Лингвистический, психологический и методологический компоненты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лингвистический, психологический и методологический компоненты



Содержания обучения ИЯ

Содержание обучения ИЯ понимается как категория, педагогически интерпретирующая цель обучения ИЯ. Если цель – многоаспектное образование, то и содержание, с помощью которого происходит достижение этой цели, не может быть не многокомпонентным.

Лингвистический компонент –это знания, вовлекаемые в процесс обучения учебному предмету: языковой материал (лексический, грамматический, фонетический), речевой, социокультурный. Психологический компонент – это навыки и умения использовать приобретаемые знания с целью осуществления устной и/или письменной коммуникации. Согласно новому ФГОС на смену ЗУН (знания, умения, навыки) пришли общеучебные-умения (ОУУ) или универсальные учебные действия (УУД) и специальные учебные действия (СУУ). Методологический компонент – сущность методологического компонента содержания обучения сводится к тому, что в процессе обучения учитель не только объясняет новый материал и организует его правильную отработку, но и предлагает своим ученикам определенные алгоритмы выполнения заданий, обучает их базовым приемам самостоятельной работы, а в случае необходимости снабжает их памятками по рациональному выполнению тех или иных заданий или видов работ.

Поскольку обучение иностранному языку предполагает форми­рование необходимой языковой, речевой и социокультурной ком­петенции, то очевидно, что в понятие методологического компо­нента содержания обучения различным аспектам языка и видам речевой деятельности входит обучение различным приемам работы с лексикой, грамматикой, фонетикой, различными типами слова­рей и справочников, а также приемам работы с текстом, в том числе и собственным. Необходимо также научить учащихся прово­дить социокультурные наблюдения в процессе соизучения языков и культур. Для этого можно использовать различные памятки-ин­струкции.

В качестве примера приведем фрагмент Примерных программ по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы (стр.14-19).

1. Предметное содержание речи (семья, досуг и увлечения, здоровый образ жизни, образование, профессия, окружающий мир, СМИ, страна ИЯ и родная страна);

2. Виды РД: Говорение (диалог/монолог); Аудирование (аутентичные, аудио и видеотексты); Чтение (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием, с полным пониманием); Письмо (короткие поздравления, заполнения формуляров, личное письмо с опорой и без, составление плана)

3. Языковые знания и навыки: Орфография; фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи

4. Социокультурные знания: (сведения о стране ИЯ, реалиях, представление о сходстве и различиях с родной страной)

5. Компенсаторные умения (прогнозирование, использование синонимов и т.д.)

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности

Специальные учебные умения


Экзаменационный билет 14

Умения учиться и овладение ИЯ в учебных условиях

Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность - не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случа­ев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.

Значимость умения учиться возрас­тает в период перехода от индустриаль­ного к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учеб­ных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способ­ность к саморазвитию, самосовершен­ствованию, считается важнейшей клю­чевой задачей современной системы образования (2).

Учить учиться нужно в процессе пре­подавания всех школьных предметов, но развитие учебных умений (УУ) на уро­ках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета:

Те УУ, которыми ученики овладе­ли при изучении других предметов, не всегда могут быть перенесены на урок иностранного языка (ИЯ) без соответ­ствующей коррекции. Многие УУ долж­ны быть сформированы заново. А при обучении ИЯ второклассников форми­ровать УУ как общеучебные, так и спе­циальные приходится с нуля.

Овладение ИЯ в школе происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного уче­ника приходится в среднем одна-две минуты говорения за урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно толь­ко в случае, если ученик будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока и продуктивно организовы­вать свои занятия дома.

Во время школьного обучения закладывается только основа практиче­ского владения иностранным языком, на которой может строиться дальней­шее освоение учащимися языка в объеме, необходимом для их дальнейшей про­фессиональной работы, пополнения зна­ний в сфере личных интересов и т.д. Для того чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания ИЯ, школа должна подготовить выпускников к овладению ИЯ в автономном режиме.

Автономное овладение ИЯ предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятель­ностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оцени­вать результаты, осуществлять самокор­рекцию и, главное, нести ответственность за самостоятельное принятие решений и их выполнение (2, 3).

Для того чтобы воспитать выпускни­ка, способного к автономному овладе­нию ИЯ, в УМК необходимо разработать специальную программу развития УУ и УУД.

Если ученик работает неосознанно, наугад, то выполненные им задания содержат ошибки, что ведет к неусвоению материа­ла. Постепенно накапливаясь, ошибки оборачиваются большой бедой: ученик получает низкие отметки, теряет жела­ние учиться. Именно здесь появляются симптомы будущей «болезни» – поте­ря интереса, мотивации к учению. А в результате - «брак», который больно бьет по интересам всего общества: оно теряет ученика как личность, стремя­щуюся к активному познанию окружаю­щего мира, самосовершенствованию и самообразованию.

Отсюда возникает противоречие между необходимостью уметь учиться и отсутствием у учащихся нужных учеб­ных умений, обеспечивающих успешное овладение иностранным языком.

Для развития умения учиться в УМК, реализующих новые ФГОС, следует раз­работать определенные средства.

Сказать о школьнике, что он умеет учиться можно только тогда, когда он правильно, в макси­мально короткое время и наиболее рацио­нальным способом выполняет любое зада­ние учителя. Арсенал заданий у учителя и в учебнике велик, поэтому умение учиться будет складываться из отдельных учеб­ных умений. УУ могут быть двух типов: общеучебные (универсальные для многих школьных предметов способы получе­ния и применения знаний) и специальные умения (способы выполнения деятельно­сти, значимой для овладения конкретным учебным предметом).

Иностранный язык, наряду с другими образовательными предметами, влияет на развитие общеучебных умений (ОУУ) или (УУД). Наиболее полный перечень УУД можно найти в пособиях, сопрово­ждающих ФГОС (2). Для того чтобы опреде­лить состав и минимальное количество СУУ, обеспечивающих умение учиться, рассмотрим структуру учебной деятельности ученика. На уроках ино­странного языка ученик общается с учителем, одноклассниками т.д.; позна­ет лингвистические закономерности Ия, знакомится с культурой своей стра­ны и стран изучаемого языка; учит­ся общаться и познавать. Таким обра­зом, вся учебная деятельность ученика состоит из коммуникативно-учебной, познавательно-учебной и операционно-учебной деятельности, являющейся необ­ходимым условием успешного достиже­ния практических (коммуникативных) и общеобразовательных (познавательных) целей.

Известно, что цели обучения реали­зуются через заложенную в УМК систе­му упражнений. Поэтому для выделения номенклатуры (перечня) учебных уме­ний необходимо провести анализ всех видов учебных заданий, упражнений и других средств обучения представленных в УМК для начальной школы, средней и старшей.

Развитие умения «Учись учиться» (для начальной школы). Учащиеся должны:

· быстро просматривать тексты и диалоги, чтобы най­ти необходимую информацию;

· иметь мотивацию к самостоятельному чтению на ан­глийском языке благодаря сюжетным диалогам, сказке, за­бавным комиксам и т. д.;

· совершенствовать навыки письма;

· становиться более ответственными, пополняя свой языковой портфель, и вести записи о выполненных работах в разделе «Языковой паспорт»;

· оценивать свои успехи в изучении языка, используя таблицы и карточки самооценки, делать в них записи, развивая, таким образом умение работать самостоятельно.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности (для основной школы). Формируются и совершенствуются умения:

· работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

· работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлече­ние основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;

· работать с разными источниками на иностранном язы­ке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурса­ми, литературой;

· планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, ан­кетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;

· самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

Развитие умения «Учись учиться» (для старшей школы). Учащиеся должны:

• уметь быстро просматривать тексты и диалоги, чтобы найти необходимую информацию;

• иметь мотивацию к самостоятельному чтению на анг­лийском языке благодаря сюжетным диалогам, отрывкам из литературных произведений, разножанровым текстам;

• совершенствовать навыки письма;

• становиться более ответственными, пополняя свой Языковой портфель, и вести записи о выполненных рабо­тах в разделе «Языковой паспорт»;

• оценивать себя, планировать свою деятельность, фор­мулировать задачи и способы решения поставленных це­лей, развивая умение работать самостоя­тельно.

В УМК должны быть разработаны сред­ства, предназначенные для целенаправлен­ного развития умения учиться. Арсенал таких средств достаточно велик. Среди них такое средство, как памятка. С ее помо­щью учитель может эффективно управлять учебной деятельностью ученика. Памятка («узелок» на память) - это описание того, как следует выполнять какое-либо задание (упражнение) или использовать то или иное учебное средство. Иными словами, памятка - вербальная модель приема учеб­ной деятельности.

Литература:

1. Кузовлев В.П. Памятка как средство развития учебных умений и универсальных учебных действий. ИЯШ №7, 2010

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли./ Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

3. Программы общеобразовательных учреждений для начальной, основной и старшей школы.


Экзаменационный билет 15

Метод проектов в учебном процессе по иностранным языкам: цель, типология, этапы работы над проектом, требования к проектам

В основе метода – проблемно-поисковая деятельность учащихся. Эту проблему учащиеся решают сами при помощи учителя (он только помогает).

Существует несколько классификаций, в зависимости от того, какой признак лежит в основе.

По доминированию в проектной деятельности: исследовательские проекты [мини-научная деятельность с четкой структурой и логикой]; творческие проекты [в основе лежит творчество уч-ся (структуры быть не может). Результат – творческое произведение (сказки, стихи)]; ролевые и игровые проекты [нет четкой структуры, главное – каждый уч-ся принимает какую-то роль]; ознакомительно-ориенти-рованные (информационные) проекты [сбор информации по какой-то области знания. Результат – презентация информации]; практико-ориентированные проекты [связаны с реалиями жизни – спасение животных, охрана окружающей среды].

Предметно-содержательные области: монопроекты (в рамках одного проекта); межпредметные проекты;

По характеру координации: с открытой (явной) координацией (координатор-учитель); со скрытой координацией (координируют сами участники).

По характеру контактов: внутренние (класс, школа); региональные; международные (между странами).

По количеству участников: личностные (между двумя партнерами); парные (между парами); групповые (самые распространенные). Роль учителя - правильно составить группу (избежать конфликтов), нельзя всех сильных в одну группу, а всех слабых в другую. Внутри группы важно распределить роли (по желанию). Внутри -самостоятельно (формирование ответственности).

По продолжительности: краткосрочные (от одного до нескольких уроков); среднепродолжительные (от недели до месяца); долгосрочные.

Этапы организации проекта:

1. Выдвижение гипотезы (постановка проблемы). Учеников нужно подвести к выдвижению гипотезы по нужной цели.

2. Мозговой штурм. Деление уч-ся на группы, каждая из которых получает задание. Принцип психологической совместимости. Обучение в сотрудничестве. Обсуждение в группе. Каждый участник выполняет свое задание.

3. Разработка алгоритма действий (приблизительного или точного).

4. Выполнение индивидуальных заданий. Обсуждение промежуточных результатов. Слабые выполняют посильную работу (например, оформляют). Ученик должен любыми путями самореализоваться. Конечное обсуждение внутри группы, выбор докладчика.

5. Защита проекта в присутствии всех групп; работу группы представляет один человек.

6. Выводы. Подведение итогов.

Литература: Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Academia, 2003. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010.- 464 с.


Экзаменационный билет 16

Принципы, структура и содержание профильного обучения ИЯ. Организация профильного обучения ИЯ

Психолого-педагогические условия обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. Цели обучения ИЯ на старшей ступени: обеспечить завершение школьниками общего полного среднего образова­ния и подготовить выпускников школы к жизни и труду; помочь учащимся в их самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями, способностями; стимулировать старшеклассников к продолжению образования и создать условия для облегчения их перехода из одного звена системы образования в другое, а также нацелить их на самообразование. Применительно к обучению ИЯ двухуровневое обучение в старшей ступени реализуется в рамках двух курсов обучения: общеобразовательного базового (при трех часах в неделю) и углубленного профильного (при шести часах в неделю).

Основная цель изучения иностранного языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования – дальнейшее развитиеиноязычной коммуникативной компетенции (ре­чевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познаватель­ной). Содержание обучения определяется действующим в тот или иной период Государственным образовательным стандартом и Примерными программами, составленными на его основе

Профильное обучение старшеклассников рассматривается как система специализированной подготовки в старших классах образователь­ной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Базовые общеобразовательные курсы обязательны для всех учащихся.

Профильные курсы – углубленные курсы для старшей ступени школы, на­целенные на профессиональную ориентацию школьников.

Элективные курсы — обязательные курсы по выбору школьника.

Основ­ные модели организации профильного обучения:

внутришкольная профилизация, в рамках которой выделяются два подвида: однопрофильная школа (школа, выбравшая только один профиль, например физико-математический или социально-гуманитарный); многопро­фильная школа (реализующая несколько профилей);

модель сетевой организации, когда профильное обучение осуществляется за счет организованного привлечения образовательных ресурсов других образо­вательных учреждений.

Введение модульной организации обучения влечет за собой изменения в системе оценивания учебных достижений учащихся. В качестве объектов контроля в профильном обучении иностранным язы­кам, как и в общеобразовательном базовом курсе, выступают коммуникатив­ные умения во всех основных видах иноязычной речевой деятельности, а также лексико-грамматические знания и навыки.

Литература: Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Под ред. А.А.Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010.- 464 с.


Экзаменационный билет 17

Способы организации самостоятельной работы учащихся по ИЯ

Определение понятия: «Самостоятельная работа – вид учебной деятельности, при которой учащиеся с определённой долей самостоятельности выполняют различного рода задания, прилагая необходимые для этого умственные усилия и проявляя навыки самоконтроля и самокоррекции».

Признаки самостоятельной работы: наличие познавательной задачи или проблемной ситуации, побуждающей учеников к самостоятельной интеллектуальной деятельности; включение в познавательную деятельность как мыслительных, так и моторных действия; наличие чёткой формы выражения результата и т.д.

Место самостоятельной работы в процессе обучения ИЯ в рамках обучения в сотрудничестве. Индивидуальный, парный и групповой характер самостоятельной работы.

Типы самостоятельных работ (по П.И.Пидкасистому): 1. по образцу; 2. реконструктивные; 3. вариативные; 4. Творческие.

Классификация видов самостоятельной работы, основанная на источниках знаний. 1. работа с учебником(включая стратегии и приемы работы с учебными текстами и текстами для домашнего чтения, работа со словарем, упражнения в рабочей тетради – тренировочные и творческие и т.д.). 2. работа в интернете (прежде всего, в парадигме проектной деятельности). 3. наблюдения и описание природных явлений, проведение анкетирования и т.п. Более традиционные виды – сочинения, работы с раздаточным материалом, графические работы.

 

 


Экзаменационный билет 18

Цели и содержание обучения ИЯ в начальной школе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

ФГОС, утвержденный 6.10 2009 г. Министерством образования и науки Российской Федерации, является принципиально новым общественным договором между семьей, обществом и государством.

ФГОС – это совокупность трех требований:

1) к результатам освоения основных образовательных программ;

2) к структуре этих программ;

3) к условиям их реализации.

ФГОС первого поколения, вступившие в силу в 2004 г. ФГОС нового поколения
o Цель - сохранить единое образовательное пространство страны. o Определяли требования к ученику o Цель – объединить всех участников образовательного процесса. o Определяют требования к системе образования

Основа ФГОСа:

▪ Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009)

▪ Фундаментальное ядро содержания общего образования» (2009)

Методологическая основа ФГОСа:

Программа формирования универсальных учебных действий, реализующая системно-деятельностный подход в обучении:

ü умение учиться, познавать мир,

ü умение сотрудничать,

ü быть толерантным к людям различных рас и национальностей и т.д.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ

Личностные результаты:

• Готовность и способность к саморазвитию

• Сформированность мотивации к обучению и познанию

• Ценностно-смысловые установки,

• Социальные компетенции

• Сформированность основ гражданской идентичности

• Личностные качества

Метапредметные результаты:

• Освоение универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные) – (основа умения учиться)

 

Предметные результаты (уч.предмета «ИЯ»)

• Приобретение навыков и умений общения с носителями

изучаемого языка.

• Освоение лингвистических представлений

• Расширение лингвистического кругозора

• Сформированность дружелюбного отношения и толерантности

На основе ФГОС создаются примерные программы для начальной школы, которые содержат:

Ø Цель обучения ИЯ

Ø Результаты освоения учащимися программы (метапредметный, личностный и предметный уровни).

Ø Примерное тематическое планирование (перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания и основных видов деятельности учащегося.)

Ø Рекомендации по оснащению учебного процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 3193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.081 с.)