Спрос на факторы производства в краткосрочном периоде. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос на факторы производства в краткосрочном периоде.



 

Первые темы курса «Микроэкономика» были посвящены анализу функционирования одного из основных субъектов микроэкономики – потребителя (домохозяйств). При этом мы изучили обе стороны деятельности потребителя – его функционирование на рынке готовой продукции (товаров и услуг) в качестве покупателя и его функционирование на рынке факторов производства в качестве продавца. Напомним, что под рынками факторов производства имеется в виду, главным образом, рынок труда и рынок капитала. Далее мы перешли к анализу второго субъекта экономической деятельности – производителя. До сих пор мы изучали его функционирование на рынке готовой продукции в качестве продавца, теперь рассмотрим его деятельность на рынке факторов производства в качестве покупателя.

Итак, спрос на рынке факторов производства представляют фирмы. При этом следует подчеркнуть, что рынки факторов производства, так же как и рынки готовой продукции, различаются по структуре. В отношении рынков факторов принято выделять три типа рыночных структур:

1. совершенно конкурентный рынок факторов производства

2. рынок факторов производства, на котором покупатели факторов обладают монопсонической властью

3. рынок факторов производства, на котором продавцы факторов обладают монопольной властью.

Также как и на рынке готовой продукции, ценообразование факторов производства различается в зависимости от типа рынка. Рассмотрим сначала совершенно конкурентный рынок факторов производства – рынок, на котором имеется большое число продавцов и покупателей и ни один из них не обладает рыночной властью (не может оказать влияние на цену фактора). Кроме того, важно подчеркнуть, что конкурентный рынок факторов характеризуется полной информированностью как продавцов так и покупателей.

Следует обратить внимание на одну особенность рынков факторов производства, отличающую их от товарных рынков: понятия рыночный и отраслевой спрос здесь не являются синонимами. На рынке факторов различают индивидуальный спрос (спрос отдельной фирмы на факторы производства), отраслевой спрос (получаемый методом суммирования индивидуальных спросов каждой фирмы данной отрасли) и рыночный спрос (спрос на одном из рынков факторов – на рынке труда или рынке капитала, получаемый путем сложения отраслевых спросов).

Другая особенность спроса на факторы заключается в том, что он является производным - зависит от спроса на продукт, производимый в отрасли, т.е. от потребительского спроса. Чем больше будет спрос на товар, производимый фирмой, тем больший спрос на факторы она будет предъявлять. в связи с этим совершенно конкурентный рынок факторов производства делится на два типа:

1. совершенно конкурентный рынок факторов производства, производный от совершенно конкурентного рынка готовой продукции;

2. совершенно конкурентный рынок факторов производства, производный от монопольного рынка готовой продукции.

Для построения модели равновесия на рынке факторов необходим анализ таких категорий как предельная доходность фактора и предельные издержки на ресурсы.

Напомним, что равновесие производителя достигается тогда, когда последняя денежная единица, затраченная на труд дает тот же прирост объема производства, что и последняя денежная единица, затраченная на капитал: MPL/w = MPK/i. Однако, более точным будет использовать в данной формуле на просто предельный продукт, а предельный продукт в денежном выражении, т.е. предельную доходность фактора производства или предельную факторную выручку. Предельная доходность фактора производства измеряется как произведение прироста продукции, полученной от использования добавочной единицы фактора (предельного продукта) на дополнительный доход от реализации прироста продукции (предельный доход). Она обозначается MRP (marginal revenue product).

MRP = MP • MR; MRPL = MPL • MR; MRPK = MPK • MR.

Подставив соответствующие значения, получим:

MRPL = MPL • MR = (∆Q/∆L) • (∆R/∆Q) = ∆R/∆L;

MRPК = MPК • MR = (∆Q/∆К) • (∆R/∆Q) = ∆R/∆К.

Очевидно, что главным фактором, определяющим спрос на ресурсы, является величина предельной доходности факторов производства. Кроме нее на него влияют цены ресурсов-заменителей, ресурсов-комплементариев, а также специфика технологии производства.

Допустим, на совершенно конкурентном рынке готовой продукции фирма продает свою продукцию по рыночной цене Р. Тогда предельная доходность факторов определяется как предельный продукт фактора умноженный на цену продукции (поскольку в условиях совершенной конкуренции MR=P):

MRP = MP • Р; MRPL = MPL • Р; MRPK = MPK • Р.

При анализе спроса на фактор производства также как и при анализе любой другой категории, характеризующей производителя, целесообразно выделять краткосрочный и долгосрочный временные периоды.

Условием построения краткосрочной кривой спроса на фактор производства является наличие только одного переменного фактора. Возьмем в качестве этого фактора труд и построим кривую индивидуального спроса на труд (поскольку построение кривой спроса на капитал аналогично, используем для анализа только рынок труда).

Для этого построим сначала кривую предельной доходности труда. На рис.82 изображена кривая MRPL для фирмы на конкурентном рынке готовой продукции (верхняя кривая). Вследствие действия закона убывающей отдачи величина предельного продукта падает по мере увеличения рабочего времени. Поэтому кривая MRPL имеет отрицательный наклон хотя цена на продукцию постоянна.

Нижняя кривая на рис.82 - кривая MRPL для фирмы, обладающей монопольной властью на рынке готовой продукции. Цена монополиста превышает предельный доход (MR<P), который снижается по мере увеличения объема производства. Поскольку и кривая предельного дохода и кривая предельного продукта имеют отрицательный наклон, кривая предельной доходности тоже имеет отрицательный наклон. При этом кривая MRPL для фирмы-монополиста круче, чем для конкурентной фирмы и ниже лежит. Это означает, что фирма, обладающая монопольной властью, нанимают меньше работников, чем конкурентные фирмы.

 

заработная

плата MRPL=P•MPL

 

 

MRPL=MR•MPL

 

часы работы

Рис. 82 – Предельная доходность труда для конкурентного и монопольного рынков готовой продукции

 

Предельная доходность фактора помимо объема привлекаемого фактора определяет также его цену. Дополнительные единицы факторов производства будут использоваться фирмой, пока дополнительно получаемая выручка покрывает расходы по привлечению дополнительной единицы фактора. В тот момент, когда заработная плата или процент станут равными предельной доходности труда или капитала, фирма прекратит привлечение дополнительных единиц факторов производства. То есть в условиях совершенной конкуренции фирма стремится к такой комбинации факторов производства, при которой их предельная доходность будет равна предельным издержкам:

MRPL = w; MRPK = i.

Рис.83 иллюстрирует равновесие на рынке труда для отдельной фирмы.

w

 

w' SL

 

MRPL=DL

L' L

Рис. 83 – Равновесие на рынке труда для фирмы

Кривая спроса на труд совпадает с кривой MRPL, т.к. каждая точка этой кривой показывает число работников, которых фирма наняла бы при каждой возможной ставке заработной платы. Таким образом, кривая спроса на факторы производства также как и кривая спроса на готовую продукцию имеет отрицательный наклон, но по другой причине. Кривая индивидуального предложения труда (предложения труда для отдельной фирмы) на совершенно конкурентном рынке труда принимает вид горизонтальной прямой, т.к. при данной ставке заработной платы (w') фирма может нанять столько работников, сколько пожелает. Все эти работники получают одинаковую заработную плату и приносят одинаковый предельный доход.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.006 с.)