Творческий путь А.В. Кольцова. Ведущие мотивы лирики А.В. Кольцова.


В своей поэзии А. В. Кольцов раскрывает духовный мир крестьянина, показывает его глубокую и подлинную человечность. Поэт открыл отечественной литературе ее настоящего героя — скромного мужика, на плечах которого держалась вся Россия. Душа простого человека способна не только на суетные страсти, но и на возвышенные чувства. Вершиной творческих достижений Кольцова стали созданные им песни. Подлинная народность творчества поэта наиболее ярко проявилась в его песнях о крестьянском земледельческом труде, в которых выражается народная точка зрения на труд как на источник жизни, духовного величия, радости. Герой «Песни пахаря» «весело» ладит борону и соху. В стихотворении «Урожай» скрип возов в пору жатвы уподобляется музыке, а скирды на гумнах — князьям. Отношением к труду определяется физическая и нравственная красота крестьянина («Косарь»): У меня ль плечо — Шире дедова; Грудь высокая — Моей матушки. На лице моем Кровь отцовская В молоке зажгла Зорю красную. Новаторство Кольцова проявляется и в тех песнях, которые повествуют о тяжелой доле крестьянина: «Горькая доля», «Раздумья селянина», «Перепутье», «Доля бедняка» и др. Бедняк не только жалуется на свою судьбу, он умеет бросить ей вызов, смело идет навстречу любым невзгодам. Герой стихотворения «Измена суженой» отправляется в путь: Горе мыкать, жизнью тешиться, С злою долей переведаться... Герой Кольцова, являясь выразителем существеннейших черт русского характера, терпелив, стоек, отважен. Тема воли — одна из исконных тем народной поэзии. Характерно в этом отношении стихотворение «Стенька Разин». Здесь и обращение доброго молодца к вскормившей и вспоившей его «Волге-матушке», и размашистая удаль свободолюбивого героя: Забушуй же, непогодушка, Разгуляйся, Волга-матушка! Ты возьми мою кручинушку, Размечи волной по бережку... Для семейно-бытовых песен Кольцова характерна их общественная направленность. Выражая высокие идеалы народной морали, они содержат требование духовного раскрепощения человека. Жажда любви, независимости, воли особенно ярко проявилась в песне «Бегство». Восхищением любимой проникнуто стихотворение «Последний поцелуй»: Пусть пылает лицо, Как по утру заря... Как весна, хороша Ты, невеста моя! Герои песен Кольцова любят от всего сердца. В самые трудные дни любовь освещает жизнь обездоленных людей, придает им силы в борьбе с суровой действительностью: «Пора любви», «Грусть девушки», «Разлука», «Не скажу никому...». Любовные песни Кольцова отличаются особым лиризмом и глубокой искренностью. Народность поэзии Кольцова находит свое выражение не только в правдивом изображении жизни, но и в разработке соответствующих художественных средств. Используя художественные приемы, сложившиеся в устной традиции, поэт обогащает их собственными изобретениями. Он создает синтетический жанр — полулитературной-полуфольклорной русской песни.



Разумеется, творчеству Алексея Васильевича Кольцова присуща некоторая историческая ограниченность. В своих песнях он говорит еще только о пробуждавшихся в народе порывах к лучшей доле, причем часто говорит в общей и несколько отвлеченной форме. В ряде стихов поэта заметно выступают и черты, свойственные мировоззрению патриархального крестьянства. Но — и это самое главное — при всех своих сомнениях и исканиях Алексей Васильевич выражает хотя и скрытый, но довольно смелый протест против современной ему действительности. Жестокие годы царизма изображаются им как годы «безвременья», «осени черной», «ночи безмолвной» («Лес», 1837) или как годы суровой «зимней поры», когда передовых людей только «холод знобил», когда лучшие стремления были отравлены «ядом слез», «бесплодной тоской», мучениями, нравственной пыткой («Расчет с жизнью», 1840).

Большой поэтической силы достигают и те песни Кольцова, в которых изображена бесправная жизнь женщины-крестьянки в патриархальной семье «Без ума, без разума...», 1839; «Ах, зачем меня...», 1838, и другие.

В своей интимной лирике поэт говорит об огромной силе любви, о глубоких душевных переживаниях простых людей. Удивительно красивое и нежное чувство воспето Кольцовым. Его герои любят от всего сердца. Любовь укрепляет их стойкость в борьбе с суровой нуждой и бедностью. С любимым человеком и «При бездолье — Горе — не горе» («Дуют ветры...», 1840). Задушевный лиризм, волнующая искренность и проникновенная страстность изображения человеческих чувств с наибольшей полнотой воплощены в песнях Кольцова: «Не шуми ты, рожь...» (1834),«Последний поцелуй» (1838), «Разлука», «Не скажу никому...», «Грусть девушки» (1840) и другие.Алексей Васильевич поистине возвеличил в своих стихах русскую крестьянку. Воспевая ее духовную и физическую красоту, он вместе с тем утверждал ее право на счастье, земную радость, любовь.

Реализм и народность стихов и песен поэта нашли выражение и в разработке им художественных средств. Мастерство поэта особенно обнаруживается в его пейзажной живописи. В стихах Кольцова природа живет вместе с людьми и неотделима от их труда, повседневных забот, радостей, печалей, дум. Одной из особенностей Кольцова - поэта является также его умение по-своему строить реалистический образ, драматизировать лирическую тему, передавать оттенки и нюансы душевных движений. Стихи Алексей Васильевич Кольцова отличаются точностью, конкретностью, почти зрительной ощутимостью художественного изображения при замечательной краткости, лаконичности поэтических средств. Обращение Кольцова к народной речи позволило ему обогатить наш поэтический язык. Он внес в свои песни обычные, а для «эстетов» того времени даже «низкие» слова: «старые лаптишки», «онучи», «кафтанишка рваный», достигая тем самым правдивого изображения трудовой жизни крестьян.

Типичны для песен Кольцова А.В. пословицы и поговорки. Ряд его стихов получил форму афоризмов: «С радости веселья хмелем кудри вьются», «Век прожить — не поле пройти за сохою» и прочие.

Замечательное новаторство наблюдается также в инструментовке, мелодике, метрике и ритмике его стихов. Широко применяемые поэтом пятисложник и трехстопный ямб с дактилическими окончаниями, внутренние рифмы, повторы и аллитерации придали его стихам смысловую выразительность и музыкальность. Сближение стихотворений Кольцова с ритмическим складом народной песни во многом расширило возможности русского стихосложения.

Особое место в поэзии Кольцова Алексея Васильевича занимают его думы, примечательные тем, что в них выражается раздумье поэта о смысле жизни. В думах поэт наряду с мотивами религиозности заметно проявляются сомнения в бессмертии души, утверждается вера в торжествующую силу человека-творца, в мощь человеческого разума «Молитва», 1836, «Вопрос», 1837; «Поэт», 1840; «Человек», 1836.

Кольцов стал выразителем чувств и настроений закрепощенного народа и прогрессивной русской интеллигенции 30— 40-х гг. XIX в. Ориентация поэта на крестьянскую тематику, оригинальность и своеобразие его поэтического мастерства, его новаторство в области искусства живого образного слова обозначили пути дальнейшего развития русской демократической поэзии. Не случайно, поэтому многие деятели передовой русской литературы отводили Кольцову большое и бесспорное место в духовной жизни нашего народа. Высоко ценили А.В. Кольцова Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, Чехов, Плеханов.

Его неустанно пропагандировали Белинский, Чернышевский, Добролюбов, положившие начало и научному изучению художественного наследия поэта. Кольцов и его творчество привлекали внимание Герцена и Огарева. Реалистические тенденции поэзии Кольцова А.В. были восприняты и развиты Некрасовым, Никитиным, Суриковым и многими другими поэтами - демократами последующего, разночинского периода в русском освободительном движении. Лирические мотивы Алексея Васильевича нашли отзвук и в русской советской поэзии. Преемственную связь с Кольцовым глубоко ощущал Есенин. Традиции Кольцова прослеживаются в стихах Исаковского, Суркова, Твардовского, Прокофьева, Васильева, Долматовского и других поэтов, творчество которых глубоко и органично связано с народной песней. Произведения Кольцова Алексея Васильевича творчески осваивались и осваиваются поэтами братских народов нашей страны.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №15









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь