Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категориальный синтез в теории тематизма XX В.⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25
История становления музыкальных форм — это история формирования тематизма: мотива, темы, приемов тематической работы. В частности, такая сложнейшая форма, высшая из форм гомофонного типа, какой является сонатная, складывалась как сложнейший, детализированный процесс нахождения и развития тематического материала. Учение о музыкальной форме стало складываться к концу XVIII в., и ряд основополагающих трудов по теории формы относится к первой половине XIX в. Вся эта литература опиралась на теорию тематизма. Дальнейшие музыкальные эпохи вносили свои коррективы в соотношение элементов композиции друг с другом. Так, для XIX в. стало свойственным культивирование закругленной, песенного плана мелодической линии, благодаря чему термин «мелодия» стал порой выступать вместо «темы». Большое внимание композиторами XIX в. было уделено также украшающей стороне музыкальной ткани, отражением чего явился термин «фактура». В XX в. еще большее, принципиальное значение было придано фактуре, вобравшей в себя теперь всю богатейшую, новаторски разработанную область полифонических соотношений. Интенсивное развитие получили тембр, ритм. С другой стороны, в крупном плане в форме стали все более существенны драматургические процессы, вплоть до передачи музыкальной формой своих функций музыкальной драматургии. Вместе с этой эволюцией средств музыкальной композиции не стояло на месте и учение о музыкальном тематизме. И в XX в., стараясь не сдавать позиций перед возросшей ролью фактуры и драматургии, оно осуществило синтез своих основных исторических значений и вновь заняло устойчивое положение в объяснении сути музыкальной композиции. Музыкальный тематизм в настоящее время, будучи единой категориальной субстанцией, синтезирует три основных категориальных исторических значения: тематизм как категорию письма, музыкальной формы и драматургии. Синтез этот составляет особенность подхода к явлению тематизма и в данной работе. Категориальный синтез в толковании тематизма позволяет охватить произведение не только однолинейно-процессуально, но системно. Та иерархия темообразований, которую мы отмечали в замкнутой теме, может продолжаться и на более крупных масштабно-структурных уровнях. Функциональный подход выдвигает «темы высшего порядка», «макротемы», драматургические темы, располагающиеся на крупных масштабных уровнях и смыкающиеся с музыкальной «тематикой» и темами в литературоведческом смысле. В новейшей современной музыке этим функциональным темам находится и композиционно-структурное подтверждение. Валькова в качестве структурных признаков «макротем» указывает фактуру, тембр, темброфактуру, стилевой тип (в полистилистке) и приводит целый ряд примеров из творчества Тищенко, Слонимского, Шнитке, Денисова, Щедрина, Б. Чайковского, Лютославского, Караева, а также Шостаковича245.
Музыкальное сочинение как многоуровневая тематическая система композиционно наглядно выявлено в некоторых образцах современной музыки. Например, у Тищенко такого рода развитая иерархия связана с представлением об отражении в музыкальной форме процесса спонтанного биологического роста, с постепенностью накопления контрастов и живой органикой всего целого. Таков, в частности, его Первый виолончельный концерт. Вся суть тематического строения концерта — в непрерывности процесса тематического роста. Здесь экспонирование равно развитию, этапы развития равны разноуровневым местным темам. Начинается произведение не с оформленной темы или хотя бы мотива, а с одного «сырьевого» звука, с еще не структурированного звукового материала. Повторения и вариации этого звука, далее попевки, фразы, построения, затем развитой темы для вариационной формы произведения составляют темообразования все более высоких уровней. Высший уровень — драматургический; на нем конфронтируют две смысловые темы-идеи, 245 Валькова В. Б. Тематическая организация в симфонических произведениях советских композиторов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М., 1983. обрисованные фактурно-тембровым контрастом солирующей виолончели и других инструментов. Анализ сочинения, по тематической организации подобного Первому концерту для виолончели Тищенко, требует аналогичного музыке иерархического представления о тематизме, охватывающем органически связанные уровни от наименьшего до наибольшего. Подходом к этой иерархии явился синтез всех исторических форм существования тематизма в музыке.
