Категориальный синтез в теории тематизма XX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категориальный синтез в теории тематизма XX В.



История становления музыкальных форм — это ис­тория формирования тематизма: мотива, темы, приемов тематической работы. В частности, такая сложнейшая форма, высшая из форм гомофонного типа, какой явля­ется сонатная, складывалась как сложнейший, детали­зированный процесс нахождения и развития тематичес­кого материала.

Учение о музыкальной форме стало складываться к концу XVIII в., и ряд основополагающих трудов по тео­рии формы относится к первой половине XIX в. Вся эта литература опиралась на теорию тематизма. Дальней­шие музыкальные эпохи вносили свои коррективы в со­отношение элементов композиции друг с другом. Так, для XIX в. стало свойственным культивирование за­кругленной, песенного плана мелодической линии, бла­годаря чему термин «мелодия» стал порой выступать вместо «темы». Большое внимание композиторами XIX в. было уделено также украшающей стороне музыкальной ткани, отражением чего явился термин «фактура».

В XX в. еще большее, принципиальное значение было придано фактуре, вобравшей в себя теперь всю богатей­шую, новаторски разработанную область полифоничес­ких соотношений. Интенсивное развитие получили тембр, ритм. С другой стороны, в крупном плане в форме стали все более существенны драматургические процессы, вплоть до передачи музыкальной формой своих функций музыкальной драматургии.

Вместе с этой эволюцией средств музыкальной ком­позиции не стояло на месте и учение о музыкальном тематизме. И в XX в., стараясь не сдавать позиций перед возросшей ролью фактуры и драматургии, оно осуще­ствило синтез своих основных исторических значений и вновь заняло устойчивое положение в объяснении сути музыкальной композиции.

Музыкальный тематизм в настоящее время, будучи единой категориальной субстанцией, синтезирует три основных категориальных исторических значения: тематизм как категорию письма, музыкальной формы

и драматургии. Синтез этот составляет особенность под­хода к явлению тематизма и в данной работе.

Категориальный синтез в толковании тематизма по­зволяет охватить произведение не только однолинейно-процессуально, но системно. Та иерархия темообразований, которую мы отмечали в замкнутой теме, может про­должаться и на более крупных масштабно-структурных уровнях. Функциональный подход выдвигает «темы выс­шего порядка», «макротемы», драматургические темы, располагающиеся на крупных масштабных уровнях и смы­кающиеся с музыкальной «тематикой» и темами в лите­ратуроведческом смысле. В новейшей современной музы­ке этим функциональным темам находится и композици­онно-структурное подтверждение. Валькова в качестве структурных признаков «макротем» указывает фактуру, тембр, темброфактуру, стилевой тип (в полистилистке) и приводит целый ряд примеров из творчества Тищенко, Слонимского, Шнитке, Денисова, Щедрина, Б. Чайков­ского, Лютославского, Караева, а также Шостаковича245.

Музыкальное сочинение как многоуровневая темати­ческая система композиционно наглядно выявлено в не­которых образцах современной музыки. Например, у Ти­щенко такого рода развитая иерархия связана с представ­лением об отражении в музыкальной форме процесса спонтанного биологического роста, с постепенностью на­копления контрастов и живой органикой всего целого. Таков, в частности, его Первый виолончельный концерт. Вся суть тематического строения концерта — в непрерыв­ности процесса тематического роста. Здесь экспонирова­ние равно развитию, этапы развития равны разноуровне­вым местным темам. Начинается произведение не с оформ­ленной темы или хотя бы мотива, а с одного «сырьевого» звука, с еще не структурированного звукового материала. Повторения и вариации этого звука, далее попевки, фра­зы, построения, затем развитой темы для вариационной формы произведения составляют темообразования все бо­лее высоких уровней. Высший уровень — драматургиче­ский; на нем конфронтируют две смысловые темы-идеи,

245 Валькова В. Б. Тематическая организация в симфонических про­изведениях советских композиторов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 5. М., 1983.

обрисованные фактурно-тембровым контрастом солирую­щей виолончели и других инструментов.

Анализ сочинения, по тематической организации по­добного Первому концерту для виолончели Тищенко, требует аналогичного музыке иерархического представ­ления о тематизме, охватывающем органически связан­ные уровни от наименьшего до наибольшего. Подходом к этой иерархии явился синтез всех исторических форм существования тематизма в музыке.

Теория музыкального тематизма локализована в исто­рическом времени и географическом пространстве. Сло­жилась она в европейской профессиональной музыке и направлена на соответствующее музыкальное творчество.

Новая концепция музыкального тематизма, откристал­лизовавшаяся в XX в., предельно широка и контактирует с внемузыкальными воззрениями на тематизм (теория ли­тературы, драмы). Она применима к музыке времен, сти­лей и «дотематических», и ограниченно пользовавшихся идеей тематизма. Широта и разветвленность ее, многооб­разие заключенных в ней точек зрения позволяют рас­пространять эту европейскую теорию профессиональной музыки и на другие культуры — фольклорные, внеевро­пейские. Несущий глубинные эстетико-содержательные функции в музыке, тематизм остается устойчивой катего­рией в сфере музыкального мышления.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Арановский М. Г. Синтаксическая структура мелодии. М., 1991.

2. Арзаманов Ф. С. И. Танеев — преподаватель курса музыкальных форм. М., 1963.

3. Бобровский В. П. О двух методах тематического развития в симфониях и квартетах Шостаковича // Дмитрий Шостакович. М., 1967.

4. Бобровский В. П. О переменности функций музыкальной формы. М., 1970.

5. Бобровский В. П. Статьи. Исследования. М., 1990.

6. Бобровский В. П. Тематизм как фактор музыкального мышления. М., 1989.

7. Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы. М., 1978.

8. Валькова В. Б. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музы­кальное искусство и наука. Вып. 3. М., 1978.

9. Валькова В. Б. Музыкальный тематизм-мышление-культура. Ниж­ний Новгород, 1992.

10. Валькова В. Б. Тематическая организация в симфонических про­изведениях советских композиторов // Проблемы музыкальной на­уки. Вып. 5. М., 1983.

11. Лаврентьева И. Вариантность и вариантная форма в песенных цик­лах Шуберта // От Люлли до наших дней. М., 1967.

12. Лаврентьева И. Влияние песенности на формообразование в сим­фониях Шуберта // О музыке: Проблемы анализа. М., 1974.

13. Лаул P. Мотив и музыкальное формообразование. Л., 1987.

14. Михалченкова-Спирина E. А. Симфоническая драматургия Гии Кан­чели. М.; Бордо, 1997.

15. Пименова Т. В. Вопросы музыкального синтаксиса в трудах запад­ноевропейских теоретиков XVIII века: Дипл. работа. М., 1981.

16. Протопопов В. Вариации в русской классической опере. М., 1957.

17. Протопопов В. Вариационные процессы в музыкальной форме. М., 1967.

18. Протопопов В. Принципы музыкальной формы Бетховена. М., 1970.

19. Ручьевская E. Функции музыкальной темы. Л., 1977.

20. Рыжкова Н. Проблемы индивидуализации тематизма и форм в со­временной советской инструментальной музыке: Автореферат канд. дис. ЛГИТМиК им. Н. Черкасова. Л., 1982.

21. Сергиенко P. Из наблюдений над тематизмом в произведениях Белы Бартока. Минск, 1977.

22. Слонимский С. Симфонии Прокофьева. М.; Л., 1964.

23. Тарасевич Н. И. Проблемы тематизма в музыке эпохи Ренессанса: Автореферат канд. дис. МГК им. Чайковского. М., 1994.

24. Тарасевич Н. И, Тема как категория в музыкальной теории XV-XVI веков // Музыка: творчество, исполнение, восприятие. МГДОЛК им. П. И. Чайковского. М., 1992.

25. Холопова В. О тематизме Веберна // Проблемы истории австро-не­мецкой музыки. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 70. М., 1983.

26. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. М., 1974.

27. Чигарева E. О связях музыкальной темы с гармонической и компо­зиционной структурой музыкального произведения в целом // Про­блемы музыкальной науки. Вып. 2. М., 1973.

28. Чигарева E. О тематической драматургии в опере Моцарта «Дон-Жуан» // Вопросы оперной драматургии. М., 1975.

29. Dammann R. Der Musikbergriff im deutschen Barock. Köln, 1967.

30. Lobe J. Chr. Compositions-Lehre oder umfassende Theorie von der thematischen Arbeit und den modernen Instrumentalformen, aus den Werken der besten Meister entwickelt und durch die mannigfaltigsten Beispiele erklährt. Weimar, 1844.

