II. Общие правила радиообмена


 

2.1. Ведение радиообмена:

 

2.1.1. Авиационную электросвязь при радиообмене с диспетчерами, лицами группы руководства полетами (далее именуются - диспетчер) органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) осуществляют командир ВС или по его поручению один из членов экипажа ВС, а по наземным каналам связи - диспетчеры органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и персонал (специалисты) наземных служб аэропорта (аэродрома).

 

2.1.2. Ведение радиообмена или обмен информацией по наземным каналам связи, не имеющие прямого отношения к выполнению полетов, их обеспечению и обслуживанию воздушного движения, не допускаются. Ведение радиообмена с отклонениями от установленных настоящими ФАП "Осуществление радиосвязи" требований может иметь место в случаях, связанных с необходимостью обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

 

2.1.3. Радиопереговоры должны быть краткими, вестись с соблюдением правил произношения отдельных слов, исключением слов-паразитов и звуков запинания (возможно использование слов приветствия и благодарности), четкой дикцией. Передаче подлежат сведения, связанные с выполнением полета ВС, обслуживанием воздушного движения и необходимостью обеспечения безопасности полетов ВС.

 

2.1.4. В целях повышения качества приема и предупреждения искажений или ошибочного понимания принимаемой информации следует:

 

перед началом передачи прослушать наличие радиообмена на подлежащей использованию частоте, отсутствие сигнала занятости наземного канала связи, чтобы исключить возможность возникновения помех уже ведущейся передаче;

 

говорить ясно и отчетливо: скорость речи не должна превышать 100 слов в минуту;

 

сохранять громкость передачи информации на постоянном уровне;

 

до начала передачи нажать и не отпускать до конца сообщения переключатель (тангенту) передачи, своевременно предупреждать возможность его (ее) "залипания".

 

2.1.5. Приоритет в ведении радиообмена с экипажами ВС и наземными абонентами устанавливается диспетчером органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствующей зоне (районе) диспетчерского пункта.

 

2.2. Передача букв:

 

2.2.1. Если в процессе ведения радиообмена произношение имен собственных, служебных сокращений и отдельных слов может вызвать сомнение, то они передаются по буквам.

 

2.2.2. При такой передаче каждая буква текста произносится следующим образом:

 

А - Анна

 

Б - Борис

 

В - Василий

 

Г - Григорий

 

Д - Дмитрий

 

Е - Елена

 

Ж - Женя

 

3 - Зинаида

 

И - Иван

 

Й - Иван Краткий

 

К - Константин

 

Л - Леонид

 

М - Михаил

 

Н - Николай

 

О - Ольга

 

П - Павел

 

Р - Роман

 

С - Семен

 

Т - Татьяна

 

У - Ульяна

 

Ф - Федор

 

X - Харитон

 

Ц - Цапля

 

Ч - Человек

 

Ш - Шура



 

Щ - Щука

 

Э - Эхо

 

Ю - Юрий

 

Я - Яков

 

Ы - Ёры

 

Ь - Мягкий знак

 

Ъ - Твердый знак

 

2.3. Передача чисел:

 

2.3.1. Если в процессе радиообмена требуется передача числовых значений от 0 до 9, то они передаются словами: "ноль", "один", "два", "три", "четыре", "пять", "шесть", "семь", "восемь", "девять". Числовые значения, состоящие из двух и более цифр (курсы, пеленги, эшелоны (высоты) и позывные ВС), передаются также словами.

 

Например:

 

24 - двадцать четыре;

 

03 - ноль три;

 

115 - сто пятнадцать;

 

1500 - тысяча пятьсот;

 

5100 - пять сто;

 

9600 - девять шестьсот;

 

5000 - пять тысяч;

 

11100 - одиннадцать сто;

 

86090 - восемьдесят шесть ноль девяносто.

 

2.3.2. При передаче значений десятичных дробей после передачи целых произносится слово "запятая".

 

Например:

 

118,1 - сто восемнадцать, запятая, один;

 

120,37 - сто двадцать, запятая, тридцать семь.

 

2.3.3. В случаях неустойчивой радиосвязи при передаче числовых значений (курса, пеленга, атмосферного давления, эшелонов (высоты), времени и др.) каждую цифру в числе следует произносить отдельно, при передаче целых тысяч произносится отдельно каждый знак в числе тысяч, после чего следует слово "тысяч".

 

Например:

 

24 - два четыре;

 

115 - один один пять;

 

742 - семь четыре два;

 

5000 - пять тысяч;

 

9100 - девять тысяч один ноль ноль;

 

20000 - двадцать тысяч.

 

2.4. Передача времени:

 

2.4.1. При передаче сообщений о времени указываются только минуты данного часа. В случае необходимости, когда возможно неправильное понимание значения времени, указываются часы и минуты.

 

Например:

 

Время "15 ч 28 мин." - двадцать восемь минут;

 

Время "1 ч 30 мин." - один час тридцать минут;

 

Время "23 ч 48 мин." - двадцать три часа сорок восемь минут.

 

При передаче сообщений о времени используется всемирное координированное время - УТЦ (UTC).

 

2.4.2. Проверка показаний бортовых часов в полете производится путем запроса у диспетчера соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) текущего времени. При проверках время указывается с точностью до ближайшей половины минуты.

 

Например:

 

#G0      
  "Самара-Контроль", 85411, прошу проверку времени
85411, время 6 часов 11 минут    
или    
85411, время 7 часов 15 с половиной минут  

 

2.4.3. Расчетное время пролета очередного ПОД, контрольного ориентира, поворотного пункта маршрута (ППМ), рубежа передачи ОВД передается в составе сообщения о местоположении ВС или по запросу диспетчера органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).

 

2.4.4. Если по условиям полета ранее переданное расчетное время пролета ПОД, контрольного ориентира, ППМ, рубежа передачи ОВД будет отличаться на 2 мин. и более, экипаж ВС обязан сообщить диспетчеру органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) новое уточненное расчетное время пролета ПОД, контрольного ориентира, ППМ, рубежа передачи ОВД.

 

2.4.5. Фактическое время выхода на ПОД, контрольный ориентир, ППМ, рубеж передачи ОВД не сообщается диспетчеру экипажем ВС в момент его пролета, а также если доклад экипажа ВС о пролете ПОД, контрольного ориентира, ППМ, рубежа передачи ОВД отличается от фактического времени его пролета менее чем на 1 минуту.

 

В других случаях экипаж ВС обязан сообщить диспетчеру фактическое время пролета ПОД, контрольного ориентира, ППМ, рубежа передачи ОВД.

 

При этом в случае, если экипаж ВС по тем или иным причинам не смог доложить о пролете ПОД, доклад о пролете данного ПОД должен быть сделан как можно скорее при первой возможности.

 

2.5. Типовые слова и фразы:

 

В процессе радиообмена следует пользоваться типовыми словами и фразами, имеющими следующие значения:

 

#G0Слова/фразы Значение
Отменяю Переданное ранее разрешение (рекомендация, указание) аннулируется
Проверка Проверка системы или процедуры (ответа, как правило, не требуется)
Разрешаю Разрешаю выполнение действий в соответствии с оговоренными условиями
Запрещаю Запрещаю выполнение запрашиваемых действий или ранее переданного указания (разрешения, рекомендации)
Подтвердите Правильно ли Вы поняли следующую фразу ...? или правильно ли Вы приняли и поняли сообщение ...?
Подтверждаю Да
Работайте Установите радиосвязь с ...
Набирайте ... (эшелон, высота) Выполняйте набор заданного эшелона (высоты)...
Снижайтесь ... (эшелон, высота) Выполняйте снижение до заданного эшелона (высоты)...
Ускорьте снижение (набор) ... (эшелон, высота) Ускорьте снижение (набор) до ранее заданного эшелона (высоты)
Правильно Поняли правильно
Даю поправку В данной передаче (или указанном сообщении) была сделана ошибка
Продолжайте Продолжайте передавать ваше сообщение
Как слышите? Каково качество моей передачи?
Повторяю Повторяю для ясности или уточнения
Контролируйте Прослушивайте на (частоте)
Неверно (ошибка) Приняли (повторили) не то, что было передано
Взлетный (посадочный) Магнитный путевой угол рабочего направления взлетно-посадочной полосы (МПУ ВПП)
Дальний Дальний приводной радиомаяк (ДПРМ)
Ближний Ближний приводной радиомаяк (БПРМ)
Сцепление Коэффициент сцепления на ВПП
Полоса... Состояние ВПП: сухая, мокрая, гололед, слякоть...; также может использоваться в словосочетании с номером ВПП
Конец Настоящее сообщение закончено, и ответа на него не требуется
Повторите Повторите мне все или указанную часть этого сообщения в том виде, в котором вы ее приняли (передали)
Сообщите Передайте мне следующую информацию
Курс Направление, в котором находится продольная ось ВС, выраженное обычно в градусах угла, отсчитываемого от северного направления (истинного, магнитного, компасного или условного меридиана)
Азимут..., удаление ... Местоположение ВС в координатах относительно места установки антенны радиолокатора
Даю новое разрешение В последнее разрешение внесены изменения, и данное новое разрешение заменяет выданное ранее или его часть
Боковое... Расстояние (удаление), на котором находится воздушное судно по отношению к осевой линии ВПП и ее продолжению по курсу взлета и посадки
Справа (слева), правее (левее) Местоположение, на котором находится ВС по отношению к оси маршрута
Радиальное... Расстояние (удаление), на котором находится ВС от места установки антенны радиолокатора
Следуйте (сохраняйте)... Выполняйте полет в соответствии с моими указаниями (по спрямленной воздушной трассе, на запасной аэродром, на эшелоне (высоте), с курсом и т.д.)
Понял Я принял и понял переданную Вами информацию
Говорите медленнее Уменьшите скорость передачи
Ждите Ждите, я Вас вызову
Проверьте Проверьте и подтвердите переданное Вам сообщение
Ваше место? Сообщите местоположение воздушного судна ...
Ваше место... Местоположение воздушного судна ...
Доложите Передайте информацию о Ваших действиях
Заход по ИЛС (по маякам) Заход на посадку по радиомаячной системе посадки (РМС) (в автоматическом, директорном режимах или в режиме ПСП (планки системы посадки)
Заход по локатору Заход на посадку по радиолокационной системе посадки (РСП)
Заход по локатору, контроль по приводным Заход на посадку по РСП+ОСП (оборудование системы посадки)
Заход по приводным Заход на посадку по ОСП
Заход по приводным, контроль по обзорному Заход на посадку по ОСП с использованием ОРЛ-А (обзорный радиолокатор аэродромный)
Заход по ОПРС Заход на посадку по отдельной приводной радиостанции
Заход по "Катету", заход по VOR/DME Заход на посадку по угломерно-дальномерной системе
Заход визуальный Продолжение захода на посадку по приборам, когда часть схемы или вся схема захода на посадку по приборам не завершена и заход осуществляется при визуальном контакте с ВПП и (или) ее ориентирами
Заход на посадку по ПВП Этап визуального полета, выполняемый с соблюдением правил визуальных полетов (ПВП) и при установленных минимумах ПВП
Заход на посадку с прямой Заход на посадку по системе с прямой (выход на РСБН, ДПРМ, отворот в расчетную точку, разворот в расчетной точке на посадочный курс)
Заход в режиме "Возврат" Заход на посадку по программе
Повторный заход Заход на посадку двумя разворотами на 180 градусов
Заход с расчетного рубежа Заход на посадку с расчетного рубежа начала снижения
Прямой Магнитный пеленг в градусах от автоматического радиопеленгатора (АРП) на ВС
Заход на посадку по радиопеленгатору Заход на посадку с использованием дублирующих радиотехнических средств
Обратный Измененный на 180 градусов магнитный пеленг от АРП на ВС
Заход по GPS Неточный заход на посадку по навигационной спутниковой системе GPS
Заход по ГЛОНАСС/GPS Точный заход на посадку по комбинированной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС/GPS

