Московское или нарышкинское барокко.

Когда в Европе расцветало Возрождение, на Руси еще было Средневековье. 17век стал мостиком между старым и новым, между византийским и европейским. В сооружениях одновременно черты художественного языка средневековой русской архитектуры и в большей степени европейского барокко.

Церковь Покрова в Филях.

Нарышкины построили церковь нового для Руси типа, пришедшего с Украины. Основание ее представляет собой куб (четверик). Со всех сторон к кубу примыкают полукруглые выступы, так что план выглядит как цветок с четырьмя лепестками. На куб поставлен восьмерик, на него еще один поуже, с проемами для колоколов, а сверху третий восьмерик – основание для главы. Здание поднимается торжественно и плавно.

 

История Санкт – Петербурга

Территория, на которой расположился – Санкт – Петербург, издавна была дальней окраиной новгородской Руси. С 13 века эти места стали называть Ижорской землей – по одному из притоков Невы реки Ижоры. Это были болотистые, неплодородные, малонаселенные места. Закрыть Неву от судоходства можно было, отрезав выход в море. Борьба за эту территорию продолжалась в течение нескольких веков. В 1721 году Швеция официально признала эту землю частью России.

Там, где течение Невы разделяется на 2 рукава, на небольшом Заячьем острове, 16 мая 1703 годы была заложена новая крепость зодчего Доменико Трезини.. Сама крепость называлась Санкт – Петербургской, а со временем у нее появилось новое имя – Петропавловская, по названию собора. Крепость в плане имела форму 6 – угольника с вынесенными вперед 6 бастионами. Сначала крепость была деревянной, позже ее перестроили в камне, а стены облицевали серым гранитом.

В центре крепости заложили собор Петра и Павла. Собор выглядит необычно для православного храма. Над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колокольни. Нет и привычной полукруглой апсиды. Скромное убранство собора противоречило традициям московской архитектуры 17века. Петропавловский собор не случайно стал символом Петербурга – в нем заложены основы своеобразного архитектурного стиля новой столицы. Высокая колокольня удачно сочетается с плоским ландшафтом , и эта деталь была повторена в здании Адмиралтейства.

Само Адмиралтейство (здание, вмещавшее в себя верфи, мастерские и склады – все необходимое для строительства кораблей) было основано в 1704году. В плане оно представляет собой гигантскую букву П, раскрытую к северу в направлении Невы. В 1705 году на острове построили крепость, которая окружала верфь и само адмиралтейство. В конце 30-х годов по проекту Коробова здание Адмиралтейства было перестроено. Именно тогда на нем появился знаменитый шпиль – «адмиралтейская игла» - сфлюгером в форме корабля.

Такое грандиозное строительство потребовало много рабочих рук. Со всех концов России сюда сгоняли ежегодно до 40 тысяч «рабочих людей», а также мастеровых, ремесленников, купцов. Селились они слободами – по сословиям, профессиям или национальностям. Впервые появилась Петроградская часть, на Березовом острове, татарская и русская слобода.



Стремясь превратить город в столицу, Петр 1 регламентировал городскую застройку, за счет казны. Был построен «эталонный дом». Деревянное строительство было запрещено и даже было организованно центральные поставки кирпича. В 1716 году Леблон и Трезини разработали образцовые «проекты жилых домов»: кирпичных – для именитых горожан; мазанковых – для подлых(бедных).

На Васильевском острове возникла сеть каналов, которые и определили планировку проспекта. Определились 2 главные вертикали – золоченные шпили (Петропавловский собор и главное адмиралтейство). Адмиралтейство и монастырь Троицы соединило главную магистраль города – Невский проспект. Полное завершение получил Нептунов трезубец, образуемый 3 главными магистралями, расходящимися от Адмиралтейства – Невский, Вознесенский, Средний (Гороховая улица) проспекты.

Каменные набережные достигли общей длины 150 км. В 1725 году проживало в Санкт – Петербурге 40 тысяч жителей, а через 25 лет – 95 тысяч. Если в 1714 году в городе еще бродили дикие звери, то в 1721 году город освещали тысячи фонарей. К 1900 году население Санкт – Петербурга достигло 1.5 млн. человек.

Франческо Бартоломео Расстрелли спроектировал Зимний дворец (Эрмитаж). Он представляет собой целый комплекс, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное здание символизировало могущество империи. Значимость фасада выявляется с помощью колонн, объединяющих 2 и 3 этаж и декоративных ваз и статуй, которые продолжают вертикали колонн на фоне неба. Стиль классицизм и барокко.

Благодаря Растрелли был построен большой дворец в Петергофе, Екатеринский дворец в Царском селе, собор Воскресенья в Смольном монастыре. В соборе соединил традиции древнерусской архитектуры и европейского барокко. Перед фасадом Зимнего собора размещается Дворцовая площадь.

Архитектура Петербурга 2 половины 17 века

В это время в Европе утвердился стиль неоклассицизм. А России этот стиль назвали просто – классицизм.

Один из образцов этого стиля - здание Академии Художеств.

План здания симметричен, составлен из простейших геометрических фигур: корпуса образуют – квадрат, а внутренний двор – круг. архитекторы А. Кокоринов, Жан Батист Мишель Деламот.

Иван Егорович Старов

работал в стиле классицизма, самое знаменитое произведение - Таврический дворец князя Потемкина .Создан классический тип дворца – усадьбы. Между основным корпусом и боковыми флигелями (пристройка) вынесенными вперед образуются курдонер – почетный двор. Эта схема полюбилась русским помещикам и даже в глухой провинции 18 – 19 века встречаются подобные расположения построек. А также гладкие оштукатуренные желтые стены с белыми колоннами повторяют наружное убранство Таврического дворца.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь