Читает детям стихотворение Г. Р. Лагздынь:

578


Обхватив хвостом травинку, Не за край, за серединку, За коралловый пенек, Хочет сесть в воде конек, Но не получается: Все в воде качается.

Педагог показывает детям изображение морского конька и спрашивает, каким способом его можно изобразить в аппликации. Обсуждается способ вырезывания по нарисованному контуру; «Бе­рем бумажный прямоугольник красного, оранжевого, розового или желтого цвета. Рисуем морского конька так, чтобы он был похож на самого настоящего и занял все пространство бумаги». Педагог показывает детям силуэт морского конька, дети обводят его на рас­стоянии пальчиком. Создают словесный портрет этого необычного морского существа: «Морской конек — это необычная рыбка, похо­жая на крошечную лошадку, поэтому он так и называется. Голова как у настоящей лошадки, крутой изгиб шеи, на спине грива, круглый животик, плавники и хвостик-завиток. Этим хвостиком морской конек хватается за водоросли и кораллы, а еще — помогает себе плавать».,

Дети выбирают по своему желанию цвет бумажного прямоуголь­ника, рисуют силуэт, сверяясь с изображением, и вырезают по на­рисованному ими контуру. Педагог подсказывает, что можно сложить вместе 2—3 прямоугольника и вырезать сразу двух-трех коньков. Размер бумажных заготовок можно варьировать, чтобы изобразить морских коньков — маму, папу и детенышей.

Педагог вспоминает с детьми, какие водоросли они видели, например, в аквариуме и предлагает детям самим придумать, из чего и как можно смастерить красивые густые водоросли. Дети рассматривают подготовленные материалы и выбирают по своему желанию цветную бумагу, бумажные полоски, серпантин, декора­тивную тесьму, ленты, полоски ткани). Воспитатель подсказывает, что бумажные полоски, серпантин, жгуты, тесьму, ленты можно сплетать, свивать, скручивать, а потом сверху украшать разными способами: приклеивать пятнышки, дорисовывать фломастерами или карандашом.

В конце занятия переносят свои водоросли и морских коньков на незавершенную композицию, раскладывают, передвигают и при­клеивают так, чтобы было похоже, что морские коньки играют в прятки в подводном лесу.

37*

После занятия. Дети завершают оформление аппликативной Композиции и ставят ее как «задник» за аквариум или в коробку, в Которой будут размещаться пластилиновые водолазы и аквалангисты (°м. занятие по лепке «Аквалангисты и водолазы»).

579


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Кто живет в бескрайнем океане?»

(Рассказы С. Сахарнова)

Задачи. Познакомить детей с писателем С. В. Сахарновым и его рассказами о природе. Развивать интерес к познавательной лите­ратуре, поддерживать детскую любознательность и познавательную мотивацию. Развивать мышление — умение видеть причинно-следственные связи и отражать их в процессе изложения содержания текста.

Содержание работы. Воспитатель спрашивает детей, любят ли они смотреть по телевизору передачи о природе различных стран, о животных, о различных экспедициях и путешествиях и др. Дети рассказывают о том, что они узнали из этих научно-популярных передач.

Воспитатель говорит, что есть много книг, из которых также мож­но узнать немало интересного о природе и ее тайнах, о жизни живот­ных и растений, о том, как люди изучают природу. К таким книгам относятся книги писателя Святослава Владимировича Сахарнова. Его книги рассказывают о морях и океанах, живущих в них животных, о кораблях и путешественниках, об исследователях морских глубин. Сам Святослав Владимирович был моряком, и ходил по всем морям и океанам. Недаром самая толстая его детская книга называется «По морям вокруг Земли. Детская морская энциклопедия».

А свою первую книгу для детей он написал — от удивления. Вот как это было: «Однажды торпедный катер, которым он командовал, повредил винты. Вместо водолаза к винтам опустился он сам. Опустил­ся и ахнул: чудеса кругом/ В сухопутном мире, в котором мы с вами живем, звери и птицы движутся головой вперед. А под водой? Морской конек головой вверх движется, камбала на боку плывет, а десятирукий кальмарчиктот и вовсе хвостом вперед норовит! Сказочный мир. Даже тени ни у кого нет! Очень он удивился. Вылез и написал свой первый рассказ»'.

Сахарнов был участником многих научных экспедиций, рассказал о них в своих книгах. Вот как начинается одна из его книг, которая называется «В мире дельфина и осьминога»:

Однажды в маленький залив у самого подножия кавказских гор во­шел странный караван: несколько буксиров, плавучий кран с водолазами и баржа, на которой стоял дом. Дом этот был стальной, круглый, со стеклянными глазами — иллюминаторами. Кран опустил дом в воду, туда же нырнули водолазы, и все суда ушли. Снова опустела голубая


бухта. И только на берегу осталась оранжевая палатка, от нее под воду шел телефонный провод.

Ну, как там у вас?спрашивал теперь каждый час по телефону
человек в палатке и каждый раз слышал из подводного дома:

Все в порядке. Рыб тут полным-полно!

Я прожил в этом доме пять дней. Там были ученые, которые изучали жизнь моря, и художник, который рисовал крабов, дельфинов, рыб. Там я начал писать эту книгу о жителях океанов и морей1.

Воспитатель спрашивает детей: «Как вы думаете, что это за дом? Для чего его опустили под воду?» Выясняет, знают ли дети, как на­зывается такой глубоководный исследовательский аппарат (батискаф). Просит детей рассказать, как выглядит батискаф; как его опускают в воду.

Предлагает послушать рассказ «Что мы узнали про рыб».

Моих товарищей, ученых, которые жили в подводном доме, инте­ресовало все.

Что рыбы едят? Ну, хищниките яснотого, кто послабее. А скажем, тот, кто ест водоросли?

Собрали 'водоросли восьми видов, связали их в пучки, выложили на дно. Рыбы стали подходить и есть кому что больше нравится. Смотри из окошка дома и записывай.

Кого рыбы боятся? Изготовили модели хищных рыб, большие и ма­ленькие, темные и светлые. Натянули около дома шнуры, по ним стали пускать с разной скоростью модели. Только соберется около домика рыбья стая, а по проводу моделька — жжик! И оказалось: цвет для рыб безразличен: что хищник темный, что светлый... А вот величинадругое дело. От больших моделей рыбы бросались «со всех ног», а от маленьких уплывали не торопясь.

Где рыбы любят жить? Соорудили около домика гору из старых ав­томобильных покрышек. Вокруг был песок, и рыб водилось мало. Но через месяц на покрышках поселились первые водоросли и появились первые рыбы. Дальше рыбьи стаи все увеличивались. Когда появлялись хищники, рыбы сразу прятались среди покрышек. Так вот почему особенно много рыб живет около рифов и скал! Есть куда удрать от врага.

Действительно ли рыбы немы? Установили на дне микрофоны. Стали ждать. Только приплыли первые рыбы, микрофоны включили, и внутри дома раздались — скрип, свист, барабанная дробь! Понаблюдали мы и поняли: это обитатели морского дна жуют, хрумкают, работают хвостами, «разговаривают» друг с другом. Записали на ленту звук рыбы, на которую напала акула, а потом этот звук передали в воду. Все рыбы как кинутся прочь! Значит, это был сигнал: «Берегись, на меня напал враг!»


 


Корф О. Б. Детям о писателях. — М.: Стрелец, 2006.


Сахарное С. В. В мире дельфина и осьминога. — М.: Малыш, 1987.


 


580


581


После чтения, задавая детям вопрос, что интересовало ученых, которые наблюдали за рыбами из подводного дома, воспитатель помогает им, отталкиваясь от текста рассказа, сформулировать во­просы ученых в обобщенной форме. (Что рыбы едят? Кого рыбы боятся? Где рыбы любят жить? Действительно ли рыбы немы — не могут говорить?)

Воспитатель говорит, что в книге «В мире дельфина и осьми­нога» писатель рассказал и о других интересных встречах с мор­скими животными, например с осьминогом. Спрашивает детей, представляют ли они, как выглядит осьминог. (Дети знакомы с образом этого животного по мультфильмам.) Говорит, что рассказ С. Сахарнова, который называется «Ноги на голове» — о настоя­щем осьминоге, о реальной встрече автора с этим удивительным животным.

Это случилось на Тихом океане. Я плыл под водой в заливе Петра Великого, под Владивостоком.

Плыву, и вдруг навстречу мне из сумрака — каменная стена. И сразу же из этой стены показались и уставились на меня два глаза. Плоские, настороженные, полуприкрытые белыми шторками век. Я даже не по­нял, что достиг скалы и что это смотрит на меня осьминог, который сидит в расселине.

Мы смотрели друг на друга. Осьминог был весь в мелких белых скла­дочках, словно осыпанный чешуйками пепла. Тело его то раздувалось, то опадалоон дышал.

Слабое течение несло меня мимо скалы. Я шевельнул руками, чтобы удержаться на месте. Осьминога это испугало. Щупальца его, раски­нутые в стороны, пришли в движение; они все сразу, как по команде, стали собираться, осьминог горбился, надувался. Белые кольца присосок двигались вместе со щупальцами, мерцали, гасли — животное подбирало под себя ноги.

Потом осьминог повернулся ко мне спиной и неожиданно отпрянул от скалы. Он плыл задом наперед, выталкивая из себя воду, сокращая и раздувая тело.

Я оторопело подался в сторону. Раскинув щупальца, словно крылья, животное проплыло мимо, опустилось на дно, покатилось куда-то вбок и пропало.

И тогда страх охватил меняосьминог был большой, чуть ли не с меня ростом. Я заболтал ногами, бросился наверх, всплыл, выбрался из воды, сел на горбатый холодный валун и стал соображать: что случилось?

А ничего. Осьминоги на людей не нападают.

Мало-помалу я успокоился и даже развеселился. Теперь я знаю: ось­миног по-своему красивое и ловкое животное, хороший пловец и скало­лаз. И еще: когда он проплывал мимо, я увидел его глаза, окруженные морщинками. Они были печальные и мудрые.

582


В заключение воспитатель спрашивает, понравился ли им рассказ, хотелось бы им увидеть настоящего осьминога и других обитателей морей и океанов. Предлагает желающим детям рассказать о том, каких животных, живущих в воде, они видели.

После занятия. Можно организовать наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, попросить детей обобщить свои наблюдения, например, какие рыбки плавают у самого дна, прячутся, первыми подплывают к корму и др. Можно также организовать и другие не­большие проекты, основанные на наблюдении во время прогулки за поведением выбранного животного (птицы и др.) и выведении детьми простейших причинно-следственных связей (что произойдет, если...).

КОНСТРУИРОВАНИЕ из деталей конструктора «Батискаф»

Задачи. Ставить перед детьми проблемные задачи, способствую­щие обогащению способов построения образа и его воплощения; развивать воображение, творчество, инициативу. Обогащать конструк­торский опыт детей: учить создавать конструкцию, отражающую ее функциональность.

Материалы, инструменты, оборудование. Базовые детали лего-конструктора, возможно, другие виды конструкторов («Тектон», «Такеши» и др.), из деталей которых можно составить шарообразную или приближенную к этой форме основу.

Содержание занятия. Педагог напоминает детям о прочитанных рассказах С. В. Сахарнова и И. Акимушкина, о том, как с помощью батискафа ученые изучали рыб. Предлагает смастерить похожий ба­тискаф и потом поиграть с ним.

Просит детей вспомнить, как устроен батискаф, как о нем гово­рилось в рассказах. Вспоминают, что этот подводный аппарат для исследований моря сделан из металла в форме шара, у него есть окна-иллюминаторы, в которые видно все то, что происходит в воде. Предлагает детям подумать, как из деталей лего-конструктора можно сделать форму, похожую на шар, и опробовать этот вариант.

Детям дается несколько минут для пробующих упражнений, для поиска подходящего варианта. Затем педагог спрашивает детей, Удалось ли кому из них получить форму, похожую на шар и как; заслушиваются разные предложения детей, выбирается один или несколько самых удачных. Если дети самостоятельно не найдут реше­ние, педагог предлагает свое: шарообразная форма может получить-

583


Развивать воображение детей при выкладывании различных фигур из палочек. Подводить детей к усвоению структуры задачи: в задаче должно бы не менее двух чисел и вопрос. Продолжать формировать у детей умение определять время по часам с точностью до получаса.

Оборудование. Демонстрационный материал: цифры, счетные палочки; продолговатый камешек.

Раздаточный материал: счетные палочки; цифры, предметные картинки с изображением рыбок, воздушных шариков, знаки «+»,


i


ся, если взять сначала самую маленькую деталь (например, куб) и надстраивать ее другими деталями так, чтобы каждый следующий слой выступал за края, т.е. был немного больше. Надстроив сверху 3—4 слоя, форма становится похожей на половину шара. (Показывает заранее сделанную заготовку.) Теперь начинаем уменьшать каждый слой, в обратном по­рядке, пока не дойдем до одного куба,

т. е. сделаем вторую половинку. Воспитатель уточняет, что это не единственный способ сделать шарообразную форму, есть и другие

Далее дети самостоятельно делают батискаф, используя предло­женный способ или практическим путем изобретая свой. Воспитатель оказывает помощь при необходимости. Если дети будут делать по­делку по описанному способу, первый вариант батискафа получит­ся без иллюминаторов. Тогда педагог хвалит ребенка за получение конструкции нужной формы и предлагает немного его перестроить так, чтобы получились «окошки» — иллюминаторы; помогает детям догадаться, что это получится, если оставлять свободные места между деталями.

В конце занятия все поделки рассматриваются, обсуждаются интересные находки и конструктивные решения. Педагог говорит, что вечером дети смогут интересно поиграть со своим батискафом, привязав к нему ниточку — «трос для погружения», слепив аква­лангистов, кораллы, затонувшие сокровища и пр. Все это можно разместить в коробке, получив свой маленький «подводный мир» для игры.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2019-08-19; просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.53 (0.125 с.)