Создание и ликвидация коммерческих организаций с иностранными инвестициями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание и ликвидация коммерческих организаций с иностранными инвестициями.



Иностранные инвесторы вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица с любым объемом иностранных инвестиций.

Запрет для участия иностранных инвесторов установлен в сферах:

- обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь;

- изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ.

Иностранные инвестиции в имуществе юридических лиц, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики Республики Беларусь не допускаются.

Если юридическое лицо создается с объемом иностранных инвестиций в уставном фонде в эквиваленте не менее чем 20 000 долл. США, преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяет полученную прибыль между участниками, то такое лицо признается коммерческой организацией с иностранными инвестициями.

В зависимости от объема иностранных инвестиций различают коммерческие совместные и коммерческие иностранные организации. Коммерческой совместной организацией является юридическое лицо, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь. Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана путем:

1) учреждения нового юридического лица с соответствующим статусом;

2) приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций (путем приобретения доли участия (акций) у одного из участников юридического лица, увеличения уставного фонда (приобретения акций дополнительного выпуска) юридического лица);

3) приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом или его части.

Юридическое лицо приобретает статус коммерческой организацией с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, регулируется Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (в ред. от 28.05.2012 г.), которым определен круг государственных органов, осуществляющих регистрацию коммерческих организаций с иностранными инвестициями:

1. Национальным банком Республики Беларусь - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

2. Министерством финансов Республики Беларусь - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

3. Министерством юстиции Республики Беларусь - торгово-промышленных палат;

4. администрациями свободных экономических зон - коммерческих организаций с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах;

5. облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Также Декретом № 1 для государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, определен ряд документов:

1. заявление о государственной регистрации;

2. устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или.rtf);

3. легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;

4. копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

5. оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (п. 13 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утв. Декретом № 1).

Истребование иных документов для государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями запрещается.

Объявленный в уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме ОАО) должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года с даты государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме - до истечения двух лет с даты государственной регистрации (ст. 87 ИК). Также примечательно, что Совет Министров Республики Беларусь или уполномоченный им республиканский орган государственного управления вправе увеличить указанный выше срок формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Объявленный в уставе уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации такой организации (ч. 2 ст. 87 ИК).

Здесь также необходимо учитывать особенности законодательства о ценных бумагах.

Так, поскольку акции эмитируются в бездокументарной форме в виде записей на счетах «депо», в правоотношениях в связи с их обращением участвует депозитарий, соответственно, фиксация прав первых владельцев (учредителей ОАО, ЗАО) переданных на централизованное хранение ценных бумаг осуществляется путем их списания со счета «депо» эмитента и зачисления их на счета «депо» владельцев ценных бумаг, открытые в депозитарии эмитента.

Одновременно фиксация прав первых владельцев переданных на централизованное хранение акций, выпущенных коммерческой организацией с иностранными инвестициями в форме закрытого акционерного общества, осуществляется путем списания со счета «депо» эмитента и зачисления на счета «депо» владельцев оплаченных ими акций. При этом дополнительно к документам, предусмотренным главой 7 Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.11.2006 № 143 (в ред. от 14.02.2012), эмитент представляет в депозитарий копии документов, подтверждающих оплату акций (внесение вкладов в уставный фонд) (п. 125 Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 22.11.2006 № 143 в ред. от 14.02.2012).

Таким образом, для того, чтобы произвести отчуждение акций закрытого акционерного общества с иностранными инвестициями их владельцем ему необходимо оплатить акции, в противном случае если уставный фонд будет формироваться в течение установленного ИК сроком в два года и владелец не оплатит акции до его истечения, то произвести отчуждение таких неоплаченных акций закрытого акционерного общества будет невозможно.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме ОАО) представляет в зарегистрировавший ее орган документальное подтверждение факта формирования уставного фонда в установленных размерах не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего периода. Документальным подтверждением факта формирования уставного фонда является аудиторское заключение.

В подтверждение факта формирования уставного фонда регистрирующим органом выдается свидетельство о формировании уставного фонда в течение не более 3 дней со дня получения указанного документального подтверждения (ч. 5 ст. 87 ИК).

Учредители (участники) коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносить вклады в уставный фонд этой организации в денежной и (или) неденежной форме.

В целом, как отмечает Н.Рабец «инвестирование в уставный фонд может быть произведено в иностранной валюте и белорусских рублях, в наличной или безналичной форме»[45].

Неденежный вклад иностранного инвестора должен быть ввезен из иностранного государства либо приобретен в Республике Беларусь за иностранную валюту или официальную денежную единицу Республики Беларусь, если они получены в виде причитающейся инвестору прибыли от деятельности созданной с его участием коммерческой организации с иностранными инвестициями, от иной разрешенной деятельности либо путем обмена иностранной валюты в банках Республики Беларусь. Неденежные вклады оцениваются на дату их принятия на баланс коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Неденежные вклады учредителей (участников) коммерческой организации с иностранными инвестициями подлежат экспертизе достоверности оценки стоимости неденежных вкладов, проводимой в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь. Экспертизу достоверности оценки стоимости государственного имущества, вносимого в виде неденежного вклада в уставный фонд, осуществляет Фонд государственного имущества Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь. По результатам экспертизы составляется акт о достоверности оценки стоимости неденежных вкладов.

Ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется только по решению собственника имущества (учредителей, участников) или органа этой организации, уполномоченного на то ее уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), либо в судебном порядке.

Основаниями ликвидации юридического лица могут быть:

1. решение собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в том числе в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной.

В случае, если юридическое лицо, решение о ликвидации которого принято собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включено в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, такое юридическое лицо не может быть ликвидировано до проведения и завершения плановой проверки.

По данному основанию субъект может быть ликвидирован посредством создания собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), принявшим решение о ликвидации юридического лица, ликвидационной комиссии (ликвидатора) с распределением обязанностей между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и установлением порядка и сроков ликвидации;

2. решение хозяйственного суда в случае:

Ø непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

Ø осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, а также признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной;

Ø экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;

Ø уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

Ø в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. А именно, для коммерческих организаций с иностранными инвестициями неосуществление предпринимательской деятельности в течение двенадцати месяцев подряд и ненаправление налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности (1); внесение налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием (2).

Последнее основание (2) обусловлено тем, что при обнаружении оснований для ликвидации коммерческой организации регистрирующий орган в отношении организации с иностранными инвестициями подает соответствующее заявление в хозяйственный суд, т.к. сами регистрирующие органы не вправе осуществлять ликвидацию коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Например, правовые последствия непредставления свидетельства о формировании уставного фонда четко прослеживаются в том числе по материалам судебной практики: представление инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, вынесенное в случае отсутствия сформированного минимального размера уставного фонда и документального подтверждения факта формирования уставного фонда является основанием для ликвидации юридического лица (ст. 90 ИК)[46].

Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации.

Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законодательными актами Республики Беларусь, коммерческая организация с иностранными инвестициями может заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий).

Коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе иметь дочерние и зависимые общества, дочерние унитарные предприятия, а также создавать филиалы и представительства на территории Республики Беларусь и за ее пределами с соблюдением условий, предусмотренных актами законодательства Республики Беларусь и соответствующим законодательством иностранных государств.

В соответствии с Законом Республики Беларусь 08.11.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 22.12.2011 г.) ежегодно проводится обязательный аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Следует также учитывать, что для отдельных сфер экономики в республике установлены ограничения по размеру инвестируемого в них иностранного капитала. В частности, для финансовой сферы – страховой и банковской – установлены квоты участия иностранного капитала в них:

1) квота иностранных инвесторов в уставных фондах всех страховых организаций Республики Беларусь составляет в размере 30 % (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.09.2006 № 1174 «Об установлении квоты иностранных инвесторов в уставных фондах страховых организаций Республики Беларусь»),

2) размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь должна составлять не более 50 % (постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 01.09.2008 № 129 «О размере (квоте) участия иностранного капитала в банковской системе Республики Беларусь»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.017 с.)