Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде



Вход и выход на рынок совершенной конкуренции открыт для всех фирм без исключения. Поэтому в долгосрочном периоде уровень прибыльности становится регулятором используемых в отрасли ресурсов.

Если установившийся в отрасли уровень рыночных цен выше минимума средних издержек, то возможность получения экономических прибылей послужит своеобразным стимулом для входа в данную отрасль новых фирм. Отсутствие барьеров на их пути приведет к тому, что на производство данного вида товаров будет направляться все большая доля ресурсов.

И, наоборот, экономические убытки будут отпугивать предпринимателей и побуждать их сокращать объем используемых в отрасли ресурсов.

Взаимосвязь между уровнем прибыльности в конкурентной отрасли и размерами использования в ней ресурсов, а значит, и объемом предложения, предопределяет безубыточность действующих в конкурентной отрасли фирм в долгосрочном периоде (или, что то же самое, получение ими нулевой экономической прибыли). Механизм установления нулевой экономической прибыли показан на рисунке 3.37. Пусть в конкурентной отрасли (рисунок 3.37б) первоначально существует равновесие (точка О), диктующее некий уровень цен (Р0), при котором фирма (рисунок 3.37а) в краткосрочном периоде получает нулевую прибыль. Допустим, что на продукцию отрасли неожиданно возрос спрос. Кривая отраслевого спроса (D0) в этой ситуации переместится в положение D1 и в отрасли установится новое краткосрочное равновесие (точка равновесия O1, равновесный объем предложения Q1, равновесная цена Р1). Для фирмы новый повышенный уровень цен станет источником экономических прибылей (цена Р1 лежит выше уровня средних общих издержек АТС).

Экономические прибыли привлекут в отрасль новых производителей. Следствием этого станет формирование новой кривой предложения S2, смещенной, по сравнению с первоначальной, в сторону больших объемов производства. Установится и новый, несколько снизившийся уровень цен P2. Если при этом уровне цен (как на рисунке 3.37) сохранятся экономические прибыли, то приток новых фирм продолжится, а кривая предложения еще сильнее сдвинется вправо. Параллельно с притоком в отрасль новых фирм предложение в отрасли будет увеличиваться и под влиянием расширения производственных мощностей уже действующими в отрасли фирмами. Постепенно все они выйдут на уровень минимальных средних долгосрочных издержек (ГАТС), т.е. достигнут оптимального размера предприятия.

 

а) б) Рисунок 3.37 – Долгосрочное равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции

 

Очевидно, процесс будет длиться до тех пор, пока кривая предложения не займет положения S3, означающего для фирм нулевой уровень прибылей. И только тогда приток новых фирм иссякнет – для него больше не будет стимула.

Та же самая цепочка последствий (но уже в обратном направлении) развертывается и в случае возникновения следующих экономических убытков:

- сокращение спроса;

- падение цены (краткосрочный период);

- появление экономических убытков у фирм (краткосрочный период);

- отток фирм и ресурсов из отрасли;

- сокращение долгосрочного рыночного предложения;

- рост цены;

- восстановление безубыточности (долгосрочный период);

- прекращение оттока фирм и ресурсов из отрасли.

Таким образом, совершенная конкуренция обладает своеобразным механизмом саморегуляции. Его суть состоит в том, что отрасль гибко реагирует на изменение спроса. Она привлекает такой объем ресурсов, который увеличивает или уменьшает объем предложения ровно настолько, насколько необходимо, чтобы компенсировать изменение спроса. И обеспечивает на этой основе долгосрочную безубыточность фирм.

В итоге, можно сказать, что устанавливающееся в отрасли равновесие в долгосрочномпериоде удовлетворяет трем условиям:

1) выполняются условия краткосрочного равновесия, т.е. краткосрочные предельные издержки равны краткосрочному предельному доходу и цене (Р = МR = МС);

2) каждая из фирм удовлетворена объемами используемых производственных мощностей (краткосрочные средние совокупные издержки равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам;

3) фирма получает нулевую экономическую прибыль, т.е. сверхприбыль не образуется, а потому не существует фирм, желающих войти в отрасль или покинуть ее (Р = АТС).

Если соединить все точки возможного долгосрочного равновесия, то образуется долгосрочная линия предложения конкурентной отрасли.

 

Рисунок 3.38 –Долгосрочная кривая предложения для отрасли с постоянными (а), растущими (б) и падающими (в) издержками

 

Действительно, точки равновесия О и О3, на рис. 3.37б фактически намечают положение долгосрочной кривой предложения. Они показывают, что в долгосрочном плане конкурентная отрасль способна обеспечить любой объем предложения по одной и той же цене Р0. В самом деле, повторив приведенную выше цепочку рассуждений, легко прийти к следующему выводу: как бы не изменился спрос, объем предложения отреагирует так, что в конечном счете точка равновесия вновь вернется на уровень, соответствующий уровню нулевой экономической прибыли для действующих в отрасли фирм.

Итак, общий принцип состоит в том, что долгосрочной кривой предложения конкурентной отрасли является линия, проходящая через точки безубыточности для каждого уровня производства. На рисунке 3.38 показаны разные варианты проявления этой закономерности.

В рассмотренном нами конкретном примере (см. рисунок 3.37) такой линией является прямая, параллельная оси абсцисс и соответствующая абсолютной эластичности предложения.

Это имеет место в так называемых отраслях с постоянными издержками, то есть в тех случаях, когда при расширении объема своего предложения отрасль имеет возможность закупать необходимые ресурсы по постоянным ценам. Как правило, это условие выполняется для отраслей, имеющих сравнительно небольшие размеры относительно масштабов всей экономики. Например, рост числа бензоколонок в России не создает напряжения ни на одном из ресурсных рынков, на которые выходят фирмы при строительстве автозаправочных станций. Если отвлечься от инфляции, создание резервуаров, приобретение насосов, найм персонала и т.д. обходятся при сооружении каждой дополнительной станции примерно в одну и ту же сумму. Следовательно, и уровень безубыточности, на котором под влиянием конкуренции замрет цена услуг бензоколонок, будет все время один и тот же. Мы изобразили эту ситуацию на рисунке 3.38а, совместив на одном графике долгосрочную кривую предложения отрасли (SL) и кривые издержек типичной фирмы (АТС1, АТС2, АТС3), соответствующие данному уровню общеотраслевого производства.

Для рынка совершенной конкуренции такая ситуации достаточно типична. Вспомните лотки и магазинчики разного профиля, мастерские по ремонту и изготовлению разнообразных товаров, мини-пекарни, кондитерские и др. Все эти виды бизнеса малы в масштабах страны, и их расширение вряд ли способно повлиять на цены закупаемых ресурсов.

Если ресурсы будут обходиться каждой новой входящей на рынок фирме все дороже и дороже, мы имеем дело с отраслью с растущими издержками. Цены используемых в производстве ресурсов растут в таких отраслях по мере расширения отрасли и увеличения спроса на ресурсы.

При росте долгосрочных издержек фирмы-новички отрасли идут на уровень нулевой экономической прибыли при более высокой цене, чем старожилы. Если вновь обратиться к рисунку 3.37, то можно сказать, что приток новых фирм в отрасль не выведет предложение на уровень кривой S3, а прекратится раньше, скажем, в положении S2, при котором фирмы окажутся в новом (с учетом подорожания ресурсов) положении безубыточности. Ясно, что и долгосрочная кривая предложения (S1) пройдет в этом случае не по горизонтальной траектории О–03, а по восходящей кривой 0–О2.

В обобщенной форме то же самое представлено на рисунке 3.38б. По мере роста объема производства отрасли точки безубыточности действующих в ней фирм будут достигаться при последовательном росте цен (с Р1 до Р3). Это и обусловит подъем кривой S1.Особенно быстро повышение издержек происходит, если фирмы отрасли используют уникальные факторы производства: особо одаренных высококвалифицированных специалистов, почвы повышенной плодородности, минеральные ресурсы, которые имеются только в определенных регионах, и т.д.

Встречаются отрасли, в которых цены на ресурсы уменьшаются при расширении производства. Минимальные средние издержки в этом случае в долгосрочном плане тоже сокращаются, а рост отраслевого спроса вызывает в долгосрочном периоде одновременное увеличение объема предложения и снижение равновесной цены. Долгосрочная кривая предложения отрасли с падающими издержками имеет отрицательный наклон (см. рисунок 3.38в).

Таким образом, достоинства чистой конкуренции заключаются в следующем:

- конкурентные фирмы производят те виды товаров, которые более предпочтительны для потребителя;

- конкурентные фирмы производят товары с минимальными издержками. Так как в условиях долгосрочного равновесия цена равна минимальным средним валовым издержкам, то фирмы используют минимум ресурсов, технологию, наиболее эффективную из доступных, и начают самую низкую цену.

К недостаткам чистой конкуренции можно отнести следующее:

- в условиях чистой конкуренции ресурсы распределяются наиболее эффективно в том смысле, что максимально удовлетворяются платежеспособные потребности общества, но доходы в обществе, как известно, распределяются далеко не оптимально;

- чистая конкуренция не учитывает побочные рыночные результаты;

- чистая конкуренция не стимулирует производство общественных благ;

- в условиях чистой конкуренции замедляется научно-технический прогресс;

- чистая конкуренция не обеспечивает широкого выбора продуктов.

Чистая монополия.

Антимонопольная политика

Признаки монополии

С конца ХIХ в. в промышленно развитых странах произошло значительное укрепление промышленного производства. Преобладающее положение в экономике заняли акционерные общества. Они обеспечили беспрецедентный рост крупного производства массовых благ. Это послужило объективной причиной перехода от свободной конкуренции к монополии.

Монополии – это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и имеющие и использующие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей.

Основными признаки монополии являются следующие:

1. Единственный производитель. Монополия – это отрасль, состоящая из одной фирмы, монополист – единственный производитель данного продукта или единственный поставщик ресурсов.

2. Продукту монополии нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких ему заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что нет прочих приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.

3. «Диктующий цену». Отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияние на цену продукта: она «соглашается с ценой». Контрастом выступает монополист, диктующий цену: фирма-монополист осуществляет значительный, а в некоторых случаях полный контроль над ценой. И причина очевидна: она выпускает и, следовательно, контролирует общий объем продаж.

4. Вступление в отрасль в условиях монополии заблокировано. В большинстве случаев регулируемые государством предприятия общественного пользования (газовые и электрические компании, водопроводная компания, компания кабельного телевидения и телефонная компания) являются естественными монополиями. Эти компании закрепляют свое монопольное положение, получив привилегии от государства. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Лицензия может быть предоставлена как частной фирме, так и государственной организации (классический пример – история водочной монополии в России).

Таким образом, фирму можно назвать монополистом, если она является единственным производителем экономических благ, неимеющих близких заменителей (субститутов), если она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.018 с.)