Деятельность конкурентной фирмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность конкурентной фирмы



В краткосрочном периоде

Основная цель фирмы состоит в максимизации прибыли. Прибыль – это разница между совокупным доходом (ТR) и совокупными издержками (ТС).

Главным рычагом управления объемом прибыли для фирмы является объем производства (Q), т. к. цена (Р) представляет собой в условиях совершенной конкуренции константу, т. е. не изменяется. Что касается издержек (ТС), то они, как мы знаем, сами во многом зависят от объема производства.

Прежде чем искать оптимальный объем производства, необходимо принципиально решить, стоит ли вообще заниматься производством, то есть найти критерий целесообразности производства.

Как и многие другие показатели, этот критерий неодинаков для краткосрочного и долгосрочного периодов.

Если говорить о долгосрочном периоде, очевидно, что таким критерием будетналичие нормальной экономической прибыли: никто не станет на долгую перспективу никто не станет вкладывать деньги в дело, приносящее одни убытки. На первый взгляд может показаться, что получение прибыли будет определять решение о целесообразности производства и в краткосрочном периоде. Однако на деле ситуация сложнее. Ведь в краткосрочном периоде часть издержек носит постоянный характер и при остановке производства не исчезает. Например, арендную плату за землю, на которой находится предприятие, придется вносить независимо от того, простаивает или работает предприятие. Другими словами, убытки фирме гарантированы даже в случае полного прекращения выпуска продукции.

Фирме предстоит взвесить, когда убытки будут меньше. В случае полной остановки предприятия доходы будут отсутствовать, а расходы точно равняться постоянным издержкам. В случае продолжения производства к постоянным издержкам прибавятся переменные, но зато появятся и доходы от реализации продукции. Следовательно, к ритерием целесообразности производства в краткосрочном периоде является превышение цены над минимальными переменными издержками.

Действительно, никто не останавливает производство при временном появлении убытков. Например, в ходе финансового кризиса 1998 г. доля убыточных промышленных предприятий в России выросла до 65 %, но вряд ли наилучшим выходом из тяжелой ситуации была бы остановка половины промышленности страны.

Подчеркнем и еще один момент. Критерий целесообразности производства справедлив не только для условий совершенной конкуренции, но и для любых других типов рынка.

Итак, возможны три принципиальных варианта поведения фирмы:

1) производство ради максимизации прибыли;

2) производство ради минимизации убытков;

3) прекращение производства.

Графическая интерпретация всех трех вариантов представлена на рисунке 3.32. На нем показана стандартная динамика валовых общих издержек и три варианта кривых (точнее, прямых) валового дохода, которые зависят от уровня цен: ТR1 – при высоком уровне цен на продукцию фирмы, ТR2 – при среднем уровне цен и ТR3 – при низком. Кривая валового дохода возрастает тем круче, чем выше цены.

TR3
TR2
TR1
P
Q
Q
Q2
Q1
 
P

Рисунок 3.32 – Принципиальные варианты поведения фирмы, действующей в краткосрочном периоде Рисунок 3.33 – Деятельность фирмы, максимизирующей прибыль в условиях совершенной конкуренции

На рисунке 3.32 видно, что кривая валового дохода только в первом случае (ТR1) оказывается на определенном своем участке выше кривой валовых издержек (ТС). Именно в этом случае фирма будет получать прибыль, причем выберет тот уровень производства, где прибыль максимальна. Графически это будет та точка (Q1), где кривая ТR будет максимально выше кривой ТС. Размер прибыли выделен на рисунке 3.32 жирной линией.

Во втором случае (ТR2) кривая дохода на всем своем протяжении находится ниже издержек, т. е. прибыли быть не может. Однако разрыв между обеими кривыми – а именно так графически отражается размер убытка – неодинаков. Вначале убытки значительны. Затем по мере роста производства они снижаются, достигая при выпуске Q2 единиц продукции своего минимума. А потом начинают вновь расти. Очевидно, что выпуск Q2 единиц продукции в этих условиях оптимален для фирмы, так как обеспечивает ей минимизацию убытков.

В третьем случае разрыв между издержками и доходом (кривая ТR3) с ростом производства только нарастает. Иными словами, убытки монотонно увеличиваются. В этой ситуации фирме лучше прекратить производство.

На рисунке 3.33 показано, что максимизация прибыли имеет место, когда цена превышает средние совокупные издержки (Р>АТС). При такой цене предприятие более чем покрывает свои расходы. Цена (Р) превышает минимальную величину средних совокупных издержек, поэтому принципиально возможно получение прибыли. Фирма получает прибыль в зоне между точками 1 и 2, где цена лежит выше уровня издержек, или, что то же самое, при объеме производства от Q1 до Q2. По размерам же прибыль равна разнице между ценой и средними общими издержками (Р-АТС), умноженной на избранный объем производства Q.

