Характеристика детей с нарушением речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика детей с нарушением речи



Диагноз Особенности
Общее недоразвитие речи (ОНР) ха­рактеризуется нарушением форми­рования у детей всех компонентов рече­вой системы фоне­тической, фонематической и лексико-грамматической. У детей с ОНР наблюдается патологический ход речевою развития. Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало развития речи, (замедленный темп речевого развития, ограничен­ный, не соответствующий возрасту словарный запас, нарушение форми­рования грамматического строя речи, нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия. При этом у детей отмечается сохранность слуха и удовлетворительное понимание доступной для определенного возраста обращенной речи У детей с ОНР речь может находиться на раз­ном уровне развития. Выделяют три уровня речевого развитии при ОНР. Каждый из уровней может быть диагностирован у детей любого возраста. Первый уровень- самый низкий Дети не владеют общеупотребительными средствами общения. В своей речи дети используют лепетные слова и зву­коподражаний («бо-бо», «ав-ав»), а также небольшое число существитель­ных и глаголов, которые cсущественно искажены в звуковом отношении. Одним и тем же лепетпым словом или звукосочетанием ребенок может обозначать несколько разных понятий. Высказывания детей могут сопро­вождаться активными жестами и мимикой. В речи преобладают предло­жения из одного-двух слов. Грамматические связи в этих предложениях отсутствуют. Понимание речи детьми в определенной мере ограничено. Звуковая сторона речи резко нарушена. Количество дефектных звуков превосходит число правильно произносимых Фонематическое восприятие нарушено грубо, дети могут путать сходные по звучанию, но разные по значению слова. До трех лег эти дети практически являются безупречными. Спонтанное развитие полноценной речи у них невозможно. Преодоление речевого недоразвития требует систематической работы с логопедом. Второй уровень - у детей имеются зачатки общеупотребительной речи. Понимание обиходной речи достаточно развито, активный словарь резко ограничен. Дети пользуются простыми предложениями из двух-трех слов с начатками грамматического конструирования. Звукопроизношение зна­чительно нарушено. Нарушена слоговая структура слова. Как правило, дети сокращают количество звуков и слогов, отмечаются их перестановки. Также отмечается нарушение фонематического восприятия. Компенсации речевого дефекта ограничена. Третий уровень - дети пользуются развер­нутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметен, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Они мо­гут составить короткий рассказ по картинке. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и фонетико-фонематической. Для их речи характерно неточное употреб­ление слов. В свободных высказываниях дети мало использую прилагательных и наречий, не употребляют обобщающие слова и слова с пере­носным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошиб­ки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе и падеже Дети с третьим уровнем речевого развития испытывают опреде­ленные трудности в обучении. Эти трудности связаны главным образом с недостаточностью словаря, ошибками грамматического конструирования связных высказываний, недостаточной сформированностью фонематиче­ского восприятия, нарушением звукопроизношения. Монологическая речь развивается у таких детей плохо. В основном они используют диалогиче­скую форму общения. В целом готовность к школьному обучению у таких детей низкая. Нередко выраженное ОНР (НВОНР). У части этих детей недоразвитие речи может быть выражено нерезко. Оно характеризуется тем, что нарушения всех уровней языковой системы и проявляются в незна­чительной степени. Звукопроизношение может быть ненарушенным, но «смазанным», либо страдать в отношении двух—пяти звуков. Фонемати­ческое восприятие недостаточно точно. Фонематический синтез и анализ отстают в развитии от нормы В устных высказываниях такие дети допус­кают смешения слов по акустическому сходству и по смыслу.
Дислалия  — расстройство звукопроизношения Расстройство, обусловленное либо слабостью нейродинамических процессов, либо несогласованностью в работе речедвигательного и речеслухового анализаторов, либо анатомическими дефектами строения органов артикуляции при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Тахилалия, тахифразия - патологически ускоренный темп речи (20-30 звуков в секунду). Представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя речи. Т. преодолевается путем логопедических занятий. При этом в качестве одного из приемов используется скандирование (четко разделенное на слоги коллективное громкое произнесение коротких фраз, чтение стихотворений с подчеркивани- ем их метра искусственным выделением ударного слога).

 

1.2. Планируемые результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования

Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения ООП МБДОУ № 22 представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка к концу дошкольного образования.

 

 

1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

1.2.2. Технология педагогической диагностики (мониторига) индивидуального развития детей

 

При реализации ООП МБДОУ № 22 проводится оценка индивидуального развития воспитанников. Такая оценка осуществляется педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.005 с.)