Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие природы, индивидуальности и личности в нравственном богословии
Природа выражает себя по-разному. Неживая природа – через форму. Всё живое – через индивидуальность (то, что обладает жизнью), а всё сознательное выражает себя через личность (человек или ангел). Оформление природы через ипостась – это самое глубокое (upostasiV – т.е. под природой, основание её), оригинальное и совершенное самовыражение твари. Отсюда, свобода как основа самовыявления человека, является самым безусловным и неотъемлемым свойством личности. Бог сотворил человека и даровал ему вместе с разумом свободу, благодаря которой человек способен осуществить и явить себя как личность. Личностное самосознающее "Я" себя открывает, выявляет, актуально осуществляет в своей духовно-телесной природе, которая дана "Я" в его обладание, является областью самореализации и самоопределения личности. В бытии личности есть два экзистенциальных[4] момента, т.е. реально существующих, на которых она утверждается: * оригинальность и неповторимость личности, её несводимость ни на что другое: "Ведь лично то, что оригинально, своеобразно, неповторимо и, прежде всего, неразрушимо ни в пространстве, ни во времени" – А.Ф.Лосев; * невозможность для личности осуществлять своё бытие вне общения с другими, подобными ей личностями; основанные на началах нравственной свободы отношения к ближнему включают: признание другой личности; уважение к ней; забота о благе этой личности, т.е. исполнение любви, заповеданное в Евангелии. Любовь и свобода взаимосвязаны; Личность – это тайна. Она заключается в том, что является "причастником божественного естества". "По самой природе личности, человек необходимо изображает безусловную сущность, и в то же время действительно существует, как простая вещь физического мира. Догмат о богочеловечестве Иисуса Христа и есть та вершина, на которой можно только увидеть или умозреть сущность человеческой личности. Она такова: личность есть несводимость человека к природе, именно, "несводимость", а не нечто несводимое или что-то, что заставляет человека быть несводимым к своей природе. Здесь не может быть речи об иной природе, но только о ком-то, кто отличен от собственной своей природы, о ком-то, кто, содержа в себе свою природу, превосходит её." – Вл.Лосский.
Это превосходство даёт возможность быть причастником высшему бытию – Богу. Между человеком и Богом возможен не только нравственный союз, но и реальное соединение. Реализуемое в Боговоплощении, оно создаёт и гарантирует тайну личности. Виды нравственной свободы Существенными признаками личности (души) являются: разум и самосознание; свобода воли; нравственное чувство или совесть. Нравственное самосознание (сознание себя сыном Божиим, рабом Иисуса Христа) – это одно из начальных условий, исходя из него, душа определяет себя к деятельности. Приняв решение, человек реализует его и нравственное содержание этой реализации согласно определённой нравственной цели. Свободная воля лишь тогда свободна, когда она во всех своих действиях следует своему нравственному закону. Необходимо различать троякое состояние нравственной свободы человека: Свобода формальная (психологическая); это свобода выбора, способность человека добровольно определять себя к деятельности в том или ином направлении (добра или зла), делать себя рабом Бога или греха: Быт.2,16-16; Втор.30,15-19; Мф.16,24; Мф.19,17. "Бог насильно не влечёт нас. Он дал нам избирать худое и доброе, чтобы мы были добры свободно..., ибо где нет произволения – там нет и добродетели. Надобно убедить душу, чтобы она по своей воле сделалась доброй," – Иоанн Златоуст. Детерминизм – отрицание наличия в человеке свободы выбора. Приверженцы этого взгляда свидетельство о том, что человек в действиях и поступках свободен, называют самообманом. "Человек в своих решениях и действиях всегда определяется мотивами (побудительными причинами к действию" и действует человек с неотвратимой необходимостью под влиянием более сильных мотивов", – автор неизвестен. Видные представители детерминизма: голландец Спиноза XVIIв. и немец Шопенгауен XIXв. Так называемый "богословский детерминизм" выражали блж. Августин и Кальвин. В силу свободы воли человек способен делать выбор между многими побуждениями и не всегда отдаёт предпочтение сильнейшему, но более законному. Эта способность человека к самоопределению в мотивах и есть формальная или психологическая свобода.
Детерминизм противоречит общехристианскому опыту. (Пример: покаяние, мученичество). Индетерминизм – утверждение, что воля совершенно не зависит от мотивов – это учение противоречит опыту. У каждого человека есть определённый нравственный характер, навык в добре или зле. То есть, его воля привыкла действовать в определённом направлении. Это говорит о том, что она не носится безразлично над всеми побуждениями, а руководствуется мотивами определённой группы (т.е. выбирает мотивы). 1Пет.2,15-16; 2Пет.2,19. "Человек не имеет абсолютной безусловной свободы, такой высшей творческой свободой обладает только Бог. Таким образом, наша свобода воли – это не беспричинное хотение, а выбор между различными мотивами, и эта способность самоопределения выбора мотива и решения – и есть формальная свобода" – архим. Платон. Существуют и крайние индетерминисты, учение которых принимает односторонний ложный характер, они говорят, что свобода человека есть его полная власть поступать так, как ему хочется. Таким образом, в их понимании свобода человека – это полный его произвол, полная власть поступать по любому своему желанию или капризу. На ложную приманку такой "свободы" часто уловляются многие люди. Конечно, это не свобода, а злоупотребление ей, извращение её. "Человек не имеет абсолютной безусловной свободы. Такой высшей творческой свободой обладает только Всемогущий Бог." – иг.Филарет. Пс.100,1:"Милость и суд воспою Тебе, Господи": детерминизм отрицает суд, т.к. суду подлежат только свободные личности, а индетерминизм отрицает милость: где полная свобода, там нет врождённой греховности, а значит, нет и не может быть искупления и помилования. Т.о., обе крайности противоречат св.Писанию. (ин.Ир.) 2) Свобода реальная (истинно-нравственная свобода). Если формальная свобода осуществляется в выборе решения, в действии она переходит в реальную свободу. Таким образом, формальная свобода человека переходит в реальную свободу, после первого же его выбора, склонения к добру или ко злу, потому можно различать свободу реально злую и реально добрую. Освобождение от рабства греху, от преобладающей склонности ко злу, получает человек, приобщаясь к жизни Христовой. После обращения ко Христу в освящении таинством крещения человеку возвращается та формальная свобода, которую он потерял в грехопадении. С помощью Божией благодати он может более и более побеждать свои греховные склонности, греховный закон своей плоти. Рим.7,19-24: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" Если человек устремлён к добру, то в этом случае он имеет реально добрую свободу: "Настоящий христианин, вступая на поприще нравственной деятельности с сознанием своего долга работать Христу, имеет одну исключительную цель – ходить по воле Его, дав обет на то, пламенеть ревностью, а главное – принять силу." – Феофан Затворник. Всякое новое склонение воли человека к добру или ко злу закрепляет в нём то или иное настроение, создавая навыки к действию в определённом направлении. Так, укрепляясь в добром или злом, реальная свобода постепенно переходит в идеальную в обоих видах (т.е. идеально-добрую и идеально-злую).
Свобода идеальная. Такое состояние свободы, которое в Св.Писании названо рабством праведности Рим.6,18 или рабством греху Ин.8,34. Когда воплощение свободы в реально-добром или реально-злом проявлении становится до того полным и всесторонним, что поворот в противоположное состояние представляется уже безусловно невозможным. Только идеально-добрую свободу можно назвать истинной или нравственной свободой. Эта свобода есть задача нашей жизни. Её отличительная черта – неуклонное стремление человека к добру, явное сознание нравственной свободы возможно только при чистой нравственной жизни. Только в Иисусе Христе и через Него человек становится истинно свободным, получая через духовное возрождение все необходимые силы: Ин.8,31-32; Рим.6,17; Рим.8,2; Ин.8,38. "Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя." "...Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" Зло является в человеке какой-то внешней, не зависящей от него силой, лишающей его свободы и подчиняющей законам физической необходимости. Таким образом, только существенное добро служит залогом и показателем нравственной свободы. Воспитание такой нравственной свободы, сообщение воле и жизни нравственного доброго направления – и есть задача земного подвига человека христианина. То есть, наша задача – богоуподобление. Эта задача требует от человека усилий и борьбы с греховными влечениями, что возможно только при помощи Благодати Божией. Филип. 3,13-14.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.007 с.) |