Страхование инвестиционных рисков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страхование инвестиционных рисков.



Риск можно определить как «возможность, вероятность отклонения от цели, результата, ради которого разрабатывался и осуществлялся инвестиционный проект»[32]. При этом существуют различные классификации рисков, например, их можно разделить на:

1) кредитные;

2) возникающие на первой стадии инвестиционного проекта (стадии обусловлены подходом цитируемых исследователей к реализации инвестиционного проекта: на первой стадии осуществляется закупка активов, на второй - возвращение вложенных средств);

3) предпринимательские, связанные со второй стадией инвестиционного проекта;

4) страховые[33].

Инвестиционный риск как составная часть экономического риска «представляет собой измеримую вероятность (угрозу) потерь активов и ресурсов (потери по крайней мере части своих инвестиций), недополучения доходов от них или появления дополнительных инвестиционных расходов и / или обратное - возможность получения значительной выгоды (дохода) в процессе осуществления инвестиционной деятельности субъекта экономики в условиях неопределенности»[34]. Также отмечается и тот факт, что особенности инвестиционных рисков отличаются от иных значительной отдаленностью результатов реализации, что затрудняет количественную оценку риска, и, как следствие, реализация инвестиционного проекта влечет недополучение прибыли или ее потерю вовсе[35].

Инвестиционный риск – это риск инвестиционных вложений, вероятность возникновения непредвиденных потерь в форме снижения или полной потери доходов, капитала и т.п. при осуществлении инвестиционной деятельности[36].

Применительно к инвестиционной деятельности также можно выделить как инвестиционный риск риск недостижения результата инвестиционной деятельности, риск убытков.

В целом инвестиционный риск, с объективной стороны, можно рассматривать как «возможность возникновения негативных последствий в результате осуществления инвестиционной деятельности», с субъективной стороны, инвестиционный риск – это «психическое отношение лица к результатам своих действий по осуществлению инвестиционной деятельности, а также к действиям других лиц, выражающееся в осознанном допущении возможности наступления негативных последствий»[37].

Система гарантий инвесторам должна включать как можно больше механизмов для того, чтобы инвестор выбрал наиболее оптимальный. В этой связи рядом автором предлагается страхование инвестиционных рисков, в особенности, некоммерческих.

Следует отметить, что в Республике Беларусь нормативно урегулировано страхование экспортных рисков с поддержкой государства, страховщиком по которому выступает Белорусское республиканское унитарное предприятие экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант», а страхователями в том числе резиденты Республики Беларусь, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории иностранных государств (п. 4, 5 Положения о страховании экспортных рисков с поддержкой государства, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» в ред. от 06.03.2012).

Добровольное страхование инвестиций резидентов Республики Беларусь в иностранных государствах от политических рисков, добровольное страхование риска невозврата (непогашения) и (или) просрочки возврата (погашения) экспортного кредита, предоставленного резидентам Республики Беларусь для осуществления на территории иностранных государств инвестиций, связанных с созданием коммерческих организаций – составляющие работ и услуг страхования экспортных рисков с поддержкой государства.

При предоставлении экспортных кредитов резидентам для осуществления на территории иностранных государств инвестиций, связанных с созданием коммерческих организаций, нормативно регламентирован порядок компенсации потерь банкам, предоставляющим такие кредиты, который утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 (в ред. от 06.03.2012).

В соответствии с законодательством юридические лица Республики Беларусь, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, граждане Республики Беларусь и постоянно проживающие в Республике Беларусь лица без гражданства страхуют свои имущественные интересы в Республике Беларусь только у коммерческих организаций, созданных для осуществления страховой деятельности и имеющих специальные разрешения (лицензии) на осуществление страховой деятельности в Республике Беларусь, за исключением случая необходимости страхования грузов, поставляемых нерезидентами при проведении государственных закупок (подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» в ред. от 25.04.2012). В этой связи необходимо констатировать, что страхование как механизм защиты инвестиций для инвесторов – резидентов Республики Беларусь, по общему правилу, возможно только при страховании своих имущественных интересов у белорусских страховщиков.

Таким образом, страхование инвестиционных рисков в указанных случаях возможно только для резидентов Республики Беларусь; если речь идет об иностранном инвесторе, не являющемся резидентом республики, то на него действие приведенных норм не распространяется, и он вправе страховать инвестиционные риски в рамках своей национальной правовой системы.

Но здесь определяющее значение будут иметь форма инвестиционной деятельности и имеющиеся международные договоры.

Так, зачастую в международных договорах и соглашениях содержатся специальные нормы типа «страхование имущества и рисков предприятия с инвестициями Сторон осуществляется в соответствии с законодательством государства по месту инвестирования» (ст. 17 Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, заключенного в г.Ашгабате 24.12.1993, ст. 13 Конвенции о защите прав инвестора, заключенной в г.Москве 28.03.1997). В двух указанных международных актах Республика Беларусь участвует, и фактически в силу признания приоритета общепризнанных принципов международного права, для целей страхования имущественных интересов резидентами республики при осуществлении инвестиционной деятельности за ее пределами на территории государств-участников двух указанных актов такой инвестор может руководствоваться нормами национального законодательства страны-реципиента инвестиций, игнорируя норму законодательства страны инвестора.

Следует также учитывать, что Республика Беларусь присоединилась к Конвенции об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (заключена в г.Сеуле 11.10.1985, ред. от 30.07.2010, действует для республики - дата вступления в силу – с 03.12.1992) и является членом агентства. Для целей стимулирования потока инвестиций в производительных целях между странами-членами и особенно в развивающиеся страны Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций:

a) предоставляет гарантии, включая совместное и повторное страхование от некоммерческих рисков в отношении инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране-члене из других стран-членов;

b) проводит соответствующую дополнительную деятельность по оказанию содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны-члены и между ними; а также

c) пользуется такими другими дополнительными полномочиями, которые могут потребоваться для достижения этой цели (ст. 2 названной Конвенции).

Помимо этого в развитие названной Конвенции в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.05.2012 № 369-З[38] ратифицировано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций, заключенное 29 июля 2011 года. Соглашением предусматривается согласие Правительства Республики Беларусь на право Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (далее – Агентство) заключать соглашения с другими международными организациями, дипломатическими представителями, аккредитованными Правительством Республики Беларусь, другими физическими или юридическими лицами, подходящими для перечисления и использования местной валюты, которую может получить Агентство при замещении кредитора в процессе погашения требования[39].

С учетом действия международных договоров, регламентирующих порядок и условия осуществления инвестиционной деятельности, общепринят принцип суброгации, в соответствии с которым в случае «если существует национальная система гарантий (страхования экспорта капитала), инвестор, имеющий страховку, получает право на полную компенсацию от государственной страховой компании в своей стране. Сумма компенсации обычно не превышает 95% стоимости капиталовложений. После выплаты компенсации инвестору государство инвестора вступает в его права и обращает свои требования к государству - реципиенту инвестиций. При этом государство инвестора сохраняет свое право по двустороннему соглашению о защите инвестиций обращаться к средствам разрешения межгосударственных споров»[40], то есть фактически исполнение обязательства государством по выплате страхового возмещения при наступлении страхового случая при осуществлении инвестиционной деятельности инвестором на территории иностранного государства одновременно является основанием возникновения международно-правового требования государства - страховщика к государству - реципиенту инвестиций.

По части определения применимого права к правоотношениям в связи с суброгацией следует отметить общую тенденцию, состоящую в том, что «суброгация имеет тесную связь именно с правом, применимым к договору страхования (нет договора страхования – нет суброгации)»[41].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.008 с.)