Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периоды истории нравственного богословия.
Патристический I-VIIIвв. Поздневизантийский IX-XVIвв. Современный XVIIв. – до настоящего времени. Патристический период. Главные положения нравственности (см.Мф. и послания Павла). Памятники периода: Дидахи, послания Климента Римского, Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, "Пастырь" Ерма, "Апология" Иустина Философа, его же "Послание к Диогнету", творения Мефодия Патарского, Климента Александрийского, Григория Нисского, Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоустого, блаженного Августина, блаженного Иеронима и Добротолюбие. Первая попытка системно изложить христианское учение – в конце IV века: свт. Амвросий Медиоланский "Об обязанностях священнослужителей". Он противопоставляет свой труд Цицерону, который использовал то же название. В целом период характеризуется особым интересом и углублённым рассмотрением вопросов христианской нравственности. Поздневизантийский период. Преобладание аналогии, повторение построений отцов прошлого. Творческих работ мало. Сотворение трудов – в Добротолюбии. Никита Стифат, Симеон Новый Богослов, Григорий Палама, Феодор Студит, Григорий Синаит. Характерно продолжение мистической традиции, начатой в прошедший период св.Дионисием Ареопагитом, Макарием Великим, Максимом Исповедником. Для нравственного богословия особенно интересны Симеон Новый Богослов, Григорий Палама и их последователи. Современный период. Нравственное богословие уже развивается, как самостоятельная богословская дисциплина, отдельно от пастырского богословия и догматического. В XVIII веке Феофан Прокопович ввёл в программу "Курс нравственного богословия" в Московской Духовной Академии, Киевской Духовной Академии и Троице-Сергиевой семинарии. Митрополит Платон в "Сокращённом богословии" 1765 изложил систему христианского нравственного учения, которая имела большой успех и ставшей пособием в духовных учебных заведениях. Из русских богословов курсы нравственного богословия разрабатывали: * еп.Иннокентий (Смирнов), Пензенский и Саратовский; 1821г. прот.Иоаким Кочетов (законоучитель Царско-Сельского лицея); * архим. Платон (Фивийский) – ректор Владимирской Духовной Семинарии, 1854г.;
* прот. Петр Солярский; * прот. Иоанн Колколиванов; * прот. Иоанн Янышев; * проф. Горнев 1908г. Особо отметим Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова. В этот период заметно влияние западного ренессанса. Параллельно с этим на Руси возвращаются ко Св.Отцам. Переводится "Добротолюбие" сначала Паисием Величковским на славянский, а потом Феофаном Затворником на русский язык. Расцвет старчества. Систематическая деятельность в монастырях и духовных заведениях по переводу и изданию творений Св.Отцов. В Киеве – Блаженного Августина и Иеронима и т.д. Этимология термина "нравственное богословие". Нравственный (синонимы): моральный и этический. eqoV – очаг домашний или стойло – впервые использовал Аристотель. А цицерон первым использовал "мораль". 1 Кор.15,33; Деян.16,21; 26,3 – использование термина "обычай". Родственное слово эксо или эго (постоянство, оседлость, образ жизни и деятельности) встречается у Гомера. Это слово стали противопоставлять "танафи" – страсть, влечение, болезненное состояние (родств."пафос"). Моралис – нравственный. Моралис нрав. Мовис мовеон – движущая воля, а потом "поведение" и "обычай". Русское слово "нравственный" сходно с "нравиться", отсюда "нрав" указывает на силу, ищущую удовлетворения в том, чтобы нравиться. "areth" (греч) – добродетель, от "areskw" – нравиться – то качество, по которому предмет нравится. Добро нравится внутреннему человеку, который "находит удовольствие в Законе Божием" (по Рим.7,22). В глубине души всякий, даже самый тяжкий грешник сознаёт, что всё нравственное – прекрасно и совершенно и оно должно быть целю жизни, но греховная природа влечёт в сторону зла. "нравиться" – может указывать на привлекательный характер нравственного добра, в его идеальном состоянии. Без присутствия высшего священного начала жизнь становится унижением и пошлостью. Преодоление обречённости, бессмысленности достигается при общении с жизнью Церкви, через Таинства, которые воссоздают человека для вечной жизни в Боге. Этика (греч. eqoV – нрав, характер, привычка, обычай) – так обозначают учение о морали и нравственности.
Мораль (лат. moralis – нравственный) – это идеальная программа, которая ориентирована на разумное и доброе. Разница между моралью и нравственностью: мораль касается объективной, общественной стороны явления. нравственность – это субъективная, индивидуальная сторона того же явления. То есть считается, что мораль – это те нормы, которые извне ограничивают нашу свободу. (Роман Янушкявичус. Основы нравственности. Москва,2000). 4. Определение понятия "нравственность". Это согласное с нравственным Законом Божиим, как нормой человеческого поведения, более-менее прочное настроение воли человека, возбуждающей в нём известное приятное чувство и выражающееся в известных внешних действиях или поступках. Это можно уподобить дереву, узнаваемому по плодам. (Мф.7,17-20) "Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые..." – Так и нравственность человека определяется его поступками, которые выражают это настроение человека. "Царство Божие внутрь вас есть" (Лк.17,21). Оно не дается нам готовым, а "усилием берётся" (Мф.11,12) путём продолжительной и упорной борьбы с живущим в нас грехом, воюющим против христианского Закона Божия (Рим.7,14-25).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.007 с.) |