Основные положения диссертации, выносимые на защиту 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения диссертации, выносимые на защиту



Текст 2013 г.

· В воинской культуре казачества в конце XVI – начале XVIII вв., которое включала в свой состав представителей разных этнических, социальных и конфессиональных групп, определяющим был статус мужчины-воина.

· Формирование воинской культуры сибирских казаков происходило в специфических условиях контактной зоны (фронтира) восточнославянского земледельческого и сибирского кочевого миров, в экстремальных условиях присоединения Сибири.

· В процессе адаптации казачьих сообществ к новой природной среде и к новым социальным условиям Сибири возрождались архаичные способы производства и системы жизнеобеспечения, что стало определяющим в формировании мировоззренческой стороны воинской культуры.

· Специфика культурной модели раннего казачества определялась тем, что его основой являлась мужская военизированная организация. Важнейшие ее характеристики: однородный половой состав, наличие системы возрастных групп, социального равенства, отказ от производящих сфер хозяйствования в пользу присваивающих (военные набеги и военная служба), коллективная собственность, военизированный уклад жизни.

· Цраская власть в лице воевод и служилое «войско» представляли собой единую систему. Идея служения родине – ключевая в казачьем фольклоре.

· Представления о воинской судьбе, службе, власти, зафиксированные фольклорными текстами, реализовывались в способах устройства внутриобщинной жизни ранних казачьих сообществ, определяя специфику культурной модели донских казаков, которая предстает как часть общерусской традиции.

 

 


 

Термины, понятия, определения

Здесь собраны тексты, которые написаны специально для введения или первой (общетеоретической) главы - детально прописаны термины и понятия, которые будут использоваться в диссертации.

 

 

Воинская культура

Все тексты по теме, что такое воинская культура.

 

 

Понятие воинская культура в российском научном дискурсе

Обобщены работы 1990-2010-х гг. российских ученых, в названии которых фигурировало словосочетание «воинская культура».

Воинская культура

В современной научной литературе важное место занимает теоретическое осмысление феномена войны и выявление ее культурных составляющих, роли в общественных процессах и ценностных оснований. Существует множество подходов к анализу вопросов подготовки к войне, мотивационных факторах, мобилизационных механизмов ― социологический, антропологический, политологический, психологический, однако во всех подобных исследованиях отсутствует общеметодологический подход. Еще более сложным оказывается определение понятия «воинская культура».

Воинская культура, будучи одной из составных частей культуры любого народа, охватывает и материальную, и духовную стороны и выступает в качестве показателя уровня его социально-экономического и политического развития. Кроме этого, следует отметить, что традиционные институты любого этноса в той или иной степени отражают значительную часть аспектов воинской культуры. Многие традиции и обычаи наполняют содержание последней и пронизаны ею. Таким образом, традиционная культура народа, особенно ее духовная составляющая, фактически отражает основное содержание, важнейшие элементы военной культуры и ведущие принципы их функционирования.

Вопрос о войне ― один из универсальных для человечества, на него отвечает каждая этническая культура, в разнообразных ответах на него проистекает многообразие культур. Военная культура любого этноса формируется при определенных социально-экономических и политических условиях. Она изменяется и развивается с изменением и развитием этих условий. Но однажды возникнув, она будет определять логику развития этого общества и этого этноса. Огромную роль в процессе становления военной культуры любого народа, кроме внутренних факторов, играют и внешние обстоятельства. В частности, постоянные военные столкновения по периметру границы на юге, на востоке и на западе и необходимость выработки самых разнообразных форм и методов защиты своей родины заставили русских создать такую военную культуру, которая обеспечивала бы их независимость.

Исходя из внешних обстоятельств, в которых они жили, русские не могли не создавать своей собственной военной идеологии и военной культуры в целом, без которых этнос не мог сохранить себя как народ, защитить свою землю. Необходимость постоянно иметь смелых воинов, ополчение, большие общественные расходы на вооружение и фортификацию породили общество-казарму, общество-армию, вообще общество, весь жизненный уклад был подчинен военным условиям.

В научной литературе достаточно широко представлены этнографические и историко-археологические исследования военных традиций, военного дела, военного искусства, военно-экономического потенциала различных народов, включающие в воинскую культуру материальную (вооружение, обмундирование, амуниции) и духовную (идеологические основания войны, принципы доблести, верности, благородства, распространенные в конкретной культуре) составляющие. Условно в воинской культуре можно выделить материальную и духовную части: военная форма, знамена, ордена, геральдические знаки, места военных захоронений, фортификация, вооружение, тактика, стратегия, приемы ведения боя. Духовные компоненты воинской культуры включают в себя воинские ритуалы (присяга, награждение, ритуалы воинских дисциплин, порядка и быта); воинские традиции (межличностные взаимоотношения, отношение к государству, врагу, мирным гражданам и т. д.), мировоззренческие установки (представление о чести и доблести, верности), уровень эрудиции и общекультурного багажа знаний у личного состава; принципы профессионализма (степень овладения военной специальностью).

Особенности воинской культуры заключаются в том, что и материальные и духовные компоненты неразрывны связаны между собой. Рассуждая о боевом знамени, невозможно оставить без внимания вопросы воинской чести и доблести, профессиональной подготовки, отношению к врагу и командованию. Материальные ценности воинской культуры являются воплощением духовных принципов, положенных в основу в данной культуре.

Боевая мощь войск не замыкается лишь на техническом развитии вооружений. В сражениях победа или поражение проистекают от действий индивидов. Люди управляют техникой, отношение к войне, убийству, долгу, профессионализма, мотивации определяют действие войска в бою и в мирное время. Степень милитаризованности сознания, отношение к противнику и оружию, убийству и страху формируются в течение долгого времени и связаны со многими сегментами социокультурной жизни того или иного этноса. Частью неосознаваемые, представленные в традициях и менталитете, частью целенеправленно культувируемые посредством социальных и культурных институтов, компоненты воинской культуры представляют собой сложный комплекс ценностей, мотивов, реакций и шаблонов поведения.

Анализ культурного, социального и морального контекстов военных действий содержится в работах многих авторов, начиная с древнейших времен. Проблемам войны и мира уделяли внимание Аристотель, Макиавелли, Платон, Тертуллиан, Фома Аквинский, Эразм Роттердамский, мыслители эпохи Просвещения — Гольбах, И. Кант, Ф. Ницше, Ж.- Ж. Руссо.

В рамках философии и социологии войны военные действия рассматриваются в этической перспективе: проблемы насилия, формирования образа врага, вопросы войны и мира. В центре исследовательского поля социологии войны поставлены проблемы места и роли войны в системе социальных отношений, ее специфики как особого рода межгрупповых отношений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.007 с.)