Понятие природы, индивидуальности и личности в нравственном богословии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие природы, индивидуальности и личности в нравственном богословии



Природа выражает себя по-разному. Неживая природа – через форму. Всё живое – через индивидуальность (то, что обладает жизнью), а всё сознательное вы­ра­жает себя через личность (человек или ангел). Оформление природы через ипо­стась – это самое глубокое (upostasiV – т.е. под природой, основание её), ориги­наль­ное и совершенное самовыражение твари. Отсюда, свобода как основа само­вы­явления человека, является самым безусловным и неотъемлемым свойством лич­ности. Бог сотворил человека и даровал ему вместе с разумом свободу, благодаря которой человек способен осуществить и явить себя как личность.

Личностное самосознающее "Я" себя открывает, выявляет, актуально осуществляет в своей духовно-телесной природе, которая дана "Я" в его обладание, является областью самореализации и самоопределения личности.

В бытии личности есть два экзистенциальных[4] момента, т.е. реально существующих, на которых она утверждается:

*  оригинальность и неповторимость личности, её несводимость ни на что другое: "Ведь лично то, что оригинально, своеобразно, неповторимо и, прежде всего, неразрушимо ни в пространстве, ни во времени" – А.Ф.Лосев;

*  невозможность для личности осуществлять своё бытие вне общения с другими, подобными ей личностями; основанные на началах нравственной свободы отношения к ближнему включают:

 признание другой личности;

 уважение к ней;

 забота о благе этой личности, т.е. исполнение любви, заповеданное в Евангелии.

Любовь и свобода взаимосвязаны; Личность – это тайна. Она заключается в том, что является "причастником божественного естества".

"По самой природе личности, человек необходимо изображает безусловную сущ­ность, и в то же время действительно существует, как простая вещь физи­че­ско­го мира. Догмат о богочеловечестве Иисуса Христа и есть та вершина, на которой можно только увидеть или умозреть сущность человеческой личности. Она такова: личность есть несводимость человека к природе, именно, "несводимость", а не нечто несводимое или что-то, что заставляет человека быть несводимым к своей природе. Здесь не может быть речи об иной природе, но только о ком-то, кто отличен от собственной своей природы, о ком-то, кто, содержа в себе свою природу, превосходит её." – Вл.Лосский.

Это превосходство даёт возможность быть причастником высшему бытию – Богу. Между человеком и Богом возможен не только нравственный союз, но и реальное соединение. Реализуемое в Боговоплощении, оно создаёт и гарантирует тайну личности.

Виды нравственной свободы

Существенными признаками личности (души) являются:

 разум и самосознание;

 свобода воли;

 нравственное чувство или совесть.

Нравственное самосознание (сознание себя сыном Божиим, рабом Иисуса Христа) – это одно из начальных условий, исходя из него, душа определяет себя к деятельности. Приняв решение, человек реализует его и нравственное содержание этой реализации согласно определённой нравственной цели. Свободная воля лишь тогда свободна, когда она во всех своих действиях следует своему нравственному закону. Необходимо различать троякое состояние нравственной свободы человека:

Свобода формальная (психологическая);

 это свобода выбора, способность человека добровольно определять себя к деятельности в том или ином направлении (добра или зла), делать себя рабом Бога или греха: Быт.2,16-16; Втор.30,15-19; Мф.16,24; Мф.19,17.

"Бог насильно не влечёт нас. Он дал нам избирать худое и доброе, чтобы мы были добры свободно..., ибо где нет произволения ­– там нет и добродетели. Надобно убедить душу, чтобы она по своей воле сделалась доброй," – Иоанн Златоуст.

Детерминизм – отрицание наличия в человеке свободы выбора. Привер­жен­цы этого взгляда свидетельство о том, что человек в действиях и поступках свободен, называют самообманом.

"Человек в своих решениях и действиях всегда определяется мотивами (побу­ди­тельными причинами к действию" и действует человек с неотвратимой необхо­димостью под влиянием более сильных мотивов", ­– автор неизвестен.

Видные представители детерминизма: голландец Спиноза XVIIв. и немец Шопен­гауен XIXв. Так называемый "богословский детерминизм" выражали блж. Августин и Кальвин.

В силу свободы воли человек способен делать выбор между многими побуж­де­ниями и не всегда отдаёт предпочтение сильнейшему, но более законному. Эта способность человека к самоопределению в мотивах и есть формальная или психологическая свобода.

Детерминизм противоречит общехристианскому опыту. (Пример: покаяние, мученичество).

Индетерминизм – утверждение, что воля совершенно не зависит от мотивов ­– это учение противоречит опыту. У каждого человека есть определённый нрав­ствен­ный характер, навык в добре или зле. То есть, его воля привыкла действовать в определённом направлении. Это говорит о том, что она не носится безразлично над всеми побуждениями, а руководствуется мотивами определённой группы (т.е. выбирает мотивы). 1Пет.2,15-16; 2Пет.2,19.

"Человек не имеет абсолютной безусловной свободы, такой высшей творче­с­кой свободой обладает только Бог. Таким образом, наша свобода воли – это не бес­при­чинное хотение, а выбор между различными мотивами, и эта способность само­определения выбора мотива и решения – и есть формальная свобода" – архим. Платон.

Существуют и крайние индетерминисты, учение которых принимает одно­сторонний ложный характер, они говорят, что свобода человека есть его полная власть поступать так, как ему хочется. Таким образом, в их понимании свобода человека – это полный его произвол, полная власть поступать по любому своему желанию или капризу. На ложную приманку такой "свободы" часто уловляются многие люди. Конечно, это не свобода, а злоупотребление ей, извращение её. "Человек не имеет абсолютной безусловной свободы. Такой высшей творческой свободой обладает только Всемогущий Бог." – иг.Филарет.

Пс.100,1:"Милость и суд воспою Тебе, Господи": детерминизм отрицает суд, т.к. суду подлежат только свободные личности, а индетерминизм отрицает милость: где полная свобода, там нет врождённой греховности, а значит, нет и не может быть искупления и помилования. Т.о., обе крайности противоречат св.Писанию. (ин.Ир.)

2) Свобода реальная (истинно-нравственная свобода).

Если формальная свобода осуществляется в выборе решения, в действии она переходит в реальную свободу. Таким образом, формальная свобода человека переходит в реальную свободу, после первого же его выбора, склонения к добру или ко злу, потому можно различать свободу реально злую и реально добрую. Освобождение от рабства греху, от преобладающей склонности ко злу, получает человек, приобщаясь к жизни Христовой. После обращения ко Христу в освящении таинством крещения человеку возвращается та формальная свобода, которую он потерял в грехопадении. С помощью Божией благодати он может более и более побеждать свои греховные склонности, греховный закон своей плоти. Рим.7,19-24: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?"

Если человек устремлён к добру, то в этом случае он имеет реально добрую сво­боду: "Настоящий христианин, вступая на поприще нравственной деятельности с со­знанием своего долга работать Христу, имеет одну исключительную цель – ходить по воле Его, дав обет на то, пламенеть ревностью, а главное – принять силу." – Феофан Затворник. Всякое новое склонение воли человека к добру или ко злу закрепляет в нём то или иное настроение, создавая навыки к действию в определённом направлении. Так, укрепляясь в добром или злом, реальная свобода постепенно переходит в идеальную в обоих видах (т.е. идеально-добрую и идеально-злую).

Свобода идеальная.

Такое состояние свободы, которое в Св.Писании названо рабством правед­но­сти Рим.6,18 или рабством греху Ин.8,34. Когда воплощение свободы в реально-добром или реально-злом проявлении становится до того полным и всесторонним, что поворот в противоположное состояние представляется уже безусловно невоз­мож­ным. Только идеально-добрую свободу можно назвать истинной или нрав­ствен­ной свободой. Эта свобода есть задача нашей жизни. Её отличительная черта – не­уклонное стремление человека к добру, явное сознание нравственной свободы возможно только при чистой нравственной жизни.

Только в Иисусе Христе и через Него человек становится истинно свободным, получая через духовное возрождение все необходимые силы: Ин.8,31-32; Рим.6,17; Рим.8,2; Ин.8,38. "Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя." "...Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти"

Зло является в человеке какой-то внешней, не зависящей от него силой, лиша­ющей его свободы и подчиняющей законам физической необходимости. Таким образом, только существенное добро служит залогом и показателем нравственной свободы.

Воспитание такой нравственной свободы, сообщение воле и жизни нрав­ст­вен­ного доброго направления – и есть задача земного подвига человека христи­анина. То есть, наша задача – богоуподобление. Эта задача требует от человека усилий и борьбы с греховными влечениями, что возможно только при помощи Благодати Божией. Филип. 3,13-14.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.007 с.)