Внешние эффекты - Экстерналии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешние эффекты - Экстерналии.



  1. Совокупные и предельные внешние издержки. Отрицательные и положительные внешние эффекты.

 

Любые рыночные операции связаны с издержками и выгодами. Эти издержки и выгоды могут быть непосредственно связаны с рыночной деятельностью, либо не связаны с ней.

Получаемые в результате экономической деятельности выгоды (представляющие собой цель экономической деятельности) называются частными выгодами – РВ (private benefit). Издержки, которые экономические агенты терпят в результате своей деятельности, называются частными издержками - РС (private costs).

Однако помимо достижения прямых выгод и издержек любая экономическая деятельность связана с сопровождающими ее побочными эффектами. Так, рыночные сделки могут сопровождаться воздействиями на лиц, не принимающих в них никакого участия – предприятие, загрязняющее окружающую среду, подвергает вредному воздействию всех жителей прилегающей территории. Это неизбежно приводит к росту заболеваемости жителей, а, соответственно, увеличению их расходов на лечение. Подобные побочные влияния называются внешними эффектами или экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) – побочные воздействия в форме издержек или выгод, возникающие в процессе рыночных операций, не учтенные в ценах. Bнешние издержки обозначаются ЕС (external costs). Внешние выгоды – ЕВ (external benefit). Приведенный пример загрязнения экологии является примером внешних издержек. Примером внешней выгоды может служить прививка от гриппа – от нее выигрывает не только лицо, сделавшее ее, но и его окружение, т.к. для него минимизируется риск заражения. При этом внешние эффекты в цену блага не включается (т.е. не находят в ней отражения).

Сумма частных и внешних издержек представляет собой общественные (социальные) издержки – совокупные затраты непосредственных участников рыночных трансакций (сделок), а также третьих лиц, на которых эта деятельность повлияла: SC = PC+EC (social costs). Соответственно, общественная выгода представляет собой суммарные выгоды всех лиц, которых, так или иначе, касается рыночная деятельность: SВ = PВ+EВ (social benefit).

И, наконец, прирост издержек (частных, внешних либо общественных), связанных с производством (реализацией, потреблением и т.д.) дополнительной единицы блага – предельные (частные, внешние либо общественные) издержки. Аналогично, прирост выгоды, связанный с дополнительным приростом блага – предельная выгода.

Кривые издержек и выгод представлены на рис. 99.

 
 


С SC B

PC MSB SB

 

MSC MPB PB

MPC

EC EB

MEC MEB

 

Q Q

Рис. 99 – Кривые издержек и выгод

 

В случае, когда деятельность рыночных агентов приносит вред третьим лицам, у которых в связи с этим возникают дополнительные издержки, говорят об отрицательном внешнем эффекте. Другими словами, отрицательный внешний эффект представляет собой прирост издержек третьих лиц, возникающих в процессе рыночной деятельности и не находящий отражения в стоимости блага. При наличии отрицательных внешних эффектов общественные предельные издержки всегда превышают частные предельные издержки.

МС+t

Р MSC

 

 

MPC

Р1

Р*

Налог Пигу

MPB=MSB

Q1 Q* Q

Рис. 100 – Последствия действия отрицательного внешнего эффекта

 

На графике рис.100 показаны последствия отрицательного внешнего эффекта. Р* и Q* - равновесная цена и равновесный объем производства блага без отрицательного внешнего эффекта. Кривая спроса на такое благо соответствует предельной общественной полезности блага (MSB), т.к. спрос определяется выгодой (полезностью), которую можно извлечь от потребления блага. Кривая предложения соответствует кривой его частных предельных издержек (MPC). Если производство блага сопровождается отрицательным внешним эффектом, то предельные издержки производства помимо частных предельных включают также частные внешние издержки, т.е. они равны MPC+МЕС = MSC. В результате предельные общественные издержки превысят предельные общественные выгоды, равновесная цена должна повыситься до Р1, а равновесный объем производства - сократиться до Q1. Однако, поскольку внешние издержки не отражаются в цене продукции, цена продукции в итоге оказывается заниженной (ниже равновесной), а объем производства – завышенным (выше равновесного). Таким образом, последствием отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага и его продажа по заниженной цене. В этом проявляется неэффективность отрицательного внешнего эффекта: перекладывая часть издержек на третьих лиц, производитель, таким образом, их занижает, а значит, занижает цену блага и производит блага больше, чем требуется.

Если деятельность рыночных агентов сопровождается внешними выгодами для третьих лиц, имеет место положительный внешний эффект. Положительный внешний эффект – дополнительная выгода (полезность), не находящая отражения в цене блага. При положительном внешнем эффекте частная предельная полезность ниже общественной предельной полезности. Последствия действия положительного внешнего эффекта определяются аналогично последствиям отрицательного.

 
 


Р MPC=MSC

 

Р1 МС+s

 

Р* Субсидия Пигу

MSB

 

MPB

Q* Q1 Q

Рис. 101 - Последствия действия положительного внешнего эффекта

 

Равновесная цена блага, производство и потребление которого не сопровождается положительным внешним эффектом, - Р*; равновесный объем производства блага - Q*. Однако, поскольку имеет место положительный внешний эффект, MSB>MPB, следовательно оптимальные выпуск и цена достигаются в точке Q1 и Р1 соответственно. Таким образом, последствием положительного внешнего эффекта выступает недопроизводство и завышенная цена блага. Действительно, если бы положительный внешний эффект включался в цену блага и оплачивался потребителем, цена была бы выше, а объем производства больше. Т.е. положительный внешний эффект также как и отрицательный приводит к неэффективности, которая проявляется через недооценку выгод, приносимых благом.

Причины возникновения внешних эффектов кроются в возможности альтернативного использования ресурсов или благ. Допустим, производство, связанное с выбросами в атмосферу, равносильно потреблению чистого воздуха, в то время как альтернативным вариантом является его потребление населением. Причем подобные незапланированные воздействия возникают при бесплатном использовании ресурсов – чистого воздуха в данном примере, т.е. в ситуации, когда не определены права собственности на ресурс. Результатом является конкуренция, возникающая между различными вариантами использования ресурса. Если бы в нашем примере были установлены права собственности (право населения на чистый атмосферный воздух), эти права могли бы быть проданы производителю, загрязняющему воздух. Тогда цена грязного воздуха вошла бы во внутренние издержки производства, которые выросли бы до уровня предельных общественных издержек. Аналогичный пример можно привести в отношении положительных внешних эффектов. Таким образом, если бы права собственности в отношении дополнительной выгоды были бы определены, лица, приносящие ее, потребовали бы за нее плату, следовательно, предельные частные и предельные общественные выгоды сравнялись бы. Отсюда следует справедливый вывод о том, что причиной возникновения внешних эффектов являются, по сути, неустановленные права собственности.

 

  1. Роль государства: корректирующие налоги и субсидии. Теорема Коуза.

Рассматривая последствия внешних эффектов, мы выяснили, что и в том и в другом случае имеет место неэффективность – потеря общественной полезности в результате действия внешнего эффекта. Решение данной проблемы согласно известному правилу эффективности заключается в обеспечении равенства предельных издержек предельным выгодам, т.е. MSC=MSB. Подставив значения MSC и MSB, получим MPC + MEC = MPB + MEB. Таким образом, в отношении отрицательных внешних эффектов необходимо увеличить МРС на величину МЕС, а в отношении положительных внешних эффектов – МРВ на величину МЕВ для того, чтобы цена и объем производства достигли равновесных значений. Другими словами, более эффективное перераспределение ресурсов будет обеспечиваться при трансформации внешних эффектов во внутренние издержки и выгоды.

С этой целью для нейтрализации отрицательного внешнего эффекта может использоваться такая мера, как введение налога на единицу продукции фирмы, ставка которого равна внешним издержкам при общественно оптимальном объеме выпуска. Такой налог получил название налога Пигу. Налог Пигу сдвигает кривую предложения фирмы в положение МС+t, способствуя ограничению объема выпуска до уровня оптимального (рис.100). Однако на практике введение налога Пигу усложняется тем обстоятельством, что внешние издержки изменяются с объемом выпуска вследствие чего их непросто определить.

По аналогии с отрицательными внешними эффектами для стимулирования производства, приносящего положительные внешние эффекты, может быть введена субсидия Пигу. Она смещает кривую предложения фирмы в положение МС+s (рис.101). Субсидия Пигу может выплачиваться также потребителю, в этом случае она соответствует налогу Пигу на графике отрицательного внешнего эффекта. Введение налога или субсидии Пигу позволяет интернализовать внешние эффекты. Под интернализацией внешнего эффекта понимается процесс создания ситуации, при которой он входит в процесс индивидуального выбора производителя (потребителя).

Вместе с тем производители и потребители получают возможность интернализовать внешние эффекты только в ситуации, когда права собственности определены. Последнее, однако, на практике довольно затруднительно, а иногда даже невозможно, в первую очередь, в силу существования трансакционных издержек. Значит если бы трансакционные издержки равнялись нулю, а права собственности были бы четко определены, частные и общественные издержки и выгоды сравнялись бы и было бы достигнуто эффективное перераспределение ресурсов. Данное положение называется теоремой Коуза.

Из теоремы Коуза следует, что решение проблемы неэффективности, сопровождающей внешние эффекты, кроется в установлении прав собственности на внешние эффекты, свободном рыночном обмене и отсутствии трансакционных издержек. Однако, очевидно, что такие условия возможны скорее гипотетически, чем в реальной действительности, в силу, прежде всего, сложности определения источников внешних эффектов, во-вторых, установления прав собственности на них, и, наконец, невозможности избежания трансакционных издержек. Поэтому данная проблема решается посредством государственного вмешательства, а именно посредством комплекса мер административного и экономического характера. Административные меры включают ограничение производства либо предоставление благ, экономические меры включают налоги и субсидии.

Наиболее часто применяемыми административными мерами регулирования отрицательных внешних эффектов являются стандарты по вредным выбросам. Целью такого метода регулирования является сокращение предложения благ, производимых с отрицательными внешними эффектами. Несмотря на простоту такого метода регулирования, стандарты, вместе с тем, не обеспечивают должной эффективности распределения ресурсов. Более эффективными в этом смысле является экономические меры, например, введение платы (налога) за выбросы. Налог, устанавливаемый либо на производимые блага, либо на сами выбросы, должен равняться величине МЕС, таким образом он увеличивает предельные издержки до уровня МSС. Наряду с этим, налоги, как мера регулирования отрицательных внешних эффектов, также не лишены недостатков, главным из которых является рост цен.

Более действенной мерой является создание рынка прав собственности на внешние эффекты (в частности рынка прав на загрязнения), т.е. продажа-покупка лицензий на сброс загрязняющих средств и сопутствующих соглашений. Определив допустимый лимит загрязнений, государство выпускает лицензии, разрешающие сброс определенного объема загрязняющих веществ. Они пускаются в рыночный оборот, действие же рыночного механизма обеспечит попадание лицензий к фирмам с наиболее низкими издержками по сокращению выбросов. Сопутствующими соглашениями может служить, например, механизм компенсаций. Он представляет собой соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнения – фирма может купить у другой фирмы права на выброс, т.е. вторая фирма за плату готова сократить выбросы.

В регулировании положительных внешних эффектов ставится задача корректировки объема потребления блага до уровня МSВ. Она может быть достигнута, например, при помощи субсидий, т.е. компенсационных платежей потребителям (производителям) блага, вызывающего положительные внешние эффекты. Эти субсидии могут быть направлены на стимулирование спроса или предложения блага.

Вопросы и задания.

Вопросы для обсуждения

1. Объясните, что такое частные выгоды (издержки) и внешние выгоды (издержки)? Как определяются общественные выгоды (издержки)?

2. Что такое отрицательный внешний эффект? Положительный внешний эффект? Каковы их последствия?

3. Раскройте теорему Коуза.

4. Раскройте механизм создания и последствия рынка прав собственности?

Задачи, упражнения, тесты

1. Внешние эффекты возникают вследствие:

а) нестабильности рыночного равновесия

б) ущерба, наносимого производством окружающей среде

в) того, что рыночные цены не включают побочных выгод и издержек

г) рыночной власти фирм

2. Из ниже перечисленных внешних эффектов положительным является:

а) Утечка нефти в Каспийском море в результате нарушения технологии бурения на буровой платформе.

б) Загрязнение окружающей среды химическим комбинатом.

в) Сброс фермерами стоков от очистки коровников в реку.

г) Вакцинация населения.

д) Увеличение расходов государства на милитаризацию экономики.

3. Внешние эффекты приводят к:

а) неэффективности распределения ресурсов

б) нарушению условий конкуренции

в) захвату производителем излишка потребителя

г) возникновению рыночной власти

Общественные блага.

  1. Частные и общественные блага. Неконкурентность и неисключаемость общественных благ.

 

Классификация благ на исключаемые/неисключаемые и конкурентные/неконкурентные позволяет разграничить все блага на частные и общественные.

В основе классификации благ на исключаемые и неисключаемые лежит такой критерий как степень их доступности в потреблении. Исключаемость блага предполагает, что потребление блага одним субъектом делает невозможным его потребление другим. В силу этого исключаемые блага можно потреблять только посредством рыночного обмена. Соответственно неисключаемость блага означает, что оно доступно в потреблении для всех или, по крайней мере, многих субъектов. Другими словами невозможно ограничить чье-либо участие в потреблении данного блага. Поэтому неисключаемые блага потребляются бесплатно.

Критерием деления благ на конкурентные и неконкурентные выступает характер распределения полезности блага среди потребителей. Конкурентные блага характеризуются тем, что предельные издержки их производства положительны. Неконкурентные блага – те блага, предельные издержки, производства которых равны нулю. Это означает, что для производства дополнительно единицы конкурентного блага необходимо увеличить расходы, производство же дополнительной единицы неконкурентного блага ни с какими расходами не связано. Примером такого блага является маяк – дополнительное судно, использующее маяк, ничего не прибавляет к его эксплуатационным расходам.

Под чистыми частными благами понимают блага, доступные в потреблении и приносящие полезность только своему владельцу, т.е. обладающие свойствами исключаемости и конкуретности. Под чистыми общественными благами принято понимать блага, обладающие качествами, которые делают невозможным их предоставление посредством рыночного механизма. К таким качествам относятся неисключаемость и неконкурентность. Классическим примером общественного блага является маяк. Другими примерами могут служить национальная оборона, телевизионный сигнал.

Однако большинство общественных благ не являются чистыми: они либо конкурентны, либо исключаемы. В зависимости от соотношения свойств неконкурентности и неисключаемости различают:

1. Общие (коммунальные) блага или блага совместного потребления – неисключаемые, но при этом конкурентные общественные блага. Например, места для парковки на общественной стоянке – возможность для парковки предоставляется всем, однако, использование парковочного места одним лицом делает невозможным тоже самое для других. Другим примером является обучение в средней школе.

2. Исключаемые общественные или коллективные блага - неконкурентные, но при этом исключаемые блага. Плата за подключение к кабельному телевидению делает телевидение исключаемым общественным благом.

3. Перегружаемые общественные блага - общественные блага, которые являются неконкурентными лишь для определенного числа потребителей, по достижении которого эти блага становятся конкурентными, т.е. их полезность для других сокращается. Сюда относятся, например, объекты транспортной инфраструктуры – дороги, мосты и т.д. По мере увеличения числа пользователей, загруженность дороги растет, вследствие чего снижается ее полезность (возникают пробки, сокращается скорость движения и т.д.).

4. Клубные блага - блага, доступность которых ограничена членством в каких-либо организациях.

 

  1. Кривая спроса и кривая предложения общественного блага. Равновесие.

 

Кривая спроса на общественное благо имеет отрицательный наклон, т.к. в отношении общественных благ, как и в отношении частных благ, действует закон убывающей предельной полезности. Вместе с тем спрос на общественные блага обладает рядом специфичных свойств:

1. Общественные блага являются неделимыми (т.е. неисключаемыми), а значит они используются не одним, а всеми (по крайней мере несколькими) потребителями. Вследствие этого потребление чистого общественного блага не может быть скорректировано в соответствии с потребностями каждого конкретного потребителя, поэтому все потребители потребляют одинаковое количество блага при данной цене, а объем потребления каждого из них равен предложению блага: QS = q1 = q2 = … = qn.

2. Все потребители получают выгоду (полезность) от потребления общественного блага одновременно, кривые их спроса показывают предельные выгоды (полезности), получаемые от потребления каждого объема общественного блага. Следовательно, предельная общественная выгода от потребления данного объема общественного блага есть сумма всех предельных индивидуальных выгод: MSB = MB1 + MB2 + … + MBn = Σ MBn,

где MSB – предельная общественная выгода;

MBn – предельная выгода n-ного потребителя.

Таким образом, спрос на общественное благо определяется как его предельная выгода (полезность) для потребителя при каждом уровне цены. Отсюда следует, что объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных спросов для каждой данной цены. При этом цена на общественное благо не является величиной переменной. Значит, кривая спроса на общественное благо формируется путем вертикального сложения индивидуальных кривых спроса. При объеме блага, равном 4, потребитель А готов заплатить за дополнительную единицу блага цену, равную 3, а потребитель В – 8. Поскольку оба потребляют одинаковое количество блага, их общая предельная полезность равна 3+8=11 (так мы получаем спрос путем вертикального суммирования). Полученная в результате кривая рыночного спроса представлена на графике жирной ломаной кривой.

 

 

Р

16 10

6

 

 

DA DB

4 9 15 q

Рис. 102 – Кривая рыночного спроса на общественное благо

 

Предложение общественного блага существенно отличается от предложения частного блага. Эта разница обусловлена тем, что включение в процесс потребления общественного блага дополнительных пользователей не снижает его полезность. Значит общество заинтересовано в том, чтобы как можно больше потребителей было включено в процесс потребления общественного блага. Таким образом, встает проблема эффективного объема производства общественного блага. При решении этой проблемы применяется общий принцип равенства предельной полезности (в данном случае предельной выгоды от использования общественного блага) предельным издержкам (в данном случае предельным общественным издержкам), т.е. МSВ = МSС, где МSС – предельные общественные издержки производства общественного блага. Поскольку MSB=ΣMBn, эффективным является объем производства общественного блага, при котором предельные общественные выгоды, представленные как сумма предельных выгод всех потребителей, равны предельным общественным издержкам его производства.

На рис.103 DA – спрос на общественное благо потребителя А, DВ – спрос на общественное благо потребителя В. Готовность потребителя А платить за дополнительную единицу блага при объеме, равном Q*, составляет величину а, для потребителя В эта величина равна b. Их общая готовность платить: MSB= MBA+MBB=a+b.

Эффективным будет объем производства блага, при котором готовность платить за дополнительную единицу блага обоих потребителей равна предельным издержкам МС, т.е. Q*. Отклонение объема производства общественного блага от этой точки означает необходимость увеличить (уменьшить) его производство

 

 

Р

D=MBA+MBB MC

 

DB

a+b

b1

b

c

a1

а

DA

QA QB Q* Q

Рис. 103 – Эффективный объем производства общественного блага

В анализе спроса и предложения общественного блага следует подчеркнуть некоторые особенности:

1. Достижение эффективного объема производства общественного блага требует его совместного потребления. Согласно графику на рис.100 ни один из потребителей не в состоянии оплатить предоставление общественного блага в необходимом объеме Q*. Поэтому, если бы благо потреблялось индивидуально каждым из них, это привело бы к снижению полезности. Совместное же потребление общественного блага, наоборот, способствует росту благосостояния потребителей.

2. Установление единой цены общественного блага для потребителей с разным уровнем полезности не эффективно по Парето. Снова обратимся к рис.100: единая цена общественного блага, соответствующая точке с, приведет к тому, что потребитель А фактически прекратит его потребление. Поскольку готовность платить у потребителя В выше, он продолжит потребление блага, однако, будет за него переплачивать (т.к. b1.>b). Если бы цена на благо различалась (для потребителя А была бы меньше, чем для В), оба потребителя извлекли бы большую выгоду, т.к. полезность возросла бы, а затраты сократились.

 

  1. Способы предоставления общественных благ.

 

Предоставление общественных благ неизбежно сталкивается с так называемой проблемой «безбилетника» («зайца»). Проблема «безбилетника» заключается в том, что потребители склонны уклонятся от финансирования производства общественных благ или по меньшей мере минимизировать затраты на их оплату, рассчитывая на то, что это сделают другие. Ее существование обусловлено неисключаемостью общественных благ, что в свою очередь предопределяет неэффективность их производства. «Безбилетник», стремясь к получению выгоды за чей-то счет, сознательно занижает получаемую им от потребления блага предельную полезность, что, в конечном счете, занижая ценность общественного блага, приводит к более низкому, чем эффективный объему его производства. В связи с этим в ситуации с производством и финансированием общественных благ встает проблема выбора способа его предоставления.

Возможны два варианта предоставления общественных благ – через рынок либо их предоставление государством. Рыночное предоставление общественного блага предполагает, например, производство исключаемых общественных благ частным сектором. В этом случае общественные блага продаются практически как частные. В качестве примера можно привести продажу билетов на различные массовые развлекательные мероприятия, введение платы за кабельное телевидение, за подключение к телекоммуникационным или компьютерным сетям. Другой вариант рыночного предоставления общественных благ - взаимообусловленное финансирование, которое представляет собой продажу в едином пакете неисключаемого общественного блага с исключаемым частным благом или продажу побочного продукта. Примером может служить оплата рекламных роликов, направляемая на финансирование общественного телевидения. И хотя такой метод финансирования общественных благ не обеспечивает их эффективного объема производства, по крайней мере, оно приближается к равновесному. И наконец, третий способ рыночного финансирования – субсидирование, предполагающее оплату общественных благ из частных пожертвований. Мотивом такого рода субсидий обычно является стремление частных лиц или организации к получению нематериальной выгоды – общественного имиджа, либо высокая оценка ими общественных благ. Пример – участие в общественных программах защиты окружающей среды, защиты животных и т.д.

Государственное обеспечение общественных благ осуществляется в тех случаях, когда речь идет о чистых общественных благах, либо о тех общественных благах, круг потребителей которых широк притом, что готовность платить сильно дифференцирована. Оно также может осуществляться в разных формах. Например, в виде непосредственного производства (национальная оборона), либо в виде финансирования общественных благ, производимых частными структурами (госзаказ на разные виды услуг). Но и в том, и в другом случае производство общественных благ финансируется за счет налоговых поступлений, т.е. за счет принудительно взыскиваемых государством налогов.

 

Вопросы и задания.

Вопросы для обсуждения

1. Приведите классификацию благ вообще и общественных благ в частности. Что означают такие свойства благ как исключаемость/неисключаемость, конкурентность/неконкурентность?

2. Как определяется спрос на общественные блага? В чем его особенность?

3. Как определяется эффективный объем производства общественного блага?

4. Какие существуют способы предоставления общественных благ?

Задачи, упражнения, тесты

1. Вставьте следующие категории - чистые частные блага; блага совместного потребления; коллективные блага; чистые общественные блага - в соответствующие клетки таблицы:

  исключаемость неисключаемость
конкурентность    
неконкурентность    

2. Что из перечисленного относится к чистому общественному благу?

а) городские парки

б) общественный транспорт

в) музеи

г) судебная система

д) все перечисленные блага

3. Какой объем общественного блага будет являться эффективным?

а) тот, при котором ни один потребитель не ограничен в его потреблении

б) тот, при котором общественные предельные издержки производства блага равны общественным предельным издержкам его потребления

в) тот, при котором частные предельные издержки производства блага равны общественным предельным издержкам его потребления

г) тот, при котором издержки минимальны

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.105 с.)