Находящихся в местах лишения свободы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Находящихся в местах лишения свободы



 

Право на информацию, относится к одному из основных прав и свобод человека, которые подлежат безусловной защите со стороны государства и возникают с момента рождения. При этом из естественной природы права на информацию не следует, что оно является некоей абстракцией, оно всегда принадлежит индивиду, участвующему в общественных отношениях, т.е. является субъективным правом.

В содержание субъективного права обычно включают: возможность действия; возможность требования;; возможность пользования социальным благом; возможность защиты[89]. Думается, что и право на информацию с позиции его субъективной принадлежности имеет подобную структуру.

Во-первых, это возможность свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. По смыслу ч.4 ст.29 Конституции РФ перечень правомочий выражается в вариантах активной деятельности человека, связанной с обращением информации.

Во-вторых, возможность требования от других лиц соответствующего поведения, которое должно обеспечить названные правомочия. Думается, что этот элемент структуры права на информацию корреспондирует с обязанностями по предоставлению и приему информации.

В-третьих, возможность пользования социальным благом – информацией. Последнюю можно считать безусловным социальным благом, так как она во многом имеет семантическую основу и выполняет ценностно-ориентационную функцию для человека.

В-четвертых, возможность требовать защиты со стороны государства свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Применительно к осужденным право на информацию имеет свои особенности. Эта специфика обусловлена особенностями всех прав и свобод упомянутой категории лиц. Субъективные права осужденных по своему содержанию, по мнению Минакова Г.Л., включают следующие правовые возможности: а) требовать определенного поведения от других лиц; б) вести себя определенным образом; в) пользоваться определенным социальным благом; г) прибегать в необходимых случаях к государственной или общественной защите1. Согласно этой оценке, представленная структура субъективного права ничем не отличается от структуры субъективного права лиц, обладающих общим правовым статусом.

Представляется, что специфика структуры данного права заключается не в элементном составе, а в объеме правомочий, предусмотренных общим правом граждан на информацию.

Согласно ч.1 ст.12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

В отличие от обязанностей, зафиксированных в общем виде, права осужденных регламентированы в законодательстве исключительно подробно. Это обусловлено в том числе стремлением иметь дополнительные гарантии обеспечения законности при исполнении наказаний.

Однако исходя из данных норм, видно, что законодательно закрепленный объем правомочий, входящих в структуру естественного права человека на информацию, существенно ограничен и включает право получать информацию: о своих правах и обязанностях; о порядке режиме содержания в исправительном учреждении.

Согласно другим нормам УИК РФ, Правилам внутреннего распорядка исправительного учрежедния (п. 3 и 7); ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», осужденные также имеют право на обращения, встречу с адвокатом, священником, на переписку, телефонные переговоры1. Речь здесь идет не об информации, а скорее об ее источниках. Тем не менее это свидетельствует о дополнительных правомочиях: искать, предоставлять и получать информацию о своих правах, обязанностях, о режиме, а также других фактах.

Иными словами, дополнительные правомочия находятся в латентном состоянии, их приходится «проявлять» логическим путем, восполняя образовавшийся пробел в правовом регулировании. Думается, объем правомочий необходимо включить в структуру субъективного права на информацию осужденных. В рассматриваемом случае главное правомочие – получать информацию о правах и обязанностях, об условиях содержания в местах лишения свободы, а также получать общую информацию из газет, журналов, книг, по телевидению, радио – дополняется иными правомочиями. Дополнительные правомочия в информационной области зафиксированы в нормах, закрепляющих иные права, в основном обусловленные специальным правовым статусом рассматриваемой категории лиц.

Учитывая этот пробел в праве осужденных на информацию, на базе учреждения ОД-1/Т-2 УИН МЮ РФ по Владимирской области впервые в уголовно-исполнительной системе России был открыт Центр правовой информации. Он создан по инициативе Уполномоченного России при Европейском Суде по правам человека, Российского фонда правовых реформ и Министерства культуры, Федерального агентства правительственной связи и информации, при активном содействии прокуратуры Владимирской области, а также учреждений и организаций, участвующих в реализации проектов и программ в области правового воспитания населения, юридического образования и правовой информатизации.

В декабре 2002 г. учреждение ОД-1/Т-2 УИН Минюста посетили Уполномоченный России при Европейском Суде по правам человека П.А.Лаптев, заместитель министра юстиции РФ Ю.И.Калинин, руководители ГГПУ Президента РФ, Главного управление исполнения наказаний Минюста России, экспертов Совета Европы. Уполномоченным России при Европейском суде по правам человека было высказано желание об оказании помощи в виде выделения компьютерной техники с базой данных юридической литературы с целью реализации права сотрудников и спецконтингента на информацию.

Российским фондом правовых реформ в марте 2003 г. был заключен контракт № 34/03 с 000 «Телелайн» г. Владимира на поставку, монтаж и наладку компьютерного и офисного оборудования. 26 марта 2003 г. произведено официальное открытие Центра правовой информации. Президентом Российского фонда правовых реформ и начальником учреждения ОД-1/Т-2 УИН МЮ РФ утверждено Положение о Центре правовой информации.

Центр правовой информации использует в своей работе информационные ресурсы Центра правительственной связи РФ во Владимирской области, сформированные на основе базы данных официальных текстов правовых актов, получаемых из центрального узла правовой информации, а также информационные ресурсы ВРИЦ «КонсультантПлюс» (предоставляемые НПО «Синтез»), НПО «Гарант-Сервис».

Деятельность ЦПИ финансируется за счет средств бюджетов всех уровней, Российского фонда правовых реформ, внебюджетных средств, привлекаемых в соответствии с законодательством.

В настоящее время ЦПИ представляет собой сеть из четырех компьютеров, сервера, имеющего выход в Интернет через высокоскоростной радиомодем, сканера, принтера и ксерокса. В базе данных – около 100 тыс. документов. В качестве программного обеспечения используются информационные ресурсы Владимирского регионального информационного центра «КонсультантПлюс», научно-производственного объединения «Гарант-Сервис», информационные ресурсы Центра правительственной связи РФ во Владимирской области. Новые технологии, источники правовой информации, электронная база ФАПСИ, правовая компьютерная система ГАРАНТ позволяют найти конкретный документ или сделать подборку материалов по нужному вопросу, а также познакомиться с законодательством Российской Федерации.

Вся информация, полученная из базы данных при необходимости может быть немедленно распечатана и размножена. Центр располагается в одном из помещений тюремного корпуса, где прежде находились производственные участки. Главная цель работы Центра правовой информации – реализация конституционного права граждан на доступ к правовой информации, оперативное обеспечение информацией сотрудников, проходящих службу в УИС, и спецконтингента, содержащегося в учреждении.

Основными задачами Центра правовой информации явлются: обеспечение доступа к правовой информации, находящейся в распоряжении Центра; создание условий для информационного обслуживания пользователей, в частности, выделение и оборудование помещения, обеспечение условий для установки и подключения технических средств, подбор персонала; получение, обработка и обеспечение сохранности баз данных официальных текстов правовых актов, сформированных в центральном узле правовой информации и представленных Владимирским региональным информационным центром «КонсультантПлюс», научно-производственным объединением «Гарант-Сервис»; актуализация и пополнение информационных ресурсов за счет собственных фондов; участие в пропаганде правовой информации в рамках работы учреждения ОД-1/Т-2 по повышению правовой культуры и правовому воспитанию личного состава, проходящего службу в УИС; повышение квалификации персонала в связи с совершенствованием информационных технологий.

Поиск и подбор правовой информации осуществляются для реализации следующих направлений информационной деятельности:

предоставления своевременной юридической информации спецконтингенту, находящемуся в учреждении;

обслуживания сотрудников учреждения ОД-1/Т-2, ответственных за правовое воспитание и образование личного состава, направленные на четкое соблюдение законов;

обслуживания персонала учреждения по правовым вопросам, связанным с исполнением служебных обязанностей;

обслуживания иных лиц, связанных по роду деятельности с учреждением;

обслуживания профессорско-преподавательского состава, курсантов и слушателей Владимирского юридического института;

организации работы по правовому просвещению и воспитанию личного состава, проходящего службу в УИС1.

В соответствии с целями, задачами и направлениями деятельности Центра правовой информации он должен сформировать условия для повышения уровня правовой культуры и образования спецконтингента посредством использования различных форм информационной работы. Создание данного Центра – одно из звеньев укрепления законности и прав человека при исполнении уголовных наказаний. Это вопрос выполнения Россией международных обязательств, взятых при вступлении в Совет Европы.

Вместе с тем выявленные пробелы в сфере закрепления информационных правомочий осужденных приводят к расширительному толкованию их объема, а это может быть использовано не только во благо как показано выше, но и во вред.

Во-первых, наличие латентных правомочий открывает возможности как для умозрительного конструирования самых невероятных прав и свобод граждан, так и для попыток их произвольного ущемления соответствующим ведомством или администрацией мест лишения свободы.

Во-вторых, наличие выявленного пробела в правовом регулировании ведет к отождествлению источников информации с нею самой. Это также, в свою очередь, необоснованно ограничивает естественное право на информацию, так как имеющийся в законодательстве перечень источников, как показано на примере Центра правовой информации, не является исчерпывающим. Кроме того, осужденные, обвиняемые и подозреваемые могут получать и передавать информацию другим лицам – и это невозможно запретить, за исключением случаев одиночного содержания.

Отсюда следует признать источники информации частью содержания объема данного субъективного права и законодательно расширить их перечень с учетом новых информационных технологий.

М.С. Савин,

руководитель Центра социологии прав человека

Института социально-политических исследований РАН,

директор социологической службы «Барометр»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.009 с.)