Конституционное право на благоприятную 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционное право на благоприятную



ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ВОПРОСЫ ЕГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Из требований, содержащихся в ст. 17, 18 Конституции РФ, вытекает, что права и свободы человека и гражданина, являются непосредственно действующими. Эти права и свободы – явление объективной социальной реальности. Государство не наделяет ими человека, оно только закрепляет их в своем законодательстве. Таким образом, под конституционными правами понимаются наиболее важные права человека и гражданина, получающие высшую юридическую защиту государства.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Это одно из основных субъективных, естественных прав человека и гражданина, данных природой, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни[84].

Впервые право на благоприятную окружающую среду было провозглашено в Конституции Испании 1978 г. и широкое распространение получило в мире лишь в конце 80-х – начале 90-х годов XX в. В России право граждан на благоприятную окружающую среду впервые закреплено в Конституции 1993 г. При этом оно дополнено и другими экологическими правами (ст. 42): правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.

Право на благоприятную окружающую среду отражено в той или иной формулировке в конституциях семи государств – участников Содружества Независимых Государств. Надо отметить, что такая тенденция к закреплению этого права в Основном законе широко проявляется в современном мире. Данное право отражено во всех новых конституциях зарубежных стран, хотя его декларация выражена различными терминами. Например, Конституция Бразилии гарантирует, что «каждый имеет право на экологически уравновешенную окружающую среду»; Конституция Южной Кореи провозглашает право на «здоровую и приятную окружающую среду»; Конституция Португалии говорит о «здоровой и экологически уравновешенной окружающей среде»1.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. определяет благоприятную окружающую среду как совокупность земли, недр, почвы, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, растительного, животного мира и иных организмов, а также озонового слоя атмосферы и околоземного космического пространства, естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, природных объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности, и объектов, созданных человеком, качество которых обеспечивает устойчивое функционирование компонентов природной среды, природных, природно-антропогенных и антропогенных объектов.

В понятие качества окружающей среды при этом вкладывается ее состояние, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Такое подробное толкование этого и многих других понятий дано законодателем впервые, что значительно облегчило понимание специфичных категорий экологической отрасли права. Следует также отметить, что формулировки Закона достаточно полно учли накопленный к этому времени научный опыт.

Исходя из того, что в науке права традиционно делятся на группы, право на благоприятную окружающую среду отнесено к социально-экономической группе. При этом следует отметить, что в силу своей универсальности оно обладает свойствами личных прав, например права на жизнь. Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Возможно, в силу этого обстоятельства Конституция РФ право на благоприятную окружающую среду провозгласила для каждого, не разделяя на категории – права человека и права гражданина (ст. 42), в отличие от некоторых других конституционных прав.

Конституция РФ, закрепив наиболее важные права человека (конституционные права), предусматривает специфический набор средств и методов их защиты: кроме ранее существовавшей судебной защиты (суды общей юрисдикции), а также административных действий органов исполнительной власти, конституционно-судебный механизм (конституционные суды), законную самозащиту человеком своих прав, международно-правовой механизм защиты. Защита предусматривает действия судебных и административных органов по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, а также создание соответствующих правовых гарантий.

Определенной гарантией защиты наиболее важных конституционных прав человека служат также следующие конституционные права: на объединение для защиты своих интересов; собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; участвовать в управлении делами государства непосредственно и через своих представителей, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, избирать и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме.

Немаловажным для реализации экологических прав является право на получение квалифицированной юридической помощи. На обеспечение экологической безопасности, природопользования, конкретизацию сфер ведения Российской Федерации и ее субъектов по вопросам охраны окружающей среды направлены, в частности, и положения Конституции РФ, определяющие основы федеративного устройства. Эти вопросы составляют сферу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, так же как и вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (ст. 72 Конституции РФ).

Конституция РФ в целом достаточно полно определяет правовые основы обеспечения благоприятной окружающей среды. Однако складывающаяся в стране экологическая обстановка свидетельствует, что существующая система данной отрасли законодательства несовершенна и не имеет действенного механизма реализации.

 

В.З. Гущин,

заведующий отделом проблем

прокурорского надзора за законностью

в Вооруженных Силах и на спецобъектах

НИИ Генеральной прокуратуры РФ,

доктор юридических наук

 

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

И ПРОБЛЕМЫ ИХ ЗАЩИТЫ

 

Военнослужащие как граждане Российской Федерации обладают всеми правами и свободами, которые перечислены в Основном законе нашей страны. Они могут быть ограничены только федеральным законом в соответствии с ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55, ст. 56 Конституции РФ.

Для обеспечения прав военнослужащего, как и прав гражданина, необходима единая, четко скоординированная система правовых механизмов и процедур реализации прав и свобод человека. К сожалению, следует констатировать, что такая система в Конституции РФ предусмотрена только в общих чертах и конкретизирована в многочисленных других правовых актах, порой противоречащих друг другу.

В п. 4 ст. 4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. (в ред. от 24 декабря 2002 г.) сказано, что реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их компетенций, а также является обязанностью командиров (начальников).

В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г., командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей (ст. 75). Согласно ст. 77 названного Устава командир (начальник) должен принимать меры по предотвращению гибели и травматизма личного состава, устанавливать необходимые требования безопасности на боевом дежурстве (боевой службе), при работе с вооружением и военной техникой, при совершении марша и т.д.

Статья 6 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 г., гласит: «Уважение личности, национального достоинства, забота о социальной и правовой защищенности военнослужащих – важнейшая обязанность командира (начальника)…».

Обязанность командиров (начальников) по защите конституционных прав подчиненных, порядок учета, регистрации, рассмотрения и разрешения их жалоб (обращений) четко регламентированы общевоинскими уставами и другим законодательством.

Однако провозглашенные и гарантированные Основным законом РФ права и свободы военнослужащих систематически нарушаются. Например, в 2002 г. в ходе надзорных проверок военными прокурорами выявлено более 4,5 тыс. нарушений командованием законодательства о порядке рассмотрения обращений военнослужащих. Помимо нарушений данного права повсеместно нарушаются и другие права и свободы, провозглашенные и гарантированные Конституцией РФ.

Среди объективных причин этого можно выделить недостаточное финансирование Вооруженных Сил, ненадлежащие материальные условия жизни военнослужащих, снижение качественного состава призывников. Неудовлетворенность офицерского состава материальным положением приводит к тому, что многие из офицеров, особенно молодые, не желают продолжать военную службу. В 2002 г. из общего количества уволенных из Вооруженных Сил офицеров более половины покинули армию досрочно[85]. Среди субъективных причин этого следует назвать недобросовестное отношение некоторых командиров (начальников) к выполнению своих служебных обязанностей.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Вооруженных Силах и иных воинских формированиях Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности органов военной прокуратуры.

В целях противодействия беззаконию, оказания превентивного воздействия на негативные тенденции в обеспечении прав военнослужащих, гражданского персонала воинских частей и учреждений военными прокуратурами в 2002 г. проведена 22 701 (в 2001 г. – 22 004) прокурорская проверка в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина, которыми выявлено 44 282 нарушения законов. Об устранении выявленных нарушений закона командованию внесено 6407 представлений, принесено 1433 протеста на незаконные правовые акты командования, в защиту интересов военнослужащих и иных граждан заявлено 1579 исков. По результатам проверок к дисциплинарной ответственности привлечены 7717 должностных лиц, к материальной – 575, возбуждено 2024 уголовных дела. Средствами прокурорского надзора восстановлены нарушенные права 216 695 военнослужащих, членов их семей и иных лиц.

Основные направления деятельности органов военной прокуратуры в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина в 2002 г.:

· надзор за исполнением законодательства, направленного на защиту социальных прав военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, пострадавших (погибших) при исполнении служебного долга в ходе вооруженных конфликтов;

· надзор за соблюдением законодательства в сфере обеспечения права военнослужащих на жилье;

· надзор за соблюдением законодательства в вопросах обеспечения военнослужащих положенными видами довольствия;

· надзор за обеспечением прав военнослужащих на сохранение жизни и здоровья, безопасные условия военной службы, страховое обеспечение;

· надзор за соблюдением прав и свобод граждан при рассмотрении в судах гражданских дел о защите прав и свобод военнослужащих.

Учитывая, что, несмотря на принимаемые органами военной прокуратуры меры, нарушения прав военнослужащих распространены, военным прокурорам следует наращивать усилия и совершенствовать свою правозащитную деятельность. Эта задача должна решаться путем:

· более активного использования в правозащитных целях судов, в частности, направления в суд заявлений о признании нормативных актов органов военного управления недействительными и исковых заявлений в защиту прав военнослужащих (с учетом того, что судебный механизм является хотя и громоздким, но надежным);

· повышения эффективности прокурорских проверок соблюдения прав военнослужащих, качества вносимых протестов, представлений, предостережений и усиления контроля за их реализацией;

· улучшения взаимодействия органов военной прокуратуры с органами военного управления, а также с высшими органами государственной представительной и исполнительной власти;

· повышения гласности правозащитной деятельности военной прокуратуры, активизации ее взаимодействия в данной области со средствами массовой информации и общественными объединениями, особенно специально созданными для защиты прав и свобод военнослужащих;

· более глубокого выявления причин и условий, порождающих нарушения прав военнослужащих, и принятия эффективных мер к их устранению.

В соответствии с Федеральным законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 12 декабря 1995 г.) каждый военнослужащий, права и законные интересы которого нарушены, вправе обратиться с жалобой в суд. Данное право закреплено и в ст. 46 Конституции РФ, в которой, кроме того, сказано, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Военнослужащий, в отличие от иных граждан, вправе обжаловать и обжалует решение и действия (или бездействие) органов и должностных лиц военного управления не в территориальные суды, а в военные, которые входят в единую судебную систему и являются федеральными судами общей юрисдикции, но осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ. Число жалоб и заявлений, подаваемых в военные суды, за последние десять лет увеличилось в несколько раз.

В 2002 г. военными судами рассмотрено около 120 тыс. жалоб на неправомерные действия органов военного управления и воинских должностных лиц, из которых более 107 500 удовлетворены (85,5%). Многие жалобы затрагивали интересы значительной части военнослужащих, т.е. были коллективными. Большой процент удовлетворенных жалоб свидетельствует о высокой эффективности деятельности военных судов, возрастающей их роли в данной сфере. Однако полностью решить проблему защиты конституционных прав военнослужащих одни суды в настоящее время не в состоянии. Об этом свидетельствует несокращающееся количество нарушений прав и свобод военнослужащих, а также то обстоятельство, что большинство военнослужащих обращаются за защитой своих прав не в суд, а в органы военной прокуратуры, к вышестоящему командованию, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, а в ряде случаев в общественные правозащитные организации.

Основная причина неиспользования многими военнослужащими судебной защиты – незнание и непонимание ими задач, образа действий, возможностей военного суда как потенциального защитника их прав и свобод. Для некоторых военнослужащих обращение в военный суд затруднено тем, что ряд воинских частей дислоцируются от судов за несколько сот километров, а выезд из них, особенно для солдат и сержантов срочной службы, ограничен. И не случайно, что именно эта категория граждан редко обращается в суд за защитой своих прав.

В настоящее время для большего обеспечения доступа граждан нашей страны к правосудию повсеместно учреждаются первичные, наиболее приближенные к населению звенья судебной системы – мировые судьи. К их компетенции отнесены ряд гражданских и административных дел, рассматриваемых ранее районными судами, а также уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы. Назрела необходимость решения вопроса и о приближении гарнизонных военных судов к месту службы военнослужащих.

   

 

 

П.В. Кочетов,

старший военный прокурор

организационного управления

Главной военной прокуратуры,

подполковник юстиции



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.27.199 (0.021 с.)