Два рода добродетелей. Условия успешного исполнения добродетелей. Отличие христианских добродетелей от общечеловеческих. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Два рода добродетелей. Условия успешного исполнения добродетелей. Отличие христианских добродетелей от общечеловеческих.



Добродетель – это нравственная доблесть, которая способна восхищать и привлекать всякого человека, которую нужно желать и которую необходимо в себе воспитывать ради своего восхождения, совершенства и богообщения. В Новом Завете понятие о них – это предельно обобщённое обобщение всех нравственных достижений человека.

Предписания о добродетелях в Новом Завете характеризуют христианский путь как новый план нравственного совершенства, происходящего от веры, любви, надежды и других данных Богом источников благодати и освящения.

Отцы Церкви говорят о добродетели, исходя из Писания, говорят о красоте нрав­ственной добродетели. Василий Великий призывает человека всеми силами раз­ви­вать добродетель, взирая на красоту и дела жизни Святых. Григорий Нисский го­во­рит, что каждый человек есть живописец собственной жизни, называя худож­ни­ком всех дел свободную волю, а красками для воспроизведения образов – добро­де­те­ли. Для изображения красоты нужно брать насколько можно более чистые краски и сочетать их между собой по правилам искусства так, чтобы стать образом Перво­образа, то есть Бога, запечатлеть в своёт облике первообразную красоту. Максим Ис­поведник говорит о необходимости следовать божественным добродетелям Иису­са Христа, подражая Его великодушию, воздержанию, святости, благородству, терпе­нию, кротости, мужественности.

Блаженный Августин. "Добродетель – это искусство жить праведно."

Формирование личности всегда обозначает возрастание её в добродетели. Условия нравственного роста личности:

 Природные качества;

 Воспитание;

 Действие благодати.

От рождения человеку даются: ясность ума, искренность чувства, чистота серд­ца, открытость и великодушие. Эти способности ума, чувства, воли человек дол­жен беречь и развивать, осуществляя путь, ведущий к заповеданному совершенству. Характер нравственного подвига на этом пути определяют 3 важнейшие жизненные задачи:

 Сохранение полученных от Бога дарований и достоинств;

 проедоление естественной склонности к духовному застою и падению;

 приобретение добродетели путём образования и воспитания.

Приобретённые добродетели изменяют в своём развитии способности человека, и сами становятся его второй природой, позволяющей человеку действовать наиболее природно и подоботворно в смысле достижения назначения в жизни. Бог содействует достижению этой задачи. Ин.15,5.

Он очищает каждого человека, восходящего через плодотворное возрастание в добродетели к совершенству, обожению и святости.

"Делание добродетелей есть охранение заповедей Господних"–Иссаак Сирин.

"Добродетель есть исполнение воли Божией" ­– Симеон Новый Богослов.

Добродетель должно совмещать с истинствованием. Между добродетелями существует взаимосвязь. Гал.5,22. "Божественные добродетели принимают только бесстрастные, одарённые благодатью, освящающие ум во время молитвы." – Свт.Василий Великий.

Христианские добродетели отличаются от других по своей цели. Благодать Святого Духа ниспосылается только Богом, а для этого у подвизающегося всё должно быть направлено во славу Божию (претвориение воли Божией). Что бы человек ни делал, он должен чувствовать себя всегда так, что всё он творит перед Богом: "Без Мене не можете творити ничесоже". Ин.15,5. Так как человек состоит из тела и души, то обродетели бывают двух видов: 1) телесные, 2) духовные.

Первые совершаются телом, но душа участвует в них. Они очищают тело от грубых движений и всего непотребного. Духовные смиряют душу, делают её госпожой невещественных помышлений, прогоняют от неё всё греховное и привлекают благодать свыше.

Основание всех добродетелей – страх Божий, который есть порождение веры. Пс.110,10.

Добродетель – не только дар Божий, но и стремление человека. "Чем добродетельнее и нелицемернее человек, тем больше у него скорбей, тем больше он считает себя виновным: "Бог не даёт великих дарований без великих искушений. Соразмерно м дарованием Бог определяет и искушение." – Иссаак Сирин.

