Состояние научной разработки темы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние научной разработки темы исследования



Приведены тексты по историографии вопроса.

Фрагмент 1

Изучение истории служилых людей в Сибири в контексте проблемы присоединения Сибири к России: какие аспекты изучены, по каким вопросам написаны книги и статьи, что осталось за скобками.

История Сибири в целом хорошо изучена и изучается. По многим направлениям исторического сибереведения достигнуты большие успехи. Но воинская культура русских выпала из поля зрения исследователей, осталась до сих пор неизученным вопросом, «белым пятном» в истории Сибири.

Между тем изучение этой прозаичной проблемы даст ответы на целый ряд принципиальных для истории Сибири вопросов, в частности, на такой важный: каким образом русским удалось подчинить аборигенов ― воинственных, смелых, сильных воинов с хорошим вооружением? Русских землепроходцев, которые осуществляли присоединение Сибири, было намного меньше, чем аборигенов, как в целом, так и зачастую в конкретных сражениях. Но их, как правило, небольшие отряды добивались победы над значительно превосходящими силами местных племен. Благодаря чему? На этот вопрос в сибиреведении со времен Миллера нет убедительного ответа.

Бросается в глаза то обстоятельство, что сюжеты по военному делу русских никогда не оказывались в фокусе исследования, никто из историков даже не ставил задачу их детального рассмотрения и анализа. Прослеживается зависимость историографии от оценки характера присоединения Сибири, которая прошла три периода. Концепция завоевания (XIX в. ― 1930-ые гг.). К концу 1950-х гг. утвердилась концепция преимущественно мирного и даже добровольного вхождения, а вместе с ней угасло военное направление в сибиреведении, изучающее русско-аборигенные взаимоотношения, военное искусство царских служилых людей. С середины 1980-х гг. начался процесс пересмотра концепции о мирном вхождении народов в Россию. Однако общий пересмотр взглядов не привел к появлению серьезных работ о военном деле русских в Сибири.

Изученными на сегодняшний день являются следующие аспекты воинской культуры русских казаков Сибири конца XVI ― начала XVIII вв.:

1) Организационная структура вооруженных сил в Сибири: численность, состав, источники комплектования, дислокация, виды службы, автономность от центра. Это работы Г.А. Леонтьевой, Н.И. Никитина, В.А. Александрова, Ф. Г. Сафронова и др.

2) Оружиеведческий аспект. В литературе есть несколько работ по русскому оружию в 16–17 вв. (фундаментальные исследования А. Висковатова, В. М. Глинки, С. Л. Марголина, В. Е. Маркевича, С. К. Богоявленского и др.), которые, несомненно, помогут разобраться в специфике сибирских материалов по оружию. Есть сведения в «Истории казачества азиатской России» в главе «Обмундирование и вооружение казачьих войск». Информативны сведения А.В. Чернова о вооружении казачьей конницы.

3) Самое большое количество литературы по военному делу русских накопилось по фортификации. Большой вклад оставил А.В. Огурцов, В.И. Сергеев, В.И. Кочедамов, Е.А. Ополовникова, Н. П. Крадина. Проведено много реконструкций. Но фортификация, как правило, рассматривалась в рамках темы «градостроительство», собственно ее военное назначение представлено слабо.

На современном этапе казачество Сибири конца XVI ― начала XVIII вв. изучается как отдельная исследовательская проблема, так и в контексте колонизации Сибири. Казачеством Сибири как этнокультурной группой со своими традициями, обычаями и мировоззренческим комплексом занимаются исследователи В. В. Исаев, Г. И. Романов, П. А. Новиков, А. И. Коваленко, Д. В. Колупаев, Ю. Г. Недбай и др.

Фрагмент 2

Что написано по казачеству в целом как социокультурной группы, имеющей отношение к войне и воинской культуре (на российских и на сибирских материалах, акцент на работы последнего времени).

В последние 20 лет бурное возрождение казачества, интерес... казачьи организации, совет при президенте, значимый феномен современного мира, то есть их культура, обращение к истокам культуры, вопросы об этногенезе, происхождение казаков и т. п.

Потом перейти к тому, что истоки закладывались в прошлом, что казаки в российской истории ― уникальный феномен, который сыграл огромную роль в истории России. Здесь можно вспомнить слова Л. Н. Толстого: «Казаки сделали Россию». Если бы не казаки, то России такой, какая она сейчас есть, в принципе не было бы. И утверждение великого русского писателя не лишено основания. и там можно сказать, что в процессе колонизации юг России (Дон, Северный Кавказ) первым осваивали казаки, Поволжье (Яик, Волгу) тоже осваивали казаки, Сибирь осваивали казаки, дошли до Тихого океана. То есть они «сделали» Россию. На Украине украинские казаки, которые вели борьбу против поляков и добились присоединения к России ― снова расширили границу. Весь процесс колонизации начинался с казачества. Это все повышает значимость, актуальность исследования.

Одно направление историографии идет на изучение казачества применительно к этому времени, тогда это общероссийская историография. А второе направление ― это наоборот сибирское казачество. Этим вообще не занимались. Только такие общие вещи ― численность, состав.

Значение казачества в истории России обусловило огромный интерес к казачеству. Изучение казачества началось в XVIII в. Первая работа ― Миллера по русским казакам. И с тех пор шла по нарастающей вплоть до начала XX в. Огромный массив литературы. В XX в. в период советской власти внимание к казачеству было снижено, хотя работы появлялись, небольшими темпами, в рамках классового подхода. С конца 1980-х ― начала 1990-х гг. научный интерес ― объем литературы просто колоссальный.

Объем литературы огромен, изучались самые разные аспекты, разные региональные, территориальные группы, разные хронологические периоды. Поскольку обобщающих работ по казакам, к сожалению, нет, не имеет смысла перечислять все эти работы. Объем литературы большой, но из всего спектра существующей литературы берем только то, что имеет отношение к нашей проблематике.

В литературе выделяется работы, посвященные, условно говоря, теме «культуры казачества».

1. Работы по «культуре казачества» в целом.

2. Работы по воинской культуре казачества («менталитет»).

2.1. Работы на материалах XVI-XVII вв. (общероссийских).

2.2. Работы на материалах XVI-XVII вв. (Сибирь).

Подводя итог, можно смело говорить следующее. На материалах европейской части России, европейского казачества уже изучаются проблемы военной культуры; на материалах Сибири это вообще не изучается, поле не паханное, но тем не менее есть работы, которые помогают в раскрытии темы. Изучена численность казачества, военная организация, структура. Хотя в целом получается, что и здесь работ особых, фундаментальных, обобщающих по сути нет.

Фрагмент 2.

Историография разбита на 3 тематических раздела по концептуальному подходу, с которым подходили к истории казачества: 1) политическая история 2) социальная история 3) историко-этнографический подход. Декларирование, что историко-этнографический подход в изучении казаков Сибири 17 века мало применялся и что автор диссертации будет работать в рамках этой традиции.

Степень изученности темы

 

 

Изучение русского казачества в Сибири начинается современниками событий. Интерес к этой теме проявился как в столице, так и на местах. Уже в 1630-е гг. повествования о действиях казаков в Сибири были включены в общерусскую летописную традицию. К началу XVII в. исследователи относят формирование сибирского корпуса летописей, по своему происхождению связанных с казачьей средой [9].

Первые работы, посвященные казачеству, датируются концом XVII в. На основе летописных традиций и устных рассказов в сочинениях С. У. Ремезова появляются сведения о сибирском казачестве.

Помимо так называемой Ремезовской летописи самостоятельную ценность представляют картографические и иллюстративные работы Ремезова - «Хорографическая книга Сибири», «Служебная чертежная книга» с множеством самых разнообразных заметок, не отраженных в летописи. Например, под миниатюрой, изображающей находку тела Ермака, помещено подробное описание его панциря с размерами отдельных частей. По мнению Б. А. Полевого, этот панцирь Ремезов мог видеть воочию в 1660 г. [10]. На другой иллюстрации 1697 г. сделан чертеж места, где находится могила Ермака. Большая часть заметок Ремезова о казаках носит описательный, краеведческий характер.

Кроме того Ремезов составлял списки казаков острогов Тобольского уезда с данными о численности, званиях, количестве наличного оружия, строительстве зданий, фортификационных укреплений и земляных валов, описывал имеющиеся казачьи знамена и другие воинские реликвии. Помимо письменных источников, прежде всего летописей, он использовал собранный им устный материал различных «бывальцев», которых было много в Тобольске, об обычаях, преданиях казаков о походе Ермака и присоединении Сибири.

 

 

Казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов

 

Изучение русского казачества в Сибири начинается тогда-то и там-то. Первые работы такие-то.

Первые публикации, посвященные казачеству, датируются концом XVII в. На основе летописных традиций в сочинениях Ремезова появляются первые сведения о сибирском казачестве. Исследовательская парадигма возникает в XVIII в. в трудах Миллера. Миллер определяет традиции социально-политической истории в изучении сибирского казачества. Эта парадигма остается определяющей на протяжении XIX-XX вв. Работы, посвященные истории казачества в связи с историей присоединения и освоения Сибири и в связи с историей российской государственности насчитывают сотни номинаций. Наиболее значимыми являются сочинения...

[Далее пара работ, на которые ты опираешься] Наибольшее значение в подготовке этой работы имеют...

В них рассматривается вот-то вот это и вот это. И в конечном итоге формируется генеральный (общепризнанный) вывод о том, что: как рассматривается история казачества, роль в истории государства такая-то, особое положение казачества определяет его участие в событиях XX в.

В работах, посвященных социально-политической истории, отсутствует характеристика, подробное описание казачества на ранних стадиях его формирования. В сущности история казачества подменяется историей присоединения Сибири, социально-политической историей Сибири, сливается с административной историей.

Второе направление, с 1970-х гг. формируется, - социо-культурная история- [омичи - Андреев, барнаульский - Исаев. 19 век - Усов; Минимум две страницы на блок]. Новосибирская школа, социально-демографическое направление. Социально-демографические работы - работ вообще фактически нет.

Социальная история- история социальных отношений. Культуры там мало. Иногда авторы «опускаются» до историко-культурных исследований, когда идет культура города.

[В каждом разделе сказать фразу: эти исследования согласуются с аналоговыми исследованиями на материалах российского казачества в целом. Ключевыми являются работы следующих авторов (здесь достаточно перечисления в целом)].

Третье направление - историко-этнографическое направление. Эта сфера остается фактически неосвоенной.

Историко-этнографическое направление - это история группы, история формирования группы, ее границы, ее культурные маркеры (пища, жилища, утварь, самосознание и т. д.). [Для разделения этих направлений см. работу Историография истории России новейшего времени под ред. Соколова].

Работы историко-этнографического плана в Сибири не было. Но такие исследования были сделаны на российском материале. Работы Рыбловой, где дается характеристика того-то, того-то и того-то. Работа имеет принципиальное значение для данной диссертации, поскольку представляет собой типологические обобщения.

Работы такого плана на сибирском материале отсутствуют, что определяет научную новизну и значимость данной работы.

Грубо говоря: социальная история - это группа в системе связей, социальные отношения. Этнографическая работа - это взгляд изнутри прежде всего. Взгляд на группу как на некую целостность, включая взгляд изнутри, с точки зрения самоопределения. Ставка сделана на специфике группы.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.019 с.)