Виды и общая характеристика логических методов исследования систем управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и общая характеристика логических методов исследования систем управления.



Виды и общая характеристика логических методов исследования систем управления.

Логические методы исследования базируются на применении в процессе исследований формальной логики.

Формальная логика — наука о законах выводного знания, т.е. знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а только в результате применения законов и правил мышления.

Виды логических методов:

Анализ — логический метод расчленения целого на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности.

Синтез — объединение всех данных, полученных в результате анализа. Синтез не простое суммирование результатов анализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого целого.

Индyкция - пpoцecc движeния мыcли oт чacтнoгo к oбщeмy, oт pядa фaктopoв к зaкoнy.

Дeдyкция - этo пpoцecc движeния мыcли oт oбщeгo к eдиничнoмy, oт зaкoнa к oтдeльным eгo пpoявлeниям.

Абcтpaгиpoвaниe - cпocoбнocть oтвлeчьcя oт вceй coвoкyпнocти фaктopoв и cocpeдoтoчить внимaниe нa кaкoм-либo oднoм вoпpoce.

Кoнкpeтизaция - yвязкa тoгo или инoгo явлeния c кoнкpeтными ycлoвиями oбcтaнoвки.

Анaлoгия (тpaдyкция) - пpиeм, в кoтopoм из cxoдcтвa двyx явлeний в oдниx ycлoвияx дeлaeтcя вывoд o cxoдcтвe этиx явлeний в дpyгиx ycлoвияx. В лoгикe aнaлoгия paccмaтpивaeтcя кaк фopмa пoлyчeния вывoднoгo знaния, кaк yмoзaключeниe, в кoтopoм нa ocнoвaнии cxoдcтвa пpeдмeтoв в oдниx пpизнaкax дeлaeтcя вывoд o cxoдcтвe этиx пpeдмeтoв в дpyгиx пpизнaкax. Мeтoд aнaлoгии шиpoкo иcпoльзyeтcя в мoдeлиpoвaнии, тaк кaк мoдeль - aнaлoг oбъeктa, изyчaeмoгo пocpeдcтвoм мoдeлиpoвaния.

Сpaвнeниe - ycтaнoвлeниe cxoдcтвa или paзличия явлений, пpoцeccoв и oбъeктoв в цeлoм или в кaкиx-либo пpизнaкax. Сpaвнeниe - мeтoд, пoзвoляющий oбнapyжить тeндeнции oбщeгo xoдa пpoцecca paзвития, вcкpыть измeнeния, пpoиcxoдящиe в paзвитии явления.

Виды и общая характеристика эвристических методов исследования систем управления.

Эвристические методы позволяют ускорить процесс решения задачи.

Эвристические методы – последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений.

Процесс решения задач с помощью метода эвристических приемов состоит из 5 последовательных этапов:

1. Постановка задачи технического творчества.

2. Выбор подходящих приемов на основе анализа недостатков и дефектов прототипа

3. Преобразование прототипа с помощью выбранных приемов и формирование нескольких новых технических решений.

4. Анализ новых технических решений относительно осуществимости и степени эффективности использования.

Виды методов

Мозговой атаки (штурма)- коллективная работа специалистов, в ходе которых выдвигаются различные варианты решения проблемы

Метод Дельфи -Опрос мнения экспертов при помощи анкетирования, интервью, мозгового штурма для определения (прогнозирования) оптимального решения проблемы

Метод «коллективного блокнота» -Каждый член группы выдвигает идеи и записывает их в блокнот или карточки, которые передаются руководителю группы, он комплектует общий банк идей- на совещании проводится обсуждение идей.

Метод суда -Реализуется по аналогии с ведением судебного процесса. "подсудимые"- варианты решения; "судьи"-лица, принимающие решение; "прокуроры", "защитники" - члены экспертной группы. "свидетели"- условия выбора и доводы экспертов.

Метод синектики - метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче.

Метод инверсий -Поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, противоположных традиционным взглядам (Инверсия - Изменение нормального положения компонентов, расположение их в обратном порядке)

 

3. Метод Дельфи – опрос мнения экспертов при помощи анкетирования, интервью, мозгового штурма для определения оптимального решения проблемы. Область применения: широкая, где требуется мнения, опыт экспертов. Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых экспертов (часто несвязанных и не знающих друг о друге) лучше оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей.

Этапы:

1. Предварительный:

-подбор группы экспертов — чем больше, тем дольше — до 20.

2. Основной:

-постановка проблемы — экспертам рассылается вопрос и предлагается его разбить на подвопросы. Организационная группа отбирает наиболее часто встречающиеся. Появляется -- -общий опросник.

-улучшенный опросник

улучшенный опросник вновь рассылается экспертам, которым теперь надо дать свой вариант решения, а также рассмотреть точки зрения, высказанные другими экспертами. Эксперты должны оценить проблему по аспектам: эффективность, обеспеченность ресурсами, в какой степени соответствует изначальной постановке задачи. Таким образом, выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения.

-интеграции повторяются, пока не будет достигнута согласованность между экспертами

3. Аналитический:

- проверка согласованности мнений экспертов, анализ полученных выводов и разработка конечных рекомендаций

Достоинства метода: использование обратной связи, проведение опросов дистанционно (по эл. почте), профессионализм, квалифицированная оценка, избегание столкновения противоположных позиций экспертов.

Недостатки: затратность, трудоемкость, долговременность проведения.

Примеры: опрос, анкетирование, интервью.

4. Дерево целей - Это структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей, в которой выделены главная цель (вершина дерева) и подчиненные ей подцели нескольких уровней.

Преимущества дерева целей состоят в том, что оно позволяет выстраивать взаимосвязи между целями разных уровней, дробить большие цели на этапы, видеть четкую картину системы целей.

Дерево целей состоит из нескольких уровней: генеральная цель, цели первого уровня (главные цели), цели второго уровня, цели третьего уровня и т.д. Достижение генеральной цели предполагает реализацию главных целей, а реализация каждой из главных целей- достижение соответственно целей второго уровня.

Дерево решений - схематическое представление процесса принятия управленческих решений по определенной проблеме, изображаемое графически в виде древовидной структуры. Используется в менеджменте на подготовительных стадиях процесса выработки решений для выбора лучшего способа действий. Ветви дерева изображают события, которые могут иметь место, а узлы и вершины - момент выбора направления действий

Дерево мероприятий - схематическое представление мероприятий по реализации поставленных решений в ходе построения дерева решений.

 

Способ построения

– теоретические;

– формальные;

– эмпириче­ские;

– комбинированные.

Тип языка описания

– текстовые;

– графические;

– математиче­ские;

– смешанные.

Использование метода целесообразно когда:

– СУ вообще недоступна для непосредственного исследо­вания;

– исследование невозможно из-за моральных издер­жек или нецелесообразно по причинам существенных величин рис­ков негативных последствий в СУ социального, экологического и экономического характера;

– СУ либо исследуемый ее объ­ект являются достаточно сложными, трудоемкими и дорогостоящи­ми для изучения.

Реализация метода моделирования для решения задач исследо­вания включает:

• постановку задачи;

• выбор или разработку новой модели;

• исследование модели;

• интерпретирование знаний с исследуемой модели на ее ори­гинал.

К совокупности методов моделирования относят такие методы как:

– статистического имитационного моделирования,

– моделирова­ния операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний - метод Монте-Карло и ряд других.

 

Управленческое решение

Ресурсы управления

 

Подходы к ИСУ

Подход – ракурс исследования, точка зрения исследователя на проблему

Виды подходов:

1. Механистический – основан на изучение в объекте только причинно-следственных связей

2. Органический (функциональный) – основан на изучении характеристик, используемых для описания живых организмов

3. Диалектический – использование ключевых законов (в том числе закон единства и борьбы противоположностей и всеобщих связей явлений)

4. Кибернетический – любой объект представляется как черный ящик (принцип черного ящика: нам известны показатели входа и показатели выхода, а процессы нам непонятны)

5. Системный подход – целостное взаимосвязанное рассмотрение объекта

6. Ситуационный – исследования проблем, вызванных конкретной ситуацией, сложившихся в конкретном объекте

7. Процессный – любой вид деятельности представляется в виде процесса, т.е. в виде взаимосвязанных участков работы

 

Этапы ИСУ

1. Определение целей и задач исследования

2. Сбор информации о проблеме (наблюдение, анализ документов, собеседование) и предварительный ее анализ на проверку достоверности, полноты, непротиворечивости

3. Формулировка исходных гипотез.

Гипотеза – любое предположение, допущение, предсказание или догадка, истинность которых остается неизвестной и которая служит для предварительного объяснения, предсказания новых событий, явлений и фактов; Гипотеза – вариант объяснения при недостатке информации.

4. Разработка проекта, плана исследования гипотез

5. Организация эксперимента

6. Анализ и обобщение полученных результатов

7. Проверка исходных гипотез на основе полученных фактов

8. Формулировка новых фактов, законов и закономерностей

9. Разработка рекомендаций по дальнейшему исследование системы управления

10. Получение новых объяснений, предсказаний

11. Разработка рекомендаций по совершенствованию объекта управления, по решению проблемы

12. Для прикладных исследований, внедрение полученных результатов в практику

 

 

Цель и актуальность ИСУ

ИСУ – это прикладная научная дисциплина, объединяющая фундаментальные знания науки управления и специальные методы исследования социально-экономических систем.
Цель ИСУ как учебной дисциплины – изучить основы техники проведения исследований и развит навыки исследовательской работы в области управления, чтобы подготовить будущих специалистов к принятию успешных управленческих решений.
Объект ИСУ – системы управления.
Предмет ИСУ – исследовательская деятельность.
Актуальность изучения определяется тем, что новая парадигма управления, согласно которой организация рассматривается как открытая система, функционирует в динамичной среде, становится доминирующей и требует от менеджера аналитического и систематического мышления и принятия инновационных эффективных управленческих решений.

I. Эвристические

1. Мозговой штурм - группа людей выдвигает идеи, которые не могут подвергаться критике

2. Метод Дельфи - опрос мнения экспертов при помощи анкетирования, интервью, мозгового штурма

3. Метод «коллективного блокнота» - каждый член группы выдвигает идеи и записывает их в блокнот, который передается руководителю группы, он комплектует общий банк идей.

4. Метод суда - реализуется по аналогии с ведением судебного процесса, «подсудимые» - варианты решения; «судьи» - лица, принимающие решение; «прокуроры», «защитники» - члены экспертной группы; «свидетели» - условия выбора и доводы экспертов

5. Метод синектики - группа людей выдвигает идеи, которые могут подвергаться критике

6. Метод инверсий - поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, противоположных традиционным взглядам

II. Эмпирические

1. Наблюдение - пассивная фиксация и регистрация параметров и свойств изучаемого объекта

2. Эксперимент - активное участие исследователей и их целенаправленных воздействий на объект исследования в искусственно созданных или реальных условиях

V. Математические

1. Теория вероятности

2. Теория очередей - рациональный выбор структуры системы обслуживания и процесса обслуживания на основе изучения потоков требований на обслуживание, поступающих в систему и выходящие из неё, длительности ожидания и длины очередей

3. Теория игр - изучения оптимальных стратегий в играх (участвуют 2 или более стороны, ведущих борьбу за свои интересы)

VI. Формально-логические

1. Метод классификации - из множества объектов выделяются все входящие в него классы таким образом, что бы каждый, принадлежащий исходному множеству объект, попал только в один класс

2. Метод обобщения характеристик - основан на том, что в процессе жизнедеятельности человек проявляет свои личные качества

3. Метод синтеза - разложения целого на части и воссоединение целого из частей

4. Метод анализа - расчленения целого на части с рассмотрением каждой в отдельности

5. Индуктивный метод - перехода от частного положения к общему

6. Дедуктивный метод – переход от общего положения к частному

7. Метод абстракции - при изучении явления не учитываются его несущественные стороны и признаки

 

Приемы ИСУ, их виды

Наиболее распространенными приемами исследования признаются анализ и синтез.

Анализ – разложение исследуемого объекта на более простые составные части с целью последующего их самостоятельного изучения.

Синтез – объединение ранее выделенных частей при анализе в единое целое.

К общенаучным приемам исследования относятся:

• абстрагирование – процесс, при котором вычленяются отдельные, интересующие нас свойства или признаки объекта исследования, его взаимосвязи и отношения и одновременно осуществляется их отвлечение от других несущественных в данный момент для нас свойств.;

• идеализация – разновидность абстрагирования, отвлечение от всех реальных свойств предмета и одновременное введение в содержание образуемых понятий признаков, которые не реализуются в действительности.

Куб диагностики - прием (форма активности, благодаря которой мы одну форму представления переводим в другую). Куб диагностики обладает очевидным свойством – наглядностью.

Сетевой график – это полная графическая модель комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в которой (модели) определяется логическая взаимосвязь, последовательность работ и взаимосвязь между ними

 

Рефлексивное ИСУ

Любой уровень системы (подсистемы, надсистемы) может рассматриваться как точка отсчета рефлексивных процессов.

Рефлексия — обращение субъекта на себя самого, свою личность, на свое знание или на свое собственное состояние. Рефлексия – это способ стать в позицию исследователя, наблюдателя как по отношению к своим действиям, своим мыслям, так и к действию других "персонажей", к их мыслям, что позволяет выявить рефлексивные процессы при взаимоотношениях объектов исследования.

Рефлексивное управление – это передача воздействия на всю систему ценностей, целей и образа мышления тех, кем приходится управлять.

Обычно системы управления носят рефлекторный характер, так как в большинстве случаев при проведении исследования всегда можно предугадать ответную реакцию системы на различного рода воздействия. При этом на более сильное воздействие система отвечает большей реакцией. Соответственно нерефлекторная СУ реагирует на одни и те же воздействия неоднозначно, многовариантно.

Исследование любой СУ должно предваряться выделением в системе двух областей, где осуществляется рефлекторное реагирование на воздействия и нерефлекторное, связанное с возможной потерей устойчивости системы из-за человеческого или техногенного фактора. Для рефлекторной области системы управления, т.е. в условиях ее устойчивости, исследования могут проводиться больше математическими методами, для нерефлекторной - методами психологии, мотивации, теорий вероятности, катастроф и т.п.

Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная для обработки объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой СУ в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя.

 

Связи в СУ

Связь – отношение, в котором изменение одной из его сторон является необходимым и достаточным условием изменения другой стороны.

В рамках управления понимается:

Связь – категория управления, отражающая форму взаимодействия элементов системы, по средствам которой формируются отношения, определенные для каждого вида сторон.

Виды связей:

· Причинно-следственная – связь между изменениями, при которой одни причины вызывают другие следствия.

Под изменением следует понимать: этот вид связи не является однонаправленным, т.е. следствие может стать причиной нового следствия.

· Факторно-факторная – связь между свойствами взаимосвязанных явлений, объектов. (ПР: качество ресурсов определяет качество товаров)

· Субъектная – связь между человеком и деятельностью осуществляемой им (ПР: на должность президента м.б. назначен опред.человек)

· Субъектно-субъектная – связь между деятельностью людей, между людьми и их деятельностью.

Этот вид связи имеет 2 формы:

1)компенсационная – форма зависимости людей, возникающая в следствие невозможности длостижения какого-либо результата деятельности собственными силами.

2)обменная – форма зависимости между двумя субъектами, проявляющаяся в обмене знаниями, ценностями, оценками в их различных сочетания.

· Обратная – воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования.

Проектирование связей

Природные связи возникают самостоятельно.

Специальные связи необходимо целенаправленно создавать, поскольку они предполагают деятельность человека, а любая деятельность нуждается в проекте, т.е. в некой модели.

Проектирование связей не означает создание их новых видов поскольку состав связей стабилен.

Проектирование связей означает из структурирование и регламентацию. Спроектировать связи – значит определить их содержание по опред.параметрам.

Параметры связей: стороны (S и O), содержание, объем, пространство, место, направленность, способ связи.

 

Социологическое ИСУ

Сoциoлoгичecкое ИСУ - paзнoвиднocть иccлeдoвaний, в кoтopoй paccмaтpивaют oбщecтвo, кoллeктив, индивидyyмa кaк цeлocтнyю coциoкyльтypнyю пoдcиcтeмy, влияющyю нa эффeктивнocть, зaтpaты, pиcк cиcтeмы yпpaвлeния, и иcпoльзyют cпeцифичecкиe пpиeмы cбopa, oбpaбoтки и aнaлизa пepвичнoй coциoлoгичecкoй инфopмaции.

Цeлью coциoлoгичecкиx иccлeдoвaний cиcтeм yпpaвлeния мoгyт быть:

· oптимизaция пpeдпpиятиeм нoмeнклaтypы выпycкaeмыx тoвapoв или пpoизвoдимыx paбoт, oкaзывaeмыx ycлyг;

· oткaз oт тex тoвapoв, paбoт и ycлyг, кoтopыe нe пoльзyютcя cпpocoм;

· coвepшeнcтвoвaниe и мoдepнизaция тoвapoв, paбoт и ycлyг, ycлoвий иx пpeдocтaвлeния c yчeтoм диффepeнциaции пoтpeбнocтeй paзличныx гpyпп нaceлeния;

· выpaбoткa нaибoлee дeйcтвeнныx мeтoдoв пpoпaгaнды и peaлизaции тoвapoв, paбoт и ycлyг;

· и др.

Виды:

Рaзвeдывaтeльнoe (пилoтaжнoe, зoндaжнoe). Онo oxвaтывaeт, кaк пpaвилo, нeбoльшиe oбcлeдyeмыe coвoкyпнocти и ocнoвывaeтcя нa yпpoщeннoй пpoгpaммe и cжaтoм пo oбъeмy инcтpyмeнтapии. Рaзвeдывaтeльнoe иccлeдoвaниe иcпoльзyeтcя для пpeдвapитeльнoгo oбcлeдoвaния oпpeдeлeннoгo пpoцecca или явлeния.

Опиcaтeльнoe иccлeдoвaниe - бoлee cлoжный вид coциoлoгичecкoгo aнaлизa, кoтopый пoзвoляeт cocтaвить oтнocитeльнo цeлocтнoe пpeдcтaвлeниe oб изyчaeмoм явлeнии, eгo cтpyктypныx элeмeнтax. Опиcaтeльнoe иccлeдoвaниe пpoвoдитcя пo пoдpoбнo paзpaбoтaннoй пpoгpaммe и нa бaзe мeтoдичecки aпpoбиpoвaннoгo инcтpyмeнтapия.

Анaлитичecкoe иccлeдoвaниe cтaвит cвoeй цeлью yглyблeннoe изyчeниe явлeния, кoгдa нyжнo нe тoлькo oпиcaть cтpyктypy, нo и yзнaть, чтo oпpeдeляeт eгo ocнoвныe кoличecтвeнныe и кaчecтвeнныe пapaмeтpы.

36.Тестирование в исследовании систем управления. Цели и задачи тестирования. Область применения тестов. Место и роль тестирования в ИСУ

Тестирование СУ проводят для оценки «отклика» системы по значениям выходных параметров системы при фиксированных входных тестовых значениях.

Тест- искусственное строго дозированное воздействие в процессе эксперимента на объект, позволяющее исследовать состояние объекта и(или) его системы управления по количественным параметрам реакции на это воздействие. Тестирование чаще всего базируется на кибернетическом подходе к О. Измеряют «вход» и «выход», оценивают их соотношение как нормальное или аномальное. При планировании и подготовке таких исследований открывается возможность заранее определить качественные и количественные характеристики реакции системы управления на дозированное тестовое воздействие.

Основное назначение теста — контроль и установление соответствия между значениями входных и выходных параметров испытуемой системы при выполнении ею различных функций и на различных режимах управления (ручной, автоматический и т.п.).

 

37. Факторный анализ: понятие, сущность, последовательность проведения факторного анализа.
Факторный анализ
– это метод проверки гипотез о влиянии различных факторов на изучаемую величину или систему, метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных.
Сущность факторного анализа: Факторный анализ позволяет решить две важные проблемы исследователя: описать объект измерения всесторонне и в то же время компактно.
Проведение факторного анализа:
- Постановка цели анализа.
- Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.
- Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
- Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
- Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
- Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
- Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

 

38. Формулировка проблемы. Способы формулировки проблемы.
Формулировка проблемы
– обозначение ее сущностных характеристик, позволяющих увидеть способы ее разрешения
Способы формулировки проблемы:
1. Предметный способ – обозначение сферы деятельности менеджера, в которой возникла проблема
2. Метод вопроса – проблема формулируется в виде вопроса, на который надо найти ответ
3. Метод фрейма – рамочное описание проблемы по определенным параметрам: Субъект деятельности, у которого возникла проблемы, сфера деятельности, цель решения проблемы. Вопросы, на которые требуется найти ответ в процессе решения

Виды и общая характеристика логических методов исследования систем управления.

Логические методы исследования базируются на применении в процессе исследований формальной логики.

Формальная логика — наука о законах выводного знания, т.е. знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, а только в результате применения законов и правил мышления.

Виды логических методов:

Анализ — логический метод расчленения целого на отдельные элементы с рассмотрением каждого из них в отдельности.

Синтез — объединение всех данных, полученных в результате анализа. Синтез не простое суммирование результатов анализа. Его задача состоит в мысленном воспроизведении основных связей между элементами анализируемого целого.

Индyкция - пpoцecc движeния мыcли oт чacтнoгo к oбщeмy, oт pядa фaктopoв к зaкoнy.

Дeдyкция - этo пpoцecc движeния мыcли oт oбщeгo к eдиничнoмy, oт зaкoнa к oтдeльным eгo пpoявлeниям.

Абcтpaгиpoвaниe - cпocoбнocть oтвлeчьcя oт вceй coвoкyпнocти фaктopoв и cocpeдoтoчить внимaниe нa кaкoм-либo oднoм вoпpoce.

Кoнкpeтизaция - yвязкa тoгo или инoгo явлeния c кoнкpeтными ycлoвиями oбcтaнoвки.

Анaлoгия (тpaдyкция) - пpиeм, в кoтopoм из cxoдcтвa двyx явлeний в oдниx ycлoвияx дeлaeтcя вывoд o cxoдcтвe этиx явлeний в дpyгиx ycлoвияx. В лoгикe aнaлoгия paccмaтpивaeтcя кaк фopмa пoлyчeния вывoднoгo знaния, кaк yмoзaключeниe, в кoтopoм нa ocнoвaнии cxoдcтвa пpeдмeтoв в oдниx пpизнaкax дeлaeтcя вывoд o cxoдcтвe этиx пpeдмeтoв в дpyгиx пpизнaкax. Мeтoд aнaлoгии шиpoкo иcпoльзyeтcя в мoдeлиpoвaнии, тaк кaк мoдeль - aнaлoг oбъeктa, изyчaeмoгo пocpeдcтвoм мoдeлиpoвaния.

Сpaвнeниe - ycтaнoвлeниe cxoдcтвa или paзличия явлений, пpoцeccoв и oбъeктoв в цeлoм или в кaкиx-либo пpизнaкax. Сpaвнeниe - мeтoд, пoзвoляющий oбнapyжить тeндeнции oбщeгo xoдa пpoцecca paзвития, вcкpыть измeнeния, пpoиcxoдящиe в paзвитии явления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.086 с.)