Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начальная мотивная группа (тематическое ядро)
Среди тематических структурных единиц, помимо темы, мотива, фразы, субмотива, выделяется еще и начальная тематическая группа («Kopfmotiven» — «головные мотивы», по старым немецким теориям), или initio (по В. В. Протопопову)222, или упоминавшееся тематическое ядро (по В. П. Бобровскому), или разбиравшийся Grundgestalt (по Й. Руферу). 222 Протопопов В. Принципы музыкальной формы М., 1970. С. 8-21 и др. Используя мысль об initio из триады Б. В. Асафьева (initium-movere—terminus), подразумевающую ее чисто функциональный смысл, Протопопов рассматривает initio также и в структурном плане, говоря о соотношении его с темой, периодом, указывая на гармонические, синтаксические особенности. Начальная мотивная группа соответствует протяженности темы в полифоническом понимании (тема фуги, остинатного баса ламенто), родственна тематическому ядру периода типа развертывания. Она существенна в темах венских классиков, имеет значение для тематизма XIX и XX вв. «Инициативный» смысл начальной мотивной группы заключается в том, что в этом построении концентрируется основной интонационный материал темы, затем развиваемый по мере изложения темы и становящийся основой производного тематизма, нередко — источником всего тематического материала произведения. Тематическое ядро оформляется структурно, представляя собой фразу, полупредложение, первое предложение периода. Главенство тематического ядра очевидно в старинной двухчастной форме у И. С. Баха и его современников, где в развертывании участвуют элементы начальной мотивной группы и не возникает нового значительного материала. Определяющее значение начальная мотивная группа имеет в сонатной форме, где тематическое ядро главной партии заключает в себе материал для развития главной темы и основу для производных тем в побочной и других партиях. Укажем на ряд примеров начальной мотивной группы из сонатных главных партий: Бетховен, Первая симфония, первая часть, такты 1-6; Вторая симфония, первая часть, такты 1—4; Третья симфония, первая часть, такты 3-8; Четвертая симфония, первая часть, Allegro vivace, такты 1-12; Бородин, Первая симфония, первая часть, такты 1—3. В Третьей симфонии Скрябина начальная, «инициативная» группа лейтмотивов формируется в медленном вступлении (такты 1-4)223.
Ярким примером тематического ядра, ставшего источником тематического материала всей формы, может послужить начальная мотивная группа первой части Пятой 223 Другие примеры см. в названных книгах В. Бобровского и В. Протопопова. фортепианной сонаты Бетховена224. Не требует специальных доказательств то, что именно тематическое ядро получает развитие на протяжении главной партии. Покажем, что начальный четырехтакт оказывается прототипом для образования трех следующих новых тем: связующей, побочной и эпизодической в разработке (пример 138). 138 а) б) в) г) 224 Пятая соната Бетховена привлекла также внимание Й. Руфера, давшего подробный анализ ее мотивных зависимостей в своей книге «Композиция посредством двенадцати тонов». В настоящей работе предлагается иной анализ, не дублирующий исследования Руфера. Тематическое ядро состоит из четырех мотивов: а — один звук с аккордовой поддержкой, b — мелодическое движение по звукам трезвучия, с — репетиция звука, d — задержание с аккордовой поддержкой («мотив вздоха»). Мотив d при этом производный: он начинается с репетиции звука мотива с, продолжается же на новой интонации. В теме связующей следуют подряд те же четыре мотива, но с фактурно-мелодическими изменениями: а — один звук (ми-бемоль) помещен в нижний голос и оставлен без аккордовой поддержки, b — мелодическое движение по звукам трезвучия минимально (соль-ми-бемоль), с — репетиция звука дана в смягченном ритме, d — задержание усложнено мелодическим опеванием. В побочной теме также полностью использовано тематическое ядро главной: а — один звук (соль) дан на фоне мягкой фигурации аккомпанемента, как и вся основная часть побочной партии, b — движение по трезвучию охватывает три звука (соль—си-бемоль—ми-бемоль), с — мотив с репетицией слит с последующим, d — задержание протянуто на два такта. В эпизодической теме разработки тематическое ядро преобразовано структурно, но сохраняет все компоненты и не включает новых. Мотивный состав новой темы таков: а (т. 1) — один звук (фа) на фоне фигурации, подобно фактуре побочной темы, b (т. 1—2) — соединительный интервал, «рудимент» мотива, движущегося по звукам трезвучия, с (т. 2) — репетиция звука (до), d (т. 3—4) — мелодические опевания, как в связующей, b 1 (т. 5-6) — движение по звукам трезвучия, d (т. 7-8) — задержание на два такта, как в побочной.
В сонатной форме первой части Пятой сонаты нет ни одного мотива, который не выводился бы непосредственно из первых четырех мотивов главной партии. Многообразию аффектно-смысловых контрастов сонатной формы противостоит ее последовательное интонационно-тематическое единство, что составляет замечательную особенность этой совершенной формы и, кроме того, в полной мере отвечает важнейшему эстетическому закону в искусстве, наиболее общему закону художественного качества: максимальное многообразие при максимальном единстве. МОТИВНОЕ СТРОЕНИЕ ТЕМЫ Действие внутри темы такой активной единицы, как мотив, приводит к разным вариантам внутритематического строения. Различные варианты можно классифицировать как темы одномотивные, двухмотивные и многомотивные, однородные и контрастные225. Одномотивные темы, или темы, построенные на развитии одного мотива, типичны для танцевальных жанров, а также для имитаций архаических обрядов, где единая остинатная ритмическая последовательность формирует сам жанр. Таковы «Киарина» из «Карнавала» Шумана, вторая часть Шестой симфонии Чайковского (обе опираются на танцевальные формулы вальса), мазурка Шопена ор. 30 № 2, тема фа-диез минор из «Вальса-фантазии» Глинки, некоторые танцы из «Руслана и Люд- 225 См. об этом также в книге E. Ручьевской «Функции музыкальной темы»: мономотивный тематизм, полимотивный тематизм, составной тематизм (разд. «Мотивное строение тематизма в музыке XVIII-XX веков», с. 105-117). милы», ряд хоровых фрагментов и номеров из «Млады» Римского-Корсакова, в том числе заключительный хор «Приди, наш витязь» (пример 139). Двухмотивные темы не ведут непременно к внутреннему контрасту, мотивы могут дополнять друг друга, не разрушая тематической однородности. Пример 140 — однородная двухмотивная тема вступления к симфонии до мажор Шуберта. Многомотивные темы, Многомотивные темы, из трех, четырех и более мотивов, могут дополнять друг друга и взаимопротивопоставляться. Например, в главной теме Менуэта из «Лондонской симфонии» № 103 ми-бемоль мажор Гайдна можно насчитать четыре мотива. Только один из них — третий (с) — противопоставляется остальным, внося лирическую интонацию в решительную, с венгерским ритмом мелодию (пример 141). Цепи мотивов, объединяясь в длительную тему, вносят те или иные индивидуальные оттенки характера, локальный, но не основной контраст. Так, из долгой цепи мотивов «составляется» главная тема первой части Девятой симфонии Бетховена. Вновь возникающие мотивы дополняют начальную «вселенскую фанфару» ритмами непреклонной поступи, маршевым громом труб и литавр в контрастном чередовании с певуче-декламационными интонациями, но все они вписываются в единую картину величественного действа, не разрушая ее никакими инородными элементами. То обстоятельство, что тема главной партии составлена из плотно сочлененных индивидуальных мотивов (их не менее восьми), доказывается развитием и внутри, и за пределами главной партии: каждый из мотивов вычленяется из первоначального контекста и разрабатывается самостоятельно.
Для мотивной организации темы существенно выразительно-смысловое соподчинение мотивно-интонационных элементов. Наиболее естественный — централизованный вариант соподчинения, с интонационным главенством «инициативной» начальной мотивной группы, или группы «головных мотивов». Менее обычный вариант — децентрализованный, когда в продолжении или окончании темы возникают новые яркие мотивы, конкурирующие с начальными. Для второго случая Бобровский в своей книге «Функциональные основы музыкальной формы» применил термин «добавочный тематический импульс» (с. 41, см. также с. 119-121)226.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.008 с.) |