31. Reti R. The Thematic Process in Music. London, 1961.

32. Riemann Н, Die Elemente der musikalischen Aesthetik. Berlin; Stutt gart, 1900.

33. Richter A. Die Lehre von der thematischen Arbeit mit praktischen Übungen verbunden. Leipzig, 1909.

34. Rufer J. Die Komposition mit zwölf Tönen. New York, 1966.

СОДЕРЖАНИЕ

От автора..................................... 3

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. МЕЛОДИКА

Мелодика........................................ 6

Понятие мелодии........................6

Определения понятий. Мелодия и фактурное целое. Особенности теории мелодики................... 16

Мелодическая интонация 23

Мелодическая линия..................... 48

Мелодика и музыкальная форма................. 70

Основная литература......................... 103

Часть Вторая. РИТМИКА

Ритмика......................................... 106

Специфика ритма в музыке. Определения ритма и метра.................... 106

Основные исторические системы организации ритма..... 110

Принципы классификации музыкального ритма....... 123

Средства и приемы музыкального ритма.............. 132

Ритмическое формообразование.................... 165

Основная литература..........................182

Часть Третья. ФАКТУРА

Фактура............................................ 184

Определение фактуры........................... 184

Виды фактур................................. 184

Параметры и элементы фактуры................... 189

Фактурный рисунок голосов...................... 194

Фигурации................... 195

Дублировки.................................. 204

Фактурные функции голосов...................... 211

Полифункциональность голосов фактуры............. 244

Функциональное развитие голосов фактуры в музыкальной форме........................ 246

Фактура и музыкальная форма в целом............... 268

Основная литература........................... 270

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ТЕМАТИЗМ

Тематизм........................................... 272

Тематизм как понятие. Основные функции тематизма в музыкальном произведении.................. 272

Происхождение и эволюция понятия темы в музыке..... 277

Определение и функциональные стороны темы......... 291

Фактурный облик темы.......................... 292

Микрополифонический пласт...................... 296

Форма и протяженность темы..................... 299

Два рода тематизма: протяженный («песенный») и мотивно-составной (гомофонный и полифонический)................ 301

Мотив как понятие............................. 309

Определения мотива, фразы, субмотива............... 311

Начальная мотивная группа (тематическое ядро)........ 318

Мотивное строение темы......................... 322

Однородная и контрастная тема.................... 324

Тема-комплекс: горизонтальный, вертикальный,

диагональный. Пантематизм................... 327

Тема как иерархия темообразований................. 333

Виды тематического развития..................... 335

Тематическая плотность и разреженность

в музыкальном сочинении..................... 356

Макротема. Драматургическая тема................. 358

Категориальный синтез в теории тематизма XX в........ 363

Основная литература........................... 365

Валентина Николаевна ХОЛОПОВА • ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

Генеральный директор А. Л. Кноп. Директор издательства О. В. Смирнова Главный редактор Ю. А. Сандулов. Художественный редактор С. Л. Шапиро

Музыкальный редактор М. Ю. Радвилович Редактор У. А. Елькина. Корректор E. Г. Тигонен, О. В. Афанасьева

Верстка С. Ю. Малахов, А. В. Андреев Выпускающие Н. К. Белякова, О. В. Шилкова

ЛР № 065466 от 21.10.97

Гигиенический сертификат 78.01.07.953.П.001665.03.02 от 18.03.2002 г., выдан ЦГСЭН в СПб

Издательство «ЛАНЬ»

lan@lpbl.spb.ru; www.lanpbl.spb.ru 193012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, 277.

Издательство: тел./факс: (812)262-24-95, тел.: (812)262-11-78; pbl@lpbl.spb.ru; print@lpbl.spb.ru

Торговый отдел: 193029, Санкт-Петербург, ул. Крупской, 13,

тел./факс: (812)567-54-93, тел.: (812)567-85-78, (812)567-14-45;

trade@lanpbl.spb.ru

Филиал в Москве: 109263, Москва, 7-я ул. Текстильщиков, 5, тел.: (095)919-96-00, 787-59-47, 787-59-48; lanmsk@gpress.ru

Филиал в Краснодаре: 350072, Краснодар, ул. Зиповская, 7, тел.: (8612)62-97-73.

Сдано в набор 23.03.2002. Подписано в печать 20.09.2002. Бумага типографская. Гарнитура Школьная. Формат 84х1081/32. Печать офсетная. Печ. л. 7,26. Усл. п. л. 12,19. Тираж 3000 экз.

Заказ №. 412.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ГИПК «Лениздат»

(типография им. Володарского) Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. 191023, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, 59.

 

Пример 112

 

Пример 113

Сканирование и форматирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@lenta.ru || yanko_slava@yahoo.com || http://yanko.lib.ru || Icq# 75088656 || Библиотека: http://yanko.lib.ru/gum.html ||

Выражаю свою искреннюю благодарность Максиму Мошкову за бескорыстно предоставленное место на своем сервере для отсканированных мной книг в течение многих лет.

update 21.05.03

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.033 с.)