Московский кремль 15 – 17 века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Московский кремль 15 – 17 века



На высоком холме у слияния рек Неглинной с Москвой -рекой издавна находился центр города. Однако внешний вид крепостной стены не соответствовал могуществу государства. К концу 15 века стены из белого камня (известняк) обветшали, к тому же появление артиллерии требовало принципиально новой системы – фортификации. Новые укрепления начали строить приглашенные итальянцы (Марк Фрязин …). Новая кремлевская стена имеет длину более 2 км, 18 башен, в плане образует неправильный треугольник. На углах стен поставлены 3 круглые башни в них были устроены тайники – колодцы, в места, где подходили важные дороги возвели 6четырехугольных проездных башен с воротами, спереди к ним пристроили башни – стрельницы с поднимающимися решетками, из ворот стрельниц на цепях опускались мосты через ров. Остальные башни были глухими, то есть не проездными. Башни сверху завершались деревянными шатрами с дозорными вышками, в некоторых башнях помещались колокола или набаты, по периметру стена украшена зубцами, высота которых достигала 2.5 м, высота стен около 19 м, а толщина 6.5 м, были подземные ходы. Башня была сложена из красного кирпича, а основание стен оставалось белокаменным. По красоте и неприступности Кремль вошел в число лучших крепостей своей эпохи.

17 век на смену монументальной манере приходит живописный декоративный стиль, формы зданий усложняются, стены покрывают многоцветные орнаменты, резьба, кирпичные узорочья. После освобождения Москвы от польских захватчиков в 1612 году кремль восстанавливается. Над Фроловской башней (сейчас Спасская башня - главным въездом в Кремль) поднялся каменный шатер покрытый черепицей. Спасская башня имеет нижний четверик (в плане квадрат), который завершает пояс из арок с белокаменным узором, в арках – статуи (болваны) над аркатурным поясом – башенки, пирамидки, изваяния диковинных животных. По углам четверика золоченые флюгера, на нижнем четверике стоит другой двухъярусный меньших размеров на нем часы – куранты (англ. Часовых дел мастер Христофор Галовей). Второй четверик переходит в восьмерик, который завершается каменной беседкой с килевидными арками (рисунок смородины). В беседки расположены колокола – куранты. В архитектуре этой башни сочетаются черты западноевропейской готики и русского средневековья. Переименовали башню в 1658 году, благодаря надписи над воротами, образа Христа.

Храмы Московского Кремля

Успенский собор 1472 год. Главный храм кремля, потому что в нем венчали царей на престол. Собор должен был превосходить по размерам все существующие церкви Руси. Спустя 2 года после начала работ рухнула северная стена. Строительство продолжил Альберти Фиораванти, мастер из Болоньи, (область Италии), прозванный на Руси Аристотелем. Мастер соединил блоки белого камня (известняк) железными скрепами. Через 4 года строительство было закончено.

Характеристика собора: гладкие стены расчленены широкими лопатками (плоские выступы), пояс на фасаде составляли колонны и арочки, узкие щелевидные окна, входы оформляют живописные порталы, 5 алтарных апсид, стены венчают закомары (чтобы почеркнуть национальный характер), пятиглавие. Собор построен по подобию владимирского Успенского собора.

Благовещенский собор (Златоверхий). Еще называют домовой церковью князя. Здесь применены художественные приемы различных архитектурных школ – Владимирской, Псковско-, Новгородской.

Характеристика храма: высокий подклёт (нижний этаж), собор имеет форму куба, 3 апсиды, закомары килевидной формы, 9 глав, кровля повторяет очертания вызолоченных закомар.

Архангельский собор. Семейная усыпальница рода Великих князей. Мастер – Алевиз Новый (итальянец). Выполнил храм в традициях русской архитектуры на итальянский лад.

Характеристика собора: шестистолпный храм увенчанный 5 главами, фасад разделен карнизом на 2 горизонтальные части, а русские лопатки заменены на пилястры завершающиеся капителями, закомары отделяются еще одним карнизом, а внутри них помещены раковины.

Грановитая палата – тронный зал. Слово палата произошло от итальянского палаццо, а название от отделки фасада ограненным камнем.

В плане представляет квадрат с одной колонной в центре, на которую опираются 4 свода. В древности имел четырехскатную крышу.

