Функции преподавателя иностранных языков. Преподаватель и обучающийся как речевые партнеры в учебном процессе по иностранным языкам. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции преподавателя иностранных языков. Преподаватель и обучающийся как речевые партнеры в учебном процессе по иностранным языкам.



Преподаватель является основным участником процесса обучения, организующим и направляющим его ход. В совре­менной методике получил распространение новый подход к процессу обучения, получивший название центрированный на ученике подход (student-centred approach), суть которого заклю­чается в максимальной передаче инициативы обучения самому учащемуся, что создает партнерские отношения между препо­давателем и учащимися на уроке и в максимальной мере обес­печивает раскрытие личностного потенциала учащихся в резуль­тате особой организации занятий (использование ролевых игр, обучение в сотрудничестве и др.). Однако в любом случае при этом сохраняется ведущая роль преподавателя, которая не дол­жна сводиться лишь к управлению усвоением в рамках реше­ния отдельных учебных задач, но должна заключаться также в реализации принципа активности и самоуправления в учебно-познавательной деятельности учащихся.

В обобщенном виде требования к профессии преподавате­ля могут быть представлены в виде набора профессионально-педагогических функций (функция - от лат. functio – обязанность, круг деятельности). К ним относятся: (по Щукину А.Н. «Обучение иностранным языкам» М.: Филоматис, 2004, стр. 246-247)

1) конструктивно-организаторская –проявляется в процессе подготовки урока, в определении его целей, умении изменить ход урока в процессе проведения занятий;

2) обучающая –определяет характер деятельности препо­давателя по овладению учащимися языком (часто при этом ис­пользуют понятие коммуникативно-обучающая функция, чтобы подчеркнуть качественное отличие ее содержания от деятель­ности преподавателя по обучению другим дисциплинам);

3) воспитательная – проявляется в деятельности учителя по формированию и развитию личности обучаемого, овладении им нравственными качествами и этическими нормами;

4) гностическая (от греч. ‘познание’) заключается в изу­чении речевых способностей учащихся, их интереса к предме­ту, что позволяет выбрать оптимальную программу обучения и методы ее реализации;

5) оценочная –связана с умением оценить уровень форми­руемых знаний, навыков, умений и сопоставить их с требова­ниями Государственного стандарта и программы по языку;

6) мотивационно-стимулирующая –обеспечивает возмож­ности заинтересовать учащихся в изучаемом языке как предме­те обучения и стимулировать их на овладение языком;

7) инструментальная –проявляется в умении преподавате­ля использовать средства обучения как компонент учебного процесса и инструмент педагогического труда;

8) самореализации и саморазвития –заключается в возмож­ности преподавателя осознать самого себя как участника процесса обучения и регулировать свою профессиональную деятельность в зависимости от обстоятельств ее протекания. Функция связана с понятием рефлексия. Она оказывает стимулирующее воздействие на профессиональное совершенствование педагога, помогает в пеодолении качеств личности, которые оказывают отрицательное воздействие на эффективность его педагогического труда.

Основные функции учителя (по Гальсковой Н.Д.):

1. Организующая функция: организация учения каждого ученика и всей группы как на уроке, так и во внеурочное время; привитие школьникам навыков и умений самостоятельного труда по И.Я., самоконтроля и самокоррекции; организация ознакомления, тренировки и применения.

2. Обучающая функция: объяснить, разъяснить, сообщить информацию, комментировать, корректировать.

3. Контролирующая функция учителя реализуется при ознакомлении, тренировке и применении. Через контролирующую функцию учителя обеспечивается обратная связь и подкрепление.

4. Стимулирующая функция.

Специфика ситуаций профессионального общения учителя / преподавателя (по Гальсковой Н.Д.)

1. Партнеры по общению в учебных условиях – не носители языка, разновозрастной контингент

2. Носитель языка и культуры

3. Специфика педагогических задач:

Ø Слушание устных сообщений или диалогов обучающегося и оценка его речи с точки зрения содержания, логики изложения и адекватности языкового оформления замыслу и коммуникативной задаче

Ø Адаптированное к возрастным особенностям обучающихся и уровню их коммуникативной компетенции говорение по ходу урока/занятия

Ø Выразительное чтение вслух

Ø Чтение письменных упражнений учащихся и их оценка с точки зрения содержания, композиционной структуры текстов и языкового оформления

Ø составление текстов упражнений и ситуаций для устного и письменного общения учащихся

Ø Адаптация оригинальных текстов для чтения

Ø Подбор и анализ аутентичных текстов, примеров употребления языковых явлений, аудиозаписей, аудио-и видеоматериалов

Ø Составление пред- и послетекстовых заданий

Ø Составление заданий, вовлекающих студентов в исполнение роли

Ø учителя/ преподавателя ИЯ

Многообразие функций, выполняемых учителем, привносит в его труд компоненты многих специальностей – от актера, режиссера и менеджера до аналитика, исследователя и селекционера. (Щ.П.Подласый)


Экзаменационный билет 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 2914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.006 с.)