Объемы производства Q1, и Q2 – критические точки, поскольку именно в них совершается переход от убыточного к прибыльному производству и наоборот. Они играют в управлении предприятием большую роль.

Действительно на графике хорошо видно, что в районе первой точки вклад переменных издержек в общую величину средних общих издержек мал. Это и понятно: пока производится мало товаров, груз постоянных издержек, приходящихся на каждый из них, велик. Поэтому сравнительно прост и рецепт достижения первой критической точки (ее называют также точкой безубыточности): надо увеличить объем производства.

Зато в районе второй точки переменные издержки уже играют главную роль. К этому моменту достигнут значительный объем производства и средние постоянные издержки существенно уменьшились. А вот у средних переменных издержек наметился рост: уже близок предел загрузки мощностей и рост производства дается только ценой роста переменных затрат (введения ночных смен и т.п.). В этой ситуации фирме надо не увеличивать выпуск продукции, а сокращать его.

Выбор принципиального варианта поведения предприятия (максимизация прибыли, минимизация убытков, временное прекращение производства) представляет собой лишь первый шаг фирмы в оптимизации своего положения на рынке. Следующий шаг состоит в точном установлении того объема производства, который максимизирует прибыль или минимизирует убытки.

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы, т.е. если МR > МС.

Напротив, когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше дохода, приносимого за счет ее реализации (МR < МС), то, произведя соответствующую партию товара, фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки.

Очевидно, что в этих условиях максимальная прибыль (или минимальные убытки) будут достигнуты при равенстве предельных издержек и предельного дохода.

Эту закономерность в экономической науке принято называть правилом МR=МС. Согласно ему, максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельного дохода и предельных издержек. Правило МR=МС справедливо не только для условий совершенной конкуренции, но и для других типов рынка.

В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило МR=МС может быть представлено и в иной форме: Р=МR=МС, или Р=МС

То естьв условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельных издержек и цены.

До настоящего момента мы считали уровень цен, по которым фирма продает своюпродукцию, неизменным по величине. Рассмотрим, каким будет оптимальный выпуск продукции фирмы в случае изменения цен (рисунок 3.34). Пусть цена продукции последовательно снижается с уровня Р5 до уровня Р1:

- при цене Р5 предприятие будет максимизировать прибыль и производить Q5 единиц продукции;

- при цене Р4 фирма окажется в точке безубыточности (нулевой экономической прибыли) и выпустит Q4 единиц;

- при цене Р3 предприятие будет минимизировать убытки и производить Q3 единиц продукции;

- при цене Р2 фирма попадет в точку безразличия и либо выпустит Q2 единиц, либо вовсе прекратит производство;

- наконец, при любой цене ниже Р2 фирма прекратит производство.

 

Рисунок 3.34 – Кривая предложения конкурентной фирмы

 

Описывая поведение фирмы при разных уровнях цен мы фактически описали ее кривую предложения. Ведь кривая предложения как раз и показывает, какой объем продукции будет выпущен при том или ином уровне цен. А поскольку интересы предприятия требуют довести производство до точки, где предельные издержки будут равны цене (МС=Р), то кривая предельных издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде будет одновременно ее кривой предложения для этого периода.

Но предприятие выпускает продукцию только в том случае, если рыночная цена превышает минимальные средние переменные издержки (Р>АVСmin). Следовательно, кривая предложения продукции в краткосрочном периоде графически ограничивается только тем отрезком кривой предельных издержек (МС), который расположен над минимальной точкой кривой средних переменных издержек. На графике вся кривая предложения выделена жирной линией.

Из кривых предложения отдельных фирм складывается кривая предложения конкурентной отрасли. Если на рынке действует несколько фирм (на рисунке 3.35 изображен простейший случай, когда их две), то совокупный объем предложения отрасли при каждой данной цене равен сумме объемов предложения всех фирм.

На рисунке 3.35 показан такой процесс суммирования для цены (Р). Легко заметить, что по сравнению с кривыми предложения фирм отраслевая кривая сдвинута вправо в сторону больших объемов предложения.

Рисунок 3.35 – Формирование кривой предложения отрасли в краткосрочном периоде  

Предложение конкурентной отрасли и рыночный спрос на ее продукцию уравниваются при цене равновесия. На рисунке 3.36 изображена достаточно простая картина взаимодействия спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции.

Точка пересечения кривых спроса и предложения (О) задает равновесную цену (Рe) и равновесный объем предложения (Qe) Именно сформировавшаяся в рамках всей отрасли равновесная цена (Рe) в дальнейшем каждой фирмой (совершенным конкурентом) рассматривается как сложившаяся данность, как цена, продиктованная рынком, с которой следует смириться, выгодна она или нет.

 

P

 

Рисунок 3.36 – Равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном периоде

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.016 с.)