Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В. С. Соловьев о Всеединстве и Богочеловечестве
Наиболее значительным русским философом, гениаль-мыслителем мирового значения, по общему призна-, является Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). 1оэт и мистик, публицист и философ, нравственный про-ведник, богослов и переводчик сочинений Платона и человек огромного личного обаяния, обладавший «ечательным остроумием, небывалой глубиной и мощью
мысли, фантастической широтой духовных интересов и Оригинальность мысли сочеталась в творчестве Соловьева с огромной широтой и терпимостью взглядов. Пожалуй, одной из самых верных характеристик его личности и мировоззрения было бы слово «универсализм» (от лат. «универсалис» — всеобщий), стремление, избежав однобоких и узких «точек зрения», одновременно осознать содержащуюся в них «правду» и сочетать ее в едином всеобъемлющем и гармоничном миросозерцании. Весьма показательными являются и о многом говорят По глубокому и верному наблюдению мыслителя, [современная культура стремится к распаду на составные части, к утрате целостности и гармонии. А частичные, разделенные, однобокие «истины», взятые в своей исключительности и отдельности, оборачиваются ложью; распад культуры оборачивается распадом современного человека, i Подобно Платону, Соловьев жаждал высшей гармонии, связующей распадающийся на части мир в единое, прекрасное и благое целое, стремился осуществить синтез веры и разума, науки, искусства, религии и философии. Ведь |побой человек, прежде чем узнавать «нечто», имеет глубокое, не нуждающееся ни в опыте, ни в логических доказательствах, но тем не менее твердое и очевидное
ощущение того, что мир есть, что он единД— это ощущение;'■ глубже и первичнее всякого конкретного и частного позна-ния, предшествует ему./Уже затем, на смену и на основе этого нашего первичного ощущения-знания, приходит детализация и конкретизация, появляются наблюдения и iрассуждения, приходят отдельные Hayjcig— биология, социология, химия, физика — и начинают расчленять и препарировать этот мир на части, выделяя из него атомы и молекулы, живые клетки и общественные формации... Такой анализ и расчленение, такой схематизм и препарирование |в какой-то мере необходимы и неизбежны, но и опасны — 'ибо за этими разрозненными схемами и фрагментами мира может вовсе исчезнуть его первичная, очевидная, единая реальность, для обозначения которой Соловьев использует 'ключевое для его философии понятие — Всеединство. Понятно, что всякая вещь познается через свое отноше-не к целому, а это целое не есть просто множественность J вещей, но нечто большее. Например, мы не можем понять, |;Что такое ветка дерева, если не обратимся к дереву в целом; мы не можем также и понять дерева, если не знаем о лесе. Однако дерево не есть просто набор веток, листьев, орнейитчд., также лес не есть просто некое множество де-евьев. (Всеединство — это такое целое, в котором каждая асть находит свое место, обретает свой смысл и при этом i теряется, не растворяется, — так же как в игре симфо-ческого оркестра каждый инструмент, вписываясь в об-музыкальную гармонию, сохраняет свое значение и состоятельность. И Всеединство мироздания, по иовьеву, подобно слаженной игре такого огромного сим-онического оркестра. Благо, по Соловьеву, это именно гармония Всеединства, | зло — раскол, хаос, разобщенность, стремление каждой ци, каждого явления, каждого существа в мире утвер-гь себя и свою маленькую истину как истину абсолют-и единственную. Представьте себе, что в симфониче-эм оркестре каждый инструмент стал играть сам по себе и изо всех сил — безо всякого согласования с другими и пытаясь заглушить все прочие инструменты. Именно это, по мнению Соловьева, и произошло с миром и человеком, отпавшим от создавшего его Бога. Но оркестр может вновь прийти к утраченной гармонии и порядку, добровольно повинуясь палочке дирижера. Всеединство осталось позади как некая исходная точка — и находится впереди как цель мирового развития, в котором человеку суждено сыграть огромную и важную роль. Чтобы соединиться и сделать это свободно и добровольно, миру сначала надо было развалиться, разделиться на части. Смыол мироздания — в достижении всеобщего синтеза и гармонии, в обретении вселенского восстановления и примирения.