Теория музыкального тематизма локализована в историческом времени и географическом пространстве. Сложилась она в европейской профессиональной музыке и направлена на соответствующее музыкальное творчество. Новая концепция музыкального тематизма, откристаллизовавшаяся в XX в., предельно широка и контактирует с внемузыкальными воззрениями на тематизм (теория литературы, драмы). Она применима к музыке времен, стилей и «дотематических», и ограниченно пользовавшихся идеей тематизма. Широта и разветвленность ее, многообразие заключенных в ней точек зрения позволяют распространять эту европейскую теорию профессиональной музыки и на другие культуры — фольклорные, внеевропейские. Несущий глубинные эстетико-содержательные функции в музыке, тематизм остается устойчивой категорией в сфере музыкального мышления. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии. М., 1991. 2. Арзаманов Ф. С. И. Танеев — преподаватель курса музыкальных форм. М., 1963. 3. Бобровский В. П. О двух методах тематического развития в симфониях и квартетах Шостаковича // Дмитрий Шостакович. М., 1967. 4. Бобровский В. П. О переменности функций музыкальной формы. М., 1970. 5. Бобровский В. П. Статьи. Исследования. М., 1990. 6. Бобровский В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления. М., 1989. 7. Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978. 8. Валькова В. Б. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М., 1978. 9. Валькова В. Б. Музыкальный тематизм-мышление-культура. Нижний Новгород, 1992. 10. Валькова В. Б. Тематическая организация в симфонических произведениях советских композиторов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М., 1983. 11. Лаврентьева И. Вариантность и вариантная форма в песенных циклах Шуберта // От Люлли до наших дней. М., 1967. 12. Лаврентьева И. Влияние песенности на формообразование в симфониях Шуберта // О музыке: Проблемы анализа. М., 1974. 13. Лаул P. Мотив и музыкальное формообразование. Л., 1987. 14. Михалченкова-Спирина E. А. Симфоническая драматургия Гии Канчели. М.; Бордо, 1997. 15. Пименова Т. В. Вопросы музыкального синтаксиса в трудах западноевропейских теоретиков XVIII века: Дипл. работа. М., 1981. 16. Протопопов В. Вариации в русской классической опере. М., 1957. 17. Протопопов В. Вариационные процессы в музыкальной форме. М., 1967. 18. Протопопов В. Принципы музыкальной формы Бетховена. М., 1970. 19. Ручьевская E. Функции музыкальной темы. Л., 1977. 20. Рыжкова Н. Проблемы индивидуализации тематизма и форм в современной советской инструментальной музыке: Автореферат канд. дис. ЛГИТМиК им. Н. Черкасова. Л., 1982. 21. Сергиенко P. Из наблюдений над тематизмом в произведениях Белы Бартока. Минск, 1977. 22. Слонимский С. Симфонии Прокофьева. М.; Л., 1964. 23. Тарасевич Н. И. Проблемы тематизма в музыке эпохи Ренессанса: Автореферат канд. дис. МГК им. Чайковского. М., 1994. 24. Тарасевич Н. И, Тема как категория в музыкальной теории XV-XVI веков // Музыка: творчество, исполнение, восприятие. МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1992. 25. Холопова В. О тематизме Веберна // Проблемы истории австро-немецкой музыки. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 70. М., 1983.
26. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М., 1974. 27. Чигарева E. О связях музыкальной темы с гармонической и композиционной структурой музыкального произведения в целом // Проблемы музыкальной науки. Вып. 2. М., 1973. 28. Чигарева E. О тематической драматургии в опере Моцарта «Дон-Жуан» // Вопросы оперной драматургии. М., 1975. 29. Dammann R. Der Musikbergriff im deutschen Barock. Köln, 1967. 30. Lobe J. Chr. Compositions-Lehre oder umfassende Theorie von der thematischen Arbeit und den modernen Instrumentalformen, aus den Werken der besten Meister entwickelt und durch die mannigfaltigsten Beispiele erklährt. Weimar, 1844. 31. Reti R. The Thematic Process in Music. London, 1961. 32. Riemann Н, Die Elemente der musikalischen Aesthetik. Berlin; Stutt gart, 1900. 33. Richter A. Die Lehre von der thematischen Arbeit mit praktischen Übungen verbunden. Leipzig, 1909. 34. Rufer J. Die Komposition mit zwölf Tönen. New York, 1966. СОДЕРЖАНИЕ От автора..................................... 3 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МЕЛОДИКА Мелодика........................................ 6 Понятие мелодии........................6 Определения понятий. Мелодия и фактурное целое. Особенности теории мелодики................... 16 Мелодическая интонация 23 Мелодическая линия..................... 48 Мелодика и музыкальная форма................. 70 Основная литература......................... 103 Часть Вторая. РИТМИКА Ритмика......................................... 106 Специфика ритма в музыке. Определения ритма и метра.................... 106 Основные исторические системы организации ритма..... 110 Принципы классификации музыкального ритма....... 123 Средства и приемы музыкального ритма.............. 132 Ритмическое формообразование.................... 165 Основная литература..........................182 Часть Третья. ФАКТУРА Фактура............................................ 184 Определение фактуры........................... 184 Виды фактур................................. 184 Параметры и элементы фактуры................... 189 Фактурный рисунок голосов...................... 194 Фигурации................... 195 Дублировки.................................. 204 Фактурные функции голосов...................... 211 Полифункциональность голосов фактуры............. 244 Функциональное развитие голосов фактуры в музыкальной форме........................ 246 Фактура и музыкальная форма в целом............... 268 Основная литература........................... 270 ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ТЕМАТИЗМ Тематизм........................................... 272 Тематизм как понятие. Основные функции тематизма в музыкальном произведении.................. 272 Происхождение и эволюция понятия темы в музыке..... 277 Определение и функциональные стороны темы......... 291 Фактурный облик темы.......................... 292 Микрополифонический пласт...................... 296
Форма и протяженность темы..................... 299 Два рода тематизма: протяженный («песенный») и мотивно-составной (гомофонный и полифонический)................ 301 Мотив как понятие............................. 309 Определения мотива, фразы, субмотива............... 311 Начальная мотивная группа (тематическое ядро)........ 318 Мотивное строение темы......................... 322 Однородная и контрастная тема.................... 324 Тема-комплекс: горизонтальный, вертикальный, диагональный. Пантематизм................... 327 Тема как иерархия темообразований................. 333 Виды тематического развития..................... 335 Тематическая плотность и разреженность в музыкальном сочинении..................... 356 Макротема. Драматургическая тема................. 358 Категориальный синтез в теории тематизма XX в........ 363 Основная литература........................... 365 Валентина Николаевна ХОЛОПОВА • ТЕОРИЯ МУЗЫКИ Генеральный директор А. Л. Кноп. Директор издательства О. В. Смирнова Главный редактор Ю. А. Сандулов. Художественный редактор С. Л. Шапиро Музыкальный редактор М. Ю. Радвилович Редактор У. А. Елькина. Корректор E. Г. Тигонен, О. В. Афанасьева Верстка С. Ю. Малахов, А. В. Андреев Выпускающие Н. К. Белякова, О. В. Шилкова ЛР № 065466 от 21.10.97 Гигиенический сертификат 78.01.07.953.П.001665.03.02 от 18.03.2002 г., выдан ЦГСЭН в СПб Издательство «ЛАНЬ» lan@lpbl.spb.ru; www.lanpbl.spb.ru 193012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 277. Издательство: тел./факс: (812)262-24-95, тел.: (812)262-11-78; pbl@lpbl.spb.ru; print@lpbl.spb.ru Торговый отдел: 193029, Санкт-Петербург, ул. Крупской, 13, тел./факс: (812)567-54-93, тел.: (812)567-85-78, (812)567-14-45; trade@lanpbl.spb.ru Филиал в Москве: 109263, Москва, 7-я ул. Текстильщиков, 5, тел.: (095)919-96-00, 787-59-47, 787-59-48; lanmsk@gpress.ru Филиал в Краснодаре: 350072, Краснодар, ул. Зиповская, 7, тел.: (8612)62-97-73. Сдано в набор 23.03.2002. Подписано в печать 20.09.2002. Бумага типографская. Гарнитура Школьная. Формат 84х1081/32. Печать офсетная. Печ. л. 7,26. Усл. п. л. 12,19. Тираж 3000 экз. Заказ №. 412. Отпечатано с готовых диапозитивов в ГИПК «Лениздат» (типография им. Володарского) Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.
Пример 112
Пример 113 Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html || Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет. update 21.05.03
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.033 с.) |