Понятие и способы государственного регулирования инвестиционной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и способы государственного регулирования инвестиционной деятельности.



Общепризнанно, что стабильное функционирование рыночной экономики обеспечивается не только саморегулированием, но и прямым воздействием государства на экономическое отношения, осуществляемым в строго определенных правовых рамках. Особенно отчетливо это проявилось во время мирового кризиса финансовой системы, в период которого для преодоления негативных финансово-экономических явлений Республикой Беларусь предприняты ряд мер различного характера.

В этой связи можно согласиться с Е.Ю. Булатецким, который цель государственного регулирования экономики в целом видит в «развитии цивилизованных рыночных отношений, достижении реальных экономических свобод товаропроизводителей, посредников и потребителей по поводу ассортимента и объемов изготавливаемых, закупаемых и реализуемых товаров и услуг».[42]

В целом государственное регулирование хозяйственной деятельности, включая инвестиционную, можно определить как функцию государства, реализуемую посредством прямого и косвенного воздействия на экономические процессы в целях обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь на основе оптимального сочетания государственных, общественных и частных интересов.

Вместе с тем в литературе В.Н. Годуновым справедливо предлагается рассматривать государственное регулирование хозяйственной деятельности в широком и узком смыслах. В частности, автор указывает, что «при широком понимании государственного регулирования хозяйственной деятельности оно включает как определение государством принципов и форм осуществления хозяйственной деятельности, правового положения субъектов хозяйствования, порядка заключения и исполнения договоров в хозяйственных отношениях, правомочий государственных органов в сфере экономики и т.д., так и определенные действия государственных органов. Узкий подход охватывает лишь конкретные действия государственных органов по государственному регулированию хозяйственной деятельности в рамках правового поля».[43]

Таким образом, государственное регулирование хозяйственной деятельности осуществляется в рамках определенного «правового поля», которое направлено на либерализацию условий осуществления экономической деятельности, дебюрократизацию системы органов государственного управления, устранение административных барьеров.

Для некоторых сфер хозяйственной деятельности законодатель прямо обозначил принципы государственного регулирования, что следует признать правильным шагом, поскольку нормативное закрепление принципов позволяет четко определить рамки государственного «вмешательства» в такую сферу предпринимательской деятельности и показать как это будет производиться.

Для инвестиционной деятельности ее государственное регулирование осуществляется в целях стимулирования деятельности инвесторов, привлечения в республику иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов на территории Республики Беларусь (ст. 7 ИК).

В качестве форм государственного регулирования инвестиционной деятельности законодатель выделяет (ст. 8 ИК):

Ø прямое участие государства в инвестиционной деятельности,

Ø создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.

Реализация такой формы как прямое участие государства в инвестиционной деятельности осуществляется путем:

1. принятия государственных инвестиционных программ и финансирования их за счет средств республиканского бюджета (например, в рамках Положения порядке формирования, утверждения Государственной инвестиционной программы и отчетности о ее выполнении, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 № 299 (в ред. от 09.07.2009), Государственной инвестиционной программы на 2012 год, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 17.02.2012 № 75);

2. предоставления централизованных инвестиционных ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности (например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.09.1998 № 1473 (ред. от 10.02.2009) «О конкурсном размещении централизованных инвестиционных ресурсов» установлено, что ежегодно начиная с 1998 года необходимо предусматривать в государственной инвестиционной программе на условиях конкурсного размещения не менее 10 % общего объема централизованных инвестиционных ресурсов - государственных капитальных вложений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, на оказание государственной поддержки инвестиционным проектам производственных отраслей экономики;

3. предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;

4. проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;

5. предоставления концессий национальным и иностранным инвесторам;

Реализация такой формы как создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности осуществляется путем:

1. оказания инвесторам государственной поддержки;

2. защиты интересов инвесторов;

3. создания на территории Республики Беларусь свободных экономических зон;

4. определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;

5. принятия антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции;

6. определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;

7. содействия развитию рынка ценных бумаг;

8. проведения эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;

9. использования других форм и методов государственного регулирования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Исследуя проблемы правового регулирования корпоративных отношений, белорусский автор Л.А. Козыревская обращает внимание на «неразрывность, взаимообусловленность категорий «форма регулирования» и «метод регулирования», являющихся содержанием регулирующей деятельности», полагая, что «в этой взаимосвязи ведущая роль принадлежит методам, поскольку последние и составляют содержание управляющего воздействия соответствующих социальных структур».[44]

Полагаем, соответственно методам можно рассматривать и способы государственного регулирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.03 с.)