Сдерживающие факторы и тенденции развития ЭК в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сдерживающие факторы и тенденции развития ЭК в России.



Следует ожидать, что в ближайшее время в России существенная доля

сектора интернет-торговли будет распределена преимущественно

среди проектов, финансируемых и осуществляемых при непосредственном

участии крупных производителей сырьевых и экспортных

товаров, продуктов их переработки. Возможности для предпринимателей

будут определяться их способностью вступать в различные

формы кооперации с крупнейшими компаниями. Пока же каждый

строит площадку для себя. Нереализуемость совместных стратегических

действий - основное препятствие бурного развития электронного

бизнеса в России. Не исключено, что электронная интеграция в

ряде случаев может стать предвестником бизнес-интеграции.

Другой сдерживающий фактор быстрого и успешного развития

электронного бизнеса в России - слабое распространение систем

управления производственной, торговой, финансовой деятельностью

корпоративного уровня. На Западе уже давно весь бизнес внутри

компании идет в электронном виде, поэтому выход в мир электронной

коммерции для них - закономерный результат эволюции своих

230 Глава 4

собственных внутренних интегрированных систем управления производством,

снабжением, отношениями с покупателями. В российских

компаниях автоматизация внутренних бизнес-процессов еще

далеко не завершена, поэтому осложнено создание инфраструктурного

уровня управления бизнесом, с которым необходимо реализовать

интерфейс.

Тем не менее с электронной коммерцией В2В в России связывают

большие ожидания. Существует мнение, что именно ЭК в ближайшее

время будет развиваться динамичнее всего. Крупнейшие российские

корпорации должны осознавать необходимость перевода своего бизнеса

в режим on-line: Интернет развивается стремительно, и залогом

успеха становится оперативность. Он превращается в универсальную

деловую среду, соединяющую компании друг с другом и с потребителями,

а доступ к моделям ведения электронного бизнеса получили

все компании. Поэтому существует вероятность того, что, если крупные

корпорации не успеют вовремя войти в электронный бизнес, их

место займут более активные и мобильные компании. В будущем

хорошие перспективы и большие возможности ожидаются у крупных

специализированных фирм, сосредоточенных на внедрении ЭК, в

частности у специализированных торговых площадок.

Несмотря на отсутствие у большинства компаний стратегии по

развитию ЭК, многие руководители считают электронную коммерцию

перспективным направлением при создании достаточных предпосылок

ее внедрения. Среди основных сдерживающих факторов

можно указать:

• несовершенство законодательной базы;

• неподготовленность персонала;

• системные проблемы с безопасностью технологических решений

и передачей данных;

• наличие конфиденциальных коммерческих данных;

• неготовность контрагентов;

• невысокую потребность в инновационных каналах сбыта.

Российские системы ЭК находятся в стадии становления, и главной

их задачей является развитие клиентской базы и превращение

технологических идей в прибыльный бизнес. Обследование наиболее

известных электронных торговых площадок в четырех отраслях -

нефтяной, химической, черной и цветной металлургии показало, что

Информационная среда бизнеса 231

торговые площадки еще не набрали опыта, а объемы торгов невелики.

Объем on-line-продаж в сети В2В составляет около 0,5 млрд

долл., что ниже, чем в сегменте В2С и тем более B2G (электронных

продаж государственным структурам), объем которых в 4-5 раз выше,

чем в секторе В2В.

Классификация систем

Электронной коммерции

Главная задача систем ЭК - повышение эффективности взаимодействия

компаний и потребителей. Основные типы таких систем

представлены на рис. 4.1.

Торговые системы

Для бизнес-структур

(В2В)

Платежные

Системы

Системы

Взаимодействия

Бизнеса с

Потребителем

(В2С)

Системы

Электронных

Коммуникаций

Частных лиц

Электронные

Торговые

Площадки

Корпоративные

Системы

fi

Ф О

(X

"s: 00

н

О)

м=г к>

со

со

о (s о -

о

U ^

(0

с

с:

о

ф

I

I-

ф

5^

Го JJ

Ф ф

Q.

Ф

О

г>< •й tт-- г < а -)

т

^^п:

I О

8| ф

со

ю

0^ &Ы Ф

(^ 1

СП

см

т

с;

ф

ш1"^- >0<^>>

'^f о S^ й ш1

^> CNJ

о

S

С; X

т г щ о т

Рис. 4.1. Классификация систем электронной коммерции

232 Глава 4

Под термином В2В обычно понимается широкая сфера услуг,

оказываемых в режиме on-line, в которых так или иначе участвуют не

столько частные лица, сколько предприятия и компании. В секторе

В2В представлены товары и услуги, которые компании предоставляют

друг другу. При этом товарный и денежный оборот происходит в

корпоративной среде и практически не выходит на потребительский

рынок. Этот сектор в большей степени определяется потребностями

бизнеса, чем преференциями субъекта хозяйственной деятельности.

Системы В2В можно условно подразделить на два класса: корпоративные

системы и электронные торговые площадки.

Торговая площадка В2С (электронный магазин) фактически

представляет собой сеть односторонней связи, которая создает продавцу

гораздо больше преимуществ, чем покупателю.

Ценность системы В2С возрастает примерно линейно с числом

пользователей, тогда как в межфирменной торговле В2В она растет

как квадрат роста числа пользователей. Кроме того, преимущества

торговых площадок перед системами розничной торговли В2С определяются

потенциальными объемами операций, которые, по оценкам

специалистов, находятся в соотношении десять к одному.

В то же время системы В2В требуют существенно большего знания

особенностей товаров и рынка сбыта, так как имеют достаточно

жесткую и пролонгированную во времени специализацию. В отличие

от розничной торговли в режиме on-line, широко использующей рекламу

и другие программы для привлечения клиентов, для В2В-тор-

говых систем требуется налаживание постоянных контактов с потенциальными

клиентами. Привлечение покупателей и продавцов является

длительным и дорогостоящим процессом, включающим поддержание

актуальных каталогов товаров и услуг, регламентирование

и поддержание правил торговли и соответствующих им бизнес-

процессов, обеспечение интеграции между информационными системами

продавца и покупателя.

Все перечисленные особенности систем В2В формируют существенные

преимущества создателям систем межфирменной торговли в

режиме on-line. Высокий стартовый барьер, необходимость глубоких

знаний отрасли и существенная стоимость привлечения и удержания

клиентов способствуют достижению большей прибыльности и защищенности

бизнеса в сравнении с системами розничной торговли.

Корпоративные системы В2В. Ядром систем В2В являются корпоративные

автоматизированные управленческие информационные

Информационная среда бизнеса 233

системы (АУИС), которые обеспечивают взаимодействие подразделений

предприятия, а также являются движущей силой реструктуризации

и оптимизации бизнес-процессов для повышения эффективности

производства и взаимодействия с поставщиками и клиентами.

Типовыми подсистемами АУИС являются модули, обеспечивающие

управление финансами, производством, складскими запасами,

взаимоотношениями с поставщиками и клиентами, а также кадрами

и делопроизводством. Но для системы электронной коммерции

В2В требуется создание расширенного или адаптированного варианта

АУИС, хотя некоторые ее модули вполне могут выполнять ряд

функций по торгово-закупочной деятельности предприятия.

Электронные торговые площадки (ЭТП) предназначены для

организации коммерческой деятельности предприятий-участников.

Торговые площадки В2В по принципам создания можно разделить на

три основные группы: независимые, отраслевые и частные.

В каждой группе могут быть предусмотрены широкие функциональные

возможности, допускаются различные комбинации функций

на одной площадке. Каждое решение имеет свои преимущества и

недостатки, которые более подробно будут рассмотрены далее. Компании,

выходящие на рынок В2В, обычно используют набор различных

каналов взаимодействия со своими клиентами, поставщиками и

партнерами.

Число информационных потоков заметно больше, чем путей перемещения

товаров. Значительная часть этих информационных потоков

состоит из достаточно легко формализуемых и, следовательно,

поддающихся автоматизации процедур. А это открывает широкое

поле возможностей для использования современных технологий передачи

и обработки информации.

В современной экономике обработка и обмен информацией стали

более мощным и эффективным средством ведения бизнеса, чем перемещение

физических товаров. Стоимость компаний все в большей

степени определяется не ее материальными активами (здания, оборудование),

а такими нематериальными активами, как люди, идеи, технологии,

а также стратегией объединения и использования главных

информационных ресурсов компании.

Онлайновые торговые площадки удобны тем, что позволяют их

участникам значительно снизить производственные и транзакцион-

ные издержки, а также расширить рынки сбыта. По оценкам Forrester

234 Глава 4

Research, доля продаж на электронных торговых площадках составляет

приблизительно половину общего оборота электронной коммерции

между компаниями. По данным компании IBS, экономия от использования

схем В2В достигает 15% со стороны закупок и 22% - со

стороны сбыта.

Большая часть ЭТП создана продавцами и ориентирована на покупателей.

Иными словами, онлайновые биржи выступают в качестве

одного из каналов сбыта продукции продавцов. Половина торговых

площадок создана лидерами отраслей, что обеспечивает таким площадкам

достаточную ликвидность. В России также есть несколько

сегментов рынка, которые уже сегодня заинтересованы в сокращении

издержек за счет применения новых технологий и в которых перспективно

внедрение электронных торговых площадок. Прежде всего

это крупные отраслевые холдинги в нефтегазовой, металлургической

и других отраслях.

Электронные торговые площадки отличаются формой владения,

функциональными возможностями, направленностью деятельности,

выбором партнеров и преимуществами, предоставляемыми участникам.

По типу управления различают три вида торговых площадок В2В:

независимая торговая площадка (Independent trading marketplace);

отраслевая торговая площадка (Industry sponsored marketplace);

частная торговая площадка (Private marketplace).

Независимые торговые площадки создаются преимущественно

вновь организованными интернет-компаниями для обслуживания

определенных отраслей промышленности или товарных групп. Они

предлагают участникам решение проблем поиска торговых партнеров,

единое место для ведения бизнеса, виртуальное управление деловыми

взаимоотношениями и возможность сравнивать цены различных

поставщиков.

Отраслевые торговые площадки создаются крупнейшими промышленными

компаниями для обеспечения их преимуществами бизнеса

в режиме on-line и управления процессами развития В2В-ком-

мерции в своем секторе экономики.

Частные торговые площадки создаются крупными фирмами в целях

максимального использования возможностей онлайновых технологий

для углубления интеграции со своими торговыми партнерами.

Частные торговые площадки объединяют существующие внутренние

информационные системы участников для улучшения работы цепочек

поставок и сокращения издержек на транзакции между ними.

Информационная среда бизнеса 235

Каждая из моделей организации онлайновой торговой площадки

имеет свои преимущества и недостатки. Отраслевые и частные онлайновые

торговые площадки могут создаваться как поставщиком,

заинтересованным в упрощении процесса продажи и доставки своей

продукции (sell-side marketplace), так и покупателем, желающим оптимизировать

процесс закупки комплектующих и материалов (buyside

marketplace).

Примерами российских отраслевых торговых площадок являются

информационно-торговая система e-Metex.ru, которая объединила

практически всех отечественных производителей труб, в совокупности

владеющих 90% рынка, а также система Metalcom.ru, учредителями

которой стали семь организаций, входящих в Российскую ассоциацию

металлоторговцев. Примерами российских частных торговых

площадок являются системы Dealine и RSI Dealers Network.

Платежные системы для ЭК. Развитие систем В2В невозможно

без развития удобных механизмов исполнения заключенных сделок,

и в частности электронных расчетных или платежных систем. Ожидается

совмещение интересов электронных торговых систем

(В2В-площадок) и финансовых структур. Этот процесс ознаменуется

появлением услуг более высокого уровня, предлагаемых альянсами

банков и торговых систем, что должно сделать использование Интернета

для ЭК достаточно эффективным.