 

2.6. Позывные органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и абонентов, обеспечивающих производство полетов:

 

2.6.1. Для вызова диспетчера соответствующего диспетчерского пункта органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и абонентов, обеспечивающих производство полетов, установлены следующие радиотелефонные позывные:

 

#G0Диспетчерский пункт Позывной
Районный центр Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), вспомогательный районный центр (ВРЦ) ЕС ОрВД "Контроль"
Местный диспетчерский пункт (МДП), вспомогательный местный диспетчерский пункт (ВМДП) "Район"
Диспетчерский пункт подхода (ДПП), руководитель дальней зоны (КП, КДП аэродрома) "Подход"
Диспетчерский пункт круга (ДПК), руководитель ближней зоны (КДП) "Круг"
Пункт диспетчера посадки (ПДП), руководитель зоны посадки (КДП) "Посадка"
Стартовый диспетчерский пункт (СДП), руководитель полетов (КДП), помощник руководителя полетов (СКП) "Старт"
Командный диспетчерский пункт местных воздушных линий (КДП МВЛ), командный диспетчерский пункт (КДП), пункт УВД "Вышка" "Вышка"
Командный диспетчерский пункт МВЛ без права ОВД "Волна"
Диспетчерский пункт руления (ДПР) "Руление"
Дежурный по сопровождению "Перрон"
Радиостанция метеоинформации "Метео"
Производственно-диспетчерская служба авиационного предприятия "Транзит"
Радиопеленгатор "Пеленг"

 

2.6.2. Для вызова диспетчера соответствующего диспетчерского пункта органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) экипаж ВС называет его географическое местоположение (условное наименование) и присвоенный радиотелефонный позывной.

 

При наличии нескольких направлений (секторов) ОВД к позывному диспетчерского пункта органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) добавляется присвоенное им обозначение.

 

Например:

 

"Самара-Контроль-1";

 

"Брянск-Район";

 

"Сочи-Подход-Юг";

 

"Быково-Круг";

 

"Свирь-Контроль";

 

Кама-Подход";

 

"Шереметьево-Старт-1";

 

"Шереметьево-Руление";

 

"Шереметьево-Перрон";

 

"Липецк-Вышка";

 

"Быково-Посадка";

 

"Иваново-Волна".

 

2.6.3. После установления устойчивой связи с диспетчером соответствующего диспетчерского пункта, исключающей возможность искажения содержания радиообмена, название географического местоположения (условное наименование) и радиотелефонный позывной диспетчерского пункта могут не называться.

 

2.6.4. При обозначении индексов автоматической радиовещательной передачи метеорологической и полетной информации в районе аэродрома для прилетающих и вылетающих воздушных судов (АТИС), стандартных схем прилета (СТАР) и вылета (СИД) по приборам с применением букв английского алфавита используются соответствия и произношения на русском языке:

 

#G0Английская буква Слово Произношение, выраженное буквами русского алфавита
А Alfa ЭЛФА
В Bravo БРАВО
С Charlie ЧАРЛИ
D Delta ДЭЛЬТА
Е Echo ЭКЭ
F Foxtrot ФОКСТРОТ
G Golf ГОЛФ
Н Hotel ХОТЕЛ
I India ИНДИА
J Juliett ДЖУЛЬЕТ
К Kilo КИЛО
L Lima ЛИМА
М Mike МАЙК
N November НОВЕМБЕР
О Oskar ОСКАР
Р Papa ПАПА
Q Quebec КВЕБЕК
R Romeo РОМЕО
S Sierra СЬЕРА
Т Tango ТАНГО
U Uniform ЮНИФОРМ
V Victor ВИКТОР
W Whiskey ВИСКИ
X X-ray ЭКСРЕЙ
Y Yankee ЯНКИ
Z Zulu ЗУЛУ

 

2.7. Позывные ВС и обозначения рейсов:

 

2.7.1. Для ведения радиосвязи с диспетчерами диспетчерских пунктов органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) экипажи воздушных судов используют следующие типы позывных:

