Художественное конструирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественное конструирование.



Художественное конструирование детей 3 – 7 лет направлено на создание художественных композиций и поделок из разных по форме, цвету, величине природных и бумажных заместителей: самостоятельно вырезанных или готовых геометрических фигур, комочков, полосок, клочков, жгутиков и других элементов.

Из них, как из кирпичиков, дети конструируют предметные, сюжетные, пейзажные и декоративные работы на разнообразных по цвету, форме, величине фоновых поверхностях – материале, принятом за фон (плотная бумага, ткань).

Выбор материала для конструирования, а также цвет, форма, величина конструкционных элементов обусловлен теми задачами, которые перед собой ставит ребенок. Материал соотносится как с замыслом, так и его реализацией в процессе создания композиции.

Художественное конструирование в значительной степени, является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с игрой, экспериментированием, изобразительной деятельностью (аппликацией, художественным трудом и дизайнерской деятельностью детей), но в то же время имеет свои особенности. В процессе конструирования художественных композиций, дети, создавая образы, не ограничиваются передачей общего вида объекта. Они моделируют изображение объекта – передают его структуру (основные части и дополнительные элементы). В полученном изображении одного объекта или всей многопредметной композиции одни части доступны для зрительного восприятия, другие – нет.

Процесс практического конструирования художественного образа (выразительного изображения) включает в себя два дополняющих друг друга компонента: моделирующий и художественный.

Моделирующий компонент художественно-конструкционного действия – это необходимый компонент конструирования – создание схематического изображения, передающего обобщенное представление о структуре объекта, а не только контур, как в аппликации. Этот компонент действия конструирования делает изображение схожим с отображаемым объектом.

Художественный компонент художественно-конструкционного действия отражает эстетическое отношение ребенка к миру (понимание прекрасного) и его умение использовать средства символической выразительности для создания выразительной и гармоничной композиции, поделки. Данный компонент конструкционного действия предполагает преобразование структуры обобщенного изображения (предметного или многопредметного) в выразительную целостность с помощью самостоятельно выбранных автором работы выразительных и изобразительных средств.

Художественное конструирование позволяет ребенку понять смысл различных ситуаций, «прожить» их и выразить свое отношение к реальному или сказочному миру в работе, максимально используя символические средства.

Формирование и развитие художественного конструирования у детей 3 – 7 лет осуществляется по трем основным направлениям.

1. Развитие умственных способностей детей. В это направление включаются задания, нацеленные на развитие:

- восприятия – освоение действий с сенсорными эталонами цвета, формы, величины для более точного восприятия объекта, выделения его внешних и структурных свойств (в процессе целостно-расчлененного обследования), а также для подбора необходимых элементов к каждой основной части объекта, из которых будет конструироваться изображение и для практического воплощения образа;

- мышления – освоение действий замещения, моделирования для построения и использования наглядных моделей (предметных, графических), в которых при помощи условных заместителей в конструкции или схеме представлены основные отношения их элементов;

- воображения – освоение действий («опредмечивание», «детализация», «гиперболизация»), которые активизируют развитие творческих способностей – помогают ребенку понять, эмоционально «прожить» определенную ситуацию и отобразить с помощью символических средств в художественной композиции.

2. Художественно-эстетическое развитие детей. В это направление включаются задания на:

- ознакомление детей с разными сторонами действительности: природными явлениями, произведениями искусства, детской художественной литературой (сказки, рассказы, стихи, загадки и т. п.), раскрывающие детям понятие красоты, формирующие их собственные переживания;

-осмысленный подбор и активное использование изобразительных средств (точка, линия, форма, цвет, величина, композиция и др.) для построения художественного изображения объекта (и всей композиции) и для передачи разных действенных и эмоциональных отношений между людьми, человеком и природой и др.

3. Развитие собственно конструкционной деятельности и технических навыков и приемов конструирования. В это направление включаются задания, нацеленные на развитие:

- обобщенных способов конструирования плоскостного изображения объекта на фоновой поверхности и объемных поделок и игрушек;

-технических действий изготовления бумажных элементов без инструментов (разрывание, сминание, скручивание, сгибание) и с помощью ножниц (приемы разрезания бумаги и вырезание фигур разной формы).

Дети старшегодошкольного возраста (5 – 7 лет) конструируют художественные композиции только на фоне – цветной фоновой поверхности листа плотной бумаги или тканевой поверхности. Фоновые композиции, выполненные педагогом, в работе с детьми данного возраста не используются [1, 117].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.238.70 (0.005 с.)