Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Однородная и контрастная тема
Однородная тема может быть построена на одном, двух или нескольких мотивах. Она может или вовсе не содержать внутренних антитез («Киарина» Шумана — на одном мотиве, вступительная тема симфонии до мажор Шуберта — на двух мотивах), или содержать различия в пределах одного общего характера (в качестве при- 226 С этой точки зрения проделан анализ Andantino из Четвертого квартета Шостаковича, где тема рассматривается в пределах двойной трехчастной формы и в ней показываются новые темообразования, возникающие в ходе плавного, непрерывного развертывания в книге «О переменности функций музыкальной формы» (С. 46-49). В этой книге автор пользуется термином «тема-эмбрион», относя его к небольшим новым темообразованиям, возникающим в продолжении и развитии темы. Сам метод развертывания темы, когда в прежний мотивный материал вплетаются новые мотивы и фразы, Бобровский назвал тематически концентрированным развертыванием. В более позднем труде — «Функциональные основы музыкальной формы» — он применил свой основной термин «добавочный тематический импульс», отказавшись от «эмбриона» и «концентрированного развертывания». мера назовем тему первой части Концерта для скрипки ми мажор И. С. Баха), или, наконец, включать локальные контрасты, возникающие в процессе становления темы, что приближает ее к типу контрастных тем (главная тема Девятой симфонии Бетховена). Контрастная тема, как правило, основывается больше чем на одном мотиве Контрастная тема, как правило, основывается больше чем на одном мотиве. Казалось бы, техника контрастного развития основного мотива, которой мастерски владел Гайдн, метод мотивной трансформации, излюбленный Листом и многими другими композиторами XIX, а затем XX в., приемы серийных преобразований материала в принципе представляют большие возможности для создания контрастов в одномотивной теме. Несмотря на это, примеры такого рода достаточно редки. К их числу можно отнести начальный период Менуэта из «Лондонской симфонии» № 93 Гайдна. Период имеет контуры сонатной экспозиции, где «главная» и «побочная» строятся на одном мотиве, но с различным жанровым обликом: «главная» — типичный классический менуэт, «побочная» — в характере бытового вальса. Возникающий таким образом контраст не антагонистичен — оба жанра выдержаны в духе жизнерадостной танцевальности.
Что следует считать критерием контрастности при характеристике тем? Представление о контрастности неодинаково для разных эпох, оно исторически эволюционирует. Сопоставляя, например, эстетику барокко и классицизма, в ее преломлении в стилях И. С. Баха и венских классиков, правомерно говорить о преобладании у Баха монистического принципа формы, а у Моцарта и Бетховена — дуалистического, оперирующего контрастом, антитезой как целостной идеей. В свою очередь музыкальные формы, темы и мотивы у Баха по сравнению с тематизмом предшественников отличаются именно привнесением контрастных элементов, общей тенденцией к контрастности, которая в некоторых произведениях реализуется в виде настоящей драматургии контрастов227. 227 Новаторские достижения И. С. Баха в развитии контраста в музыке исследованы в работе: Бесселер Г. Бах как новатор // Избранные статьи музыковедов ГДР. М., 1960. На фоне утвердившихся антитез классицизма и романтизма новый уровень контраста был достигнут в технике коллажа XX в., развившейся в музыке второй половины столетия (в российской музыке — у Щедрина, Шнитке и других). Вопрос о контрасте, таким образом, должен решаться в историческом аспекте, в соответствии со стилевыми установками различных эпох. По отношению к музыке от XVIII до XX в. важнейшими критериями внутритематической контрастности целесообразно считать полиаффектность, полижанровость и полистилистику. Полиаффектность (смена аффекта на противоположный: героика-лирика, скорбь-ликование и т. д.) — показательный критерий для сопоставления барокко и классицизма, в частности, музыки И. С. Баха с музыкой Моцарта, Бетховена: у Баха темы по большей части одноаффектны, для сочинений Моцарта и Бетховена характерен полиаффектный контраст. Полижанровость служит верным показателем тематической контрастности в музыке XVIII-XIX вв. Теоретическое понятие «полистилистика» рождено в первые десятилетия второй половины XX в. и наиболее актуально для этого времени, но допускает распространение на более ранние эпохи.
Примеры контрастных полиаффектных тем: Моцарт, соната для фортепиано до мажор, главная партия первой части; Бетховен, Двадцать девятая соната, главная партия первой части; Римский-Корсаков, «Шехеразада», вступление первой части. Примеры контрастных полижанровых тем: И. С. Бах, прелюдия ре мажор второго тома «Хорошо темперированного клавира» (инструментальная фанфара и вокальные интонации ламенто); Бетховен, «Пасторальная симфония», главная тема скерцо (классическое скерцо и народный лендлер); Шопен, мазурка до-диез минор ор. 60 № 3, главная тема (лирически трактованное фугато и отыгрыш мазурки). Полижанровыми темами являются многие венско-классические мангеймские главные партии, основанные на сопоставлении звукоряда фанфары и «интонаций вздоха» (в том числе названные в качестве полиаффектных темы Моцарта и Бетховена). Еще пример полижанровости — указанная контрастная (для своего стиля) тема Менуэта из «Лондонской симфонии» № 93 Гайдна. Пример контрастной полистилистической темы — Шнитке, Вторая соната для скрипки с фортепиано, главная тема («дуэль» консонантно-тонального и диссонантно-атонального стилистических пластов, пример 142).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1010; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.127 (0.007 с.) |