Олигополия: характерные черты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олигополия: характерные черты



Рыночная модель олигополии находится в диапазоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией. Как правило, когда мы слышим «Большая тройка», «Большая четверка» или «Большая шестерка», очевидно, что указанная отрасль является олигополистической.

 

Для олигополии характерны следующие признаки:

а) число фирм невелико. Значительно меньше, чем при монополистической конкуренции;

б) число покупателей велико;

в) в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Многие промышленные продукты (сталь, цинк, медь, алюминий, свинец, цемент, технический спирт и т.д.) являются стандартизированными продуктами в физическом смысле и производятся в условиях олигополии. Многие отрасли, производящие потребительские товары (автомобили, покрышки, моющие средства, сигареты и множество бытовых электрических приборов), являются дифференцированными олигополиями;

г) степень контроля над ценой высока;

д) вступление в олигополистическую отрасль затрудняется следующими барьерами:

- эффект масштаба, согласно которому для низких издержек на единицу продукции необходимо быть крупным производителем. Например, предварительные подсчеты говорят о том, что в автомобильной промышленности США в период ее становления существовало более 80 фирм. С годами развитие технологий массового производства, банкротства и слияния ослабили борьбу между производителями. Теперь в США на долю «Большой тройки» – «Дженерал моторз», «Форд» и «Крайслер» – приходится около 90 % продаж произведенных в стране автомобилей. Возникает вопрос: почему не создаются новые фирмы, чтобы вступить в автомобильную отрасль? Ответ заключается в следующем: чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Для этого потребуется вложить только в машины и оборудование несколько миллиардов долларов;

- владение патентами и контроль над стратегическим сырьем чрезвычайно важны в электронике, химической и алюминиевой промышленности;

- дополнительным финансовым барьером для вступления могут быть огромные расходы на рекламу (например, при производстве сигарет).

е) существует значительная неценовая конкуренция, т.к. с одной стороны у олигополистов есть значительные средства для ведения неценовой конкуренции; а с другой – рыночная доля в олигополистических отраслях часто определяется на базе неценовой конкуренции (действительно, конкурентам трудно повторить удачную рекламу);

ж) ограниченный доступ к информации.

Для объяснения олигополии необходимо также рассмотреть эффект слияния. Поводом для слияния могут служить разные причины. Непосредственной причиной выступает то, что объединение двух или более конкурировавших фирм может существенно увеличить их рыночную долю и дать возможность новой и более крупной производственной единице добиться большего эффекта масштаба. Не менее важной причиной, лежащей в основе побуждения к слиянию, является рыночная власть, достижение которой может сопутствовать слиянию.Фирма, котораяимеетбольшую (и в абсолютном выражении, и относительно рынка) способность контролировать рынок и цену своей продукции, чем более мелкий производитель, пользуется несомненными преимуществами. Более того, увеличение размера фирмы, к которому приводит слияние, может дать ей преимущество «крупного покупателя» и позволит фирме требовать и добиваться более низких, чем раньше, цен (издержек) от поставщиков ввозимых ресурсов.

Независимо от способа, каким развивается олигополия, ясно, что конкуренция среди небольшого числа фирм привносит новый и усложняющий фактор: всеобщую взаимозависимость. Это означает, что никакая фирма в олигополистической отрасли не осмелится изменить свою ценовую политику, не попытавшись рассчитать наиболее вероятные ответные действия своих конкурентов. При установлении цены для олигополиста наиболее важными являются данные об издержках и спросе, но к ним нужно добавить реакцию со стороны конкурентов, что в высшей степени неопределенный фактор.

Ситуация, с которой сталкиваются олигополистические производители, напоминает положение участников стратегических игр, таких, как покер, бридж или шахматы. Нет способа узнать заранее, как наилучшим образом сыграть своими картами во время игры в покер, потому что это зависит от того, как другие участники сыграют своими. Игроки должны выбирать линию своего поведения в соответствии с действиями и ожидаемыми реакциями соперников.

Всеобщая взаимозависимость и, как следствие, необходимость для фирмы взвешивать возможные ответные действия конкурентов в случае изменения ее ценовой политики являются уникальными свойствами олигополии. Большое число конкурентов, которое характеризует как чистую, так и монополистическую конкуренцию, и отсутствие конкурентов, которое является отличительным признаком чистой монополии, исключают существование всеобщей взаимозависимости в этих рыночных структурах. Следовательно, наиболее подходящим определением олигополии является следующее: олигополии существуют, когда число фирм отрасли настолько мало, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.005 с.)