Для приобретения добродетелей нужно пролить свою кровь, одну за другой стяжая добродкетели. Кто не предаст себя на заклание, как овча, за каждую малейшую добродетель, ­– тот не стяжет её никогда. Так Бог определил, чтобы мы покупали жизнь вечную в произвольной смерти, если мы не умираем произвольной смертью, – то умираем духовной. Кто без скорбей пребывает в добродетелях, тому отверсты двери гордости.

Награда даётся не за делание, а за смирение. Господь требует не исполнения всех доброденелей, а исправления души, которое достигается деланием заповедей.

Возрасты духовной жизни.

Их различаю три:

 Рабство (младенчество);

 Наемничество (юношество);

 Сыновство (мужество, возраст совершенный).

Ин.8,12; Гал.4,17; 1Кор.3,11; 1Ин.2,11-12; Еф.4.13-14; Евр.6,13-14.

Святые Отцы укажыввают на три степени: новоначальные – успевающие – совершенные. Или: обращение, очищение, освящение. (Лествица. Слово 26).

В этих возрастах страсти и добродетели действуют по-разному. Перво­началь­ным не перенести искушений другого возраста и не вместить его духовных дарова­ний. "Во всех твоих начинаниях, образах жизни, в подчинении ли ты находишься или не в подчинении, видимое ли твоё дело или духовное, – да будет это тебе законом и пра­вилом: испытывай, истинно ли Бога ради оно совершается.... ибо в нас всё дела­ется согласно с Волей Божией, что и есть успеяние в смирении. В средних – пре­кра­ще­ние внутренних браней, в совершенных – умножение и изобилие Божественного све­та." Преп. Иоанн Лествичник. То есть, в первую очередь необходимо снискание смирения.

Новоначало=ьный (состояние раба)

После пробуждения от сна греховного человек всегда оказывается на первой ступени, где задерживается долго, и должен основательно над собой поработать. Перескочить на вторую или третью невозможно, а для тех, кто попытается это сделать – гибельно.

Рабский страх характерен в этом возрасте; человек боится геенны, уготован­ной ему им самим. Он боится страшного ответа, который должен будет дать Богу за грехи. Он не смеет надеяться ни на что. Ведь его преследует страх смерти. В мину­ты отчаяния зовёт на помощь надежду и милосердие Божие, чтобы уныние не меша­ло идти своим путём и не потопило душу в глубине безнадёжности. Всё дело тех, кто находится на этой ступени, ограничивается телесными трудами: послушание, мужество, слёзы, частая исповедь, труд, уничижение, сокрушение, братолюбие, непамятозлобие, кротость, простая вера – по Иоанну Лествичнику.

Постоянно совершенствоваться в этих делах и есть труд новоначального. Ему неоходимо познать свою духовную нищету. Бог смотрит не на количество трудов, а на качество, на степень усердия.

Средний (наемнический).

Расчистка почвы под посев, освобождение сердца от страстных приражений. Никто не похвалит земледельца, если он сложит руки. Требуется оплаканную слезами и скорбями душу засеять семенами добродетелей, к чему теперь располагает и само духовное состояние.

Мучение совести умаляется. Человек ещё мучится за грехи, но постоянно испытывает на себе всю любовь Божию к грешнику. От многих грехов он воздерживается. Если падает – то по немощи и недальновидности. Человек таким образом переходит в состояние наемника. Он уже не раб, так как после исповедания грехов получил прощение. Живёт он новой, чистой жизнью и надеется получиьт спасение, как бы плату за свои подвиги. Он усиливает свои подвиги, с ревностью принимает скорбь, а если она не приходит, то сам себя оскорбляет, мучает, смиряет. Задача этого возраста – окончательно уничтожить страсти и насадить чистоту ума и сердца, без которых "никтоже узрит Господа". Евр.12,14, а без добродетели невозможно очиститься от страстей, так как за исполнение Евангельский добродетелей на человека сходит Благодать Божия.

Страсти уничтожены и доброждетели взращены, но не хватает благодати Святого Духа и Его пришествие – главная цель разумного подвижничества. Как сообщающий кости к костям, трудится без пользы, если они останутся без души, так и подвиг без Духа мёртв.


[1] Силлогизм – сложное утверждение, основанное на двух посылках.

[2] Мф.5,48. "Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный."

[3] Ин.14,6 "Аз есмь путь и истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу, как только через Меня."

[4] экзистенция – сущность сама в себе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.009 с.)