Литературное движение I половины XIX века (литературные общества, кружки, салоны, объединения).


В первый период развития литературы 19 века(1801-1815) происходит формирование двух литературных обществ, что свидетельствует поисках нового в литературе.

Янв. 1801 года – в Москве возникает «Дружеское литературное общество», куда входят Жуковский, братья Тургеневы и другие. Они заложили основу русского романтизма.В Санкт – Петербурге возникает «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», объединяет поэтов, музыкантов, медиков и т.д. Представителями являются Батюшков, Востоков, Гнедич и другие. Обостряется борьба классицизма и сентиментализма с зарождающимся романтизмом (еще господствует сентиментализм). Самым значительным явлением следует признать возникновение русского романтизма как нового литературного направления.

В 1811 году при МГУ основано «общество любителей российской словесности», которое находилось под покровительством Александра I. В него входили Батюшков, Жуковский, Аксаков, Погодин и другие.

В 1811 году возникает «Беседа любителей русского слова», которая просуществует до 1930 года. Возникает «Арзамас», «зеленая лампа» и другие.

Разница между литературными обществами и салонами в том, что:

1.В салонах состав посетителей был не стабильным, текучим, а в обществах – стабильное посещение заседаний более или менее обязательно, участников объединяли определенные идейно-литературные программы.

2.Салоны были более чем литературно нейтральны, что позволяло встречаться в них писателям самых разнообразных стилей, школ, направлений, а в лит. обществах участники идейно спаяны, мировоззрение и структура прочны.

Романтики сплотились в «Арзамас», «Общество беззвестных людей»: Карамзин, Жуковский, Вяземский, Батюшков, заочно – Пушкин (лицеист). Против «Беседы любителей русского слова». Порядок заседания был пародийным. Выбирали нового заседателя, одевали красный колпак, длилось заседание по несколько дней с застольем, у всех были прозвища, заимствованные из произведений Жуковского (постоянного заседателя). Батюшков – Ахилл, Пушкин – сверчок, Давыдов – армянин, Блудов – Кассандра, Жуковский – Светлана, Уваров – старушка.

1816 год – умер Державин, как идейный вдохновитель и общество «Беседы» развалилось, прекратило существовать. Исчезновение беседы спровоцировало исчезновение «Арзамаса», и еще исчезновение «Арзамаса» связано с желанием участников заниматься не высмеиванием, а серьезным делом (большинство декабристы), поставить литературу на службу отечеству. Но не все участники радикально настроены – и происходит раскол по идеологии (1816 – исчезновение общества). Судьбы бывших участников сложились по-разному: Тургенев – эмигрировал, Муравьев – в ссылке. Дашков – министр юстиций (бывший пост Державина), Батюшков – трагическая судьба. Оставшиеся участники отошли в театральную критику или в историю. Память прогрессивной литературы.

2. Статьи В. Г. Белинского о личности и творчестве А. С. Пушкина.Общеизвестно, что многие критики выносили нелицеприятные приговоры Пушкину. "Ни один поэт на Руси не пользовался такою народностию, такою славою при жизни и ни один не был так жестоко оскорбляем", - писал В. Белинский в 1834 году в статье "Литературные мечтания". Данный факт обычно объясняется тем, что критика того времени, романтическая в своей основе, как и романтическое художественное сознание эпохи в целом, не поспевали за поэтическим бегом Пушкина. Пожалуй, наиболее резкие выпады против Пушкина приписываются Белинскому, который объявил о "падении таланта" поэта и конце пушкинского периода русской литературы уже в своей первой статье: "Тридцатым годом внезапно оборвался период Пушкинский, так как кончился и сам Пушкин, а вместе с ним и его влияние". Белинского обычно "оправдывают" тем, что в своих суждениях он был скован сначала принципами романтической эстетики и критики, затем догмами идеалистической философии Фихте-Шеллинга, наконец идеей "разумной действительности" Гегеля, которой в конце 30-х начале 40-х годов увлекался в чрезвычайной степени.

Обычно (и это правильно!) выводы о духовной и творческой эволюции Белинского делаются на основании его статей, но мы располагаем еще одним незаменимым источником для изучения становления и развития его как литературного критика: эпистолярным наследием. Именно обращение к письмам Белинского конца 20 - 30-х годов позволяет углубить и конкретизировать наши представления о различных стадиях в отношении "центральной фигуры" эпохи к "солнцу русской поэзии".

Если в печатных работах он, что естественно, стремился быть последовательным в своих суждениях и оценках, не противоречить резко тому, что им было написано и опубликовано ранее, то в дружеской переписке можно было высказываться более свободно, намного откровенней, поэтому в письмах ярче, резче (и, конечно, быстрее) проявлялись даже небольшие изменения в его сознании. Это в полной мере относится и к оценке Белинским творчества Пушкина. Письма отразили его "путь" к Пушкину, начиная от первых студенческих лет и заканчивая отзывами на посмертные издания великого поэта.

Для Белинского-студента Пушкин прежде всего романтик. В духе времени - неприятие классицизма и восторженное отношение к романтизму.

В 1831 году Белинский пишет и публикует в газете "Листок" маленькую заметку на анонимный разбор трагедии Пушкина, тем самым по существу вступив в литературную полемику (первую в своей жизни), начавшуюся еще в 1827 году сразу после публикации отдельных отрывков из "Бориса Годунова". Особенно широкий размах и ожесточенный характер полемика приобрела именно в 1831 году после выхода отдельного издания трагедии.

В заметке Белинского нет да и не могло быть анализа произведения, но она представляет интерес не только как свидетельство смелости будущего "неистового Виссариона". Да, только еще собираясь вступить на поприще литературного критика, совершенно неизвестный в литературных кругах, юноша-Белинский не побоялся выступить против известных критиков и журналов, отозвавшихся о трагедии Пушкина "с непристойною бранью".

Важно подчеркнуть тот факт, что именно Белинский выступил в защиту поэта против критиков, "недоумевающих" по поводу Пушкина начала 30-х годов. Критик Н. Полевой, издатель и редактор журнала "Московский телеграф", выразит солидарность с Надеждиным, оценив в целом трагедию Пушкина как "великое явление нашей словесности, шаг к настоящей р о м а н т и ч е с к о й драме.Вопреки таким авторитетным мнениям, Белинский же делает вывод (пока, видимо, чисто интуитивно), что к "Борису Годунову" нельзя подходить с какой-то одной меркой, если даже это мерка всеми признанного романтизма.

Белинский просто не знал, как оценить сказки Пушкина, его поэмы 30-х годов, а особенно "Повести Белкина", какие критерии здесь возможны. Он повторит мысль о "закате таланта" поэта в рецензии на издание его стихотворений в 1835 году, найдя в некоторых из них "одно уменье владеть языком и рифмою" вместо пламенного и глубокого чувства. На доказательстве "охлаждения чувства" поэта построена вся рецензия Белинского на "Повести Белкина", названные им не художественными созданиями, а просто сказками и побасенками, от которых не может "закипеть кровь" романтического, пылкого юноши, "не засверкают очи его огнем восторга, они не будут тревожить его сна - нет - после них можно задать лихую высыпку.Но из этого признания следует, что он и в этот период не сомневался в гениальности Пушкина.

Смерть Пушкина потрясла Белинского. Это потрясение отразилось в письмах 1837 года, где он вновь и вновь обращается к его личности и творчеству, задавая в одном из них вопрос: "Худо понимали его при жизни, поймут ли теперь?"Письма отразили очень сложный процесс освобождения Белинского от очень многих ложных идей и догм. Вообще 1837 год в его жизни является периодом, который по емкости пережитого, осмысленного, преодоленного, достигнутого может быть приравнен к большому временному промежутку, а письма являются, как мы уже отмечали, единственным документом для изучения развития критика в это время.

Он часто использует в применении к Пушкину слово "примирение", в котором советские литературоведы склонны были находить доказательство увлечения Белинского идеей "разумной действительности" Гегеля. Действительно, дух критика рвался на свободу из отвлеченного мира.Конечно, такое "примирение" в известной степени подтолкнуло Белинского и к переосмыслению Пушкина. Но в то же время его статьи конца 30-х - начала 40-х, а особенно письма, дают нам возможность говорить о самостоятельности выводов Белинского, прошедшего к этому времени "через мучительный опыт внутренней жизни".Такое "примирение" Белинский, думается, расценивал как внутреннюю сосредоточенность, самодостаточность человека, "самостоянье" по поэтической "терминологии" Пушкина. Критик особо подчеркнет самобытность Пушкина и его русскость, отметив "благородные, истинно русские чувствования".С другой стороны, Белинский напишет, что как поэт Пушкин принадлежит, без всякого сомнения, к мировым гениям. Широко известно, что Белинский в цикле статей о Пушкине недооценил его прозу, особенно "Капитанскую дочку". Очевидно, увлечение идеей насильственных переворотов мешало ему воспринимать пугачевский бунт по-пушкински: как национальную трагедию.Впрочем, справедливости ради надо сказать, что твердой позиции у Белинского в отношении "Капитанской дочки" не было, так что в 1840 году в письме В. Боткину от назовет ее беллетристическим произведением, в котором много поэзии, но художественность истинная пробивается только местами.

Итак, привлечение к анализу эпистолярного наследия Белинского и сопоставление материала писем с содержанием статей позволяют нам восстановить тот путь, который уже к концу 30-х годов привел критика к полному осознанию высшего периода творчества Пушкина, смыслом которого стало обретение "самостоянья", "тайной свободы" и гармонии просветленного Духа. И неким завещанием нам, далеким потомкам, воспринимаются написанные Белинским сразу после смерти Пушкина слова: «Всякий образованный русский должен иметь у себя всего Пушкина: иначе он не образованный и не русский»

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №3









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь