Виды и общая характеристика эвристических методов исследования систем управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и общая характеристика эвристических методов исследования систем управления.



Эвристические методы позволяют ускорить процесс решения задачи.

Эвристические методы – последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений.

Процесс решения задач с помощью метода эвристических приемов состоит из 5 последовательных этапов:

1. Постановка задачи технического творчества.

2. Выбор подходящих приемов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа

3. Преобразование прототипа с помощью выбранных приемов и формирование нескольких новых технических решений.

4. Анализ новых технических решений относительно осуществимости и степени эффективности использования.

Виды методов

Мозговой атаки (штурма)- коллективная работа специалистов, в ходе которых выдвигаются различные варианты решения проблемы

Метод Дельфи -Опрос мнения экспертов при помощи анкетирования, интервью, мозгового штурма для определения (прогнозирования) оптимального решения проблемы

Метод «коллективного блокнота» -Каждый член группы выдвигает идеи и записывает их в блокнот или карточки, которые передаются руководителю группы, он комплектует общий банк идей- на совещании проводится обсуждение идей.

Метод суда -Реализуется по аналогии с ведением судебного процесса. "подсудимые"- варианты решения; "судьи"-лица, принимающие решение; "прокуроры", "защитники" - члены экспертной группы. "свидетели"- условия выбора и доводы экспертов.

Метод синектики - метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче.

Метод инверсий -Поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, противоположных традиционным взглядам (Инверсия - Изменение нормального положения компонентов, расположение их в обратном порядке)

 

3. Метод Дельфи – опрос мнения экспертов при помощи анкетирования, интервью, мозгового штурма для определения оптимального решения проблемы. Область применения: широкая, где требуется мнения, опыт экспертов. Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей.

Этапы:

1. Предварительный:

-подбор группы экспертов — чем больше, тем дольше — до 20.

2. Основной:

-постановка проблемы — экспертам рассылается вопрос и предлагается его разбить на подвопросы. Организационная группа отбирает наиболее часто встречающиеся. Появляется -- -общий опросник.

-улучшенный опросник

улучшенный опросник вновь рассылается экспертам, которым теперь надо дать свой вариант решения, а также рассмотреть точки зрения, высказанные другими экспертами. Эксперты должны оценить проблему по аспектам: эффективность, обеспеченность ресурсами, в какой степени соответствует изначальной постановке задачи. Таким образом, выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения.

-интеграции повторяются, пока не будет достигнута согласованность между экспертами

3. Аналитический:

- проверка согласованности мнений экспертов, анализ полученных выводов и разработка конечных рекомендаций

Достоинства метода: использование обратной связи, проведение опросов дистанционно (по эл. почте), профессионализм, квалифицированная оценка, избегание столкновения противоположных позиций экспертов.

Недостатки: затратность, трудоемкость, долговременность проведения.

Примеры: опрос, анкетирование, интервью.

4. Дерево целей - Это структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей, в которой выделены главная цель (вершина дерева) и подчиненные ей подцели нескольких уровней.

Преимущества дерева целей состоят в том, что оно позволяет выстраивать взаимосвязи между целями разных уровней, дробить большие цели на этапы, видеть четкую картину системы целей.

Дерево целей состоит из нескольких уровней: генеральная цель, цели первого уровня (главные цели), цели второго уровня, цели третьего уровня и т.д. Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реализация каждой из главных целей- достижение соответственно целей второго уровня.

Дерево решений - схематическое представление процесса принятия управленческих решений по определенной проблеме, изображаемое графически в виде древовидной структуры. Используется в менеджменте на подготовительных стадиях процесса выработки решений для выбора лучшего способа действий. Ветви дерева изображают события, которые могут иметь место, а узлы и вершины - момент выбора направления действий

Дерево мероприятий - схематическое представление мероприятий по реализации поставленных решений в ходе построения дерева решений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.008 с.)