Архитектура России начало 19 века


1801 год – дворцовый переворот, убит император Павел 1, надежды на социальные преобразования не оправдались. 1812 год – Отечественная война. 1825 год – восстание декабристов, которое было жестоко подавлено Николаем 1. В царствовании Николая 1 коренным образом изменилась социальная политика и идеология власти. Обществу была предложена идеология кратко определенная 3 понятиями – «православие, самодержавие, народность».

Господствующим стилем стал ампир– поздняя стадия неоклассицизма. Характерен интерес к градостроительным задачам. Здание подчиняется городскому ансамблю – улице, площади или набережной. Укрупняются формы. Широко используется скульптура.

Классицизм, основанный на античных традициях, перестал удовлетворять государственной идеологии. В поисках национальной самобытности развивается отечественная археология, история, основываются мотивы древнерусского зодчества.

Пример: здание Адмиралтейства (Петербург), архитектор АндреянЗахаров, перестроил здание. Протяженность главного фасада более 400 м, в центре здания находятся башня. Первый ярус башни – это монолитный куб, второй ярус – изыскан, благодаря колоннаде, над которой возвышается купол и золотая адмиралтейская игла. Над окнами морские божества: тритоны, наяды, Посейдон и Амфитрита. С двух сторон арки стоят морские нимфы, которые несут на плечах небесные сферы, вверху крылатые женские божества – Славы, которые венчают победителей. Всё это возвышает могущество российского флота. Первый ярус башни украшает рельеф, называющийся заведения флота в Россию. Колоннаду венчают 28 скульптур – олицетворяют 4 времена года, 4 стихий, а также древнегреческая муза Урания (покровительница астрономии) и египетская богиня Исида (покровительница мореплавателей). Каждый образ повторен дважды, но зритель этого не замечает.

Здание Биржи, архитектор Тома де Томон. Здание расположено на стрелке Васильевского острова, стоит в глубине площади на высоком цоколе, окружен 44 колоннами. В торцевых стенах прорезаны полукруглые окна подчеркивающие монументальность застройки. Полукруглая площадь обрамлена гранитным парапетом с львиными масками и каменными шарами. Композицию завершают 2 красные колонны украшенные рострами (ростральные колонны). Ранее колонны служили маяками. У подножия колонн сидят боги рек – Волги, Днепра, Невы и Волхова. Ансамбль подчинен идее утверждения России на реках и морях в торговле и ратных делах. Это первое здание в стиле Ампир в России.

Казанский собор, архитектор Андрей Воронихин. Император хотел видеть храм, напоминающий римский собор святого Петра, был объявлен конкурс, в котором победил Воронихин. Собор вытянут параллельно Невскому проспекту, и образует в плане латинский крест. Архитектор поставил здание далеко от проспекта, создав перед ним площадь и окружив её колоннадами наподобие римским. В конструкциях перекрытия впервые в России применено железо и чугун. Собор был закончен в 1811 году. После победы над наполеоновской армией в нем разместили 105 знамен французских войск, ключи от взятых городов и другие трофеи. Композицию площади ( уже после смерти Воронихина) дополнили памятники полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли.

Горный институт.

Архитектор Карл Росси, здание министерств и арка Главного штаба на Дворцовой площади.

Строение симметрично, фасады расположены по дуге напротив Зимнего дворца. В высшей точки этой дуги Росси поставил арку Главного штаба, которая соединила корпуса министерств (финансового и иностранных дел) в единую композицию. Рельефы отлиты из чугуна, скульптурное убранство посвящено Отечественной войне 1812 года. Над карнизом размещена колесница богини Победы.

Ансамбль был завершен в 1834 году, когда в центре площади возвели по проекту Огюста де Монферана Александрийскую колонну (столп), в честь победы в войне 1812 года. Это самая высокая триумфальная колонна в мире – 47.5 м.

Александринский театр или Малериинский, архитектор Росси.

 

Архитектор Василий Стасов, самая знаменитая постройка – Павловские казармы. Здание занимает целый квартал. Протяженность фасада более 150 м, фасад строгий, симметричный, в центре 12 колонный портик, над ним ступенчатый аттик с рельефами, справа и слева небольшие 6 колонные портики с фронтоном. Стасов показал, что яркое архитектурное решение, не зависит от назначения здания.

Вершина творчества СтасоваМосковские триумфальные ворота в Петербурге, выполненного из литого чугуна. Служили главным выездом в город и в честь победы в русско-турецкой войне.

 

Архитектура Москвы 19 века

Архитектор Осип Бове с 1814 – 1816 занимался реконструкцией Красной площади. Бове засыпал рвы вокруг Кремля, уничтожил другие земляные укрепления. Там был разбит бульвар и появился проезд к набережной Москвы реки. Открылся вид на Покровский собор, в 1818 году лицом к Кремлю был установлен памятник Минину и Пожарскому, который затем перенесли к Покровскому собору.

Бове построил Петровский театр, в последствие названным Большим. Здание выстроено в стиле ампир, объем здания – кубический, 8 колонный портик, над фронтоном установлена квадрига Аполлона. После пожара здание видоизменили.

Еще одна работа Бове – Триумфальные ворота у Тверской заставы, в честь победы 1812 года, перенесены на Кутузовский проспект. Это белокаменная арка с чугунными деталями.

 

 

Собор Христа Спасителя в Москве, архитектор Ко нстантин Тон. Главный храм Руси. После победы над наполеоновскими войсками возникла идея увековечить это историческое событие. Был объявлен конкурс, где победу одержал архитектор Витберг. Был заложен храм в стиле позднего неоклассицизма. Но после смерти императора Александра строительство прекратили, было начато новое строительство храма, на излучине Москвы реки, под руководством Константина Андреевича Тона. Он решил использовать мотивы средневекового русского зодчества. За образец архитектор взял Успенский собор московского Кремля. Здание воплотило в себе представления эпохи Николая Ι о национальной самобытности России. В 30-е годы 20 века храм был взорван, и на этом месте было начато строительство Дворца Советов. Проект представлял собой башнеобразное здание высотой 412 м, наверху которой должна была стоять статуя Ленина, высотой 100 м. это должно было стать, в то время, самым высоким зданием в мире – 3 пирамиды Хеопса. На уже выполненном фундаменте построили открытый бассейн Москва. Однако в начале 90-х годов 20 века после крушения СССР бассейн был снесен и на этом месте заново отстроен храм по чертежам.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь