Периодизация русской литературы I половины XIX века.


Периодизация русской литературы I половины XIX века.

19 век – великая эпоха в развитии культуры. Основное содержание, которое внесла русская литература в мировое искусство, обозначается термином критический реализм – высшая форма литературы 19 века. Литература не только критиковала, но и создавала нового героя. В первый период 19 века происходит подготовка основы для занятия русской литературы первого места в мировой арене. Русская литература 19 века прошла большой путь в своем развитии. Она имеет свои законы развития, которые не всегда совпадают с общественными законами.

Периодизация: (условная, нельзя ставить четкие рамки)

1 период примерно 1801 – 1815 годы: 1801 год – нет значительных событий, НО есть своеобразное выражение новых тенденций: возникают два литературных общества, что свидетельствует о поисках нового в литературе.

Янв. 1801 года – в Москве возникает «Дружеское литературное общество», куда входят Жуковский, братья Тургеневы и другие. Они заложили основу русского романтизма.

В Санкт – Петербурге возникает «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», объединяет поэтов, музыкантов, медиков и т.д. Представителями являются Батюшков, Востоков, Гнедич и другие. Обостряется борьба классицизма и сентиментализма с зарождающимся романтизмом (еще господствует сентиментализм). Самым значительным явлением следует признать возникновение русского романтизма как нового литературного направления.

2 период прим. 1815-1825 годы: романтизм начинает наполняться радикально революционными идеями. 1825 год – рубежный год, происходит перелом в русской литературе, так как романтические установки отходят на второй план, первые победы у русского реализма, но он пока еще не лидер.

3 период прим. 1825-1842 годы: происходит более точное утверждение реализма в эстетике, принципах и так далее (усилия Пушкина, Лермонтова, Горького, Гоголя). Знаковым явлением можно считать критические работы Белинского, его аналитику.

4 период прим. 1842-1855 годы: появляется «натуральная школа», что делает критический реализм основным направлением.

Таким образом, в 19 веке литература прошла путь: сентиментализм →романтизм→ критический реализм.

Французские писатели оказавшие влияние на русских писателей: Мольер, Вольтер, Руссо, Дидро и т.д.

Английские: Шекспир, Байрон, Скотт.Немецкие: Шиллер, Гете, Гейне, Лессинг.

Русская журналистика I половины XIX века.

Журналистика в 19 веке развивалась бурно. Державин: «Все зажурналистилось». Первые 12 лет 19 века – более 40 толстых журналов, многие существовали недолго. Долговременные: «Вестник Европы» (1808-1820, Глинке), первый толстый русский журнал, сочетание и критической литературы и публицистики. Общая тенденция видна в названии: о культуре стран западной Европы. 1802 – свыше 1200 подписчиков. Монархический реализм – общая тенденция журнала (оплот сентиментализма), после отхода Карамзина – оплот других. Сотрудничали: Державин, Херасков, Дмитриев, Жуковский, 1814 – первые печати произведений Пушкина (5 статей), Пущин, Грибоедов – первая печать. Вторая половина 10-х годов – утрачивает влияние, консервативность нового редактора, который за классицизм и журнал покидают многие писатели. После 1825 года – с трудом держится еще 5 лет, теряет подписчиков.

«Русский вестник» - начинает издаваться при натянутых отношениях с Францией (1805-1807 поражение русских войск), поднимает патриотическое настроение. В 1812 году стремиться возбудить негативное отношение к западу, особым влиянием журнал не пользуется.

Октябрь 1812 в СПб начинает выходить журнал «Сын отечества» - против «Русского вестника», редактор Греча, крупный и прогрессивный. Вначале связан с войной, а после 1815 года – переименуется в литературным журналом. Сотрудничают: Пушкин, Вяземский, Рылеев, Бестужев. Но через 10 лет сдает свои позиции, особенно после поражения декабристов в 1825 году. Греча сближается с Булгариным, который по очереди воевал в рус. и фр. войсках, был изгнан из русской армии за воровство, обладал талантом строить козни, критикует Пушкина и Лермонтова. Существовали крупные журналы: «Благонамеренный», «Телескоп», «Невский зритель», «Русский архив», «Москвитянин», «Русский инвалид», «Современник», «Отечественные записки» и др.

Баллады В.А.Жуковского. Переводы поэта последнего периода творчества.

Баллады Ж. можно разгруппировать:

1) русские (по колориту).

2) средневековые и античные (по сюжетам).

Конфликт - в борьбе в душе человека и за душу человека. И зло всегда будет наказано, а чистая душа вознаграждена. Ни в этом, так в другом мире.

Баллада была притягательна, как смешение ужасного и обаятельного. Позже над этим работал Пушкин в РиЛ. Жуковский приверженец принципа уместности всего всему, но смешивает ранее несмешиваемого, объединяет множество жанров в одном стиле. Школа Гармонического Жанра работала не только в жанре элегии, этим стилем были объяты и другие произведения. Так создавался литературный язык.

