Рынки с асимметричной информацией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынки с асимметричной информацией.



  1. Неопределенность качества.

 

Асимметрия информации возникает в случаях, когда одна из сторон (продавец или покупатель) обладает большей информацией, чем другая. При этом вторая (менее осведомленная) сторона, как правило, знает об этом. Поэтому на основе анализа действий информированной стороны она пытается сделать определенные умозаключения. Существует огромное число примеров рынков с асимметричной информацией. Работодатель, нанимая на работу нового работника, гораздо менее осведомлен о его возможностях, чем сам работник. Покупатель любого товара тоже обычно меньше знает о нем, чем продавец. Рынки кредита, страхования, труда являются рынками с асимметричной информацией. Большинство ситуаций в бизнесе так или иначе связаны с ней.

Различают два типа асимметричной информации:

1. асимметрия, связанная с наличием скрытых качеств, возникает тогда, когда одна из сторон сделки знает об ее предмете нечто неизвестное другой стороне;

2. асимметрия, связанная с наличием скрытых действий, возникает тогда, когда одна из сторон экономических взаимоотношений предпринимает дей­ствия, за которыми другая сторона не может проследить.

Впервые асимметрия информации была рассмотрена Дж.Акерлофом. Классическим примером, предложенным им для анализа асимметричной информации, является рынок подержанных автомобилей.

В этом анализе предлагается рассмотреть рынок, на котором продаются два типа подержанных автомобилей: высокого и низкого качества, изображенные на графиках рис. 104. При этом и продавцы, и покупатели могут определить качество автомобиля.

На графиках рис.104 спрос и предложение высококачественных автомобилей (SB и DB) больше спроса и предложения низкокачественных (SH и DH), поскольку и покупатели, и продавцы ценят качество. Равновесная цена на рынке высококачественных автомобилей равна 10000 долл., на рынке низкокачественных – 5000 долл., объем продаж и на одном и на другом рынках составляет 50000 автомобилей. Такая ситуация сложилась бы на рынке, если бы покупатели располагали бы полной информацией о качестве товара.

 

РВ SB PH

DB SH

 

DC 5000

DC1 DC

DH

DC1

DH

25000 50000 QB 50000 75000 QH

а) б)

Рис. 104 – Рынок высококачественных (а) и низкокачественных (б) автомобилей

 

Однако, поскольку рассматриваемый рынок является рынком асимметричной информации, на котором продавцы гораздо более осведомлены о качестве товара, чем покупатели, изначально покупатели оценивают качество автомобилей как среднее (только приобретя автомобиль, они смогут оценить его качество). Реальный спрос на автомобили среднего качества на обоих графиках обозначен через DC – как мы видим, он ниже DB и выше DH. При такой оценке качества товара покупателями продано 25000 высококачественных и 75000 низкокачественных автомобилей. Как только покупатели начинают осознавать, что подавляющая часть приобретенных ими автомобилей низкого качества, кривая их спроса сдвигается. Новая кривая спроса на автомобили на графиках обозначена DC1. Однако в соответствии с ней продается еще больше низкокачественных автомобилей, поэтому кривая спроса продолжает сдвигаться дальше. В конечном счете, такие сдвиги спроса приводят к тому, что реализуются только низкокачественные автомобили (кривая спроса перемещается в положение DH), т.к. сложившаяся рыночная цена становится слишком низкой для продажи высококачественных автомобилей.

Конечно, приведенный пример является несколько утрированным, однако он дает вполне адекватное представление о том, что в условиях рынка с асимметричной информацией низкокачественные товары вытесняют высококачественные. Покупатели, не зная ничего о качестве товара, предполагают, что оно низкое, в результате чего цены падают и высококачественные товары вытесняются с рынка.

В некоторых учебниках проблема неопределенности качества называется проблемой «лимонов». Приобретаемый в условиях асимметрии информации товар сравнивается с лимоном: фруктом, который для человека, ничего не знающего о его вкусе, на вид может показаться сладким, но на самом деле он оказывается совершенно другим.

  1. Рыночные сигналы. Роль гарантии и обязательств.

 

Проблема асимметрии информации зачастую решается при помощи рыночных сигналов, под которыми понимаются определенные механизмы, позволяющие продавцам информировать покупателей о качестве товара. Для иллюстрации действия рыночных сигналов наиболее адекватен пример рынка труда.

Допустим, что фирма нанимает двух работников. Асимметричность информации заключается в большей осведомленности продавцов труда о качестве труда, чем покупателей (они лучше знают, какие навыки они имеют, насколько им можно доверять, насколько они стремятся к качеству в работе и т.д., работодатель же узнает все это только после определенного периода их работы). Фирма-работодатель (в лице, допустим, руководителя) по понятным причинам будет стремиться получить информацию о «качестве» предполагаемых претендентов, т.е. она будет стремиться к получению рыночных сигналов. При этом руководитель понимает, что претенденты желают выставить себя в наилучшем свете, поэтому он дифференцирует (сортирует) сигналы. Так, сигнал внешнего вида (хотя и он учитывается), скорее всего, не будет являться определяющим (произвести впечатление внешним видом может даже далеко не самый лучший работник). Более значимым сигналом будет образование претендента и его предшествующий опыт работы. Именно они будут рассматриваться работодателем как сигнал об эффективности.

Теперь рассмотрим этот пример на основе простой модели сигналов. Для этого разобьем всех работников на две группы: работники с низкими способностями или низкоэффективные (средняя и предельная производительность которых равна 1) и работники с высокими способностями или высокоэффективные (средняя и предельная производительность которых равна 2). И те, и другие нанимаются на работу в одну из двух конкурирующих фирм, объем производства которых равен 10000 долл.. Кроме того, предполагается, что нанимаемые работники проработают в среднем 10 лет.

Рассчитаем среднюю производительность труда кандидатов на работу: (1+2)/2 = 1,5, а также ожидаемый доход от каждой группы: 10000долл•10лет = 100000; 20000долл•10лет = 200000. Значит, если бы фирмы могли бы идентифицировать работников по производительности труда, заработная плата составила бы 10000 долл. в год для первой группы и 20000 долл. в год для второй (как нам известно, заработная плата должна составлять предельный продукт труда). В условиях асимметрии информации фирмы не могут классифицировать работников, поэтому они установят заработную плату на основе средней производительности – 15000 долл.. В результате высокоэффективные работники оказываются в худшем положении, чем низкоэффективные. Как и в примере с автомобилями асимметрия информации ущемляет интересы лучших работников. Поэтому они всеми силами будут стремиться к тому, чтобы подать нанимателям рыночные сигналы, характеризующие собственную эффективность – сигналы об образовании. Для простоты все показатели, характеризующие образование работника (полученные степени, оценки в дипломе и т.д.) обобщим в одном и назовем его число лет обучения в учебном заведении - Y. Процесс получения образования связан с определенными затратами, причем часть этих затрат различается для людей с разными способностями (в том смысле, что людям с низкими способностями больше усилий, средств и т.д. приходится расходовать на то, что людям с высокими способностями получить несколько проще). Это оговорка является важным условием нашего анализа наряду с тем фактом, что способности, проявляемые на работе, и способности, проявляемые в процессе обучения, тесно взаимосвязаны. Причиной из взаимосвязи является то, что люди с низкими способностями в процессе работы, так же как и в учебе, испытывают больше трудностей, а потому должны трудиться усерднее, чтобы соответствовать выдвигаемым требованиям. Предположим, что в первой группе затраты на образование за период, равный Y лет составили С1 = 40000 долл •Y; во второй - 20000 долл •Y.

Эти затраты, однако, по истечении времени принесут доход в виде заработной платы, который обозначим через В(Y). Допустим, заработная плата устанавливается на уровне 20000 долл. для представителей второй группы и на уровне 10000 долл. – для представителей первой группы. Тогда первоначальное значение В(Y) равно 100000 долл. – доход, который получит за 10 лет работы индивид, не получивший образования. По достижении некоторого уровня образования (уровня, достаточного для «попадания» во вторую группу) значение В(Y) подскакивает до 20000 и выше. Обозначим этот уровень образования через Y*. Нашей задачей является нахождение такого уровня образования, который минимизировал бы издержки и максимизировал бы доход наемного работника. Выбор оптимального уровня образования мы будем производить между нулевым уровнем и некоторым уровнем Y*.

Выбирая оптимальный уровень образования, индивид руководствуется сопоставлением выгод от образования с затратами на его получение. Выгода для обеих групп составляет 100000 долл. Затраты для первой группы равны 40000 долл., во второй - 20000 дол.. Значит представители первой группы откажутся от образования, если 100000 < 40000•Y*, т.е. Y*>2,5. Соответственно, представители второй группы получат образование на уровне Y*, если 100000 > 20000•Y*, т.е. Y*<5. Таким образом, равновесный уровень образования заключен в промежутке от 2,5 до 5. Для фирмы, нанимающей работника, уровень его образования, равный оптимальному и выше, сигнализирует о необходимости назначения более высокой заработной платы.

Приведенный пример, так же как и пример с поддержанными автомобилями является весьма абстрактным, однако он дает представление о том, как сигналы позволяют продавцам преодолеть проблему асимметрии информации: диплом, свидетельствующий о получении образования, соответствующего оптимальному уровню, позволяет фирмам ранжировать работников. Вследствие этого более производительные работники получат более высокую заработную плату.

Примером широко применяемых на практике сигналов являются гарантии и поручительства. Многие фирмы - производители товаров длительного пользования (в частности, бытовой и прочей техники) используют гарантии и поручительства в качестве сигналов, информирующих покупателей о высоком качестве этих товаров. Долгосрочные гарантии и поручительства по понятным причинам обойдутся дороже производителям менее качественных товаров, вследствие чего они не заинтересованы в выдаче гарантий. Поэтому гарантия, выданная на производимый товар, сигнализирует покупателю о высоком качестве товара.

  1. Моральный риск. Проблема «заказчик – агент»

 

Еще одна проблема, возникающая на рынке с асимметричной информацией, - проблема морального риска. Примером, ее иллюстрирующим, может стать такая область экономической деятельности как страхование (проблема асимметрии информации вообще впервые возникла именно в страховом бизнесе).

Допустим, что некий владелец дома, опасаясь пожара, предпринимает все возможные меры, чтобы его избежать – приобретает детектор дыма, постоянно меняет проводки, не допускает возникновения пожароопасных ситуаций и т.д. Все эти действия назовем предосторожностью и будем измерять предосторожность в денежных единицах (т.к. меры предосторожности действительно связаны с денежными затратами). Предпринятые меры предосторожности не только связаны с определенными издержками, но и несут определенную выгоду - предельный доход от возросшей предосторожности соответствует пре­дельному снижению предполагаемого ущерба. Для того, чтобы определить оптимальный уровень мер предосторожности, владелец дома станет сравнивать предельные издержки предосторожности (стоимость каждой последующей единицы мер предосторожности) с предельным доходом от нее (стоимостью ущерба, которого удастся избежать благодаря этой единице). Проще говоря, покупая детектор дыма, владелец дома будет сравнивать цену этого детектора с тем, насколько он позволит избежать пожара (с той, суммой денег, которую он потратил бы, если бы пожар возник при неиспользовании детектора дыма). Если цена детектора ниже предельного дохода от его использования, будет принято решение в пользу его покупки. Однако, ситуация кардинальным образом изменится, если хозяин дома застрахует его на случай пожара, причем на сумму, компенсирующую стоимость самого дома, ремонта, мебели и т.д. В этом случае предельный доход от предосторожности окажется гораздо меньше, чем при отсутствии страховки, т.к. владелец дома знает, что при наступлении пожара он не останется в абсолютном проигрыше. Вместе с тем для страховой фирмы гораздо выгоднее было бы, если бы владелец дома предпринимал максимальные меры противопожарной безопасности и страховой случай никогда бы не наступил. В связи с этим для нее встает проблема морального риска. Она еще более усугубляется в ситуации, когда дом застрахован на сумму, большую, чем его стоимость, т.к. у предъявителя страхового полиса при этом возникает некоторый соблазн стремиться к наступлению страхового случая.

Данная проблема на практике решается опять посредством гарантий и поручительств (если моральный риск возникает не в страховом бизнесе), а также совместного страхования (когда владелец полиса сам оплачивает часть страховой суммы) или франшизы. Условие франшизы означает, что при наступлении страхового случая, стоимость которого оценивается ниже определенной суммы, владелец полиса сам покрывает убытки, при наступлении страхового случая, оцениваемого выше этой суммы, разницу оплачивает страховая компания. Например, если франшиза в полисе, страхующем дом от пожара, составляет 50000, то при наступлении страхового случая, если потери от пожара составляют 40000, их оплачивает сам владелец дома. Если же стоимость пожара оценивается в 150000, сумму в 50000 оплачивает он, а 100000 – страховая фирма.

Наконец, еще одной ситуацией, иллюстрирующей асимметрию информации, является проблема заказчика-агента. Отношения заказчика-агента возникает тогда, когда одна сторона сделки (заказчик) оказывается зависимой от деятельности другой (агента или исполнителя) и не располагает при этом полной информацией о ней. Например, собственник (или менеджер) фирмы не информирован полностью о том, насколько эффективно работают наемные работники. Если бы он мог осуществлять абсолютный мониторинг их работы, он мог бы обеспечить большую эффективность фирмы. Однако, поскольку он не располагает абсолютно точной, достоверной и оперативной информацией насколько хорошо работает тот или иной работник, возникает так называемая проблема уклонения – работник может уклоняться от работы, т.к. все работники все равно получают одинаковую заработную плату, равную их предельным продуктам.

 

Вопросы и задания.

Вопросы для обсуждения

1. Объясните, что означает асимметрия информации? Используйте график.

2. Как проблема асимметричной информации решается при помощи рыночных сигналов?

3. Объясните суть проблем, возникающих вследствие асимметрии информации: моральный риск, проблемы заказчика-агента, уклонения?

Задачи, упражнения, тесты

1. Приобретение единицы товара в фирменном магазине стоит на 20% дороже, чем покупка «с рук». Чем это объясняется?

2. Оцените значимость такого рыночного сигнала о способностях человека как высокий уровень потребления? Насколько обосновано для работника, стремящегося к успеху, желание произвести перед потенциальным клиентом впечатление респектабельного человека? Можно ли такое желание оценивать как рыночный сигнал?

3. Для фирмы, производящей высококачественную продукцию, наиболее эффективным способом проинформировать об этом клиентов будет являться:

а) выдача гарантий на свою продукцию

б) усиление рекламной кампании

в) такой фирме не стоит беспокоиться, поскольку покупатели и без того оценят качество.

4. Сколько бы платили фирмы работникам с высокими и низкими способностями, если бы они могли безошибочно определить уровень способностей любого работника

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика – М.: Издательство «Дело и сервис», 2002. – 304с.

2. Ивашковский С.Н. Микроэкономика:Учеб. - 3-е изд., испр. – М.:Дело, 2002 – 416с.

3. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика – М.: «Экономика», «Дело», 1992 - 510с.

4. Гальперин В.М. Микроэкономика: учебник – СПб.: Экономическая школа, В 2-х т., 1998

5. Тарасевич Л.С. Микроэкономика: учебник – М: Юрайт-Издат, 2003 – 375с.

6. Кац М. Микроэкономика – Минск: ООО Новое знание, 2004, 828с.

7. Пятьдесят лекций по микроэкономике: учебник в 2-х т. – СПб.: Экономическая школа, 2000

8. Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики: учебник – СПб.: Питер, 2003 – 560с.

9. Емцов Р.Г. Микроэкономика: учебник – М.: Дело и Сервис, 1999 – 320с.

10. Кулекеев Ж.А., Султанбекова Г.К. Микроэкономика: учеб.пос. – Алматы: Казстатинформ, 2001 – 240с.

11. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для ВУЗов – М.: НОРМА, 2005 – 576с.

12. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. – Т.2 - М.: Республика, 1992 – 400с.

13. Мамыров Н.К. Микроэкономика: учеб.пос. – Алматы: Экономика, 1997 – 276с.

14. Овчинников Г.П. Микроэкономика: конспект лекций – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000 – 77с.

15. Чеканский А.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень – М.: ИНФРА-М, 2005 – 382с.

16. Базылев Н.И. Микроэкономика – М.: ИНФРА-М, 2004 – 206с.

17. Микро- макроэкономика: Практикум / Под ред. Огибина Ю.А. – СПб: «Литера плюс», «СПб оркестр», 1994 – 432с.

18. Селищев А.С. Практикум по микроэкономике: Ситуации. Задачи. Тесты. – СПб.: Питер, 2005 – 208с.

19. Сборник задач по микроэкономике к «Курсу микроэкономики» Р.М.Нуреева – М.: НОРМА, 2004 – 432с.

20. Микроэкономика: практический подход. Учебник для ВУЗов / Под ред. А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова – М.: КНОРУС, 2004 – 672с.

21. Хайман д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. – М.: Финансы и статистика, 1992

22. Томсон А. Экономика фирмы: учеб. пос. – М.: БИНОМ, 1998 – 544 с.

23. Самуэльсон П. Экономика: вводный курс. – М.: Прогресс, 1964 – 844 с.

24. Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3-х ч. – М.: Прогресс, 1993

25. Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М: Дело, 1993 – 192 с.

 


 

Подписано в печать

Формат 60х84/16. Бумага офсетная. Объем в усл. 11,7 п.л.

Тираж 500 экз. Цена договорная. Заказ № 4609

® Издательство Карагандинского экономического

университета Казпотребсоюза


[1] Ивашковский С.Н. Микроэкономика:Учеб. - 3-е изд., испр. – М.:Дело, 2002 – 416с.

 

[2] Кац М. Микроэкономика – Минск: ООО Новое знание, 2004, 828с.

[3] Ивашковский С.Н. Микроэкономика:Учеб. - 3-е изд., испр. – М.:Дело, 2002 – 416с.

[4] Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. – Т.2 - М.: Республика, 1992 - 400с.

[5] Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. – Т.2 - М.: Республика, 1992 - 400с.

[6] Ивашковский С.Н. Микроэкономика:Учеб. - 3-е изд., испр. – М.:Дело, 2002 – 416с.

[7] Гальперин В.М. Микроэкономика: учебник - СПб.: Экономическая школа, т.2, 1998 - 349с.

[8] Гальперин В.М. Микроэкономика: учебник - СПб.: Экономическая школа, т.2, 1998 – 349с.

[9] Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. – Т.2 - М.: Республика, 1992 – 400с.

[10] Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика – М.: Издательство «Дело и сервис», 2002. – 304с.

[11] Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика – М.: «Экономика», «Дело», 1992 - 510с.

[12]Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика – М.: Издательство «Дело и сервис», 2002. – 304с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1086; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.048 с.)