 

при радиотелефонной связи:

 

а) установленные Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) или полученные при регистрации официального названия (радиотелефонный позывной) авиакомпании и номер рейса (например: АЭРОФЛОТ-325);

 

б) пятизначный цифровой позывной, как правило, соответствующий присвоенному регистрационному номеру воздушного судна (например: 86535);

 

в) пятибуквенный позывной, как правило, соответствующий присвоенному регистрационному номеру воздушного судна (например: G-ABCD);

 

г) название фирмы-изготовителя или модели воздушного судна перед пятибуквенным регистрационным номером воздушного судна (например: Цессна F-KYRS);

 

при телеграфной связи - пятибуквенный позывной, указанный в разрешении на использование бортовой радиостанции.

 

2.7.2. После установления экипажем воздушного судна надежной радиосвязи и в процессе ведения радиообмена цифровые и буквенные значения позывных могут быть сокращены:

 

пятизначный цифровой позывной воздушного судна (например: 86534) до трех последних цифр (например: 534);

 

пятибуквенный позывной воздушного судна (например: G-ABCD или Цессна F-KYRS) до первой буквы и двух последних букв (например, G-CD или Цессна-RS).

 

2.7.3. При нахождении на связи двух и более воздушных судов с позывными, имеющими одинаковые или созвучные (близкое сходство по звучанию) три последние цифры или две последние буквы, сокращение позывного воздушного судна запрещается. О работе полными позывными дает указание диспетчер диспетчерского пункта органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) в зоне (районе) которого находятся ВС с созвучными позывными.

 

2.7.4. В тех случаях, когда позывной ВС судна состоит из названия (радиотелефонного позывного) авиакомпании и номера рейса (например: АЭРОФЛОТ-325), сокращение позывного ВС не допускается.

 

2.8. Размерность передаваемых числовых значений:

 

2.8.1. При передаче числовых значений размерность определяется следующими единицами измерения:

 

#G0Расстояние   - км;
Высота полета   - м;
Эшелон полета   - м;
Скорость полета (приборная, истинная, путевая)   - км/ч; число "М";
Вертикальная скорость   - м/с;
Скорость ветра на эшелоне (высоте) полета   - км/ч;
Скорость ветра у земли   - м/с;
Направление ветра на эшелоне (высоте) полета (от истинного меридиана)   - град;
Направление ветра у земли (от магнитного меридиана)   - град;
Высота облачности   - м;
Количество облачности   - октант; балл;
Видимость на ВПП (дальность видимости)   - м, км;
Давление на аэродроме   - мм.рт.ст., гПа; мбар  
Температура   - град. Цельсия (°С);  
Остаток топлива - в часах и минутах или тоннах и кг;  
Магнитный путевой угол (МПУ) взлета и посадки   - град;
МПУ ВПП   - десятки градусов;
Номер ВПП - двузначное число.

 

2.8.2. После установления надежной двусторонней радиотелефонной связи между экипажем ВС и диспетчером, исключающей возможность непонимания содержания передач, значения единиц измерений могут передаваться без их названия.

 

2.9. Установление и ведение радиотелефонной связи:

 

2.9.1. Установление радиотелефонной связи должно начинаться с вызова и ответа на вызов с использованием позывных в следующем порядке:

 

а) при выходе экипажа ВС на связь передаются:

 

условное наименование и позывной вызываемого диспетчерского пункта органа обслуживания воздушного движения (управления полетами);

 

позывной ВС;

 

сообщение (информация);

 

б) при выходе диспетчера на связь передаются:

 

номер (позывной) вызываемого ВС;

 

условное наименование и позывной вызывающего диспетчерского пункта органа обслуживания воздушного движения (управления полетами);

 

сообщение (информация, указания и т.п.);

 

в) при ответе экипажа ВС передаются:

 

номер (позывной) ВС;

 

информация в форме типовых слов (фраз) или повторение диспетчерских указаний.