Ивановская колокольня. Колокольня получила название по находившейся в её основании церкви святого Иоанна. Колокольня представляет собой столп из двух поставленных один на другой восьмигранников и венчающей их главы. Каждый ярус завершается арочными проемами, через которые видны колокола. Колокольня объединяет весь архитектурный ансамбль Кремля.

На рубеже 16 – 17 веков был надстроен еще один ярус, и общая высота колокольни составляла 81 м. Позднее к колокольне была пристроена четырехугольная звонница, с мощной главой для тяжелых колоколов и филаретовская пристройка с шатром и пирамидками.

Шатровое зодчество 16 век

Царствование Василия 3. Памятником, связанным с рождением наследника Иоанна 4 (Иван Грозный) стал храм Вознесения в Коломенском. Символика храма говорит о двух событиях: 1 – небесное, вознесения сына Божьего к Отцу; 2 – земное, рождение наследника московского престола. Мощное основание храма вырастает из хитросплетения галерей. Многогранное стрельчатое основание завершается тройными заостренными кокошниками. А над ними возвышается шатер. Грани шатра перевиты гирляндами, похожими на нитки жемчуга. Верх его покрыт небольшой главкой с золоченым крестом.

Собор Василия Блаженного.(Покровский). 1555 – 1561 гг. По имени известного московского юродивого, погребенного в 1552 году у стен Троицкой церкви, которая первоначально стояла на этом месте. Идея постройки храма родилась в память взятия Казани в 1552 году. По одной из версий храм построили мастера Барма и Постник. Отличие этого храма – многопридельность. (Придел – это пристройка к церкви, где может происходить богослужение). Композиция храма: вокруг центрального, самого высокого, столпа, по сторонам света, расположены 4 больших храма, а по диагонали 4 маленьких. Башнеобразные объемы начинаются от самой земли и воспринимаются как самостоятельные объемы, вместе с тем они образуют сложную пирамидальную композицию, которая отличается художественным единством и динамичностью. Большинство исследователей видят в этом храме воплощение символичного образа Иерусалима. Интерьеры подобны темным лабиринтам, а основное внимание зрителя приковано к его внешнему монументальному облику. Кроме сложности силуэта, объемы украшены машикулями (навесными байницами, атрибутами крепостной архитектуры). Фасады украшены филёнками (рамка, углубление), люкарнами (оконные проемы) и многоярусными кокошниками. Первоначальная цветовая гамма была более сдержана. В 17 столетии собор украсили: отдельные архитектурные детали были раскрашены, появился сложный рисунок и многоцветность, стены собора (внутри и снаружи) были расписаны орнаментами. Архитектура собора приобрела образ дивного сада, фантазии о рае.

Данная конструкция храмов с высоким силуэтом, но небольшим внутренним пространством очень подходила для строительства храмов-памятников. В 17веке архитектура становится все более нарядной. Из основного перекрытия шатер превращается в декоративную деталь.

Купеческая архитектура

17 столетие началось страшным голодом, холерой, затем грабежи и разбои, началась смута: вторжение поляков и шведов, смерть Бориса Годунова, убийство Лжедмитрия и появление новых самозванцев. Поэтому до 20-х годов 17 века никаких строительств не было. Строители утратили свое искусство.

В 30-е годы 17 века зодчие выходят на новый путь. Образцом новой архитектуры стала московская церковь Троицы в Никитках, поставлена во дворе купца Никитникова.

Церковь небольшого размера, нарядная: на красном фоне кирпичных стен выделяются белокаменные детали (наличники, колонки, ряды кокошников и прочее). По сравнению с древними храмами церковь поражает живостью, пестротой, создаются ощущения, что она растет и развивается будто дерево. Церковь не симметрична, что создает ощущения динамики. Туда ходили молиться не тому Богу, которого боялись, а тому, который помогал человеку в его земных делах. Архитектура радостная, не возвышает человека, но и не устрашает.

Патриарх Никон усмотрел в узорочье неуместное отступление от изначальных образцов. Никон запретил строить шатровые храмы. Все постройки этого времени отличались суровостью и строгостью, доходящей до аскетизма. Однако царь был недоволен претензиями патриарха на высшую власть государства. Разрыв между ними повлек ссылку и низложение патриарха. Узорочья архитектура продолжила свое шествие по стране.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 4472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.008 с.)