Формирование языка и введение жанра баллады в русскую литературу. "Светлана", "Людмила" и "Ленора" - перевод одной немецкой баллады "Ленора" Грюнберга. Хотя на самом деле это абсолютно оригинальный текст. "Людмила": Людмила ставит любимого выше рая, выше Бога. Это абсолютное новаторство в русской литературе. Ужасы замогильного мира - тоже впервые. В русской культуре фантастика - удел сказки. Фантастика была невозможна в высокой поэзии. Жуковский изменил эстетическую норму.

"Светлана". Светлана гадает. Это тоже способ пойти против бога. Она гадает в бане - самом страшном месте в доме, т. к. там нет образов, и ничто не препятствует проникновению в наш мир нечистой силы. К ней тоже является милый, и снова безумная скачка в метели с мертвецом неизвестно куда. Это первая метель в русской литературе, от которой потом пойдут все русские метели. Потусторонняя сила проведения, возводящая судьбу в абсолют. В "Светлане" первый раз показан сон героя. В итоге Светланы – конец хороший. Безоговорочная вера в то, что если ты покаешься, станешь "человеком чувствительным", ты будешь вознаграждён. В конце баллады, эпического жанра, есть лирическое окончание: сюжет закончился, и началась лирика: в ней содержится мольба, именно мольба, чтобы мир был не таким страшным для Светланы, какой он есть на самом деле.

Жуковский открывает ворота фантастике в русской литературе. Это возможность для читателя выпасть за рамки собственной реальности. Она потрясает его эмоциональную основу: время 18в, господства рационализма, кончилось. Прорыв за рамки рационального сознания - и был романтический прорыв к воплощению мечты. Читатель чувствовал себя романтиком, которому удалось.

«Эолова арфа». Арфа, звучащая под ветром. Ж воплощает кельтский миф о том, что души умерших становятся ветром. Он умер и арфа заиграла. Она ходила на место и встречи, а потом умерла сама. Кончается всё идеалистической сценой полета двух теней под звуки эоловой арфы. Они погибли в этом ужасном мире, а звуки арфы говорят оставшимся здесь, что любовь вечна. Герои Ж никогда не делают революций, это идеал "кроткой праведности" - отсутствие борьбы против зла и невозможности ему уступить.

"Лесной царь" - исключение из баллад Ж. Однако ближе всего к переводу. Он вводит туда сентименталистский конфликт и победу добра не в этом, так в ином мире.

Принцип современной дифференциации басен И.А.Крылова, ее соотношение с классификацией В.Г.Белинского.

В басне Крылов учел свой опыт сатирика и драматурга, театрального критика, раздвинул привычные границы басенного жанра.

Крылов обращался со своими баснями к широкому кругу читателей. Демократическое начало определяло весь характер творчества писателя, весь внутренний мир его басен. В них впервые в русской литературе ожили и заговорили все сословия тогдашней России. В пестрой и разнообразной галерее лиц, в изображении нравов Крылов выступал как писатель-сатирик, резкий обличитель крепостнического общества. (найти!!!!)

Периодизация русской литературы I половины XIX века.

19 век – великая эпоха в развитии культуры. Основное содержание, которое внесла русская литература в мировое искусство, обозначается термином критический реализм – высшая форма литературы 19 века. Литература не только критиковала, но и создавала нового героя. В первый период 19 века происходит подготовка основы для занятия русской литературы первого места в мировой арене. Русская литература 19 века прошла большой путь в своем развитии. Она имеет свои законы развития, которые не всегда совпадают с общественными законами.

Периодизация: (условная, нельзя ставить четкие рамки)

1 период примерно 1801 – 1815 годы: 1801 год – нет значительных событий, НО есть своеобразное выражение новых тенденций: возникают два литературных общества, что свидетельствует о поисках нового в литературе.

Янв. 1801 года – в Москве возникает «Дружеское литературное общество», куда входят Жуковский, братья Тургеневы и другие. Они заложили основу русского романтизма.

В Санкт – Петербурге возникает «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», объединяет поэтов, музыкантов, медиков и т.д. Представителями являются Батюшков, Востоков, Гнедич и другие. Обостряется борьба классицизма и сентиментализма с зарождающимся романтизмом (еще господствует сентиментализм). Самым значительным явлением следует признать возникновение русского романтизма как нового литературного направления.

2 период прим. 1815-1825 годы: романтизм начинает наполняться радикально революционными идеями. 1825 год – рубежный год, происходит перелом в русской литературе, так как романтические установки отходят на второй план, первые победы у русского реализма, но он пока еще не лидер.

3 период прим. 1825-1842 годы: происходит более точное утверждение реализма в эстетике, принципах и так далее (усилия Пушкина, Лермонтова, Горького, Гоголя). Знаковым явлением можно считать критические работы Белинского, его аналитику.

4 период прим. 1842-1855 годы: появляется «натуральная школа», что делает критический реализм основным направлением.

Таким образом, в 19 веке литература прошла путь: сентиментализм →романтизм→ критический реализм.

Французские писатели оказавшие влияние на русских писателей: Мольер, Вольтер, Руссо, Дидро и т.д.

Английские: Шекспир, Байрон, Скотт.Немецкие: Шиллер, Гете, Гейне, Лессинг.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь