Основные темы и мотивы лирики В.А.Жуковского. Поэтический язык В.А.Жуковского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные темы и мотивы лирики В.А.Жуковского. Поэтический язык В.А.Жуковского.



Тема перехода, перетекания, изменения состояния.

Тема перехода.

Вечер — переходное состояние от дня к ночи. В поэзии Жуковского вечер в природе — вечер жизни. С этим связан мотив угасания в природе и множество глаголов, обозначающих движение: “померкнули...”, “умирает...”, “угасает...”, “бледнеет...”, “исчезает...”и т.д.

Вечер и закат — излюбленное время Жуковского.

О будь же, грусть, заменой упованья!Способность грустить — ценное чувство, до Жуковского этого не писал никто, собственно, в это время зарождается психологическая лирика. Надежду, упованье заменяет грусть, “отрада нам — о счастье слёзы лить!” Чувства противоречивы, многозначны.

Противоречивость: воспоминание нежеланно, мучительно, приносит страдания, но мысль о том, что я могу их забыть, приносит ещё большие страдания.

Несчастье — об вас воспоминанье,

Но более несчастье — вас забыть!

 

Тема поэзии.

Поэзия — это дар, которым обладают немногие. Жуковский не обращал свой труд к широкой аудитории, как Карамзин или Крылов, он писал:

О песни, чистый плод невинности сердечной!

Блажен, кому дано цевницей оживлять

Часы сей жизни скоротечной!(«Вечер»)

Связь творчества с небом. Поэт творит лишь в те минуты, когда Бог посылает ему вдохновение. Таким образом, вдохновение — это дар Бога, Музы.

Гений чистой красоты.

Эта красивая формула впервые появилась у Жуковского.

Кладу на твой алтарь священный,

О Гений чистой красоты!

(«Я музу юную, бывало…»)

Ах! Не с нами обитает

Гений чистой красоты...

(«Лалла Рук»)

Тема прошедшего, минувшего.

Ничто не проходит бесследно, но прошлое вместе с тем невозвратимо.

Его желанного возврата

Дождаться ль мне когда опять?

(«Я музу юную, бывало…»)

Тема ранней смерти.

Могила юноши, мотив скоротечности жизни. Эти мотивы присущи элегии вообще.

Здесь пепел юноши безвременно сокрыли;

Что слава, счастие, не знал он в мире сём,

Но музы от него лица не отвратили,

И меланхолии печать была на нём.

(«Сельское кладбище»)

Мотив утраты.

О братья! О друзья! Где наш священный круг?

Где песни пламенны и музам и свободе?

Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг?

Где клятвы, данные природе,

Хранить с огнём в душе нетленность братских уз?

(«Вечер»)

Здесь речь идёт об утрате друзей, о разрушении братства. Об этом же говорится в стихотворении «Воспоминание» 1816 года.

Тема перехода в иной мир

Переход в иной мир — всегда благо. В балладе «Лесной царь» иной мир — мир прекрасный, и переход в него — всегда благо.

Тема сна — смерти.

«Сельское кладбище»: “повсюду мёртвый сон...”, “спящих здесь...”, “сном непробудным спят...”, “мёртвых сон под мраморной доскою...”, “спокойно спят под сенью гробовою...”

Тема сна — видения.

Бывалых нет в душе видений...

(«Я музу юную, бывало...»)

Мотив загробной встречи.

Увидимся опять; во гробе нам судьбой назначено свиданье!

(«На смерть А.Т.»)

Тема судьбы, жребия.

С этой темой связана также тема пророчества: “над тихой юноши могилой...” — здесь Жуковский говорит о самом себе, но таким образом он предсказал раннюю смерть А.Тургенева и сумасшествие Радзянки. Эти строки имеют автобиографический аспект:

Тема странника в сём мире.

Прискорбный, сумрачный, с главою наклонённой,

Он часто уходил в дубраву слёзы лить,

Как странник, родины, друзей, всего лишённый,

Которому ничем души не усладить.

(«Сельское кладбище»)

Мотив священной дружбы.

О радостях души, о счастье юных дней,

И дружбе, и любви, и музам посвящённых...

(«Вечер»)

Мотив ушедшей молодости.

Сей миновавшего привет

(Как прилетевшее внезапно дуновенье

От луга родины, где был когда-то цвет,

Святая молодость, где жило упованье),

Сие шепнувшее душе воспоминанье

О милом радостном и скорбном старины...

(«Невыразимое»)

Поэтический язык

Слова в поэзии Жуковского ориентированы на то, чтобы пробуждать эмоциональный опыт читателя. И это напоминает о принципах классической музыки. Музыкальная организованность песен и романсов Жуковского очень велика. Жуковский разрабатывает чисто песенную систему восклицаний, обращений. Недаром стихотворения Жуковского часто перекладывались на музыку: возможность музыкальной интерпретации для них органична, заложена в самой их основе. Такие повторы, как:

Кто мог создание в словах пересоздать?

Невыразимое подвластно ль выраженью?

................................................................

Сие присутствие Создателя в созданье…

(«Невыразимое») —тоже работают на музыкальность.

Стихотворения Жуковского написаны по музыкальному принципу, то есть важен смысл не каждого слова; важнее поток слов, отсюда множество многоточий, строфы редко отделяются друг от друга, чаще между ними стоит запятая. “Поток” стихотворения воплощает поток поэтических чувств, единый музыкальный поток.Характерно в этом отношении то, что Жуковский называет своё стихотворение «Невыразимое» отрывком, хотя не собирался дописывать его. Это стихотворение представляет поток душевной жизни, и каждая попытка выразить своё восприятие мира будет лишь частью, потому что нельзя выразить величие, красоту и “душу” природы полностью.

№2. Драматургия М.Ю.Лермонтова. Автор и лирический герой пьес М.Ю.Лермонтова.

В 1830—1831 гг. Лермонтов создает три драмы, в которых гуманистические традиции русской и мировой драматургии перекрещиваются с его собственными идейно-художественными исканиями. В основе ранних драм лежат конфликты и проблемы современного поэту общества — даже в том случае, когда предметом непосредственного отображения являлось далекое историческое прошлое, как, например, в драме «Испанцы» (1830). В том же 1830 г. Лермонтов пишет драму («Люди и страсти»).Драма во многом автобиографична: в ней получила отражение семейная распря между бабушкой и отцом поэта. Однако биографический материал в драме художественно переосмыслен, она предстает как романтически обобщенное отображение русской жизни. В центре драмы — трагическая судьба молодого дворянина Юрия Волина, погибающего вследствие сложного переплетения неразрешимых социальных и глубоко личных противоречий. Наметившаяся в драме «Люди и страсти» тенденция к изображению романтического героя в реальных житейских обстоятельствах было тем новым, что привносил юный драматург в содержание и поэтику «высокой» драмы.

Лермонтов напряженно трудился над «Маскарадом». Это первое произведение, предназначавшееся поэтом к публикованию. Главный герой драмы — Евгений Арбенин. Он тоже «странный человек» — прежде всего в глазах его светского окружения. От своего предшественника из драмы «Странный человек» он отличается большей действенностью, сложностью и противоречивостью. Отвергая существующее общество, Арбенин накрепко с ним связан как внешними, так и внутренними узами.По сравнению с предыдущими лермонтовскими драмами «Маскарад» больше насыщен сценами и картинами повседневного быта. Однако «Маскарад» — пьеса многоплановая. В ее художественной структуре взаимодействуют различные пласты: социально-бытовой, нравственно-психологический и философский. Переплетение этих пластов происходит на всех уровнях пьесы — образном, сюжетно-композиционном, жанрово-стилевом. Показателен один из ключевых в драме образ маскарада. Это не только отображение типичного для светского быта бала-маскарада, он перерастает в символическое обобщение света, современного поэту общества, где вместо человеческих лиц — личины, «приличьем стянутые маски». Если же в этом мире бездушных масок кто-то осмеливается появиться с открытым лицом, то и оно воспринимается как искусная личина. Такова участь Арбенина, дерзнувшего вступить в борьбу со светом без опущенного забрала. Исповедовавший в юности высокие идеалы, он на своем опыте убедился в неизбежности гибели добра и красоты в этом обществе. Отвергая условные законы общества, герой сознательно вступает на путь порока, становится профессиональным игроком, шулером. Однако он шулер в картах, но не в чувствах и стремлениях. В отличие от окружающего большинства, он не приспосабливается к правилам игры большого света.Разбогатев, герой не чувствует себя счастливым, напротив, он еще острее ощущает свое отчуждение от окружающей среды.В этом состоянии безысходности и омертвелости души Арбенин встретил Нину — существо юное, чистое, не затронутое тлетворным дыханием света. У нее живой, светлый ум, способность глубоко чувствовать и переживать, душевный такт, сознание своего человеческого достоинства.Встреча Арбенина с Ниной оказала на его душу целительное воздействие.Счастье Арбенина и Нины не могло быть продолжительным. Гармония Нины хрупка и недолговечна. Это гармония неискушенности «морем счастия и зла». Неодномерность в изображении светского окружения героя драмы свидетельствовала о переходе Лермонтова к романтизму особого качества — зрелому, максимально развивающему свои возможности и вместе с тем «чреватого» реализмом. Князь Звездич на первый взгляд пустой светский фат и «купидон». Однако постепенно в нем раскрываются черты, более значительные и характерные для эпохи в целом.Как и Арбенин, Звездич — игрок по влечению, а не по меркантильному расчету. Но Арбенин сознательно выходит за пределы правил игры не только в картах, но и в отвергнутом им жизненном укладе; князь в любых случаях остается в его пределах. В «Маскараде» Лермонтов не просто спускает вселенского протестанта на землю, а вводит его в гущу современности, в окружение светской толпы. Погружение «могучего духа» в быт оказалось плодотворным для изображения того и другого. Первый обрел плоть и кровь живого, хотя и исключительного человека, лермонтовского современника; второй, сохраняя конкретные приметы среды и времени, наполнился более глубоким смыслом: в быте отразилось бытие. Романтизм и реализм в «Маскараде» Лермонтова впервые идут рука об руку, органически взаимодополняя друг друга. Цементирующими началами здесь выступают напряженный лиризм драмы (родственный по своей субъективно-личностной природе романтизму и не противопоказанный объективно-реалистическому изображению жизни) и все более углубляющийся психологизм. Введение в реальную бытовую и социальную среду петербургского общества мятежного романтического героя обусловило взаимодействие романтических и реалистических начал и в стиле драмы. «Маскарад» — драма-трагедия не только социально-психологическая, но и философская. Сопряжение в «Маскараде» социально-психологического и нравственно-философского планов дало поэту возможность постановки широкого круга важнейших проблем: человек и среда, человек и общество, свобода и предопределенность, добро и зло, преступление и наказание, «омертвение» и «воскресение» личности в несовершенном и несправедливом мире. Их постановкой Лермонтов предварял и свою дальнейшую творческую эволюцию, и последующее развитие русской литературы.

Последним драматическим произведением поэта, созданным в начале 1836 г., стала пьеса «Два брата» - первичный набросок прозаической драмы в пяти действиях. В основе конфликта пьесы – вражда двух братьев, Юрия и Александра Радиных, оказавшихся соперниками в любви к одной и той же женщине – княгине Лиговской. Два брата антипода в драме Лермонтова – это не только взаимоисключающие жизненные пути, но и две ипостаси современного ему героя времени, две половины его души. Юрий – романтик, живущий в мире возвышенных, но прекрасных идеалов; Александр – скептик, отрицающий всякие идеалы, верящий только в грубую «существенность». Здесь немало еще от романтического психологизма с его антитезами. Но именно тут открывался поэту путь к постижению реальной сложности «странных людей» последекабристской поры с их верностью своим возвышенным, но несколько априорным идеалам и критической мыслью, искавшей объяснения всему на почве действительности.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.253.221 (0.014 с.)