Издержки монополистической конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Издержки монополистической конкуренции



Известно, что условие эффективности требует тройного равенства: P = MC = АТС. Равенство P = MC говорит об эффективном использовании ресурсов, P = АТС – о высокой производственной эффективности.

На монополистическом рынке не достигается ни производственная эффективность, ни эффективное использование ресурсов. Долгосрочное равновесие в условиях монополистической конкуренции отличается от равновесия в конкурентных фирмах следующим:

1. Монополистические конкуренты не производят что? в точке минимума ATC. Фирма могла снизить средние издержки, производя больше. Но монополистические конкуренты не производят больше, т.к. для увеличения спроса на свою продукцию они должны будут снизить цены.

2. Имеется разрыв между потребительской ценностью продукта и издержками его производства, т.к. цена превышает величину предельных издержек. Это приводит к неэффективному использованию ресурсов.

3. Каждая фирма готова продавать больше, чем она продает, по существующей цене. Если бы потребители проявили желание покупать по данной цене, то монополистический конкурент извлек бы из этого прибыль.

Неценовая конкуренция

Ситуация, представленная на рисунке 3.47, не всегда выгодна обществу и производителю, который получает только нормальную прибыль. Пути решения этой проблемы производитель видит в дифференциации продукта, совершенствовании продукта и рекламе. Безусловно, это приведет к росту издержек фирмы. Но можно ожидать и повышения спроса на нее. Если спрос увеличится на большую величину, чем нужно для того, чтобы возместить издержки, связанные с продвижением товара, фирма получит от этих мероприятий прибыль.

Дифференциация продукта – способ, с помощью которого производители пытаются выделить свой продукт из общей массы аналогичных и схожих товаров, чтобы обратить на него внимание потребителей. Дифференциация продукта означает, что в любой момент потребителю будет предложен широкий ряд типов, стилей, моделей и степеней качества любого данного продукта. По сравнению с ситуацией чистой конкуренции, это означает значительные преимущества для потребителя.

Но наряду с явными преимуществами для производителя и потребителя, есть определенные недостатки монополистической конкуренции: быстрое увеличение ассортимента продуктов приводит потребителя в замешательство, что ставит под угрозу процесс разумного выбора; столкнувшись с таким изобилием, потребитель может начать думать о качестве продукта по его цене; увеличение издержек производителя на НИОКР; фирма в условиях монополистической конкуренции обеспечивает только временное превосходство над конкурентами.

Совершенствование продукта может быть нарастающим в случае, когда удачное улучшение продукта одной фирмой обязывает конкурентов подражать ей, а если возможно, то и превзойти ее временное преимущество, а прибыли, полученные от удачного улучшения продукта, могут быть использованы для финансирования его дальнейшего улучшения.

Кроме этого, многие изменения продукта в большинстве случаев являются только кажущимися; изменения не увеличивают долговечности, эффективности и полезности, а касаются только внешних эффектов, стимулируют принудительное обновление ранее используемых моделей, видов, выпусков продукта, увеличивают издержки производителя на НИОКР и продвижение товара; обеспечивают только временное превосходство над конкурентами.

Реклама. Цель рекламы фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, заключается в следующем: фирма надеется увеличить свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к ее дифференцированному продукту. Иными словами, фирма надеется, что реклама передвинет ее кривую спроса вправо нужно дать ссылку на рисунок! и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.

К положительным аргументам для использования рекламы можно отнести:

1. Реклама предоставляет информацию, которая помогает потребителям делать разумный выбор.

2. Реклама поддерживает национальную систему связи и периодические издания. Радио, телевидение, газеты и журналы частично финансируются за счет рекламы.

3. Считается, что реклама стимулирует позитивное изменение продукта. Стараются рекламировать то, что улучшено.

4. Благодаря удачной рекламе фирма может расширить свое производство и получить больший эффект.

5. Принято считать, что реклама является силой, которая поддерживает конкуренцию, ослабляя монопольную власть. В действительности интенсивная реклама часто связана с внедрением новой продукции.

6. В богатом обществе реклама обеспечивает полную занятость, стимулирует высокие уровни потребительских расходов.

К недостаткам можно отнести следующие:

1. Основная цель рекламы – убеждать, а не информировать.

2. Расходы на рекламу являются непроизводственными. Реклама отвлекает материальные и человеческие ресурсы из других областей.

3. С рекламой связаны значительные внешние издержки, например, наружная реклама порой портит пейзаж, под ее воздействием возрастает потребление вредных веществ (табак, алкоголь), включение рекламы в выпуски СМИ искажает и снижает их точность.

4. Большая часть рекламы имеет тенденцию к самонейтрализации. Конкуренты инвестируют значительные средства в рекламную кампанию, но совокупный спрос от этого не увеличивается. Следовательно, реклама позволяет удерживать определенную долю рынка.

5. Реклама способствует монополизации, создавая экономические барьеры вступления в отрасль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.004 с.)