Сотрудничество с поставщиками в разработке новых товаров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сотрудничество с поставщиками в разработке новых товаров.



Многие предприятия, разрабатывающие и выпускающие продукцию

для конечных потребителей, закупают исходные компоненты

или полуфабрикаты у других поставщиков, продукция которых

предназначена не для конечных потребителей, а для других производителей.

Ценностью для потребителя обладает только конечный продукт.

Поэтому и производители конечной продукции, и производители

компонентов и полуфабрикатов заинтересованы в том, чтобы получившийся

в итоге их сотрудничества продукт нашел своего

покупателя. По данным известной консалтинговой компании Gartner

Group, в современных высокотехнологичных товарах доля затрат на

покупные компоненты и материалы доходит до 45 % доходов, которые

компании получают при продаже этих товаров. Таким образом,

многие современные заводы, производящие конечную продукцию,

выступают в роли сборочных производств товаров, значительную

часть узлов и компонентов для которых сами они не производят.

Следствием этого является качественно новый характер отношений,

которые должны складываться между производителями конечной

продукции и их поставщиками для того, чтобы все они были

конкурентоспособными и смогли выжить на рынке. Производители

конечной продукции находятся ближе к конечному потребителю и

могут более оперативно реагировать на изменения потребительского

спроса. Вследствие высокой степени производственных связей с поставщиками

материалов и комплектующих они смогут существенно

изменить свою продукцию только в том случае, если их поставщики

изменят соответствующим образом свою. Поставщики исходных материалов

и комплектующих заинтересованы в получении от производителей

конечной продукции информации о покупательском спросе

и прогнозах, касающихся изменений этого спроса, чтобы своевременно

перестроить собственную производственную программу.

Для организации эффективного взаимодействия с поставщиками

при разработке новых товаров необходимо преодолеть ряд барьеров,

в частности итерационный характер разработки спецификаций новых

товаров, что затрудняет формирование окончательного перечня требований

к материалам и комплектующим, которые должны быть

приобретены у поставщиков. По некоторым оценкам, инженеры-

разработчики тратят до 40 % своего времени на поиск в каталогах

продукции поставщиков нужных комплектующих и внесение изме-

Информационные системы поддержки производства 129

нений в свои разработки, с тем чтобы заменить устаревшие компоненты

новыми. Иногда, чтобы избежать этой рутинной работы, инженеры

прибегают к разработке и изготовлению специальных заказных

материалов или комплектующих, что усложняет и удорожает

разработку товара и приводит к очередному увеличению номенклатуры

комплектующих изделий, которые могут быть использованы

при проектировании следующего товара. Таким образом, номенклатура

полуфабрикатов и комплектующих может расширяться практически

без ограничений, и возникает ситуация, когда между рождением

концепции нового товара, способного дать предприятию конкурентные

преимущества на рынке, и его физическим появлением

необходимо выполнить большой объем работы, повышающей стоимость

нового товара и увеличивающей время, необходимое для его

разработки, производства и продвижения на рынок.

Решается эта проблема созданием единого виртуального информационного

пространства, в котором и осуществляется разработка

концепции нового товара. При этом в работе над новым товаром

принимают участие как сотрудники предприятия-производителя, так

и специалисты, работающие на предприятиях-поставщиках исходных

материалов и комплектующих. Такая работа, безусловно, требует

согласования рабочих стандартов и форматов представления информации,

но после завершения разработки и передачи товара в производство

документация по товару содержит полную и актуальную

спецификацию необходимых материалов и комплектующих, не требующую

изменений и дополнений. Наличие общей информационной

платформы у предприятия-производителя и поставщиков материалов

и комплектующих позволяет легко осуществлять координацию производства

и закупки при модификации товаров или компонентов.

Анализ и оптимизация расходов. Очень часто внутри предприятия,

особенно имеющего холдинговую структуру, бывает трудно

получить точные данные относительно расходов на закупку определенного

вида товара. Значительно усложняет процесс сбора необходимой

для анализа информации наличие однотипных товаров с разной

ценой. Поэтому достаточно часто возникает такая ситуация, когда

разные закупочные структуры одного и того же предприятия

платят за товары одних и тех же поставщиков разные деньги. Для

принятия рациональных решений по работе с теми или иными поставщиками

недостаточно только ценовой информации по предла-

130 Глава 2

гаемым ими товарам. Необходимо знать, насколько надежными являются

поставщики: выдерживают ли они обязательства по срокам

поставки, соблюдают ли условия контрактов и дисциплину финансовых

расчетов. Нужно оценить и степень зависимости от одного поставщика

или небольшого их числа и рассмотреть варианты, к которым

можно было бы прибегнуть в случае необходимости.

Иногда для того, чтобы выяснить реальную картину расходов по

категориям продукции и поставщикам, приходится проводить соответствующие

выборки чуть ли не вручную, причем эта информация

не всегда доступна тем сотрудникам, для которых она может быть

наиболее важна. Часто усилия по сбору информации, нужной для

выполнения анализа расходов, намного превосходят по трудоемкости

сам анализ. Поэтому некоторые предприятия вообще считают возможным

игнорировать такой анализ и работают исходя из ориентировочных

оценок своих расходов. Для того чтобы обеспечить возможность

мониторинга и анализа расходов предприятия, необходимо

сводить имеющиеся в разных источниках данные в единую базу и

представлять их в структурированном виде. Наличие такой базы позволит

быстро провести анализ расходов предприятия на закупку определенного

вида товара по поставщику или по закупочному подразделению

за определенный период времени.

Комбинируя эту информацию с другими данными о поставщиках

(время и дисциплина поставок, выполнение контрактных обязательств,

наличие и качество кредитной истории, условия предоставления

действующих кредитов), специалисты по закупкам могут принимать

обоснованные решения о закупках товаров на оптимальных

условиях. Важной частью процесса планирования закупок является

прогнозирование потребностей предприятия при изменении ассортимента

товаров или сбытовой стратегии. Максимальный уровень оптимизации

закупок достигается в том случае, когда учитываются и

опыт прошлых закупок, и прогнозы на будущее.

Стратегические поставки и управление контрактами. На современных

предприятиях выполнение закупок стратегически важных

сырья, компонентов или товаров является одной из наиболее трудоемких

и менее всего автоматизированных задач. В то же время роль

эффективного снабжения становится все более важной как в аспекте

обеспечения прибыльности работы предприятия, так и с позиций

конкурентоспособности. Не случайно крупные компании ищут выход

Информационные системы поддержки производства 131

на пути вертикальной интеграции, при которой под единым контролем

создается законченный производственный цикл, включающий

обработку сырья и материалов, изготовление полуфабрикатов или

компонентов, производство и сбыт конечной продукции.

Те предприятия, которые не могут осуществить вертикальную интеграцию,

нуждаются в том, чтобы работа по подготовке контрактов

на поставку исходных материалов, полуфабрикатов и товаров выполнялась

как можно быстрее, а сами поставки осуществлялись в точном

соответствии с подписанными контрактами. Нагрузка на специалистов

по закупкам увеличивается, и становится очевидным, что для обеспечения

эффективности их деятельности необходимо инвестировать

средства в системы поддержки принятия решений, помогающие

справляться со всевозрастающей сложностью выполнения закупок и

сокращающие непроизводительные затраты времени.

Такие системы на рынке существуют. Некоторые из них базируются

на интернет-технологиях, другие используют иные подходы.

Однако независимо от платформы, на которой реализованы подобные

системы, их функции сходны и обеспечивают поддержку выбора

поставщика и сокращение закупочного цикла. Обычно такие системы

разрабатываются в виде систем для управления проектами. Специалист

по закупкам может задавать параметры проекта, распределять

информацию по проекту между другими сотрудниками предприятия

и настраивать систему автоматического оповещения о наступлении

сроков или событий, на которые необходимо своевременно отреагировать

для эффективного управления процессом закупки. Одной из

важнейших функций таких систем является предоставление средств

для облегчения работы с информацией о выполненных ранее закупках,

категориях товаров, ценах, специфических особенностях отношений

с различными поставщиками и т.д. Эти системы позволяют

осуществлять выбор поставщика на основе сопоставления критериев,

например, сравнивать, что важнее в конкретном случае - более низкая

цена или более короткий срок поставки. Поскольку данная информация

может быть доступна не только для специалиста, который

занимается закупками, но и для других сотрудников предприятия,

они также могут способствовать принятию наиболее рационального

решения о закупке.

После подписания контракта соответствующие модули СУОП

позволяют отслеживать выполнение подписанных контрактов и ана-

132 Глава 2

лизировать уже выполненные контракты, находящиеся в единой базе

данных. Такой анализ поможет более эффективно выстраивать договорные

отношения и оптимизировать процесс закупки. По различным

оценкам, от 50 до 70 % расходов, которые можно сократить на

предприятии, лежат именно в области оптимизации процесса закупок.

Если предприятию удается провести такое сокращение, его прибыль

увеличивается на 2 - 4 %, что существенно в условиях высококонкурентного

рынка.

Сотрудничество с поставщиками в планировании поставок.

Производители конечной продукции вынуждены реагировать на изменения

спроса максимально быстро. Иначе они могут легко потерять

свою долю рынка. Изменение рыночного спроса влечет за собой

корректировку товарной политики, которая, в свою очередь, влияет

на закупочную политику. Предприятие способно внести изменения в

свою товарную политику не быстрее, чем сработает самая медленная

из цепочек поставки. Поставщики исходных материалов и компонентов

находятся дальше от конечного потребителя, поэтому для того,

чтобы они могли планировать свое производство наиболее эффективно,

они заинтересованы в тесных отношениях с производителями

конечной продукции. Такая взаимная заинтересованность приводит к

более тесным связям между поставщиками и потребителями, чем это

было ранее, и большей их взаимозависимости, которая вызывает необходимость

согласования бизнес-процессов для повышения точности

и скорости прохождения информации, относящейся к поставкам.

Широкая номенклатура товаров и их модификация требуют сложной

системы планирования закупок и установления более тесных связей

с поставщиками именно в части совместного планирования.

Применение СУОП позволяет интегрировать платформу планирования

предприятий, связанных отношениями поставщик-

потребитель. Планирование поставок осуществляется в интерактивном

режиме. Между предприятиями устанавливается действенная

связь на уровне долгосрочного планирования потребностей в материалах

и товарах, которая реализуется на уровне ежедневных операций

в форме различных электронных документов, необходимых для

планирования и выполнения поставок. Программное обеспечение

позволяет проводить мониторинг поставок, корректировать прогнозы

заказов или планы поставки. Важнейшей особенностью таких систем

является возможность эффективно управлять поставками критически

Информационные системы поддержки производства 133

важных материалов и товаров и оперативно принимать решения в

случае возникновения дефицита или задержек в поставках определенной

продукции у одного из поставщиков.

СУОП позволяет организовать взаимодействие с поставщиками

по более сложным схемам, чем обычная купля-продажа, как, например,

размещение на предприятии некоторого буферного склада с

принадлежащими поставщику товарами, которые пополняются по

мере расходования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.036 с.)