 

Например:

 

#G0      
  "Москва - Контроль",   "Аэрофлот-411"  
"Аэрофлот-411",   "Москва - Контроль", отвечаю    
  "Аэрофлот-411" (информация, сообщение)

 

2.9.2. Если при установлении связи имеется уверенность в том, что вызов будет принят, допускается передача сообщения, не ожидая ответа на вызов.

 

Например:

 

#G0      
  "Москва - Контроль", 85411,   Везим (Виноградово) 5700, Горди (Губино), расчетное 21 минута  
85411, "Москва - Контроль",   Горди (Губино) 5700 доложите    
  411, Горди (Губино) доложить  
или    
  "Белгород - Подход", 85411, первый ППМ, 5700, расчетное второго ППМ 21 минута  
85411, "Белгород - Подход", следуйте 5700, поворотные докладывать    
  411, следую 5700, поворотные докладывать

 

2.9.3. В случаях, когда диспетчеру требуется передать сообщение всем воздушным судам, находящимся в зоне (районе) диспетчерского пункта, передается сообщение всем бортам.

 

Например:

 

#G0 Всем бортам, "Самара - Контроль", неисправна РСБН (иное средство РТОП) на аэродроме...

 

Примечание: Общие вызовы подтверждения не требуют. В случае неуверенности приема сообщения экипажами отдельных ВС они вызываются диспетчером для полного или частичного подтверждения приема сообщения.

 

2.9.4. Если есть сомнение в правильности принятого сообщения, запрашивается полное или частичное его повторение.

 

Например:

 

#G0Содержание запроса Содержание передачи
Повторите Повторите все сообщения
Повторите... (пункт) Повторите определенный пункт
Повторите все перед... (первое слово, принятое удовлетворительно) Повторите часть сообщения
Повторите все после ... (последнее слово, принятое удовлетворительно) Повторите часть сообщения
Повторите все между ... и ... Повторите сообщение от... до ...

 

2.9.5. Если диспетчер не уверен в номере (позывном) ВС, экипаж которого вызывал диспетчера, последний запрашивает его позывной, пока не установит его точное обозначение. Диспетчеру запрещается давать, а экипажу ВС выполнять безадресные указания (разрешения и т.д.).

 

Например:

 

#G0      
  "Москва - Контроль", ...11 (неразборчиво)  
"Москва - Контроль", кто вызывает?    
  "Москва - Контроль", 85411  
85411, "Москва - Контроль", отвечаю  

 

2.9.6. Если при передаче допускается ошибка, для введения поправки произносится фраза "Даю поправку", а затем повторяется исправленная часть сообщения.

 

Например:

 

#G0  
  "Москва - Контроль", 85411, Молзино 10100, даю поправку, Богородское 37  
или    
  "Вега - Контроль", 85411, 1 ППМ, 5700, даю поправку 2 ППМ в 28

 

2.9.7. Если поправку целесообразно внести путем повторения всего сообщения, перед передачей исправленного сообщения используется фраза "Даю поправку, повторяю".

 

2.9.8. Диспетчеры не должны вступать в радиообмен с экипажем ВС во время взлета, при заходе на посадку с момента визуального обнаружения ВС после пролета БПРМ и до окончания пробега, за исключением случаев, когда этого требуют условия обеспечения безопасности полета воздушного судна.

 

2.9.9. Если существует возможность того, что прием сообщения будет затруднен, то важные элементы его должны передаваться дважды.

 

2.10. Передача ОВД и переход с одной радиочастоты на другую:

 

2.10.1. Экипаж ВС непрерывно прослушивает канал (частоту) радиосвязи диспетчера того диспетчерского пункта, на ОВД которого он находится.

 

2.10.2. Переход на радиосвязь с диспетчером другого диспетчерского пункта осуществляется только после получения разрешения на это от диспетчера диспетчерского пункта, в зоне (районе) которого ВС находилось.

 

Например:

 

#G0  
411, работайте с "Самара - Контроль", 129,1  
  411, с "Самара - Контроль", 129,1

 

2.10.3. При отсутствии указания диспетчера о переходе на частоту работы смежного диспетчерского пункта экипаж ВС до осуществления перехода запрашивает об этом диспетчера, на ОВД которого он находится.

 

2.10.4. Если экипажу ВС не представилось возможным установить связь на назначенной частоте, он обязан об этом доложить диспетчеру, на ОВД которого он находился, и осуществлять с ним радиообмен на его частоте.

 

Например:

 

#G0    
  "Самара - Контроль", 85411, "Уфа-Контроль" на 131,2 не отвечает  
85411, "Самара - Контроль", работайте со мной    
или    
  "Самара - Контроль", 85411, связь "Уфа - Контроль", сильные помехи  
85411, "Самара - Контроль", работайте со мной  

 

2.11. Повторение диспетчерских указаний:

 

2.11.1. Экипаж ВС при получении диспетчерских указаний обязан повторить:

 

сообщения, отличающиеся от типовых или требующие изменения ранее принятого решения (или задания на полет);

 

разрешения или запрещения на пересечение ВПП, взлета, занятия исполнительного старта, захода на посадку, посадки, изменения эшелона (высоты) полета;

 

значение принятого и установленного на высотомере давления;

 

значение контрольной высоты;

 

значение заданного времени;

 

заданный эшелон (высоту) полета;

 

заданный курс полета;

 

значение МПУ ВПП, номера ВПП;

 

заданную скорость полета или число "М";

 

значение заданной частоты (номера) канала связи.

 

В случае, если экипаж ВС не повторил указанные сообщения, диспетчер обязан потребовать от него их повторения.

 

2.11.2. Если экипаж ВС повторил разрешение или указание неправильно, то диспетчер передает слово "ошибка", за которым следует содержание правильного разрешения или указания.

 

Например:

 

#G0      
411, снижайтесь, 7800    
  411, снижаюсь, 7200  
411, ошибка, снижайтесь, 7800    
  411, снижаюсь, 7800

 

2.11.3. Если экипаж ВС получает разрешение или указание, которое не может выполнить, он обязан доложить об этом диспетчеру, на ОВД которого он находится, используя фразу "выполнить не могу" ("не имею возможности"), и указать причину.

 

2.12. Правила проверки радиостанций и пробная связь:

 

2.12.1. Включение для проверки радиостанции и осуществление пробной связи в радиосетях авиационной электросвязи должно выполняться так, чтобы проверка не мешала радиообмену при ОВД.

 

2.12.2. Если есть необходимость в передаче проверочных сигналов (для настройки радиостанций), то их продолжительность не должна превышать 10 секунд. Радиотелефонная передача таких сигналов должны состоять из ряда цифр (один, два, три и т.д.) и позывного передающей радиостанции.

 

2.12.3. Пробная связь экипажа ВС или авиатехника инженерно-авиационной службы (ИАС) на частоте соответствующего диспетчерского пункта должна выполняться в следующем порядке:

 

Передача:

 

позывной вызываемого диспетчерского пункта органа обслуживания воздушного движения (управления полетами);

 

номер (позывной) ВС;

 

слова:

 

"техническая проверка" (на земле);

 

"предполетная проверка" (перед вылетом);

 

"проверка связи" (в полете, при необходимости).

 

Ответ:

 

позывной диспетчерского пункта органа ОВД (управления полетами);

 

номер (позывной) ВС;

 

сообщение о разборчивости передачи;

 

слово "конец".

 

2.12.4. Ориентировочная проверка качества связи по степени смысловой разборчивости речи при передаче определяется следующими характеристиками:

 

1 - полная неразборчивость переданного сообщения;

 

2 - сообщение принимается с большим трудом и требует дополнительных переспросов и повторений;

 

3 - сообщение принимается с трудом без переспросов и повторений;

 

4 - сообщение разборчиво, принимается без затруднений;

 

5 - сообщение вполне разборчиво, принимается без напряжения внимания.

 

Например:

 

#G0      
  "Руление", "АЭРОФЛОТ-411", предполетная техническая проверка, 118,7  
85411, "Руление", слышимость 1    
Или    
85411, "Руление", слышимость 3, сильный фоновый свист    
Или    
85411, "Руление", слышимость 5, конец  

 

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь