Понятие капитала. Виды капитала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие капитала. Виды капитала



В отличии от прочих факторов производства, капитал является вторичным фактором, так как он является продуктом человеческой деятельности.

Реальный капитал – производственные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг.

Реальный капитал включает в себя:

1. Основной капитал (здания и сооружения, станки, машины и оборудование).

2. Оборотный капитал (сырье и материалы).

Денежный капитал – денежные средства, предназначенные для приобретения элементов реального капитала.

Процент

Здания, станки, оборудование и т.д. могут либо браться в аренду, либо приобретаться. Независимо от того, берет ли предприниматель капитал в аренду или приобретает его, доходом на капитал выступает процент. В последнем случае он включается в неявные издержки.

Процент – это доход, который приносит капитал его владельцу. Обычно процент выступает в форме суммы денег, которую заемщик выплачивает кредитору за капитал, предоставленный во временное пользование на установленный срок.

Ставка процента представляет собой отношение годовой суммы процента i к сумме капитала, предоставленного в кредит К:

, [%/год, %/мес.] (3.29)

 

Приобретая элементы реального капитала, предприниматель руководствуется принципом альтернативных издержек, т.е. делает выбор: либо взять в аренду необходимые капитальные ресурсы, либо приобрести их.

 


Задания по формам контроля

Задачи к зачету по дисциплине

«Экономическая теория. Микроэкономика»

 

Задание: решите задачу, прокомментируйте решение, ответьте на теоретические вопросы по теме, на которую дана задача.

Примечание: даны только типовые задачи.

1 Через расчет коэффициента эластичности спроса по доходу определите, о какой категории товара идет речь, если известно, что при доходе покупателей 300 у.е. в месяц объем спроса на товар составляет 7 кг, а при доходе 500 у.е. – 8 кг.

2 Через расчет коэффициента перекрестной эластичности спроса, определите характер взаимосвязи товаров, если известно, что при цене товара А равной 8 у.е. объем спроса на товар В составит 30000 ед., а при цене товара А – 10 у.е. объем спроса на товар В снизится до 25000 ед.

3 США производят 48 тыс. т пшеницы и 12 тыс. т кофе, хотя может производить или 60 тыс. т пшеницы, или 60 тыс. т кофе. Бразилия производит 8 тыс. т пшеницы и 24 тыс. т кофе, хотя может производить или 20 тыс. т пшеницы, или 40 тыс. т кофе. Определите сравнительное преимущество стран по производству кофе и пшеницы; сделайте вывод о целесообразности специализации стран на производстве какого-либо товара; определите, какое количество кофе и пшеницы будет производится двумя странами вместе после разделения производства и сравните полученные значения с первоначальными.

4 Как изменится физический объем производства предметов потребления (ПП) и средств производства (СП), если замена оборудования для производства ПП позволило увеличить производительность в 3 раза, а улучшение качества ресурсов для производства СП и ПП привело к сокращению времени производства единицы СП и ПП в 1,5 раза. Покажите на графиках движение КПВ и ее конечное положение.

5 Фирмы 1 и 2 решили объединить свои производственные возможности (см. таблицу). Постройте КПВ объединения и рассчитайте точку перегиба учитывая, что Аmax и Вmax – максимально возможное производство продукта А и В каждой фирмой при абсолютном отказе от альтернативного.

Фирма Аmax Вmax
     
     

 

6 По данным таблицы постройте график КПВ и определите альтернативные издержки производства каждой дополнительной единицы предметов потребления (АИпп).

Варианты Предметы потребления Средства производства АИпп
A      
B      
C      
D      
E      

7 Для каждого случая рассчитайте ценовую эластичность спроса и предложения, объем продаж, общий доход и прибыль. Заполните пропуски в таблице.

Цена, у.е. Себесто-имость, у.е. Величина спроса Величина предложения EDp ESp Объем продаж Общий доход, у.е. Прибыль, у.е.
20,0 20,0     - -      
22,0              
24,0              
26,0              
28,0              
30,0              

8 Функция спроса имеет вид QD=168-4Р, а функция предложения – QS=16Р+48. Определите:

а) равновесную цену и равновесное количество;

б) величину спроса и величину предложения, если установлена директивная цена Р1=5 у.е.;

в) равновесную цену Рр’, если спрос увеличился на 20 %, а предложение увеличилось на 5 %.

9 Определите дуговую эластичность предложения по двум точкам: величина предложения увеличивается со 120 до 160 штук при увеличении цены с 6 до 8 у.е.

10 Что произойдет с равновесной ценой и равновесным количеством, если спрос уменьшится в 2 раза, а предложение уменьшится в 3 раза. Проиллюстрируйте ответ графически. Приведите примеры соответствующего влияния неценовых факторов на спрос и предложение.

11 Как изменится спрос и предложение на теннисные ракетки в следующих ситуациях (решите графически методом наложения):

1) рост цен на ракетки для бадминтона;

2) рост цен на теннисные мячи;

3) снижение налогов на производителей спортинвентаря.

 

12 Заполните таблицу и определите наиболее оптимальный объем производства:

Q TC TFC TVC ATC AFC AVC MC
        - - - -
               
               
               
               
               

Вопросы к экзамену по дисциплине

«Экономическая теория. Микроэкономика»

 

1 Зарождение экономических знаний в Древней Греции. Ранний и поздний меркантилизм. Основные положения школы физиократов.

2 Классическая экономическая теория. Политэкономия К. Маркса. Основные положения маржинализма.

3 Предмет и методы (общие и локальные), применяемые в экономической теории. Номинальные и реальные величины.

4 Роль абстракции в изучении экономической теории. Экономические модели. Структура экономической теории. Функции экономической теории.

5 Характеристика основных экономических субъектов. Основные цели экономической политики государства.

6 Человеческие потребности и их классификация. Экономические интересы. Ограниченность ресурсов, виды ресурсов (факторы производства). Доходы от использования факторов производства.

7 Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Закон возрастания альтернативной стоимости производства второго блага. Экономический рост и его типы.

8 Собственность как экономическая и как юридическая категории. Значение и место собственности в системе общественных отношений. Экономические формы собственности.

9 Социально-экономическая система. Виды систем. Генезис систем. Модели в рамках систем.

10 Типы и основные черты экономических систем. Как каждая экономическая система решает фундаментальные проблемы экономики (Что? Как? Для кого?). Экономическая система, сложившаяся в настоящее время в России.

 

11 Рынок: сущность, условия возникновения, функции. Типы рынка по степени развития.

12 Классическая модель рынка. Преимущества и негативные стороны свободного рынка. Внешние факторы (экстерналии).

13 Классификация структуры рынка. Инфраструктура рыночной экономики. Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства.

14 Деньги: происхождение, сущность, свойства, функции, формы. Уравнение денежного обмена И. Фишера.

15 Инфляция: причины, формы, виды (по темпам роста цен), социально-экономические последствия.

16 Спрос и величина спроса. Закон спроса. График спроса. Неценовые факторы спроса. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.

17 Предложение и величина предложения. Закон предложения. График предложения. Неценовые факторы предложения.

18 Спрос и предложение. Равновесная цена. Централизованно устанавливаемые цены на отдельных рынках и их последствия. Излишки потребителя и производителя.

19 Товар и его свойства. Стоимость товара. Трудовая теория стоимости. Теория предельной полезности.

20 Сущность эластичности. Эластичность спроса по цене. Точечный и дуговой метод определения ценовой эластичности. Факторы ценовой эластичности спроса.

21 Эластичность спроса по доходу и перекрестная эластичность спроса. Практическое применение теории эластичности.

22 Ценовая эластичность спроса и предложения. Практическое применение теории эластичности.

23 Кардиналистская теория потребления.

24 Ординалистская теория потребления: предпосылки и положение равновесия потребителя (оптимум потребителя).

25 Ординалистская теория и ее инструменты: кривые безразличия и их свойства, бюджетная линия и ее свойства.

26 Предпринимательская деятельность. Интересы участников предпринимательской деятельности. Цели фирмы. Классификация фирм.

27 Формы собственности. Организационно-правовые формы предприятий. Общества, товарищества, государственные предприятия.

28 Акционерные общества (АО). Виды АО. Акция. Виды акций.

29 Малый бизнес и его преимущества. Значение малого бизнеса в рыночной экономике. Показатели оценки развития малого бизнеса.

30 Основные фонды. Физический и моральный износ. Амортизация. Методы амортизации. Показатели эффективности использования основных фондов.

31 Оборотные средства. Оборотные производственные фонды и фонды обращения. Показатели использования оборотных средств.

32 Издержки фирмы. Виды издержек. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Рентабельность.

33 Производство в коротком и длительном периодах. Производственная функция. Изокванта и изокоста. Оптимум предприятия.

34 Короткий период: закон убывающей отдачи и его графическая интерпретация.

35 Долгосрочный период: эффект масштаба. Кривая долгосрочных издержек.

36 Равновесие фирмы и отрасли в коротком и долгосрочном периодах.

37 Классификационные признаки типов рыночных структур. Количественные методы оценки структуры рынка.

38 Чистая конкуренция: характерные черты. Максимизация прибыли и минимизация убытков конкурентной фирмы в коротком периоде: два подхода. Достоинства и недостатки чистой конкуренции.

39 Сущность монополии. Барьеры вступления в отрасль. Определение цены и объемов производства в условиях монополии. Ценовая дискриминация.

40 Экономическая монополия и административная монополия. Антимонопольное законодательство.

41 Характерные черты олигополии. Ломаная кривая спроса. Ценообразование в условиях олигополии.

42 Характерные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта в условиях монополистической конкуренции. Последствия монополистической конкуренции.

43 Спрос и предложение на конкурентном рынке факторов производства. Распределение и дифференциация факторных доходов.

44 Рынок труда, его особенности. Труд и заработная плата.

45 Особенности ценообразования на рынке капитала.

46 Рынок земельных ресурсов и земельная рента.

 

Темы курсовых работ по дисциплине

«Экономическая теория. Микроэкономика»

(для специальности 060600 – Мировая экономика)

1 Дифференциация доходов населения: причины и пути сглаживания на современном этапе.

2 Труд и занятость в классической, марксисткой и кейнсианской теориях.

 

3 Теория сравнительных преимуществ и ее роль во внешней торговле.

4 Миграция населения как направление повышения качества человеческого капитала: межрегиональный и международный аспекты.

5 Институциональные проблемы становления российского рынка труда. Роль Международной организации труда (МОТ).

6 Особенности процедуры банкротства промышленных предприятий России (Кузбасса).[6]

7 Таможенная политика России: регулирующие и фискальные функции.

8 Структурная перестройка экономики России: международный опыт и российские особенности.

9 Внешнеэкономическая деятельность промышленных предприятий России и/или Кузбасса (по отраслям).

10 Оценка завершенности перехода к рынку в России.

11 Регулирующая роль государства в условиях рыночной экономики: западный опыт и ситуация в России.

12 Государственный бюджет РФ и обслуживание внешнего долга.

13 Конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке: исторический аспект.

14 Подходы к оценке уровня развития малого бизнеса (на примере региона, города.)

15 Пути повышения занятости в современных российских условиях.

16 Монополизация экономики и антимонопольная политика: западный и российский опыт.

17 Социальная политика в России и за рубежом (сравнительный анализ).

18 Экономика Сибири при переходе к рынку: внешнеэкономический аспект.

19 Роль консалтинга в современной экономике.

20 Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)[7].


Планы семинарских занятий

 

Общая экономическая теория

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.06 с.)