Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционное право на благоприятную
ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ВОПРОСЫ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Из требований, содержащихся в ст. 17, 18 Конституции РФ, вытекает, что права и свободы человека и гражданина, являются непосредственно действующими. Эти права и свободы – явление объективной социальной реальности. Государство не наделяет ими человека, оно только закрепляет их в своем законодательстве. Таким образом, под конституционными правами понимаются наиболее важные права человека и гражданина, получающие высшую юридическую защиту государства. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Это одно из основных субъективных, естественных прав человека и гражданина, данных природой, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни[84]. Впервые право на благоприятную окружающую среду было провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило в мире лишь в конце 80-х – начале 90-х годов XX в. В России право граждан на благоприятную окружающую среду впервые закреплено в Конституции 1993 г. При этом оно дополнено и другими экологическими правами (ст. 42): правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением. Право на благоприятную окружающую среду отражено в той или иной формулировке в конституциях семи государств – участников Содружества Независимых Государств. Надо отметить, что такая тенденция к закреплению этого права в Основном законе широко проявляется в современном мире. Данное право отражено во всех новых конституциях зарубежных стран, хотя его декларация выражена различными терминами. Например, Конституция Бразилии гарантирует, что «каждый имеет право на экологически уравновешенную окружающую среду»; Конституция Южной Кореи провозглашает право на «здоровую и приятную окружающую среду»; Конституция Португалии говорит о «здоровой и экологически уравновешенной окружающей среде»1.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. определяет благоприятную окружающую среду как совокупность земли, недр, почвы, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного, животного мира и иных организмов, а также озонового слоя атмосферы и околоземного космического пространства, естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, природных объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности, и объектов, созданных человеком, качество которых обеспечивает устойчивое функционирование компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов. В понятие качества окружающей среды при этом вкладывается ее состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью. Такое подробное толкование этого и многих других понятий дано законодателем впервые, что значительно облегчило понимание специфичных категорий экологической отрасли права. Следует также отметить, что формулировки Закона достаточно полно учли накопленный к этому времени научный опыт. Исходя из того, что в науке права традиционно делятся на группы, право на благоприятную окружающую среду отнесено к социально-экономической группе. При этом следует отметить, что в силу своей универсальности оно обладает свойствами личных прав, например права на жизнь. Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Возможно, в силу этого обстоятельства Конституция РФ право на благоприятную окружающую среду провозгласила для каждого, не разделяя на категории – права человека и права гражданина (ст. 42), в отличие от некоторых других конституционных прав. Конституция РФ, закрепив наиболее важные права человека (конституционные права), предусматривает специфический набор средств и методов их защиты: кроме ранее существовавшей судебной защиты (суды общей юрисдикции), а также административных действий органов исполнительной власти, конституционно-судебный механизм (конституционные суды), законную самозащиту человеком своих прав, международно-правовой механизм защиты. Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.
Определенной гарантией защиты наиболее важных конституционных прав человека служат также следующие конституционные права: на объединение для защиты своих интересов; собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, избирать и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме. Немаловажным для реализации экологических прав является право на получение квалифицированной юридической помощи. На обеспечение экологической безопасности, природопользования, конкретизацию сфер ведения Российской Федерации и ее субъектов по вопросам охраны окружающей среды направлены, в частности, и положения Конституции РФ, определяющие основы федеративного устройства. Эти вопросы составляют сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, так же как и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (ст. 72 Конституции РФ). Конституция РФ в целом достаточно полно определяет правовые основы обеспечения благоприятной окружающей среды. Однако складывающаяся в стране экологическая обстановка свидетельствует, что существующая система данной отрасли законодательства несовершенна и не имеет действенного механизма реализации.
В.З. Гущин, заведующий отделом проблем прокурорского надзора за законностью в Вооруженных Силах и на спецобъектах НИИ Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ЗАЩИТЫ
Военнослужащие как граждане Российской Федерации обладают всеми правами и свободами, которые перечислены в Основном законе нашей страны. Они могут быть ограничены только федеральным законом в соответствии с ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55, ст. 56 Конституции РФ. Для обеспечения прав военнослужащего, как и прав гражданина, необходима единая, четко скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав и свобод человека. К сожалению, следует констатировать, что такая система в Конституции РФ предусмотрена только в общих чертах и конкретизирована в многочисленных других правовых актах, порой противоречащих друг другу. В п. 4 ст. 4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. (в ред. от 24 декабря 2002 г.) сказано, что реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их компетенций, а также является обязанностью командиров (начальников).
В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г., командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей (ст. 75). Согласно ст. 77 названного Устава командир (начальник) должен принимать меры по предотвращению гибели и травматизма личного состава, устанавливать необходимые требования безопасности на боевом дежурстве (боевой службе), при работе с вооружением и военной техникой, при совершении марша и т.д. Статья 6 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г., гласит: «Уважение личности, национального достоинства, забота о социальной и правовой защищенности военнослужащих – важнейшая обязанность командира (начальника)…». Обязанность командиров (начальников) по защите конституционных прав подчиненных, порядок учета, регистрации, рассмотрения и разрешения их жалоб (обращений) четко регламентированы общевоинскими уставами и другим законодательством. Однако провозглашенные и гарантированные Основным законом РФ права и свободы военнослужащих систематически нарушаются. Например, в 2002 г. в ходе надзорных проверок военными прокурорами выявлено более 4,5 тыс. нарушений командованием законодательства о порядке рассмотрения обращений военнослужащих. Помимо нарушений данного права повсеместно нарушаются и другие права и свободы, провозглашенные и гарантированные Конституцией РФ. Среди объективных причин этого можно выделить недостаточное финансирование Вооруженных Сил, ненадлежащие материальные условия жизни военнослужащих, снижение качественного состава призывников. Неудовлетворенность офицерского состава материальным положением приводит к тому, что многие из офицеров, особенно молодые, не желают продолжать военную службу. В 2002 г. из общего количества уволенных из Вооруженных Сил офицеров более половины покинули армию досрочно[85]. Среди субъективных причин этого следует назвать недобросовестное отношение некоторых командиров (начальников) к выполнению своих служебных обязанностей.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности органов военной прокуратуры. В целях противодействия беззаконию, оказания превентивного воздействия на негативные тенденции в обеспечении прав военнослужащих, гражданского персонала воинских частей и учреждений военными прокуратурами в 2002 г. проведена 22 701 (в 2001 г. – 22 004) прокурорская проверка в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина, которыми выявлено 44 282 нарушения законов. Об устранении выявленных нарушений закона командованию внесено 6407 представлений, принесено 1433 протеста на незаконные правовые акты командования, в защиту интересов военнослужащих и иных граждан заявлено 1579 исков. По результатам проверок к дисциплинарной ответственности привлечены 7717 должностных лиц, к материальной – 575, возбуждено 2024 уголовных дела. Средствами прокурорского надзора восстановлены нарушенные права 216 695 военнослужащих, членов их семей и иных лиц. Основные направления деятельности органов военной прокуратуры в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в 2002 г.: · надзор за исполнением законодательства, направленного на защиту социальных прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, пострадавших (погибших) при исполнении служебного долга в ходе вооруженных конфликтов; · надзор за соблюдением законодательства в сфере обеспечения права военнослужащих на жилье; · надзор за соблюдением законодательства в вопросах обеспечения военнослужащих положенными видами довольствия; · надзор за обеспечением прав военнослужащих на сохранение жизни и здоровья, безопасные условия военной службы, страховое обеспечение; · надзор за соблюдением прав и свобод граждан при рассмотрении в судах гражданских дел о защите прав и свобод военнослужащих. Учитывая, что, несмотря на принимаемые органами военной прокуратуры меры, нарушения прав военнослужащих распространены, военным прокурорам следует наращивать усилия и совершенствовать свою правозащитную деятельность. Эта задача должна решаться путем: · более активного использования в правозащитных целях судов, в частности, направления в суд заявлений о признании нормативных актов органов военного управления недействительными и исковых заявлений в защиту прав военнослужащих (с учетом того, что судебный механизм является хотя и громоздким, но надежным); · повышения эффективности прокурорских проверок соблюдения прав военнослужащих, качества вносимых протестов, представлений, предостережений и усиления контроля за их реализацией; · улучшения взаимодействия органов военной прокуратуры с органами военного управления, а также с высшими органами государственной представительной и исполнительной власти;
· повышения гласности правозащитной деятельности военной прокуратуры, активизации ее взаимодействия в данной области со средствами массовой информации и общественными объединениями, особенно специально созданными для защиты прав и свобод военнослужащих; · более глубокого выявления причин и условий, порождающих нарушения прав военнослужащих, и принятия эффективных мер к их устранению. В соответствии с Федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 12 декабря 1995 г.) каждый военнослужащий, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться с жалобой в суд. Данное право закреплено и в ст. 46 Конституции РФ, в которой, кроме того, сказано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Военнослужащий, в отличие от иных граждан, вправе обжаловать и обжалует решение и действия (или бездействие) органов и должностных лиц военного управления не в территориальные суды, а в военные, которые входят в единую судебную систему и являются федеральными судами общей юрисдикции, но осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ. Число жалоб и заявлений, подаваемых в военные суды, за последние десять лет увеличилось в несколько раз. В 2002 г. военными судами рассмотрено около 120 тыс. жалоб на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц, из которых более 107 500 удовлетворены (85,5%). Многие жалобы затрагивали интересы значительной части военнослужащих, т.е. были коллективными. Большой процент удовлетворенных жалоб свидетельствует о высокой эффективности деятельности военных судов, возрастающей их роли в данной сфере. Однако полностью решить проблему защиты конституционных прав военнослужащих одни суды в настоящее время не в состоянии. Об этом свидетельствует несокращающееся количество нарушений прав и свобод военнослужащих, а также то обстоятельство, что большинство военнослужащих обращаются за защитой своих прав не в суд, а в органы военной прокуратуры, к вышестоящему командованию, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, а в ряде случаев в общественные правозащитные организации. Основная причина неиспользования многими военнослужащими судебной защиты – незнание и непонимание ими задач, образа действий, возможностей военного суда как потенциального защитника их прав и свобод. Для некоторых военнослужащих обращение в военный суд затруднено тем, что ряд воинских частей дислоцируются от судов за несколько сот километров, а выезд из них, особенно для солдат и сержантов срочной службы, ограничен. И не случайно, что именно эта категория граждан редко обращается в суд за защитой своих прав. В настоящее время для большего обеспечения доступа граждан нашей страны к правосудию повсеместно учреждаются первичные, наиболее приближенные к населению звенья судебной системы – мировые судьи. К их компетенции отнесены ряд гражданских и административных дел, рассматриваемых ранее районными судами, а также уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы. Назрела необходимость решения вопроса и о приближении гарнизонных военных судов к месту службы военнослужащих.
П.В. Кочетов, старший военный прокурор организационного управления Главной военной прокуратуры, подполковник юстиции
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.27.199 (0.021 с.) |