Возможности новых информационных технологий в обучении ИЯ в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возможности новых информационных технологий в обучении ИЯ в школе



Кафедра лингводидактики

 

Н.В. Акимова, А.П. Василевич, Н.Д. Гальскова,

О.Н. Никулина, М.И. Четвернина,

Аннотированный перечень вопросов

по теории преподавания иностранных языков

для билетов ГАК 2011-2012 уч. г.


Экзаменационный билет 1

Возможности новых информационных технологий в обучении ИЯ в школе

Под технологиями обучения понимаются технологии, с по­мощью которых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей обучения с наибольшей эффективностью за мини­мально возможный для их достижения период времени.

Под информационными технологиями обучения понимается система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи. (Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. Словарь…). Интернет предлагает различные виды услуг и ресурсов:

1) информационные (библиотеки, СМИ, файловые хранилища);

2) интерактивные (электронная почта, форумы, чаты, блоги);

3) поисковые (поисковые системы, словари);

4) образовательные (ресурсы, образовательные сообщества).

Использование услуг и ресурсов Интернет на занятиях по иностранному языку позволяет разнообразить учебный процесс, обогащать дополнительной информацией УМК, используемые в практике преподавания языков.

Экзаменационный билет 2

Коммуникативная цель как цель обучения ИЯ в школе: структура и содержание

Коммуникативная компетенция как готовность и способность человека осуществлять речевое общение, как показатель уровня владения человеком языком. Иноязычная коммуникативная компетенция как готовность и способность осуществлять иноязычное межличностное (речевое) и межкультурное (диалог культур) общение. Иноязычная коммуникативная компетенция как цель обучения в Примерных программах по ИЯ в рамках ФГОС второго поколения (начальная и основная школы): развитие у учащихся готовности и способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение, в том числе с носителями языка.

Структура ИКК: Речевая компетенция (развитие коммуникативных умений в 4-х видах РД); Языковая компетенция (овладение новыми языковыми средствами, в соответствии с темами и ситуациями общения; освоение знаний о языковых явлениях ИЯ, разных способах выражения мысли в ИЯ и РЯ); Социокультурная/межкультурная компетенция (приобщение к культуре, традициям, реалиям чужой страны, формирование умений представлять свою страну и культуру в условиях межкультурного общения); Компенсаторная компетенция (развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации); Учебно-познавательная компетенция (развитие общих и специальных учебных умений, универсальных учебных способов деятельности: ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения ИЯ и культуры, в том числе с использованием новых ИКТ).


Экзаменационный билет 3

Профессиональная компетенция учителя ИЯ, ее компоненты и содержание

Профессиональная компетенция – это способность преподавателя к успешной профессиональной деятельности. Она включает в себя знания из области дидактики, психологии, языкознания, методики, психолингвистики и других наук, значимых для деятельности педагога, владение профессиональными умения­ми (конструктивными, организаторскими, гносеологическими, коммуникативными), а также умениями по организации дея­тельности учащихся и по управлению такой деятельностью. П.к. – одна из основных целей обучения в педагогическом вузе и повышения квалификации преподавателя языка.

Профессиональная компетенция включает следующие виды компетенции:

а) языковую компетенцию – дает представление о знании системы языка и об умении ею пользоваться для понимания речи других людей, выражения собственных мыслей (в устной и письменной форме), а также анализа речи учащихся с точки зрения ее соответствия нормам изучаемого языка;

б) речевую и коммуникативную компетен­цию – способность к использованию языка как средства об­щения в различных сферах и ситуациях;

в) методическую ком­петенцию — способность пользоваться языком в профессио­нальных целях, обучать языку.

Источники формирования профессиональной компетенции составляют: фи­лософия, психология, лингвистика, педагогика, методика, культурология, социо­логия, экономика, политология, литература, история, иностранный язык, родной язык, семинарские занятия по методике, курсовые и дипломные работы, педаго­гическая практика в школе (в вузе).

Среди умений профессиональной компетенции разделяются: конструктивные (связаны с организацией учебного процесса), учебные (связаны с проведением учебного процесса), гносеологические (связаны с возможностью правильно оценивать учеб­ную деятельность и индивидуальные особенности ученика), рефлексивные (связа­ны с оценкой собственной деятельности).

Профессиональную компетенцию составляют следующие способности к профессиональной деятельности: дидактические, профессиональные, перцептивные, коммуникативные, речевые, организаторские, авторитарные, прогностические.

Основными качествами профессиональной деятельности преподавателя являются: вежливость, добросо­вестность, объективность, доброжелательность, отзывчивость, чуткость, выдерж­ка, самообладание, скромность, чувство нового, чувство собственного достоин­ства, гибкость, инициативность, наблюдательность, находчивость, педагогичес­кое предвидение и др.


Экзаменационный билет 4

Требования к уроку иностранного языка

Урок – основное звено процесса обучения. Урок ИЯ имеет свою специфику, которая определяется самим содержанием предмета, практической направленностью обучения и тем, что иностранный язык выступает не только как цель, но и как средство обучения. Основными психолого-педагогическими и методическими требованиями к современному уроку иностранного языка являются коммуникативность, индивидуализация процесса обучения, речевая направленность заданий, ситуативность обучения, новизна.

Основа для построения урока – методическое содержанием урока. Каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач. Урок как организационная единица обучения длится 40 – 45 минут. Структура его должна быть гибкой. Она определяется этапом обучения, местом урока в серии уроков, характером поставленных задач. В структуре урока должны быть инвариантные, т.е. стабильные, и вариативные моменты. Структура любого урока по иностранному языку включает: начало, центральную часть и завершение.

Планирование урока включает три основных этапа:

Определение задач урока и подготовка материала;

Планирование начала урока;

Планирование основной части урока и его заключения.

Литература:

Соловова Е.Н. Базовый курс методики обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 2006.

Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 2006.

Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка.- Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010.- 640 стр.

 


Экзаменационный билет 5

Иностранный язык как учебная дисциплина в системе школьного образования. Развитие и воспитание школьников средствами данной дисциплины.

Иностранный язык как учебный предмет - основная структурная единица учебно-воспитательного процесса.

Краткая история возникновения понятия «иностранный язык как учебный предмет» (с середины 18 в. до н.вр.).

Основные характеристики учебного предмета «Иностранный язык»: гуманитарная дисциплина; вхождение в образовательную область «Филология»; овладение способами речевой деятельности; межпредметность (безпредметность, беспредельность – по И.А. Зимней); многоуровневость (от системы языка до умений речевого общения); полифункциональность (ИЯ – как цель и как средство обучения).

Общность Иностранного языка как учебного предмета с другими дисциплинами: нацеленность на реализацию образовательной цели; построение учебного процесса в соответствии с общедидактическими принципами; отбор и структурирование содержания обучения в соответствии с теоретическими основаниями и др. Отличие: стратегическая направленность на приобщение учащихся к «некоторому социальному явлению совершенно независимо от знания законов этого явления», на «практическое овладение языком, т.е. некоей деятельностью, являющейся функцией того или другого человеческого коллектива» [Щерба].

Общность Иностранного языка как учебного предмета с русским языком: коммуникативная цель, универсалии в системах европейских и других языков, психологические, психолингвистические и дидактические закономерности процесса изучения языка. Отличие: разный путь овладения языком; разный баланс практических и общеобразовательных задач; разное отношение к проблеме изучения системы языка.

Воспитательный и развивающий потенциал учебного предмета: 1) формирование потребности изучения ИЯ и овладения им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; 2) формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры; 3) развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами ИЯ; 4) осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек (ФГОС).


Экзаменационный билет 6

Экзаменационный билет 7

Экзаменационный билет 8

Экзаменационный билет 9

Система средств обучения ИЯ

Средства обучения – это комплекс учебных посо­бий и технических приспособлений, с помощью которых осу­ществляется управление деятельностью преподавателя по обу­чению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Средства обучения относятся к базисным категориям методи­ки. Они облегчают процессы обучения и овладения языком и делают их более эффективными.