Соловьев убежден, что созданный Богом мир не полностью отпал от своего Творца, не полностью впал в зло хаоса и беспорядка. Связующим звеном между Богом и миром, Душой мира (это понятие восходит еще к Платону) для Соловьева является София — Божественная премудрость. Софию Соловьев определяет по-разному— и как вечное «тело Бога», и как вечную «Душу мира», и как будущее, одухотворенное, идеальное человечество. София осуществляет связь между Богом и миром, это образ, по которому Бог создает мир, цель, стремясь к которой мир достигнет Всеединства, а человек — одухотворенности. София по отношению к Богу материальна, а по отношению к миру духовна, это — одухотворенная телесность. (Здесь мы наблюдаем мотивы пантеизма, о котором неоднократно говорилось в этой книге). Благодаря Софии разобщенные части мира постепенно в ходе мировой эволюции соединяются в одно грандиозное целое. Так сначала через эволюцию природы, а затем через историю человека идет процесс «собирания Вселенной», процесс добровольного достижения некогда утраченного Всеединства. «Искры Божий», изначально содержащиеся во всем, разгораются всё ярче, всё сильнее, частные истины сливаются в одну гармоничную и всеобъемлющую истину, разрозненная и падшая материя [(одухотворяется, преображается. От механического единства всемирного тяготения через динамическое единство невесомых физических сил (тепло, свет, электричество), Iчерез органическое единство животных сил хаос постепен-|но оформляется в космос (по-гречески «космос» — поря-ок). И вот на сцену мирового процесса вступает человек — связующее звено между божественным и природным миом, посредник и помощник Творца в деле освобождения рироды и ее воссоединения с Богом. Вспомним, что идеи о провой, вселенской миссии человека содержатся в фило-[ши русского космизма. По убеждению В. С. Соловьева, христианство есть не ко вера в Бога, но и вера в человека. Индивидуально |две природы соединились в Христе; теперь это должно про-ойти в коллективе, в человеческом обществе, в Церкви, повек, каким он является сейчас, — ограничен, слаб, чтожен, слишком еще близок к животности, но одновременно — свободен, сверх-природен, устремлен к абсолют-ому, вечному, к высшей полноте и завершенности. В этой -ойственности, промежуточности человека— и трагизм > положения, и надежда на обретение новых вершин. Однако история еще далека от завершения, человек даек от совершенства, утверждает мыслитель. Человечество > находится на долгом пути к Богочел овечеству, к оду-орению природы, соединению с Богом и «собиранию пенной». На этом пути людей поджидает немало иску-вний, и прежде всего искушение эгоизмом — личным и зональным. Выступая с позиций христианского уни-сализма и горячо осуждая индивидуальную разобщен-ть людей, «зоологический патриотизм» и раскол хри-аских церквей, Владимир Соловьев призывает к их единению (он сам считал себя не членом существующих рквей — православной или католической, но членом бу-цей единой Вселенской Церкви).
^Другое искушение— противопоставление веры в Бога ' в человека. Старая религиозная цивилизация во имя I Бога отрицала человека, препятствовала прогрессу и тем отступила от духа христианства, тогда как нынешняя безбожная цивилизация, увлеченная успехами социального и научно-технического прогресса, превозносит и обожествляет человека, забывая о Боге. Соловьев подчеркивает, что «последовательно же проведенные и до конца осуществленные обе эти веры — вера в Бога и вера в человека — сходятся в единой полной и всецелой истине Богочеловечества». Размышления о Богочеловечестве как цели мировой истории естественным образом обращают мыслителя к социальным и политическим вопросам. Средневековое и современное общество, по мнению Соловьева, не есть общество истинно христианское (вопреки распространенному убеждению), но общество компромиссное, в котором проповедь первоначального христианства вынуждена была приспособиться к императорской власти и языческому сознанию населения. Таким образом, основы христианской общественности еще только должны быть созданы. Соловьев призывал к объединению церквей, к введению свободы совести и отмене смертной казни, к преодолению эксплуатации человека человеком, к справедливой организации труда и распределения продуктов, к отказу от националистических предрассудков, к слиянию лучших традиций восточной культуры (с ее «бесчеловечным Богом») с культурой западной (с ее «безбожным человеком»). Целью христианства, по Соловьеву, является достижение не только «личной святости, но и общественной справедливости». Странным парадоксом ему представляется то, что все прогрессивные социальные преобразования в духе христианства за последние два века осуществляли в Европе люди в Христа не веровавшие, тогда как люди именующие себя «христианами» этому препятствовали. Призывая к созданию истинно христианского общества, Соловьев, подобно Толстому, обличал ложь общества, которое лишь на словах называло себя христианским. {оэтому «христианство, осуществленное в общественной зни, — политика, ставшая христианской, это — свобо-i для всех угнетенных, покровительство для всех слабых; > — социальная справедливость и добрый христианский р». Владимир Соловьев является основателем мощного, ригинального и плодотворного течения в русской религи-зной и философской мысли начала XX века. Его идеи о единстве и Богочеловечестве, о Софии и христианской <е получили развитие в работах братьев Е. Н. и, Н. Трубецких, С. Н. Булгакова, Ц. А. Флоренского, I. А. Бердяева, А. Ф. Лосева и многих других замечатель-мыслителей, внесших огромный вклад не только в сийскую, но ив мировую сокровищницу духа. лросы и задания [то такое «цельное знание» для Владимира Соловьёва? Сравните размышления о цельном знании с аналогичными мыслями
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.68.197 (0.01 с.) |