Совершенствованию дистанционных расчетных систем способствуют

также рост объемов торгов через отраслевые и частные торговые

площадки, развитие объемов и номенклатуры банковских услуг в

сети Интернет, развитие нормативной базы и стабилизация налогового

законодательства. Аналитики компании Gartner Group предсказывают

быстрый рост этой формы услуг для сектора В2В.

Несмотря на имеющиеся возможности и стимулы для создания и

использования электронных систем расчетов в В2В-коммерции (электронных

систем выставления счетов и проведения платежей - EIP

(Electronic Invoicing and Payment)), их продвижение на Западе идет

медленно. Среди причин, сдерживающих внедрение электронных платежных

систем, называются технологические (интеграция электронных

платежных систем с существующими бухгалтерскими системами)

и психологические (неготовность потенциальных пользователей).

Для обеспечения расчетов в В2В-коммерции могут эффективно

применяться следующие системы проведения и обеспечения электронных

расчетов:

236 Глава 4

• системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО);

• системы обеспечения гарантий исполнения заключенных сделок;

• небанковские системы проведения расчетов.

Юридическая поддержка электронных платежей может осуществляться

несколькими способами, в том числе на основе Федерального

закона "Об электронной цифровой подписи" от 10.01.2002 г. №1-ФЗ,

хотя сам по себе указанный закон не принес существенного облегчения

юридическим подразделениям предприятий. По-прежнему договорная

база по обеспечению электронных расчетов основывается на

статьях Гражданского кодекса.

Обеспечение гарантий исполнения сделок на электронных торговых

площадках основывается на предоставлении участникам сделок дополнительных

гарантий. Как правило, такие схемы предоставляет торговая

площадка или ее финансовый партнер, с которым участники предварительно

заключают письменный договор. Отлаженные схемы обеспечения

гарантий исполнения сделок на ЭТП необходимы и, по мнению экспертов

компании 1.В.Partners, могут потребоваться для 30 - 40% потенциальных

участников В2В-площадок. К таким схемам относятся:

• использование в рамках В2В-площадки одного банка в качестве

расчетного;

• внесение в расчетную систему В2В-площадки залога для обеспечения

будущих (или текущей) сделок;

• использование вторичных финансовых инструментов для работы

на торговой площадке;

• привлечение банков для подбора, проверки и допуска участников

к работе на торговой площадке из числа собственных клиентов.

К небанковским системам электронных расчетов и платежей относятся

системы, использующие скретч-карты либо счета у провайдеров

телекоммуникационных услуг. Размер разового платежа с использованием

таких систем очень мал, что ограничивает применение

небанковских платежных систем сделками по приобретению минимальных

объемов низкостоимостных товаров, работ, услуг.

В условиях тотального недоверия и отсутствия истории взаимоотношений

между контрагентами выходом из ситуации могут стать

рейтингование предприятий самими В2В-площадками и ведение

"черных" списков. Для полной ликвидации бизнес-рисков контрагентов

(особенно при проведении первых сделок) необходимо использование

механизмов гарантированных расчетов.

Информационная среда бизнеса 237

Развитые расчетные сервисы упрощают работу предприятий на

площадках, позволяют прямо с площадки давать распоряжения на

оплату и контролировать поступление денежных средств по сделке.

В то же время большинство из них не исключают риски контрагентов.

Умелое использование комбинации различных моделей станет в

ближайшем будущем важным фактором обеспечения конкурентного

бизнеса. По мере развития технологий В2В компании, считающие,

что электронная коммерция - всего лишь процесс купли-продажи,

рискуют остаться на обочине дороги и быть вытесненными из бизнеса

более дальновидными и агрессивными конкурентами.__

 

Вопрос №42

Торговля в сети Интернет

Торговля в сети Интернет становится одним из действенных факторов

развития производства, ускорения поставки товаров и услуг,

упрочения связей между поставщиками и покупателями. Особенно

интенсивно развиваются корпоративные торговые площадки, но и

темпы других видов взаимодействия продавцов и покупателей также

впечатляют. Основой успешного развития этих систем является последовательное

использование последних достижений информационных

технологий. Рассмотрим более подробно некоторые особенности

организации торговых операций в сети Интернет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.114 с.)