В структурном отношении принято выделять: средства обучения для преподавателя, для учащихся, а также аудио­визуальные и технические средства. Последние в одина­ковой степени адресуются как преподавателю, так и уча­щимся.

Средства обучения я своей совокупности составляют со­держание типового учебного комплекса (или учебно-методи­ческого комплекса), предназначенного для работы с конкрет­ным контингентом учащихся в условиях определенного про­филя обучения. Обязательными компонентами такого комплекса считаются учебник, книга дня учителя, аудиовизу­альное приложение в виде набора грамзаписей, компьютер­ных программ, видеофильмов. Другие компоненты комплек­са призваны конкретизировать и дополнить содержание учеб­ника – основного компонента комплекса, не выходя при этом за пределы зафиксированного в программе учебного мате­риала.

Система средств обучения подразделяется на три основных класса:

1. Для преподавателя: образовательный стандарт; программа по ИЯ; книга для учителя; дополнительная литература (справочная, методическая, научная) и т.д.

2. Для учащихся: учебник; рабочая тетрадь, книга для чтения, учебные пособия (по развитию речи, сборник упражнений по грамматике, обучающий CD-ROM и т.д., портфель ученика, языковой паспорт и т.д.).

3. Технические средства: 1) аудиовизуальные: фонограммы, видеограммы, видеофонограммы; 2) технические: звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические, средства компьютерного обеспечения, электронные интерактивные доски и т.д.).


Экзаменационный билет 10

Европейский Языковой Портфель: функции, цели, структура, содержание и особенности использования на разных образовательных этапах

ЕЯП – результат проекта Совета Европы «Языковая политика в многонациональной и поликультурной Европе» и «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком».

Функции ЕЯП: 1) информационная (или отчетно-информационная) – фиксация достижений учащегося в области овладения неродным и иностранными языками, фактов и опыта использования изучаемых языков в межкультурном общении, а также опыта учебной деятельности в области изучения языка и культуры; 2) педагогическая – повышение мотивации обучающихся, повышение качества языковой подготовки, развитие самооценки и формирование автономии учащегося в учебной деятельности по овладению ИЯ.

ЕЯП – пакет документов, который позволяет его пользователю: 1) ориентироваться в системе общеевропейских требований, 2) в течение длительного времени фиксировать свои достижения и опыт овладения языком, полученные квалификации, а также отдельные виды выполненных им работ, 3) сопоставлять свой уровень владения изучаемым языком с критериями его использования в условиях реального межкультурного общения, 4) иметь документальное свидетельство его соответствия общепринятым критериям оценки.

Структура:

Языковой паспорт – фиксация данных о языках общения в семье, изучаемых иностранных языках, месте и времени их изучения, фактах и опыте межкультурного общения и самостоятельная оценка уровня владения ИЯ в данное время (и в течение всего процесса овладения ИЯ)

Языковая Биография – «Дневник» или «Бортжурнал путешествия по годам обучения» – призван сформировать и развить умения рефлексивной самооценки цели, задачи (целеполагания) и результата изучения языка, умений четче организовывать работу над изучаемым языком, составлять свою программу изучения и совершенствования иностранного/-ых языка/-ов.

Досье – практические примеры своих достижений в изучении языка (языков).

Варианты ЯП для разных образовательных функций учитывают: 1) уровневые требования; 2) возрастные особенности обучающихся; 3) особенности технологии обучения ИЯ; 4) преемственность последовательных вариантов ЯП.

Например: Начальная школа: задача повышения мотивации. Основная и старшая школа: развитие автономии учащегося в области изучения языка и культуры. Старшая школа и профессиональное образование: большее значение приобретает информационная функция ЯП.


Экзаменационный билет 11

Экзаменационный билет 12

Инновационные образовательные технологии

в области языковой подготовки старшеклассников

Педагогическая технология – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка. Большинство исследователей рассматривают технологии обучения как один из способов реализации на занятиях личностно-деятельностного подхода к обучению, благодаря которо­му учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности. Главный принцип личностно-ориентированного подхода в обучении заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, на первый план выходит деятельность познания, а не преподавания. В этой системе, учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.

Среди приоритетных технологий личностно-ориентированного обучения среди прочих можно выделить следующие:

1) обучение в сотрудничестве;

2) метод проектов;

3) ситуационный анализ;

4) ролевые игры проблемной направленности.

Обучение в сотрудничестве. Под обучением в сотрудничестве, понимается метод активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в малых группах, реализующий на практике принципы личностно ориентированного обучения и основанный на зависимости учащихся друг от друга, их зависимости от общей цели, их взаимной ответственности за результаты совместной деятельности, при непременном условии взаимного обучения. Теоретические основы обучения в сотрудничестве были разработаны Дэвидом и Ричардом Джонсонами в конце ХХ в. От традиционной групповой работы и других видов обучения в малых группах работу в сотрудничестве отличает именно то, что каждый участник группы несёт ответственность не только за себя и свой участок работы, но и за работу каждого из своих партнёров и результат является плодом усилий всей группы. Обучение в сотрудничестве построено на взаимном обучении, взаимопомощи и взаимоконтроле учащихся во время совместной деятельности. Работу в группах сотрудничества характеризуют пять элементов, сформулированных Джонсонами: 1) позитивное взаимодействие; 2) индивидуальная и коллективная ответственность. 3) тесное общение внутри группы и личные контакты; 4) навыки социального поведения в коллективе; 5) технология совместной работы.

Метод проектов. Метод проектов основывается на теоретических концепциях «прагматической педагогики» (лат. pragma – ‘дело, действие’) и проблемного обучения американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952).

С педагогической точки зрения метод проектов – это творческая учебная деятельность, в процессе которой учащиеся приучаются творчески мыслить и реализовывать усвоенные ими средства и способы работы. По содержанию эта учебная деятельность интеллектуально нагруженная, по форме предъявления материала она – проблемная, а по форме добывания знаний – самостоятельная. Поскольку метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную или групповую), он дает возможность осуществить дифференцированный подход в обучении.

Ситуационный анализ. Метод ситуационного анализа, или кейс-стади (англ. case-study изучение конкретного случая, дела, ситуации’) относится к неигровым имитационным активным методам обучения и основан на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций. Считается, что впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета ещё в 1870 г. С начала ХХ в. метод прочно вошёл в практику обучения в Чикагском университете на факультете социологии, а в 1924 г. активно вошёл в учебный процесс Гарвардской школы бизнеса.

Практической целью кейс-стади является научить применять теоретические знания на практике и принимать верные стратегические решения, а основной задачей – комплексное исследование конкретной ситуации и оценка эффективности принятых решений. Считается, что ситуационный анализ является одним из наиболее эффективных способов обучения решению типичных проблем. В основе этого проблемного метода обучения лежит анализ ситуации, дискуссии. Одной из его составных частей могут быть ролевые и деловые игры, драматизации.

Ролевые игры проблемной направленности являются мощным образовательным средством. Они позволяют сочетать сразу несколько педагогических технологий – таких, как проблемное обучение, метод проектов, работу в сотрудничестве. Участникам ролевой игры проблемной направленности необходимо сообща решать определённую проблему, рассматривая её под разными углами зрения, использовать заготовленную и находить новую информацию для решения поставленной проблемы, критически её осмысливать и через дискуссию приходить к необходимому общему решению.

В ролевой игре проблемного характера всегда присутствует некий конфликт. Это может быть конфликт интересов, целей, точек зрения, разных позиций, личностный конфликт, который необходимо решить. Проблемность ролевой игры реализуется через моделирование ситуаций, в которых та или иная проблема может найти определенное решение. Ролевые игры проблемного характера применимы практически на всех этапах обучения, исключая начальный. Особенно эффективным применение этого метода оказывается в аудитории старших школьников или студентов.


Экзаменационный билет 13

Содержания обучения ИЯ

Содержание обучения ИЯ понимается как категория, педагогически интерпретирующая цель обучения ИЯ. Если цель – многоаспектное образование, то и содержание, с помощью которого происходит достижение этой цели, не может быть не многокомпонентным.

Лингвистический компонент –это знания, вовлекаемые в процесс обучения учебному предмету: языковой материал (лексический, грамматический, фонетический), речевой, социокультурный. Психологический компонент – это навыки и умения использовать приобретаемые знания с целью осуществления устной и/или письменной коммуникации. Согласно новому ФГОС на смену ЗУН (знания, умения, навыки) пришли общеучебные-умения (ОУУ) или универсальные учебные действия (УУД) и специальные учебные действия (СУУ). Методологический компонент – сущность методологического компонента содержания обучения сводится к тому, что в процессе обучения учитель не только объясняет новый материал и организует его правильную отработку, но и предлагает своим ученикам определенные алгоритмы выполнения заданий, обучает их базовым приемам самостоятельной работы, а в случае необходимости снабжает их памятками по рациональному выполнению тех или иных заданий или видов работ.

Поскольку обучение иностранному языку предполагает форми­рование необходимой языковой, речевой и социокультурной ком­петенции, то очевидно, что в понятие методологического компо­нента содержания обучения различным аспектам языка и видам речевой деятельности входит обучение различным приемам работы с лексикой, грамматикой, фонетикой, различными типами слова­рей и справочников, а также приемам работы с текстом, в том числе и собственным. Необходимо также научить учащихся прово­дить социокультурные наблюдения в процессе соизучения языков и культур. Для этого можно использовать различные памятки-ин­струкции.

В качестве примера приведем фрагмент Примерных программ по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы (стр.14-19).

1. Предметное содержание речи (семья, досуг и увлечения, здоровый образ жизни, образование, профессия, окружающий мир, СМИ, страна ИЯ и родная страна);

2. Виды РД: Говорение (диалог/монолог); Аудирование (аутентичные, аудио и видеотексты); Чтение (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием, с полным пониманием); Письмо (короткие поздравления, заполнения формуляров, личное письмо с опорой и без, составление плана)

3. Языковые знания и навыки: Орфография; фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи

4. Социокультурные знания: (сведения о стране ИЯ, реалиях, представление о сходстве и различиях с родной страной)

5. Компенсаторные умения (прогнозирование, использование синонимов и т.д.)

Специальные учебные умения


Экзаменационный билет 14

Умения учиться и овладение ИЯ в учебных условиях

Доказано, что эффективность любой человеческой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность - не исключение. Говоря о ней, В.А. Сухомлинский писал, что в подавляющем большинстве случа­ев овладение знаниями непосильно для ученика потому, что он не умеет учиться.

Значимость умения учиться возрас­тает в период перехода от индустриаль­ного к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учеб­ных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способ­ность к саморазвитию, самосовершен­ствованию, считается важнейшей клю­чевой задачей современной системы образования (2).

Учить учиться нужно в процессе пре­подавания всех школьных предметов, но развитие учебных умений (УУ) на уро­ках иностранного языка особенно важно, что объясняется спецификой предмета:

Те УУ, которыми ученики овладе­ли при изучении других предметов, не всегда могут быть перенесены на урок иностранного языка (ИЯ) без соответ­ствующей коррекции. Многие УУ долж­ны быть сформированы заново. А при обучении ИЯ второклассников форми­ровать УУ как общеучебные, так и спе­циальные приходится с нуля.

Овладение ИЯ в школе происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного уче­ника приходится в среднем одна-две минуты говорения за урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно толь­ко в случае, если ученик будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока и продуктивно организовы­вать свои занятия дома.

Во время школьного обучения закладывается только основа практиче­ского владения иностранным языком, на которой может строиться дальней­шее освоение учащимися языка в объеме, необходимом для их дальнейшей про­фессиональной работы, пополнения зна­ний в сфере личных интересов и т.д. Для того чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания ИЯ, школа должна подготовить выпускников к овладению ИЯ в автономном режиме.

Автономное овладение ИЯ предполагает желание и способность ученика взять на себя управление своей деятель­ностью: самостоятельно инициировать ее, ставить адекватные цели и задачи, находить необходимые средства, оцени­вать результаты, осуществлять самокор­рекцию и, главное, нести ответственность за самостоятельное принятие решений и их выполнение (2, 3).

Для того чтобы воспитать выпускни­ка, способного к автономному овладе­нию ИЯ, в УМК необходимо разработать специальную программу развития УУ и УУД.

Если ученик работает неосознанно, наугад, то выполненные им задания содержат ошибки, что ведет к неусвоению материа­ла. Постепенно накапливаясь, ошибки оборачиваются большой бедой: ученик получает низкие отметки, теряет жела­ние учиться. Именно здесь появляются симптомы будущей «болезни» – поте­ря интереса, мотивации к учению. А в результате - «брак», который больно бьет по интересам всего общества: оно теряет ученика как личность, стремя­щуюся к активному познанию окружаю­щего мира, самосовершенствованию и самообразованию.

Отсюда возникает противоречие между необходимостью уметь учиться и отсутствием у учащихся нужных учеб­ных умений, обеспечивающих успешное овладение иностранным языком.

Для развития умения учиться в УМК, реализующих новые ФГОС, следует раз­работать определенные средства.

Сказать о школьнике, что он умеет учиться можно только тогда, когда он правильно, в макси­мально короткое время и наиболее рацио­нальным способом выполняет любое зада­ние учителя. Арсенал заданий у учителя и в учебнике велик, поэтому умение учиться будет складываться из отдельных учеб­ных умений. УУ могут быть двух типов: общеучебные (универсальные для многих школьных предметов способы получе­ния и применения знаний) и специальные умения (способы выполнения деятельно­сти, значимой для овладения конкретным учебным предметом).

Иностранный язык, наряду с другими образовательными предметами, влияет на развитие общеучебных умений (ОУУ) или (УУД). Наиболее полный перечень УУД можно найти в пособиях, сопрово­ждающих ФГОС (2). Для того чтобы опреде­лить состав и минимальное количество СУУ, обеспечивающих умение учиться, рассмотрим структуру учебной деятельности ученика. На уроках ино­странного языка ученик общается с учителем, одноклассниками т.д.; позна­ет лингвистические закономерности Ия, знакомится с культурой своей стра­ны и стран изучаемого языка; учит­ся общаться и познавать. Таким обра­зом, вся учебная деятельность ученика состоит из коммуникативно-учебной, познавательно-учебной и операционно-учебной деятельности, являющейся необ­ходимым условием успешного достиже­ния практических (коммуникативных) и общеобразовательных (познавательных) целей.

Известно, что цели обучения реали­зуются через заложенную в УМК систе­му упражнений. Поэтому для выделения номенклатуры (перечня) учебных уме­ний необходимо провести анализ всех видов учебных заданий, упражнений и других средств обучения представленных в УМК для начальной школы, средней и старшей.

Развитие умения «Учись учиться» (для начальной школы). Учащиеся должны:

· быстро просматривать тексты и диалоги, чтобы най­ти необходимую информацию;

· иметь мотивацию к самостоятельному чтению на ан­глийском языке благодаря сюжетным диалогам, сказке, за­бавным комиксам и т. д.;

· совершенствовать навыки письма;

· становиться более ответственными, пополняя свой языковой портфель, и вести записи о выполненных работах в разделе «Языковой паспорт»;

· оценивать свои успехи в изучении языка, используя таблицы и карточки самооценки, делать в них записи, развивая, таким образом умение работать самостоятельно.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности (для основной школы). Формируются и совершенствуются умения:

· работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;

· работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлече­ние основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;

· работать с разными источниками на иностранном язы­ке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурса­ми, литературой;

· планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, ан­кетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;

· самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

Развитие умения «Учись учиться» (для старшей школы). Учащиеся должны:

• уметь быстро просматривать тексты и диалоги, чтобы найти необходимую информацию;

• иметь мотивацию к самостоятельному чтению на анг­лийском языке благодаря сюжетным диалогам, отрывкам из литературных произведений, разножанровым текстам;

• совершенствовать навыки письма;

• становиться более ответственными, пополняя свой Языковой портфель, и вести записи о выполненных рабо­тах в разделе «Языковой паспорт»;

• оценивать себя, планировать свою деятельность, фор­мулировать задачи и способы решения поставленных це­лей, развивая умение работать самостоя­тельно.

