Архитектура второй половины XX века


Модернизм. Вторая волна.

После Второй мировой войны разрушенные европейские города нуждались в быстром и экономичном восстановлении. В связи с этим в 1950-60годах широкое распространение получает функционализм. Главной стала задача развития массового жилищного строительства. Но формы застройки городов были различны. В Волгограде – неоклассицизм («сталинский ампир»), в Гавре – модернизм, в Гданьске – реставрация облика разрушенной застройки.

Принципы жилищного строительства базировались на методах свободной застройки крупными жилыми образованиями, включающими здания предприятий повседневного обслуживания, применении полносборных индустриальных методов домостроения. Здания получили наилучшие условия инсоляции и аэрации. Строго соблюдались требования озеленения и благоустройства. Т.е. удалось использовать преимущества архитектуры модернизма – ее рационалистичность, использование новой строительной техники и строгое соблюдение требований гигиены жилища.

Строительная техника переживает революцию. Более широко используется возможности современных материалов: тонкостенного бетона, алюминия, пластмасс, синтетических плёнок и прочее.

Структурализм.

С. Базируется на эстетизации конструктивной формы и занимает промежуточное положение между конструкствизмом 20-х и хай-теком 80-90-х годов. Гармонизация внешнего облика сооружения связана с пластическим выявлением его функциональной структуры.

В СССР идея структурирования архитектурной композиции путем объемно-пространственного вычленения групп рабочих и коммуникационных помещений родилась и была реализована в 20-хгодах. Пример – здание Госпрома в Харькове, Центр коммуникацийпо проекту Танге ( Япония), крупные общественные здания с большепролетными пространственными покрытиями зальных помещений ( Нерви и Саржер).Инженер Пьер Луиджи Нерви. Характерные черты его произведений: конструктивная ясность, разумность. Он выражался: «Стиль должен следовать законам физики, которые нельзя изменить». Пример: малый дворец спорта в Риме, здание построено из армоцемента – материал который изобрел Нерви.

Архитектор Оскар Нимейер из Бразилии. Его произведение – здание национального конгресса в Бразилии.

Кендзо Тангэ (японец). Пример: Центр средств массовой информации в городе Кофу (Япония). Это оригинальный сплав конструктивизма с древними традициями японского зодчества. Состоял в группе метаболистовв переводе с греческого «перемена превращения».

В основе творчества метаболистов лежит понимание конструкции, как живого организма. Данное здание состоит из 16 железобетонных башен, 5 м в диаметре, где размещались: лифты, лестницы и каналы инженерного оборудования. К башне подвешены рабочие помещения. Вертикали башен имеют различную высоту, а горизонтали расположены ассиметрично. Между заполненными ячейками зияют пустоты. Все это создает эффект незавершенности. Здание как бы растет и усложняется. Пример: Район Де Франц в Париже.

 

Середина 50-х годов архитектура запада это пёстрый разнообразный мир. Например: в Англии зародилось направление –Брутализм. Главным содержанием является строительство, где восставляются на показ конструктивная основа сооружения, но господствующим того времени стало –новое Барокко.

Криволинейные формы и конструкции принцип, которого заимствован из мира живой природы. Пример Аэровокзал в Нью-Йорке, где здание напоминал форму морского ската. Архитектор Эро Сааринен.

Историзм.

Развитие историзма шло двумя путями:

1. Углубленное овладение отечественными традициями и их избирательное применение. В России – неорусский стиль работах Щусева, неоклассицизм и неоампир в работах Фомина и Щуко, ренессанс а работах Жолтовского.

2. Энциклопедическое овладение языком архитектурных форм различных эпох и народов для применения их в проектировании в соответствии с замыслом заказчика. Пример – Музей изобразительных искусств им. Пушкина(арх.Клейн)

По окончании Второй мировой войны историзм неоклассицизма оказался в общественном мнении дискредитирован, поскольку воспринимался как стиль архитектуры побежденных стран с тоталитарным режимом – Германии и Италии. Советская архитектура послевоенного времени, напротив, отличается ориентацией на историзм. Как и после Отечественной войны 1812 года архитектурный язык ампира воспринимался как единственно достойное средство отражения триумфа победы. Примеры: площада и улицы Петербурга, Москвы, Волгограда, ансамбль МГУ и остальных высотных зданий, шлюзы Волго-Донского канала и станции московского метро.

Развитие неоампира было приостановлено Постановлением ЦК КПСС в 1955году «Об устранении излиществ в проектировании и строительстве».

Конец 60-х годов 20 века – время переоценки всех ценностей. Подвергается сомнению современная архитектура с её идеалами функционализма и порядка. Искусство 70-х – 90-х годов 20 века получило названиеПостмодернизм.

Основной характеристикой массовой застройки стала угнетающая монотонность. Зарождение постмодернизма именно в архитектуре США не случайно. Там в 50-е годы достигл апогея «Интернациональный стиль». Поэтому протест оказался здесь особенно резким.

Постмодернизму присуще возрождение исторических архитектурных систем и декора всех видов ( кладка, облицовка, рельеф, росписи …), возрождение активного силуэта зданий ( завершение фронтонами, мансардами…) с отказом от плоских крыш. Соответственно восстанавливаются принципы исторического построения композиции – симметрия, пропорциональность, перспектива. Пример: офис фирмы АТТ в Нью-Йорке. В США постмодернизм носит игровой , театрализованный характер, иногда с чертами китча и бутафории.

В Европе здания более строги, т.к. новые сооружения строятся в окружении прошлых веков, которые не допускают грубого искажения исторических архитектурных форм.

Хай –тек.

Хай тек – эстетическое течение в архитектуре, сложившееся в 20-е годы 20века. Представляет собой современную модернизацию техницизма, обновление языка архитектуры под влиянием технического процесса.

Хай-тек – символичное отражение века «высоких технологий» ракетно-космических объектов в архитектуре крупных общественных зданий. Отличает демонстративный супертехницизм, перерастающий в декоративно-театрализованный с элементами преувеличения, иногда иронии.

Ориентирован на эстетическое освоение металлических конструкций в сочетании со стеклом. Кроме того, активно включает в композицию зданий элементы инженерного оборудования.

Предтечами Х.Т. считают «Хрустальный дворец» Пакстона и творчество Мисс ванн дер Роэ.

Однако, знаковым произведением стало здание Центра Искусств им.Ж.Помпиду в Париже (1972-79). На фасад вынесены различно окрашенные трубопроводы. Окончательное визуальное разрушение нанесло диагональное размещение прозрачной трубы с эскалатором. Сооружение вызывает ассоциацию с вывернутым наизнанку живым организмом.

К концу 90годов становится главенствующим второе направление, когда несущие конструкции играют ведущую роль в решении фасадов и интерьеров здания. – Здание Европейского суда по правам человека в Страсбурге.

Отдельную ветвь составляет «Слик-тек» - стиль глянцевого (преимущественно стеклянного) блеска фасадных поверхностей. Особенностью стало применение светоотражающего (зеркального) стекла. Оно дало эффект дематериализации здания. Его фасады отражали меняющийся внешний мир, размывали истинные размеры здания.

Неомодернизм. Деконструктивизм.

В конце 70-хгодов возрождается интерес к модернизму. Решающее значение сыграло проникновение на Запад информации об архитектуре советского авангарда 20-х годов, которое в СССР было жестко приостановлено директивами правительства. Эта ветвь неомодернизма называемая общим термином «конструктивизм», основывается на умышленной трансформации и получила наименование «деконструктивизма» (декон). В качестве источников авторы избирают различные периоды и авторов русского авангарда – Леонидова, Ладовского, Кандинского, Весниных…

Символизм.

В 20-е годы символизм был связан с поэтизацией техники. Поэтизировались формы и образы механизмов, пароходов и летательных аппаратов. Клуб Русакова в Москве арх.Мельникова ассоциируется с гигантским механизмом, а план с фрагмнтом шестерни. В проекте памятника 111 Интернационалу арх.Татлина внутри гигантской (400м) спиральной башни располагались друг над другом четыре объема: кубический – законодательные органы Коминтерна, врвщающийся со скоростью один оборот в год, объем в виде усеченной пирамиды – исполнительные органы (один оборот в месяц), цилиндрический объем - секретариат (один оборот в неделю) и венчающий полусферический объем.

Более сложные композиции зданий-символов, подчиненных идеологическим программам. Примеры: Дворец Советов в Москве, советский павильон на всемирной выставке в Париже и Нью-Йорке. Здесь скульптура не декоративный элемент, а ее неотъемлемая органическя часть. Здание оперного театра в Сиднее. Аэропорт в Нью-Йорке арх.Сааринена. К примерам «умозрительного символизма» относится здание театра Российской Армии в Москве, вписанного в очертания пятиконечной звезды как символа Красной Армии.

Архитектура конца века.

В градостроительстве - смена модели развития городов с экстенсивной на интенсивную, т.е. «внутригородское» строительство с реконструкцией исторической застройки. Соответственно уменьшается объем применения сборных железобетонных конструкций. Пример: за 10 лет Лондонские доки из трущеб превратились в престижный многофункциональный район . Активная управленческая и финансовая деятельность привела к формированию деловых центров с высотными офисами. Пример: деловой район Парижа Дефанс, отстоящий от центра на 15км, но связанный с ним скоростными транспортными связями.

В типологии зданий стало формирование «архитектуры больших пространств». Это крупные крытые атриумы зданий гостиниц и офисов, крупные многофункциональные здания и громадные сооружения типа « город входит в дом» со всеми его магазинами, кинозалами, кафе… Такие сооружения проектируют либо заного ,либо при реконструкции, встраивая в разрывы между существующими зданиями, перекрывая внутренние дворы. Такие сооружения имеют скромный внешний облик, сливающийся с городской средой, и богатую архитектуру внутренних пространств, переменных перетекающих уровней, Насыщенную эффектами озеленения и обводнения . Быстро приобрел популярность аква-парк (многофункциональный).

В архитектуре жилища многоэтажные комплексы уступили место более соответствующей интимности низкой (в 2-4 этажа) застройке, с замкнутыми дворовыми пространствами. Изменился силуэт застройки – плоские крыши сменились скатными, ленточные окна – замкнутыми, а аскетичная белая архитектура – многоцветной.

В эстетическом отношении архитектура плюралистична. Мирно сосуществуют различные направления при преобладании неомодернизма.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь