Военнослужащих и членов их семей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военнослужащих и членов их семей



 

Конституция РФ признает основные права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, что означает закрепление в Конституции РФ и законах всего объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права. Кроме того, гарантируется их охрана и защита. Значительное место в обеспечении прав и свобод человека и гражданина отводится государственным органам, в особенности – входящим в систему правоохранительных. Одна из важнейших составляющих этой системы – органы прокуратуры.

В условиях функционирования войск и воинских формирований решающая роль в данной сфере принадлежит органам военной прокуратуры. Практика свидетельствует, что военный прокурор является нередко единственным гарантом обеспечения защиты и восстановления нарушенных прав и свобод военнослужащих, а также членов их семей.

Актуальность участия военных прокуроров в защите прав и свобод военнослужащих обусловливается особенностями прохождения военной службы, к числу которых следует отнести: ограничения в выборе места жительства и свободе перемещения; запрещение заниматься отдельными видами деятельности; жесткая регламентация воинского труда, особенно для военнослужащих по призыву; нахождение на иждивении членов семьи и др. Значимость этих проблем существенно возрастает в период проведения военной реформы и значительного сокращения численности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Решая эти задачи, военная прокуратура в полном объеме использует полномочия, предоставленные законом в рамках осуществления надзора за исполнением законов (ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"). Кроме того, на нее возложены обязанности:

рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. В период 2000–2002 гг. в военные прокуратуры поступило 138,5 тыс. таких обращений, из которых 56,4 тыс. признаны обоснованными и удовлетворены;

разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности командиров (начальников), иных воинских должностных лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. В 2000 г. по инициативе военных прокуроров за нарушение прав и свобод человека и гражданина к дисциплинарной ответственности привлечены 7,3 тыс., в 2001 – 7,4 тыс., в 2002 – 7,7 тыс. должностных лиц.

Важное значение для эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина имеет содержание арсенала средств прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений (принесение протеста, внесение представления, объявление предостережения и др.). Существенной мерой по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод граждан является право военного прокурора, при наличии оснований полагать, что эти нарушения имеют характер преступления, возбуждать уголовное дело (к примеру, в 2000 г. – военными прокурорами возбуждено 1394 уголовных дела, в 2001 – 1349, в 2002 – 2024) и добиваться установленными законом способами, чтобы лица его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию. Эта мера наиболее часто используется как средство борьбы с насилием над военнослужащими в войсках.

Приоритетным направлением деятельности военной прокуратуры остается обеспечение реализации положений ст.2, 41 Конституции РФ, закрепляющих права военнослужащих на охрану их жизни и здоровья, а также безопасные условия прохождения военной службы (в 2000 и 2001 г. проведено по 3,9 тыс., в 2002 – 4169 проверок такой направленности, восстановлены права 33 тыс., 63,4 тыс. и 32,6 тыс. лиц соответственно), что в свою очередь служит непременным условием достижения и поддержания высокой боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил.

Противодействие антиуставным проявлениям способствовало снижению распространенности уклонений от военной службы. Существенно опережая темпы сокращения среднегодовой списочной численности военнослужащих Вооруженных Сил, снизилось количество зарегистрированных самовольных оставлений части (места службы) с 15 425 в 1996 г. до 6552 в 2002 г. и с 543 до 355 – число военнослужащих, покончивших с собой.

Анализ практики прокурорского надзора за исполнением законов, направленных на обеспечение социальной защиты военнослужащих, свидетельствует о том, что закрепленные в них права военнослужащих во многих случаях не соблюдаются. Наиболее часто нарушаются такие общепризнанные принципы и нормы, как право на достойный жизненный уровень, на социальное обеспечение и др. Реализация законодательства о статусе военнослужащих сопряжена в современных условиях с большими трудностями. В силу причин социально-экономического характера большинству военнослужащих свойственно сегодня состояние постоянного социального дискомфорта.

Среди проблем, находящихся под пристальным вниманием военной прокуратуры, необходимо выделить следующие.

Социальная защита военнослужащих, пострадавших в ходе вооруженных конфликтов и членов их семей. Социальный статус данной категории граждан регламентируется федеральными законами «О ветеранах», «О статусе военнослужащих», «О борьбе с терроризмом», Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» и другими законодательными и нормативными актами, изданными в их развитие.

Вместе с тем ряд гарантий и льгот не имеют механизма их реализации, зачастую не обеспечены финансовыми ресурсами, по-разному трактуются на местах и не всегда предоставляются должностными лицами органов исполнительной власти и военного управления. Распространены случаи задержки страховых выплат, невыдачи положенных денежных средств военнослужащим, в том числе пострадавшим при выполнении воинского долга в ходе проведения контртеррористической операции на Северном Кавказе, а также членам семей погибших военнослужащих за участие в боевых действиях. Допускаются упущения в организации похорон погибших при исполнении воинского долга, оплате членам семей понесенных расходов на установку памятников и другие нарушения в обеспечении социальной защиты военнослужащих, пострадавших при исполнении боевых действий, и членов их семей.

Соблюдение законодательства о жилищных правах военнослужащих. Предпринятые государством в 1993 – 2002 гг. меры не позволили коренным образом изменить ситуацию с обеспечением жильем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Сложившийся подход к решению жилищной проблемы вступил в противоречие с экономическими возможностями государства. В 2002 г. число военнослужащих только Минобороны России, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляло около 150 тыс., из них более половины – бесквартирные. Каждая пятая офицерская семья не обеспечена жильем.

Военными прокурорами в 2002 г. проведено 1708 прокурорских проверок исполнения жилищного законодательства, выявлено 1601 нарушение законов, внесено 390 представлений, принесено 95 протестов на незаконные правовые акты командования, в суд заявлено 764 иска, восстановлены нарушенные права более 10 тыс. лиц. Нарушения законодательства в данной сфере вызваны не только недостаточным финансированием, но и безответственным отношением отдельных должностных лиц к исполнению служебных обязанностей. Распространены случаи необоснованной постановки военнослужащих на учет как бесквартирных либо нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также предоставления жилплощади военнослужащим, обеспеченным жильем в соответствии с законодательством. Не единичны факты необоснованного предоставления жилья лицам, не имеющим отношения к Вооруженным Силам и иным воинским формированиям Российской Федерации.

Соблюдение законодательства об обеспечении военнослужащих продовольствием, вещевым и денежным довольствием. Прокурорская практика свидетельствует, что на протяжении последних лет в результате неоднозначности нормативного правового регулирования ряда льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных для военнослужащих по призыву, принимавших непосредственное участие в наведении конституционного правопорядка в Чеченской Республике в период 1994–1996 гг. и проведении контртеррористической операции и локальных спецопераций в Северо-Кавказском регионе с 1 августа 1999 г. по настоящее время, продолжаются массовые нарушения их прав.

Особенно много проблем связано со спецификой установленного порядка начисления военнослужащим денежного вознаграждения за участие в таких операциях, а также исчисления сроков прохождения военной службы по призыву, которые провоцируют акции протеста военнослужащих Объединенной группировки войск (сил), недовольство действиями военного руководства, порождают массовые обращения в органы прокуратуры и суды за защитой своих прав. К примеру, только в центральный аппарат ГВП в 2000 г. их поступило 1044, в 2001 – 1709, в 2002 – 3143, подавляющее большинство которых обоснованны.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами военного управления в обязательном порядке необходимо оценивать правомерность принимаемых в отношении военнослужащих решений по жалобам на действия подчиненных командиров (начальников), иных воинских должностных лиц.

Значительный объем работы по защите прав и свобод военнослужащих и других граждан военные прокуроры выполняют, заявляя иски и участвуя в рассмотрении дел военными судами, судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а также опротестовывая противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления этих судов. Указанные задачи решаются военными прокурорами в процессе участия в правотворческой деятельности, координации деятельности командования и правоохранительных органов по борьбе с преступностью, взаимодействия со средствами массовой информации, международного сотрудничества.

Следует отметить, что данная работа носит эффективный характер. К примеру, органами военной прокуратуры в 2000 г. проведено 22,1 тыс. проверок в сфере соблюдения прав и свобод человека, в 2001 – 22 тыс., в 2002 – 22,7 тыс.; выявлено более 20,3 тыс. нарушений законов, в том числе более 3 тыс. незаконных правовых актов, в адрес правомочных должностных лиц внесено 6,4 тыс. представлений, восстановлены нарушенные права 216,6 тыс. лиц.

   

И.И. Бутрим,

военный прокурор

Химкинского гарнизона,

подполковник юстиции

 

 

ПРОБЛЕМы обеспечения конституционного права военнослужащих и членов их семей на жилище в условиях размещения частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами страны

Обеспечение прав и льгот военнослужащих Вооруженных Сил РФ, членов их семей, размещенных на территориях иностранных государств, – одна из актуальных причин в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях военной организации государства. В рамках данной проблемы особый интерес представляет реализация права на жилище военнослужащих и членов их семей, лиц, уволенных с военной службы Вооруженных Сил Российской Федерации, дислоцирующихся на территории государств – участников Содружества Независимых Государств.

Правоотношения, возникающие в указанной сфере, регулируются:

а) нормами законодательства России: ст. 25 и 35 Конституции РФ; Жилищный кодекс РСФСР; Основы жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик; Федеральный закон «О статусе военнослужащих" и др. (всего более ста федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ)

б) международными договорами: Соглашение между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 г. (Киев); Соглашение об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах –участниках Содружества Независимых Государств (Москва, 28 марта 1997 г.); Соглашение между Российской Федерацией и Эстонской Республикой по вопросам социальных гарантий пенсионерам Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Эстонской Республики (Москва, 26 июля 1994 г.)

в) решениями международных организаций: например,решение Экономического Суда СНГ от 22 июня 1998 г. N 01-1/1-98 «О толковании некоторых соглашений СНГ на предмет определения их объектов и целей и совместимости с ними оговорок, сформулированных государствами при подписании документов»);

г) судебной практикой: определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 22 августа 2002 г № КАС 02-380; Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" и другими нормативными актами (всего более 250).

К актуальным проблемам обеспечения права на жилище военнослужащих на современном этапе можно отнести следующие:

Жилой фонд, построенный и приобретенный за счет средств Российской Федерации либо ее субъектов, подлежит оформлению в собственность уполномоченного российской стороной органа. На практике оформлением вновь построенных и приобретенных на территории зарубежных стран объектов данной категории в собственность занимаются квартирно-эксплутационные органы министерств и ведомств РФ, что вызывает многочисленные судебные споры в стране пребывания, так как специально право на передоверие возложенных Правительством РФ полномочий не оговаривалось.

В правоустанавливающих документах на жилые помещения не определены вопросы их перевода в неслужебные, последующей приватизации, передачи коммунальным органам страны пребывания; последние не согласованы с положениями гражданского законодательства как стран пребывания, так и России.

Не урегулирован правовой статус жилых помещений Вооруженных Сил РФ, переданных военнослужащим, уволенным в запас на постоянное место жительства в стране пребывания. В статье 3 Соглашения об обеспечении жилыми помещениями военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в государствах – участниках Содружества Независимых Государств от 28 марта1997 г. (Москва), установлено, что граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей при переезде на постоянное место жительства с территории одного на территорию другого государства–участника СНГ обеспечиваются по избранному месту жительства жилыми помещениями по нормам, установленным для граждан государства, на территорию которого они прибыли, а государство–участник, в вооруженных силах и других воинских формированиях которого проходили военную службу указанные граждане, заблаговременно приобретает для них жилые помещения по избранному ими постоянному месту жительства на территории государства–участника при условии сдачи занимаемых этими гражданами жилых помещений по прежнему месту службы (жительства). Данное Соглашение подписано Российской Федерацией, однако до настоящего времени в силу не вступило (ввиду неполучения депозитарием необходимого количества уведомлений о выполнении внутригосударственных процедур).

Например, в соответствии со ст. 5 Соглашения о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины лица, увольняемые с военной службы из состава флота на территории Украины, и члены их семей, избравшие постоянное место жительства на территории Украины в местах дислокации Черноморского Флота РФ, обеспечиваются жилой площадью за счет средств России. К настоящему времени никаких других правовых актов, регулирующих данную область отношений, не принято. Нерешенность проблемы обеспечения Российской Федерацией жильем военнослужащих, избирающих при увольнении постоянное место жительства в странах–участницах СНГ, нарушает требования ст. 19, 27 и 40 Конституции РФ, устанавливающих равенство прав граждан, их право на жилище и свободу выбора места жительства, а сложившаяся ситуация приводит не только к ущемлению прав военнослужащих, подлежащих увольнению, и членов их семей, но и к значительным затратам государственных средств на их содержание.

Соответствующие изменения могут быть внесены в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы реализации права военнослужащих на жилище, путем использования государственных жилищных сертификатов. Распространить действие указанной Программы на увольняемых военнослужащих можно отдельным международным соглашением стран–участниц СНГ.

Зачастую отсутствуют правовые основы и реальные механизмы контроля федеральными органами власти России соблюдения законодательства при использовании жилого фонда, находящегося в ведении России, размещенного на территории иностранных государств.

Анализ соблюдения законности в данной сфере прав и свобод человека и гражданина, а также реально сложившейся для военнослужащих и членов их семей ситуации, позволяет сделать вывод, что данная проблема нуждается в законодательном регулировании. Дальнейшая неопределенность может негативно сказаться на социальном климате воинских коллективов, боеготовности войск и безопасности страны в целом. Указанные вопросы должны решаться как органами государственной власти России, так и на международном уровне, в целях сокращения неясностей и спорных ситуаций на практике, а также искоренения законодательного произвола со стороны органов управления и должностных лиц.

 

В.Ю. Тычинский,

заместитель начальника НИИ

уголовно-исполнительной системы Минюста России,

кандидат юридических наук

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.018 с.)