В УМК должны быть разработаны сред­ства, предназначенные для целенаправлен­ного развития умения учиться. Арсенал таких средств достаточно велик. Среди них такое средство, как памятка. С ее помо­щью учитель может эффективно управлять учебной деятельностью ученика. Памятка («узелок» на память) - это описание того, как следует выполнять какое-либо задание (упражнение) или использовать то или иное учебное средство. Иными словами, памятка - вербальная модель приема учеб­ной деятельности.

Литература:

1. Кузовлев В.П. Памятка как средство развития учебных умений и универсальных учебных действий. ИЯШ №7, 2010

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли./ Под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.

3. Программы общеобразовательных учреждений для начальной, основной и старшей школы.


Экзаменационный билет 15

Метод проектов в учебном процессе по иностранным языкам: цель, типология, этапы работы над проектом, требования к проектам

В основе метода – проблемно-поисковая деятельность учащихся. Эту проблему учащиеся решают сами при помощи учителя (он только помогает).

Существует несколько классификаций, в зависимости от того, какой признак лежит в основе.

По доминированию в проектной деятельности: исследовательские проекты [мини-научная деятельность с четкой структурой и логикой]; творческие проекты [в основе лежит творчество уч-ся (структуры быть не может). Результат – творческое произведение (сказки, стихи)]; ролевые и игровые проекты [нет четкой структуры, главное – каждый уч-ся принимает какую-то роль]; ознакомительно-ориенти-рованные (информационные) проекты [сбор информации по какой-то области знания. Результат – презентация информации]; практико-ориентированные проекты [связаны с реалиями жизни – спасение животных, охрана окружающей среды].

Предметно-содержательные области: монопроекты (в рамках одного проекта); межпредметные проекты;

По характеру координации: с открытой (явной) координацией (координатор-учитель); со скрытой координацией (координируют сами участники).

По характеру контактов: внутренние (класс, школа); региональные; международные (между странами).

По количеству участников: личностные (между двумя партнерами); парные (между парами); групповые (самые распространенные). Роль учителя - правильно составить группу (избежать конфликтов), нельзя всех сильных в одну группу, а всех слабых в другую. Внутри группы важно распределить роли (по желанию). Внутри -самостоятельно (формирование ответственности).

По продолжительности: краткосрочные (от одного до нескольких уроков); среднепродолжительные (от недели до месяца); долгосрочные.

Этапы организации проекта:

1. Выдвижение гипотезы (постановка проблемы). Учеников нужно подвести к выдвижению гипотезы по нужной цели.

2. Мозговой штурм. Деление уч-ся на группы, каждая из которых получает задание. Принцип психологической совместимости. Обучение в сотрудничестве. Обсуждение в группе. Каждый участник выполняет свое задание.

3. Разработка алгоритма действий (приблизительного или точного).

4. Выполнение индивидуальных заданий. Обсуждение промежуточных результатов. Слабые выполняют посильную работу (например, оформляют). Ученик должен любыми путями самореализоваться. Конечное обсуждение внутри группы, выбор докладчика.

5. Защита проекта в присутствии всех групп; работу группы представляет один человек.

6. Выводы. Подведение итогов.

Литература: Полат Е.С. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Academia, 2003. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010.- 464 с.


Экзаменационный билет 16

Принципы, структура и содержание профильного обучения ИЯ. Организация профильного обучения ИЯ

Психолого-педагогические условия обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. Цели обучения ИЯ на старшей ступени: обеспечить завершение школьниками общего полного среднего образова­ния и подготовить выпускников школы к жизни и труду; помочь учащимся в их самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями, способностями; стимулировать старшеклассников к продолжению образования и создать условия для облегчения их перехода из одного звена системы образования в другое, а также нацелить их на самообразование. Применительно к обучению ИЯ двухуровневое обучение в старшей ступени реализуется в рамках двух курсов обучения: общеобразовательного базового (при трех часах в неделю) и углубленного профильного (при шести часах в неделю).

Осно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.093 с.)