Искусство в системе общества человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство в системе общества человека



Искусство в системе общества человека

Искусство – неотъемлемый компонент культуры. Оно возникает еще в первобытном обществе и вступает в сложное взаимодействие с философией, наукой, политикой, религией и т.д.

Психолог Л.С.Выготский писал, что искусство – это социальное в нас, т.е оно отражает устои общества, традиции, нормы и правила поведения. Но художник, являясь творческой личностью, имел свое мироощущение, способен повлиять и на развитие общества в целом.

Искусство – это творческое отражение воспроизведение действительности в худ. образах.

Функции искусства:

1.Приобразующая, или искусство как деятельность. Искусство приобразует реальность через: - идейно-эстетическое воздействие на людей; - включение человека в ценностно-ориентировочную деятельность; - обработку разнообразного материала.

2.Компенсаторная, или искусство как утешение. Искусство помогает восстанавливать гармонию, заряжать энергией, и компенсирует повседневность обыденной жизни.

3.Позновательно-эвристическое, или искусство как знание и просвещение. Через искусство возможно создание нового, передача системы взглядов и навыков мышления.

4.Худ.-концептуальное, или искусство как анализ состояния мира.

5.Функция предвосхищения, или искусство как предвидение.

6. Коммуникативная, или искусство как общение.

7.Информационная, или искусство как передача сведений.

8.Воспитательная. Искусство формирует чувства и мысли людей, передает нравственные нормы и ценности от одного поколения к другому.

9.Внушающая. искусство способно заворожить человека и передать опред. эмоциональный настрой, состояние.

10.Эстетичекая, или искусство как формирование чувства прекрасного. Благодаря искусству формируются художественные вкусы, потребности и способности человека, а также пробуждается его творческий потенциал, желание и умения творить по законам красоты.

11.Гедонистическая, или искусство как наслаждение.

 

Виды искусства.

Виды искусства – это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью худ. реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения.

Общая классификация видов:

1.Пространственные или пластические виды искусств. (Изобразительное искусство; Декоративно-прикладное; Архитектура; Фотография.)

2. Временные или динамические виды искусств.

(Музыка; Литература.)

3. Пространственно-временные виды. (Хореография; Киноискусство; Театральное искусство.)

Характеристика видов искусства:

1.Архитектура- это монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человека, отвечающих утилитарным и духовным потребностям общества.

2. Изобразительное искусство – это группа видов худ-го творчества, визуально воспроизводящих окружающую действительность.

Виды:

- Графика- это отдельный рисунок и худ-ные печатные произведения (гравюра, литография). Произведения графики основаны на четких линиях, передаче светотени и т.д. К графике относят также карикатуру и плакат.

-Живопись – это плоскостное изобр. искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность, изображения реального мира, преобразованного творческим воображением художника. Живопись делится на: Монументальную (фреска, иконы) и станковую (на полотне)

- Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство, воссоздающее мир в пластических образах. Подразделяется на: круглую (т.е свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (т.е объемное изобр-ие располагается на плоскости).

3.Декоративно-прикладное искусство – это вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных на удовлетворение утилитарных и художественно-эстетических потребностей.

Декоративно прикладное искусство всегда имеет национальный характер. В его основе лежат народно-художественные промыслы страны. В Беларуси: ткачество, гончарство, резьба по дереву и кости, плетение из соломки и лозы, стеклодувство.

 

Бытовой.

Анималистический.

Приобретенные

Уровни развития способностей:

1.Репродуктивный – ребенок легко овладевает знаниями, осваивает деятельность, но не вносит в нее ничего нового.

2.Продиктивный, или творческий – создание нового, оригинального в деятельности.

Виды способностей:

1.Общие – обеспечивают быстроту и легкость в приобретении знаний, создают предпосылки для решения многих задач.

2.Специальные – обеспечивают достижение высоких результатов в определенном виде деятельности.

Способность к изо деятельности – специальная способность. Она характеризуется след. показателями: Высокая эмоциональность; творческое воображение; яркость зрительного восприятия; образная память; чувства формы и цвета.

Способности динамичны и зависят от воспитания и самовоспитания.

Одаренность - сочетание различных высокоразвитых способностей.

Гениальность – высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающих его выдающейся личностью в опред. сфере.

Форма

Цвет

Движение

 

Туловище дети дошк. возроста в профиль не изображают.

4. Композиция

Самой сложной задачей для ребенка является передача движения в рисунке.

Часто дети при изображении лица в профиль все равно изображают 2 глаза, 2 уха и т.д.

Легче передавать движение при лепке. Ребенок сначала лепит фигуру без движения, а потом загибает те части как того требует замысел.

Детские рисунки часто характеризуются «прозрачностью», дети изображают конфету, телефон лежащий в кармане и т.д.

Также детям свойственно значимых и важных для них людей изображать большими по размеру, раскрашивать в яркие тона.

 

Форма

Цвет

Движение

Туловище дети дошк. возроста в профиль не изображают.

4. Композиция

Самой сложной задачей для ребенка является передача движения в рисунке.

Часто дети при изображении лица в профиль все равно изображают 2 глаза, 2 уха и т.д.

Легче передавать движение при лепке. Ребенок сначала лепит фигуру без движения, а потом загибает те части как того требует замысел.

Детские рисунки часто характеризуются «прозрачностью», дети изображают конфету, телефон лежащий в кармане и т.д.

Также детям свойственно значимых и важных для них людей изображать большими по размеру, раскрашивать в яркие тона.

 

 

Виды и типы занятий.

Григорьева выделила следующие типы занятий по изо:

1 по сообщению новых знаний и ознакомлению с новыми способами изображения.

2 по упражнению детей в применении знаний.

3 творческие занятия

По содержанию изображения бывают:

1 предметные

2 сюжетные

3 декоративные

В зависимости от метода и способа изображения бывают:

1 по изображению с натуры

2 по памяти

3 по представлению

4 по воображению

По характеру выбора темы(на тему предложенную или по замыслу)

По источнику темы замысла:

1 на литературную тему

2 на музыкальную тему

3 на тему определенной действительност

Организация дежурств

Дежурства вводятся в среднем дошкольном возрасте. Сначала дети готовят материалы к занятию вместе с воспитателем, затем он даёт поручения и вмешивается по неоходимости. В старшем дошкольном возрасте дежурные должны действовать самостоятельно и кроме подготовки материала к занятию следят чтобы каждый ребёнок убрал своё рабочее место.

Организация занятий.

Чтобы дети легко подключились с игровой деятельности на учебные занятия - проводятся чётко по режиму дня. Организационный момент должен занимать 1-2 мин.

Обычно воспитатель подзывает детей к себе и просит их стать или сесть полукругом.

Вводная часть занятия должна занимать 5-7 мин. Воспитатель должен ввести какой-либо игровой момент занятия, использовать вопросы к детям, чтобы уточнить поняли ли они задание.

Основная часть самая длительная по времени. В ходе выполнения детьми работы воспитатель должен по необходимости оказывать помощь, следить чтобы не возникало пауз в работе.

За несколько минут до окончания работы воспитатель должен предупредить детей об этом. Необходимо учить детей заканчивать выполнение работы в одно время.

Итог занятия проводит воспитатель.

Для анализа работ необходимо организовать выставку.

В младших группах работы анализирует воспитатель и только с положительной стороны.

В средней - начинают приобщать к анализу детей и может указывать и на недостатки.

В старшей – анализ проводят дети при помощи воспитателя.

 

Репродуктивный метод.

Направлен на повторение копирование способа действия и включает в себя разнообразные упражнения.

Упражнения используются во всех возрастных группах детского сада:

1 В младших группах используют упражнения в виде повторения однообразных действий (нарисуй шарики, ягоды рябины и др.). используют упражнения с сухой кистью, карандашом в воздухе.

2 В среднем дошк. возрасте дети упражняются в самой изодеятельности, много упражнений проводится по работе с ножницами.

3 В старшем дошк. возрасте дети упражняются в развитии творчества, используют упражнение в том виде изо, который им больше нравится.

 

Игровые приемы обучения.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, поэтому игровые приемы обучения используются на каждом занятии во всех возрастных группах.

В изо игру выделяют как прием, а не как метод, потому что она является сопутствующим, сопровождающим средством для других основных методов.

- В младшем дошк. возрасте все задания даются в игровой форме (пальчики идут по дорожке, кисточка шагает), используются разнообразные сюрпризные моменты (в гости пришел зайчик, зимушка-зима и др). часто используется театрализованное переодевание, когда пом. воспитателя переодевается в сказочный персонаж.

- В среднем дошк. возрасте в игровой ситуации начинают ориентироваться на взаимопомощь, выручку, воспитание нравственных чувств. Детям предлагают помочь зайчику, мышке, нарисовать подарок маме и др. в театрализованной деятельности должны уже участвовать сами дети.

- В старш ем дошк. возрасте игровые приемы уже более сложные, основываются на знании детей о сказочных персонажах, в театрализованной деятельности участвуют сами дети. Также основан на развитии нравственных чувств (помощь персонажу)

 

Сюжетное рисование

Общие задачи:

1 Научить передавать в рисунке содержание темы.

2 Научить передавать взаимодействие между объектами.

3 Научить передавать правильное пропорциональное соотношение между объектами.

Сюжетное рисование вводится только со среднего дошк. возраста.

Средний дошк. возраст. Главная задача педагога – научить детей основам композиции, т.е. учить располагать несколько предметов на одной линии – фриз, добавлять к рисунку линию неба – двойной фриз.

Сначала дети изображают 2-3 предмета, связанных между собой в пространстве (на тарелке лежит яблоко и груша). Затем темы усложняются. Дети могут изображать дом, возле которого играют дети, улицу.

Старший дошк. возраст. Главная задача педагога – научить изображению смысловой связи между объектами. Дети должны передавать движения в рисунке, чаще рисуют по замыслу, по воображению.

Воспитатель только задает тему. Напр., как я провел лето.

Предметное рисование

Общие задачи:

1 Научить изображению формы и строению предмета, передаче пропорциональных соотношений и изменений предмета в движении.

2 Научить изображению характерных деталей предмета, делающих его выразительным и образным.

3 Научить правильно передавать цвет предмета и его оттенки.

4 Развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Младший дошкольный возраст. Главная задача воспитателя – вызвать у ребенка интерес.

На первых занятиях детей знакомят с материалами, они рисуют прямые линии, штрихи. Затем пытаются изобразить предметы округлой формы.

Темы занятий очень просты: воздушные шарики, ветка рябины, снегопад и др.

В рисовании используются основные цвета: красный, желтый, синий. Затем добавляют зеленый, голубой, розовый.

Средний дошкольный возраст. Осн. задача педагога: научить детей правильно передавать форму предмета.

Дети рисуют предметы округлой и прямолинейной формы (снеговик, лодка с парусом, дом, елка и др.).

Детей начинают учить убирать за собой рабочее место. Вводятся новые цвета и оттенки: фиолетовый, серый, оранжевый, салатовый и др.

Старший дошк. возраст. Главная задача – научить детей передавать движения предмета.

Дети рисуют человека, который выполняет какое-либо простое действие (мама машет рукой, дети делают зарядку и др.).

Т.к. вводятся новые материалы для работы, дети могут рисовать ими простые предметы (для тренировки).

 

Декоративное рисование

Общие задачи:

1 Развивать чувство композиции в связи с построением узора на разных формах.

2 Развивать чувство цвета.

3 Развивать способности различать стили декоративного искусства и использовать их отдельные элементы в своем творчестве.

4 Совершенствовать технические навыки в рисовании.

Младший дошк. возра ст. Главная задача педагога – развивать у детей интерес к декоративному рисованию, а именно учить украшать бумагу разной формы.

Задания сначала очень просты: Укрась края платочка полосками или точками. Сначала эти полоски и точки рисуют одного цвета, затем используют контрастные цвета (красный с зеленым, синий с желтым).

Средний дошк. возраст. Осн. задача педагога – учить детей рисовать элементарный узор, для украшения бумаги дети используют рисование кругов, треугольников, ромбов и обычных мазков.

Старший дошк. возраст. Главная задача педагога – учить детей использовать в узоре разнообразные линии и формы, а также элементы растительного мира.

Дети украшают полоски бумаги волнистыми линиями, геометрическими фигурами, цветами, листьями разной формы.

 

Виды лепки в д/с.

1 Предметная лепка – это изображение отдельного предмета. Обычно проводится тогда, когда дети знакомятся с новым способом лепки, лепят новый предмет. Это может быть снеговик, неваляшка, разнообразные животные и человек.

2 Сюжетная лепка – это изображение нескольких предметов, связанных между собой. Обычно проводится тогда, когда дети уже умеют лепить отдельные предметы. Сюжетами могут быть: Дед Мороз и Снегурочка, дети играют в мяч, птицы клюют зерна и др.

3 Декоративная лепка – это лепка посуды и предметов декоративного искусства (свистульки, матрешки и др.). К декоративной лепке относят и создание рельсов, т.е. украшение плоской формы разнообразными объемными деталями

Содержание конструирования.

Начинают использовать все 4 вида конструирования. Постройки из строительного материала усложняются: делают целые комнаты для кукол, городские улицы.

Знакомят с новым конструктивным материалом – бумагой. Учат складывать прямоугольные листы пополам, квадратные – по диагонали. Тематика пока проста: делают коробочки, самолетики, гирлянду из колечек.

Начинают изготавливать поделки из шишек, коры, желудей, ореховой скорлупы. Скрепляя части пластилином.

Учат делать игрушки из пенопласта и паралона.

Методы и приемы: наблюдение, образец воспитателя, обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы,словесные методы.

 

54. Задачи, содержание и методика проведения занятий по конструированию в ст дошк возрасте.

Задачи обучения:

1. Развивать эмоциональное отношение к архитектуре, дизайну и разнообразным поделкам.

2. Учить детей создавать постройки и поделки по заданным условиям, схемам и чертежам.

3. Содействовать самостоятельному развитию конструктивной деятельности.

Содержание обучения.

При работе со строительным материалом обращают внимание детей на прочность и устойчивость конструкции, на ее эстетический вид.

При конструировании используют разнообразные формы – пластины, бруски, цилиндры, призмы (крыша).

Дети чаще сооружают коллективные постройки. При конструировании из бумаги делают игрушки из цилиндров и конусов. Делают разнообразные игрушки в технике оригами, сложные гирлянды, звезды на Новый год.

Усложняются поделки из природного материала, они состоят из большего кол-ва деталей, могут передавать движения.

Усложняются работы из бросового материала. Дети делают не только игрушки, но и башни из спичечных коробков, катушек от ниток, игрушки из пластиковых бутылок.

Методы и приемы: наблюдение, образец воспитателя(редко используется), обследование, показ способов действия, упражнения в действии, игровые приемы,словесные, исследовательский и эвристический методы.

 

37. Нетрадиционные техники рисования в дошкольном учреждении

1. Гратаж (искусство процарапывания) это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

2. Монотипия. это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисутся краской, И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают.

3. Рисование по мокрой бумаге. Рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести по листу бумаги. Бумага- готова к произведению неясных образов. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться.

Рисование по мятой бумаге

5. Рисование нить. Берется нить обмакивается в краску, ложится между, сложенным пополам, листом бумаги и резко вытягиваем эту нить. Получается интересное изображение.

6.Рисование паралоном. Из паралона вырезаются разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепляются к палочке или карандашу. Далее обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты.

 

Искусство в системе общества человека

Искусство – неотъемлемый компонент культуры. Оно возникает еще в первобытном обществе и вступает в сложное взаимодействие с философией, наукой, политикой, религией и т.д.

Психолог Л.С.Выготский писал, что искусство – это социальное в нас, т.е оно отражает устои общества, традиции, нормы и правила поведения. Но художник, являясь творческой личностью, имел свое мироощущение, способен повлиять и на развитие общества в целом.

Искусство – это творческое отражение воспроизведение действительности в худ. образах.

Функции искусства:

1.Приобразующая, или искусство как деятельность. Искусство приобразует реальность через: - идейно-эстетическое воздействие на людей; - включение человека в ценностно-ориентировочную деятельность; - обработку разнообразного материала.

2.Компенсаторная, или искусство как утешение. Искусство помогает восстанавливать гармонию, заряжать энергией, и компенсирует повседневность обыденной жизни.

3.Позновательно-эвристическое, или искусство как знание и просвещение. Через искусство возможно создание нового, передача системы взглядов и навыков мышления.

4.Худ.-концептуальное, или искусство как анализ состояния мира.

5.Функция предвосхищения, или искусство как предвидение.

6. Коммуникативная, или искусство как общение.

7.Информационная, или искусство как передача сведений.

8.Воспитательная. Искусство формирует чувства и мысли людей, передает нравственные нормы и ценности от одного поколения к другому.

9.Внушающая. искусство способно заворожить человека и передать опред. эмоциональный настрой, состояние.

10.Эстетичекая, или искусство как формирование чувства прекрасного. Благодаря искусству формируются художественные вкусы, потребности и способности человека, а также пробуждается его творческий потенциал, желание и умения творить по законам красоты.

11.Гедонистическая, или искусство как наслаждение.

 

Виды искусства.

Виды искусства – это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью худ. реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения.

Общая классификация видов:

1.Пространственные или пластические виды искусств. (Изобразительное искусство; Декоративно-прикладное; Архитектура; Фотография.)

2. Временные или динамические виды искусств.

(Музыка; Литература.)

3. Пространственно-временные виды. (Хореография; Киноискусство; Театральное искусство.)

Характеристика видов искусства:

1.Архитектура- это монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человека, отвечающих утилитарным и духовным потребностям общества.

2. Изобразительное искусство – это группа видов худ-го творчества, визуально воспроизводящих окружающую действительность.

Виды:

- Графика- это отдельный рисунок и худ-ные печатные произведения (гравюра, литография). Произведения графики основаны на четких линиях, передаче светотени и т.д. К графике относят также карикатуру и плакат.

-Живопись – это плоскостное изобр. искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность, изображения реального мира, преобразованного творческим воображением художника. Живопись делится на: Монументальную (фреска, иконы) и станковую (на полотне)

- Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство, воссоздающее мир в пластических образах. Подразделяется на: круглую (т.е свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (т.е объемное изобр-ие располагается на плоскости).

3.Декоративно-прикладное искусство – это вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных на удовлетворение утилитарных и художественно-эстетических потребностей.

Декоративно прикладное искусство всегда имеет национальный характер. В его основе лежат народно-художественные промыслы страны. В Беларуси: ткачество, гончарство, резьба по дереву и кости, плетение из соломки и лозы, стеклодувство.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.108 с.)