Понятие КЭА хозяйственной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие КЭА хозяйственной деятельности



Содержание комплексного управленческого анализа и последовательность его проведения

Субъектами внутреннего управленческого анализа является только руководство предприятия и привлекаемые им и аудиторы и консультанты.

Информационной базой комплексного управленческого анализа является вся система информации о деятельности предприятия:

1. О технической подготовки производства

2. Нормативная и плановая информация

3. Данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета

4. Внешняя публичная финансовая отчетность

5. Вся система внутрихозяйственной отчетности и прочие виды информации

Комплексный экономический управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ. Управленческий анализ включает:

1. Анализ в обосновании и реализации бизнес-планов

2. Анализ в системе маркетинга

3. Анализ эффективности хозяйственной деятельности

4. Анализ условий производства

5. Анализ использования производственных ресурсов

6. Анализ объема продукции

7. Анализ взаимосвязи затрат, объема продукции и прибыли

Взаимосвязь основных групп показателей хозяйственной деятельности определяет разделы и последовательность проведения КЭА.

Примерный состав основных показателей и последовательность раздела КЭА:

1. Предварительный обзор обобщающих показателей производственно-хозяйственной деятельности

2. Анализ организационно-технического уровня социальных, природных и внешне-экономических условий производства

3. Анализ использования основных средств и работы оборудования

4. Анализ использования материальных ресурсов

5. Анализ использования труда и заработной платы

6. Анализ объема, производства и продаж

7. Анализ себестоимости продукции

8. Анализ прибыли и рентабельности

9. Анализ финансового состояния предприятия

10. Обобщающая оценка эффективности хозяйственной деятельности

11. 4.Структура комплексного бизнес-плана. Бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия на ближайшие 3-5 лет. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирования. Этот документ анализирует все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяет способы их решения. Основные показатели первого года рекомендуется делать в помесячной разбивке, второго - в поквартальной и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями.От техпромфинплана бизнес-план отличается тем, что показатели второго не столько точны количественно, сколько содержательны, жизненны, качественно обоснованы.Существует значительное число разработок по составлению бизнес-плана, но все они похожи и отличаются лишь последовательностью разделов. Вместе с тем структура бизнес-плана зависит от цели и экономической политики предприятия, степени его новизны, характера его развития. Ниже приведена примерная структура бизнес-плана для предприятия, создаваемого вновь. Основные разделы бизнес-плана:1. Краткое описание (резюме).2. Бизнес и его стратегия.3. Рынок и маркетинговая стратегия.4. Производство и эксплуатация.5. Управление и процесс принятия решений.6. Юридический план.7. Финансы.8.Факторы риска.Название разделов бизнес-плана условно, используется для концентрации внимания на его структуре и последовательности составления.Время, которое занимает составления бизнес-плана, зависит от опыта и подготовки работника. Специалисты считают, что на составление бизнес-плана затрачивается не менее 200 часов. План должен быть достаточно подробным, т.к. он необходим многим:! потенциальным инвесторам (банкирам);сотрудникам, желающим знать свои перспективы, четче понимать свои задачи;владельцу предприятия (менеджеру), чтобы тщательно проанализировать свои цели и возможности.

5.Сметное планирование (бюджетирование) и анализ выполнения смет (бюджетов)

Совокупность краткосрочных планов предприятия до одного года обозначается термином бюджет.

Бюджет является важной частью общего управления деятельностью предприятия.

Система бюджетов позволяет обеспечить оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, что является необходимым условием для выработки эффективной финансовой стратегии.

Система финансового планирования должна иметь два уровня:

-Система бюджетного планирования всех структурных подразделений, включая основные, вспомогательные и обсуживающие производства.

-Система сводного планирования деятельности предприятия.

Планирование текущей деятельности заключается в построении генерального бюджета представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.

Генеральный бюджет включает следующие операционные бюджеты:

1. Бюджет продаж, его цель рассчитать прогноз объема продаж в целом.

2. Бюджет производства в котором рассчитывается прогноз объема производства исходя из результатов расчета и объема продаж и запасов продукции.

3. Бюджет прямых затрат, сырья и материала, который рассчитывается на основе данных бюджета производства.

4. Бюджет прямых затрат труда, рассчитывается на основе бюджета производства.

5. Бюджет переменных накладных расходов, составляется на основе бюджета производства.

6. Бюджет запасов сырья и готовой продукции

7. Бюджет управленческих и коммерческих расходов

8. Бюджет себестоимости продукции, при его разработке используется данные всех предыдущих бюджетов

Данные перечисленных бюджетов используются как плановые и контрольные ориентиры и как исходные данные для построения финансового бюджета.

Под финансовым бюджетом понимается прогнозная бухгалтерская финансовая отчетность в укрупненной номенклатуре статей.

Финансовый бюджет включает:

1. Бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов, прогнозный баланс

2. Бюджет доходов и расходов или прогнозный отчет о прибылях и убытках

3. Бюджет денежных средств или прогнозный отчет о движении денежных средств.

Для обеспечения исполнения бюджета на предприятии рекомендуется выделять четыре центра ответственности или центра принятия управленческих решений:

1. По доходам, который включает управление маркетинга и коммерческое управление

2. По расходам, включает в себя управление производством, техническим обеспечением и ремонтом

3. По прибыли, он включает управление финансами и экономикой.

4. По инвестициям, он включает в себя управление техническим развитием производства.

В целях осуществления контроля за исполнением бюджета используется двухуровневая система контроля.

Нижний уровень - это контроль за исполнением бюджета структурных подразделений, который осуществляет экономические службы этих подразделений.

Верхний уровень – это контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений, который осуществляет бухгалтерия и финансово-экономическая служба предприятия.

Анализ в системе маркетинга

Анализ деятельности предприятия всегда начинается с его маркетинговой стратегии.

Маркетинг - это анализ продукта, анализ конъюнктуры товарного рынка, направленный на выявление потенциальных рынков сбыта с учетом интересов потребителей.

Укрупнено анализ продукта имеет 3 важнейших направления:

-технический анализ продукции;

-продвижение продукции на рынок;

-установление цен на продукт.

Анализ маркетинговой стратегии предприятия подразумевает все то, что связано с проблемами качества и количества товаров и услуг, проблемами производства и реализации продукции.

Анализ ассортимента продукции включает:

-анализ типа продукции;

-анализ качества товаров;

-анализ характеристик продукции;

-анализ услуг, сопутствующих продукции;

-анализ новизны товара;

-анализ цен товара.

Маркетинговые исследования как минимум должны помочь решить следующие вопросы:

-возможность массового производства товаров и услуг;

-проанализировать типологию и мотивацию имеющейся и потенциальной клиентуры;

-определить цены и оптимальные условия реализации товаров и услуг.

В ходе маркетинговых исследований изучается и устанавливается потенциал рынка, исследуется поведение конкурентов и исследуется сбыт товаров и услуг. Разработка самих маркетинговых программ и их реализация связаны с соответствующими аналитическими расчетами. Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением невозможны без анализа:

- влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды;

- состояния рынка;

- покупателей и потребителей;

- конкурентной обстановки;

- рыночных цен и формирования собственной ценовой тактики;

- конечных финансовых результатов.

Таким образом, маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельн.

7. Анализ ценовой политики предприятияЦена на продукцию является одним из важнейших элементов комплекса маркетинга. Предприятие проводя определенную политику в области ценообразования активно воздействует как на объем продаж, так и на величину получаемой прибыли. На величину цены оказывают воздействие внутренние факторы (цели, издержки и др.) и внешние факторы (объем рынка, конкуренция, государственное регулирование). Целенаправленная ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает на свою продукцию такие цены, и так изменяет их, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение запланированных краткосрочных и долгосрочных целей и решения оперативных задач, связанных с реализацией товара в определенной фазе его жизненного цикла, деятельностью конкурентов и т.д. Хорошее знание уровня цен, действующих на рынках определенных видов продукции позволяет предприятию оптимизировать выручку за готовую продукцию, а при закупках избегать переплат за сырье, материалы и комплектующие изделия. Для установления оптимального уровня реализационных цен многие предприятия применяют определенные методы расчетов цен, ориентированные на затраты и фиксированную прибыль, или же устанавливают цены административно, т.е. с ориентацией на объективно складывающееся положение на рынке, зависящее от позиции основных конкурентов или одного конкурента – лидера в ценах, а также от позиции, т.е. предпочтения и вкусов потребителей.При анализе ценовой политики предприятие рассматривает следующие вопросы: 1. чем отличается политика ценообразования предприятия от соответствующей политики конкурентов? 2. как устанавливаются цены на стандартную и новую или обновленную продукцию? 3. на сколько цены предприятия соответствуют уровню издержек на производство продукции? 4. какова вероятная реакция потребителей на изменение уровня цен, т.е. эластичность спроса? 5. привлекательны ли цены предприятия в сравнении с ценами конкурентов? 6. как действует предприятие при изменении цен конкурентными компаниями?Ценовая политика предприятия должна устанавливаться с учетом стадии жизненного цикла отдельных видов продукции.При установлении цен на новую, обновленную или усовершенствованную продукцию, т.е. на стадии проникновения продукции на рынок, обычно применяют одну из 2 ценовых стратегий:1.стратегия «снятия сливок» - предусматривает установление высокой первоначальной цены на новую продукцию с последующим прогрессивным снижением ее по мере перехода товара в стадию зрелости;2.стратегия «проникающего ценообразования» - предусматривает установление низкой первоначальной цены в целях достижения быстрого массового признания продукции уже на 1 стадии жизненного цикла.На стадии роста производства политика ценообразования должна быть ориентирована на долгосрочную перспективу. На стадии зрелости ценовая политика, как правило, нацелена на получение прибыли в краткосрочной перспективе. На стадии спада следует применять скидки до тех пор, пока не появиться новая, обновленная или усовершенствованная продукция. При всех прочих условиях производства, затарт на изготовление продукции цены на продукцию должны стимулировать систему продаж.

8. Анализ конкурентоспособности продукции и организацииПод конкурентоспособностью понимают такую характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам:- техническим (свойства товара, область его применения и назначения);-эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);-эстетическим (внешний вид товара);-нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам);-экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности).Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции. При расчете интегрального показателя используются, прежде всего, технические и экономические параметры, остальные параметры используются в качестве дополнения для всесторонней оценки уровня конкурентоспособности. Единичные показатели представляют собой соотношение, выраженное в долях единицы, или в % уровней какого-либо технического или экономического параметра продукции, анализируемого и конкурентоспособного предприятия.Применяют 2 метода расчета: 1. при расчете единичных показателей для технических и экономических параметров рост которых обеспечивает повышение конкурентоспособности продукции используется формула: ; 2. при расчете единичных показателей, рост которых сопровождается снижением конкурентоспособности продукции используется формула:

Групповой показатель объединяет единичные показатели по определенной группе параметров технических или экономических с помощью весовых коэффициентов, устанавливаемых экспертным путем:

, где

qi - единичные показатели по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических)

аi - весовые коэффициенты, определенные экспертным путем

Интегральный показатель (J) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gm) к групповому показателю по экономическим параметрам(Gэ):

Если значение интегрального показателя больше 1, то анализируемая продукция предприятия является конкурентоспособной, а если меньше 1, то неконкурентоспособной.

Для выяснения причин снижения конкурентоспособности проводится тщательный анализ конструкции, технологии изготовления, качества и цены материалов, комплектующих изделий, состояния организации производства и др. Такой анализ проводится для выявления причин отклонения параметров изделия от средних рыночных или отраслевых параметров, принимаемых в качестве эталона для измерения.

Конкурентоспособность продукции является лишь составной частью общей конкурентоспособности товаропроизводителей.

Под конкурентоспособностью предприятия понимается его способность оперативно и адекватно реагировать на изменения условий рыночной конкуренции, сохраняя и увеличивая достигнутые объемы продаж, прибыль и долю рынка.

Конкурентоспособность предприятия зависит от воздействия комплекса факторов внутренней и внешней среды. К внутренним факторам относятся составные элементы экономического потенциала предприятия, которые определяются совокупностью его ресурсов и эффективностью использования ресурсов. К внешним факторам относятся: экономическая политика государства, основные характеристики рынка деятельности.

Для оценки конкурентоспособности предприятия используются следующие методы:

1. изучение конкурентоспособности с позиций сравнительных преимуществ;

2. методы оценки, базирующиеся на теории равновесия фирмы и отрасли и теории факторов производства;

3. теория эффективной конкуренции;

4. оценка конкурентоспособности по качеству продукции;5.матричная методика оценки конкурентоспособности.

Анализ технико-организационного уровня и других условий производства.Оценка финансово- хозяйственной деятельности любой организации должна быть комплексной и включать оценку множества внешних и внутренних факторов. Внешние и внутренние факторы формируют бизнес среду предприятия. Бизнес среда фактически определяет положение предприятия на рынке и его финансовое благополучие, поэтому без ее оценки комплексный анализ деятельности предприятия невозможен.Внешнюю среду предприятия формируют внешние по отношению к предприятию участники экономической деятельности: бизнес партнеры, конкуренты, государственные и иные регулирующие органы, а также социальное окружение. Воздействие внешней среды характеризуется множеством факторов:1. Международные, которые включают общеэкономические факторы, стабильность международной политики и международною конкуренцию.2. Национальные, включают политические, экономические и демографические факторы.3. Рыночные включают: психологию потребителя и формы конкуренции.Факторы эти называются внешними поскольку формируются внешней средой предприятия повлиять на внешние факторы не может или её влияние незначительным.В ходе анализа следует выделить те факторы, которые оказывает на данное предприятие максимальное воздействие и выработать варианты решений по снижению негативного влияния внешних факторов. Внутренняя среда предприятия определяется факторами, которые формируются самим предприятием в процессе его деятельности. Среди внутренних факторов выделяются:1. Конкурентная позиция предприятия.2. Принципы деятельности. 3. Ресурсы и их использования 4. Маркетинговая стратегия. 5. Финансовый менеджментВнутренние факторы формируются самим предприятием и в первую очередь его руководителем. Анализ внутренних факторов позволяет установить производственные и сбытовые возможности предприятия и определяются те направления преобразований развития, которые дадут максимальный хозяйственный эффект в перспективе.Факторами повышения эффективности является организационное и техническое развитие социальных, природных и других условий хозяйственной деятельности. Под организационно-техническим уровнем понимается достигнутый уровень производства, методов организации и управления. Повышение технико-организационного уровня проявляется в использовании средств труда, предметов труда и самого персонала. Качественными показателями эффективности использования ресурсов является одновременность и показателями экономической эффективности повышения технико-организационного уровня.Развитие деятельности предприятия может осуществляться как экстенсивными так и интенсивными методами. Необходимым условием интенсификации финансово-хозяйственной деятельности можно выразить в следующем соотношении:

0,5 > И> 1

Э+И=1

Влияние экстенсивных факторов на

0,5 > И> 1

Э+И=1

Влияние экстенсивных факторов на прирост объема производства определяется отношением темпа прироста каждого вида ресурса к темпу прироста объема производства, а доля влияния интенсивного фактора определяется как разница между единицей и влияния экстенсивного фактора.

И=1-Э

Для характеристики технико-организационного уровня используют показатели научно технического уровня производства показатели уровня организации производства и труда, и показатели уровня управления.

Анализ косвенных затрат

К косвенным затратам относят те виды расходов предприятия, которые не относятся прямо в себестоимость отдельных видов продукции. Они носят общий характер и необходимы для обслуживания и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. В себестоимости продукции они представлены следующими основными комплексными статьями:

1) Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

2) Цеховые (общепроизводственные) расходы;

3) Общехозяйственные расходы;

4) Непроизводственные (коммерческие) расходы.

Задачи анализа косвенных затрат - выявление и мобилизация резервов снижения расходов на обслуживание и управление путем анализа их динамики, причин отклонения от сметы затрат, а также обоснованности их распределения между товарной продукцией и незавершенным производством между отдельными видами продукции.

Анализ динамики этих расходов осуществляется путем сравнения фактической их величины на рубль товарной продукции за ряд отчетных периодов, а также с плановым их уровнем. Такое сравнение позволяет выявить тенденции их снижения или увеличения в расчете на рубль товарной продукции. Дальнейший анализ направлен на выявление причин или факторов вызвавших эти изменения. Не все виды косвенных затрат находятся в одинаковой связи с объемом продаж, потому при анализе они подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные.

К условно-постоянным, как правило, относят все общепроизводственные и общехозяйственные расходы, а также часть расходов на содержание и эксплуатацию оборудования и часть внепроизводственных расходов, которые не находятся в прямой зависимости от объема товарной продукции.

Условно-постоянные расходы практически не изменяются с изменением объема выпуска, но изменяются в расчете на единицу продукции в зависимости обратной изменению объема.

Условно-переменные расходы (расходы на транспортировку, тару, упаковку, текущий ремонт) меняются под влиянием объема выпуска, но практически являются неизменными на единицу продукции.

При анализе условно-переменные расходы корректируют на процент выполнения плана, а условно-постоянные не корректируются.

Путем сопоставления фактических затрат по каждой статье сметы с плановыми и данными за прошлый период определяются отклонения от плана и базисного года. Далее детально изучают причины, вызвавшие как перерасход, так и экономию по каждой отдельной статье этих затрат.

Ввиду многочисленности и многообразия видов затрат входящих в состав косвенных расходов очень разнообразны и причины образования их отклонений от плана (сметы). Для выявления причин используется не только отчетная и сметная информация, но и данные аналитического учета, первичные бухгалтерские документы, расчеты, штаты, нормы и другие источники информации. В заключение анализа косвенных затрат подсчитываются резервы возможного снижения себестоимости по этим статьям и разрабатываются мероприятия по использованию этих резервов. К резервам относятся суммы сокращения неоправданных перерасходов по статьям сметы и непроизводительных затрат, а к предложениям по их использованию – конкретные мероприятия по устранению причин, порождающих эти перерасходы.

Анализ прибыли от продаж.

Важнейшими составными элементами бухгалтерской прибыли(прибыли до налогообложения) является прибыль от продаж. Прибыль от продаж зависит от размера выручки от продажи и полной с/с проданных товаров, работ, услуг. На размер выручки от продаж влияет на количество и структуру реализации продукции, ее качество, и реализационная цена, а на финансовый результат от продаж кроме этого влияет полная с/с реализованной продукции. Ключевым элементом прибыли от продаж является валовая прибыль.

Валовая прибыль формируется под влиянием следующих факторов:

-Объем реализации

- с/с реализованной продукции

- продажных цен на продукцию

- изменение в структуре ассортимента продукции.

Факторный анализ валовой продукции осуществляется по данным отчета о прибылях и убытках с использовании данных финансового плана или бюджета и расчетов к нему.

Прибыль от продаж в целом зависит от 4 факторов:

- объем реализации продукции работ услуг

- структура реализованной продукции

- полной с/с

- уровня среднереализационных цен

Объем реализации того или иного вида продукции определяется размерам валовой продукции и уровня товарности.Объем реализации может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли.Между изменение объемом раелизации продукции и размером полученной прибыли существует прямая пропорциональная зависимость и обратная зависимость при реализации убыточной продукции.Структура товарной продукции может оказать как положительные так и отрицательные влияния на сумму прибыли.Сумма прибыли возникновения при увеличении доли рентабельности видов продукции и снижения при увеличении низкорентабельной и убыточной продукции. с/с продукции оборота пропорциональна то есть сниежние с/с приводит к осту прибыли и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен прямопорционально прибыли то есть увеличение уровня цен прибыли возникает и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок.Следует рассчитать выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции величина которых зависит от 3 факторов: объема продаж, с/с, среднераелизационных цен.

Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет следующий вид:П= g *(ц-с/с)

Влияние данных факторов на изменение суммы прибыли определяется с помощью приема исчисления абсолютных разниц.ΔПg= (g1-g0)*(ц0-с/с0); ΔПц= g1(ц1-ц0); ΔПс/с= g1(c/c0-c/c1)

Затем нодо изучить причины изменения объма продукции, цен и с/с по каждому виду продукции.

В том случае когда предприятие организует учет по муждународной системе, предусматривает раздельный учет переменных и постоянных затрат, при анализе прибыли учитывают влияние на прибыль маржинального дохода и уровня носителей расходов.Доход моржинальный = прибыли+ постоянные расходы

Доход моржинальный = объем выручки- затраты переменные

Прибыль= доход моржинальный – постоянные затраты

Это форма используется тогда когда приходиться считать общую прибыль от продаж при выпуске и продажи предприятия нескольких видов продукции.

Чаще всего при выполнении аналитических расчетов прибыли от продажи используют показатели выручки от продажи и удельного веса моржинального дохода в выручке от продажи

Удельный вес= доход моржинальный/ объем выручки

Доход моржинальный= удельный вес * объем выручки

Прибыль= удельный вес* объм выручки-переменные затраты

Используя это формулу находим влияние на сумму прибыли от продаж изменение количества и структуры уровня цен и постоянных расходов.

Резервы увеличения прибыли.

Резервы увеличения прибыли рассматривают по каждому источнику ее поступления а также по видам реализованной продукции работ услуг.Основными источниками дополнительного роста прибыли могут быть:

1 увеличение объема реализованной продукции,

2 снижение с/с реализованной продукции

3 улучшение качество продукции

4 изменение структуры рынков сбыта каналов и сроков реализации продукции. Для определении резервов увеличении прибыли в результате роста объема производства сначала рассчитывается предполагаемый объем реализации как производственное дополнительное получении валовой продукции и уровня товарности. Затем определяется резерв увеличения прибыли умножение резерва роста объема реализации на фактическую прибыль в расчете на 1 единицу продукции соответствующего вида. Определим из направлений получения дополнительной прибыли является резервы снижения с/с продукции которые выявляются на предприятии в процессе анализа производственных затрат подсчета резервов роста прибыли за счет снижения с/с товарной продукции осуществляется следующим образом: Предварительно выявленный резерв снижения с/с каждого вида продукции умножается на возможный объем ее продажи с учетом резервов его роста Значительными резервами увеличении прибыли является улучшение качества реализованной продукции и соблюдение установлении сроков ее реализации. Подсчет резервов роста прибыли за счет повышении качества продукции производиться следующим образом: Планирование увеличения удельного веса каждого сорта умножается на отпускную цену соответствующего сорта результаты суммируются и полученное изменение средней цены умнажается на планируемый объем продукции с учетом резервов роста Анологично рассчитывается резервы роста прибыли за счет изменения структуры рынков сбыта каналов и сроков реализации.За пониженное качество отдельных видов продукции взыскивают штрафы, недопущение дополнительных санкций за пониженное качество продукции является дополнительным источником уветичения прибыли.При анализе необходимо выяснить по каким причинам была продукция низкого качества. Если это произведено по вине производителя или отдельных работников предприятия то все уплаченные суммы штрафы относят на резервы увеличения прибыли. В заключении анализа нода обобщить все выявленные резервы роста прибыли по каждому виду продукции и в целом по предприятию и определить конкретные мероприятия по освоению резервов.

Анализ деловой активности

Стабильность финансового положения предприятия в условиях рынка во многом зависит от его деловой активности. Анализ деловой активности проводится как на качественном уровне, так и с помощью количественных критериев. Оценка деловой активности на качественном уровне проводится сравнением деятельности данного предприятия с родственными по сфере деятельности предприятиями. Качественными критериями являются: широта рынков сбыта продукции, наличие продукции поставленной на экспорт, репутация предприятия и др.

Количественная оценка дается по двум направлениям:

1) степень выполнения плана по основным показателям и обеспечение темпов роста основных показателей.

2) Уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

Хозяйственная деятельность предприятия может быть охарактеризована различными показателями, основными из которых являются объем продажи, прибыли, величина активов или величина авансированного капитала.

Оценивая динамику основных показателей, необходимо сопоставить темпы их изменения. Оптимальным является соотношение, базирующееся на взаимосвязи показателей: Тпр>Тв>Так>100%

Эта зависимость означает, что капитал предприятия растет по сравнению с темпами роста активов, выручка растет большими темпами, а прибыль опережающими темпами.

Для оценки эффективности использования ресурсов предприятия применяются различные показатели, характеризующие эффективность использования всех ресурсов и их видов.

Основными показателями являются следующие:

1) ресурсоотдача или оборачиваемость всего вложенного капитала рассчитывается как выручка продаж деленная на среднегодовую сумму всех активов

При анализе динамики этого показателя выявляется тенденция его изменения. Тенденция в сторону роста ресурсоотдачи свидетельствует о повышении эффективности использования экономического потенциала.

2) оборачиваемость собственного капитала, она характеризует скорость оборота собственного капитала и определяется делением выручки на среднюю за период величину реального собственного капитала

Резкий рост этого показателя отражает повышение уровня продаж, а его снижение отрицательную тенденцию к бездействию части собственных средств.

3) фондоотдача характеризует эффективность использования основных средств. Показатель фондоотдачи тесно связан с показателями производительности и фондовооруженности труда.

 

Единственным условием роста фондоотдачи является превышение темпов роста производительности труда над темпами роста фондовооруженности труда.

При оценке эффективности использования НМА следует исходить из этого, что темпы роста выручки и прибыли должны опережать темп роста НМА.

Критерием эффективности использования оборотных средств может быть относительная минимизация оборотных средств, обеспечивающая получение максимальных высоких производственных и финансовых результатов деятельности предприятия.

44 - Анализ использования оборотных средств.При анализе финансового состояния предприятия большое влияние уделяется анализу интенсивности использования оборотных средств т.к. от скорости превращения их в денежную наличность зависит ликвидность предприятия и его шансы на успех.

Задачами анализа оборотных активов является:1. Определение средних остатков и изучение динамики изменения величины средних остатков.2. Определение показателей оборачиваемости и длительности одного оборота, изучение динамики данных показателей.3. Обоснование и количественные измерения фактов изменения показателей оборачиваемости и длительности одного оборота.4. Расчет высвобожденного оборотного капитала за счет ускорения оборачиваемости и сокращение длительности одного оборота.5. Обоснование и расчет резервов ускорения оборачиваемости оборотного капитала.

Эффективность использования оборотных средств может характеризоваться системой показателей:Коэффициент опережения темпов роста объема продаж, над темпами роста оборотных средств.Увеличение продажи продукции на 1 рубль оборотных средств.Относительная экономия или дополнительное увеличение оборотных средств.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств означает высвобождение средств из оборота. Это позволяет предприятию обходится меньшей суммой оборотных средств для обеспечения выпуска и реализации продукции или при этом же объеме оборотных средств увеличить объем и качество производимой продукции.

Факторами ускорения оборачиваемости оборотных средств является оптимизация производственных запасов, эффективность использования материалов, труда и денежных средств, сокращение производственного цикла, сокращение сроков пребывания оборотных средств в остатках готовой продукции и расчетах.

При измерении оборачиваемости оборотных средств используются следующие показатели:1. Оборачиваемость оборотных средств – она характеризует число оборотов совершаемых оборотными средствами и определяется делением выручки от продажи на средний остаток оборотных средств.2. Продолжительность одного оборота оборотных средств в днях – определяется делением количества дней в периоде на оборачиваемость оборотных средств в оборотах.3. Сумма оборотных средств, приходящаяся на 1 рубль реализуемой продукции или коэффициент закрепления. Этот показатель обратный первому, он определяется отношением среднего остатка оборотных средств к выручке от продажи.

Показатели оборачиваемости оборотных средств сравниваются с аналогичными показателями за предыдущий период или с показателями других предприятий.

При анализе важно установить не только направление и величину отклонений оборачиваемости оборотных средств в отчетном году по сравнению с прошлым, но и как эти отклонения повлияли на размер оборотных средств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.12 с.)