Экономическая эффективность олигополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая эффективность олигополии



Является ли олигополия эффективной рыночной структурой? Существует две различные точки зрения на экономические последствия олигополии.

Традиционнаяточказрения полагает, что, поскольку олигополия близка по структуре к монополии, следует ожидать, что она действует приблизительно аналогичным образом. Согласно этой точке зрения олигополия, для которой характерны барьеры для вступления отрасль приводит к ограничению выпуска и снижению издержек на единицу продукции, что приносит значительные, если не максимальные, экономические прибыли. Действительно, можно утверждать, что олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия по той простой причине, что чистая монополия часто подвергается государственному регулированию для того, чтобы уменьшить злоупотребления рыночной властью. Тайный сговор между олигополиями может привести к тем же результатам, что и чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм.

Наряду с традиционной точкой зрения существуетточказрения Шумпетера–Гэлбрейта, в соответствии с которой присутствие крупных олигополистических фирм в рыночной структуре необходимо для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса. Современная научно-исследовательская деятельность по разработке новых продуктов и производственных технологий является невероятно дорогостоящей. Поэтому только крупные олигополистические фирмы способны финансировать обширную работу в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Более того, существование барьеров для вступления в определенную отрасльдает олигополиям некоторую уверенность в том, что они будут получать прибыли, определенную часть которых можно направить на НИОКР.

Если точка зрения Шумпетера–Гэлбрейта верна, то с течением времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению продукта, более низким издержкам производства на единицу продукции и, может быть, большему объему производства и большей занятости, чем было бы в той же самой отрасли, если бы она была организована на конкурентных началах.

 

Рынки факторов производства

Рынки факторов производства

И рынки услуг факторов производства

В экономической литературе различают сами факторы производства (трудовые, капитальные, природные ресурсы и предпринимательство) и услуги, оказываемые этими факторами. Каждый фактор производства, выступая как элемент производственного процесса, оказывает определенные услуги. Величина цены этих услуг обуславливает доходы собственников факторов производства (рисунок 3.49).

 
 

 

 


Рисунок 3.49 – Факторы производства и доход от их использования

 

Факторы производства могут отчуждаться от своих собственников на определенный срок. В этом случае возникает рынок услуг факторов производства. Если факторы производства оказывают услуги своим владельцам, то они не выступают на рынке. На рынках самих факторов производства осуществляется процесс купли-продажи ресурсов, т.е. полное отчуждение.

Факторы производства не поступают в личное потребление, следовательно, спрос на них является производным.

Производный спрос – спрос на факторы производства, зависящий от спроса на товары и услуги, производимые фирмой, использующей эти факторы производства.

 

Рынок труда и заработная плата

Кривая спроса на труд

Спрос на труд, как и на любой фактор производства, является производным. Величина спроса на труд зависит от уровня цен на продукцию, производимую при его помощи, и производительности труда.

В силу действия закона убывающей эффективности происходит уменьшение предельного продукта МР переменного фактора производства.

Денежное выражение предельного продукта (MRP – Marginal Revenue Product) – показывает величину прироста общей выручки фирмы в результате привлечения дополнительной единицы труда (формула 3.28).

. (3.28)

На основании вышеизложенного построим кривую MRPL (рисунок 3.50).

 

MRPL (руб)

 


MRPL (DL)

 

 

L (чел.)

 

Рисунок 3.50 – Кривая спроса фирмы на труд

 

Нанимая дополнительного работника, фирма соизмеряет размер выручки, который она получит благодаря его труду, с затратами на наем этого рабочего. Если MRPL>W, то есть смысл нанимать дополнительных рабочих до тех пор пока MRPL=W (условие максимизации прибыли при найме работников), где W – заработная плата, MRPL – денежное выражение предельного продукта труда.

Кривая предложения труда

Рассмотрим модель совершенно конкурентного рынка, для этого примем некоторые допущения:

- множество рабочих данной квалификации;

- свободная миграция рабочей силы;

- полная информация о состоянии рынка труда.

Кривая индивидуального предложения имеет вид «загибающейся кривой», т.е. при определенной ставке заработной платы W0 она меняет свой наклон с положительного на отрицательный (рисунок 3.51). Положительный наклон обусловлен стремлением рабочего, получающего не достаточно много, увеличить время, уделяемое работе. И, наоборот, когда человек получает достаточно, он готов отказаться от «вторичной занятости», сверхурочной работы и т.д.

 

W (р.)

 

W0

 

L (ч.)

 

Рисунок 3.51 – Кривая индивидуального

предложения труда

 

Кривая рыночного предложения труда имеет положительный наклон. Это связано с тем, что при высоком уровне оплаты труда сокращение величины предложения труда со стороны одних рабочих приводит к увеличению величины предложения труда со стороны других рабочих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.01 с.)